iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Аналитика
15 февраля 2013 г. 01:00
версия для печати версия для печати

Публичные религиозные обряды: определение и порядок проведения. Комментарий инокини Ксении (Чернеги)

Министерство юстиции Российской Федерации вынесло на общественное обсуждение законопроект, регламентирующий порядок проведения публичных религиозных обрядов и церемоний. Минюст предлагает внести поправки в ст. 16 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Прежде всего законопроект вводит понятие «публичных религиозных обрядов и церемоний», которые определяются как «открытые, доступные для восприятия каждого религиозные обряды и церемонии, включая богослужения, молитвенные и религиозные собрания».

В законопроекте уточняется и даже расширяется список мест, где могут беспрепятственно, без предварительного уведомления властей проводиться публичные религиозные мероприятия. В число этих мест входят:

— культовые и иные здания религиозного назначения, принадлежащие религиозным организациям на праве собственности или предоставленные им на ином имущественном праве;

— иные здания, принадлежащие религиозным организациям на праве собственности или предоставленные им на ином имущественном праве;

— земельные участки, принадлежащие религиозным организациям на праве собственности или предоставленные им на ином имущественном праве;

— места паломничества;

— территория организаций, созданных религиозными организациями;

— кладбища и крематории;

— жилые помещения.

Для проведения публичных религиозных мероприятий вне указанных мест требуется предварительное уведомление органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и пикетирований.

В настоящее время законом требуется уведомлять власти о публичных религиозных мероприятиях. Однако в предложенном законопроекте уточняется перечень случаев, когда подобное уведомление не требуется. Кроме того, уведомление властей позволяет обеспечить порядок и безопасность участников публичного религиозного мероприятия, поскольку тогда его сопровождают полиция и кареты «скорой помощи».

Законопроект был разработан Министерством юстиции в связи с постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 5 декабря 2012 года № 30-П в целях приведения ст. 16 Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» в соответствие с Конституцией Российской Федерации в части регулирования порядка проведения публичных богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, включая молитвенные и религиозные собрания, вне культовых зданий и сооружений, а также вне специально отведенных или предоставленных для этого мест.

Поводом к рассмотрению Конституционным судом дела о проверке конституционности положений п. 5 ст. 16 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» (а также п. 5 ст. 19 Закона Республики Татарстан «О свободе совести и о религиозных объединениях») явилась жалоба уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Жалоба была подана в связи с делами руководителей местных религиозных организаций Свидетелей Иеговы города Казани и города Белгорода граждан П.Э. Айрияна и А.И. Щендрыгина. Последние организовали публичные богослужения в арендованных зрительных залах и т.п., то есть в помещениях, которые не относятся к числу помещений религиозного назначения, однако не направили, вопреки требованиям закона, письменного уведомления властям о проведении данных публичных мероприятий и были привлечены к административной ответственности.

Уполномоченный по правам человека в РФ, обратившийся в Конституционный суд в защиту конституционных прав вышеуказанных граждан, указал, что организованные этими гражданами публичные богослужения представляли собой собрания членов религиозных организаций и их нельзя отнести к митингам, шествиям и демонстрациям. По мнению заявителя, положения п. 5 ст. 16 Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» распространяют требования, предъявляемые к порядку проведения митингов, демонстраций и шествий, на молитвенные и религиозные собрания, а потому представляют собой излишнее вмешательство государства в реализацию гражданами прав на свободу вероисповедания и свободу собраний и, следовательно, противоречат ст. 28 и 31 Конституции Российской Федерации.

Конституционный суд признал положения п. 5 ст. 16 Закона «О свободе совести» не противоречащими Конституции в той мере, в какой ими вводится уведомительный порядок проведения молитвенных и религиозных собраний как разновидности публичных религиозных мероприятий в иных, помимо указанных в п. 1–4 ст. 16 указанного закона местах (то есть помимо культовых зданий и относящихся к ним территорий, мест паломничества, учреждений и предприятий религиозных организаций, кладбищ и крематориев, жилых помещений и т.п.).

Вместе с тем положения п. 5 ст. 16 Закона «О свободе совести» были признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они распространяют на молитвенные и религиозные собрания, проводимые в иных, помимо указанных в п. 1–4 ст. 16, местах, порядок проведения митингов, демонстраций и шествий, установленных ст. 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», не учитывая различий между теми религиозными собраниями, проведение которых может потребовать от властей дополнительных мер безопасности, и теми, проведение которых не связано с подобной необходимостью.

Конституционный суд обязал федерального законодателя внести необходимые изменения в регулирование порядка проведения публичных религиозных мероприятий, которые бы учитывали их отличия, поскольку не все подобные мероприятия «требуют от органов публичной власти принятия мер, направленных на обеспечение общественного порядка и безопасности как самих участников публичного религиозного мероприятия, так и других граждан».

Во исполнение данного постановления Конституционного суда Министерство юстиции и разработало законопроект о проведении публичных религиозных мероприятий.

Законопроект, несомненно, нуждается в доработке; в частности, необходимо уточнить определение «публичного религиозного обряда и церемонии»; однако он не нарушает прав верующих граждан.

Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»

Внести в статью 16 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 39, ст. 4465) следующие изменения:

1) Пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1. Религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, а также иных религиозных обрядов и церемоний, религиозного почитания (паломничества).

К публичным религиозным обрядам и церемониям относятся открытые, доступные для восприятия каждого религиозные обряды и церемонии, включая богослужения, молитвенные и религиозные собрания».

2) Пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2. Богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, в том числе публичные, беспрепятственно совершаются:

в культовых и иных зданиях (помещениях) религиозного назначения, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве, а также на относящихся к ним земельных участках;

в иных зданиях (помещениях), принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве;

на земельных участках, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве;

в местах паломничества;

на территории организаций, созданных религиозными организациями;

на кладбищах и в крематориях;

в жилых помещениях».

3) Пункт 5 изложить в следующей редакции:

«5. Публичные религиозные обряды и церемонии вне зданий (помещений), земельных участков и иных мест, указанных в пунктах 1-4 настоящей статьи, проводятся по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проект Федерального закона «О внесении изменения в статью 9 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее — законопроект) подготовлен во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2012 г. № 30-П в целях приведения статьи 16 Федерального закона от 26 сентября 1997г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» в соответствие с Конституцией Российской Федерации в части регулирования порядка проведения публичных богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, включая молитвенные и религиозные собрания, вне культовых зданий и сооружений, а также вне специально отведенных или предоставленных для этого мест.

В целях разграничения порядка проведения богослужений, религиозных и молитвенных собраний в зависимости от места их проведения и характера мероприятия законопроект вводит понятие публичных религиозных обрядов и церемоний, под которыми понимаются открытые, доступные для восприятия третьих лиц религиозные обряды и церемонии, включая богослужения, молитвенные и религиозные собрания.

Законопроектом предполагается беспрепятственное осуществление богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, в том числе публичных:

— в культовых и иных зданиях (помещениях) религиозного назначения, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве;

— в иных зданиях (помещениях), принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве;

— на земельных участках, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве;

— в местах паломничества;

— на территории организаций, созданных религиозными организациями;

— на кладбищах и в крематориях;

— в жилых помещениях.

Таким образом, религиозные организации смогут без предварительного уведомления органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления проводить религиозные собрания в зданиях (помещениях) специально не предназначенных для их проведения, но предоставленных религиозным организациям во временное пользование или аренду по гражданско-правовому договору, на земельных участках, на которые религиозная организация имеет имущественные права, а также на территории организаций, созданных религиозной организацией и т.д.

Для проведения публичных религиозных обрядов и церемоний вне зданий (помещений), земельных участков и иных мест, указанных в пунктах 1-4 статьи 16 законопроекта потребуется предварительное уведомление органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и пикетирований.

15 февраля 2013 г. 01:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00