iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Аналитика
15 февраля 2013 г. 01:00
версия для печати версия для печати

Публичные религиозные обряды: определение и порядок проведения. Комментарий инокини Ксении (Чернеги)

Министерство юстиции Российской Федерации вынесло на общественное обсуждение законопроект, регламентирующий порядок проведения публичных религиозных обрядов и церемоний. Минюст предлагает внести поправки в ст. 16 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Прежде всего законопроект вводит понятие «публичных религиозных обрядов и церемоний», которые определяются как «открытые, доступные для восприятия каждого религиозные обряды и церемонии, включая богослужения, молитвенные и религиозные собрания».

В законопроекте уточняется и даже расширяется список мест, где могут беспрепятственно, без предварительного уведомления властей проводиться публичные религиозные мероприятия. В число этих мест входят:

— культовые и иные здания религиозного назначения, принадлежащие религиозным организациям на праве собственности или предоставленные им на ином имущественном праве;

— иные здания, принадлежащие религиозным организациям на праве собственности или предоставленные им на ином имущественном праве;

— земельные участки, принадлежащие религиозным организациям на праве собственности или предоставленные им на ином имущественном праве;

— места паломничества;

— территория организаций, созданных религиозными организациями;

— кладбища и крематории;

— жилые помещения.

Для проведения публичных религиозных мероприятий вне указанных мест требуется предварительное уведомление органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и пикетирований.

В настоящее время законом требуется уведомлять власти о публичных религиозных мероприятиях. Однако в предложенном законопроекте уточняется перечень случаев, когда подобное уведомление не требуется. Кроме того, уведомление властей позволяет обеспечить порядок и безопасность участников публичного религиозного мероприятия, поскольку тогда его сопровождают полиция и кареты «скорой помощи».

Законопроект был разработан Министерством юстиции в связи с постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 5 декабря 2012 года № 30-П в целях приведения ст. 16 Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» в соответствие с Конституцией Российской Федерации в части регулирования порядка проведения публичных богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, включая молитвенные и религиозные собрания, вне культовых зданий и сооружений, а также вне специально отведенных или предоставленных для этого мест.

Поводом к рассмотрению Конституционным судом дела о проверке конституционности положений п. 5 ст. 16 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» (а также п. 5 ст. 19 Закона Республики Татарстан «О свободе совести и о религиозных объединениях») явилась жалоба уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Жалоба была подана в связи с делами руководителей местных религиозных организаций Свидетелей Иеговы города Казани и города Белгорода граждан П.Э. Айрияна и А.И. Щендрыгина. Последние организовали публичные богослужения в арендованных зрительных залах и т.п., то есть в помещениях, которые не относятся к числу помещений религиозного назначения, однако не направили, вопреки требованиям закона, письменного уведомления властям о проведении данных публичных мероприятий и были привлечены к административной ответственности.

Уполномоченный по правам человека в РФ, обратившийся в Конституционный суд в защиту конституционных прав вышеуказанных граждан, указал, что организованные этими гражданами публичные богослужения представляли собой собрания членов религиозных организаций и их нельзя отнести к митингам, шествиям и демонстрациям. По мнению заявителя, положения п. 5 ст. 16 Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» распространяют требования, предъявляемые к порядку проведения митингов, демонстраций и шествий, на молитвенные и религиозные собрания, а потому представляют собой излишнее вмешательство государства в реализацию гражданами прав на свободу вероисповедания и свободу собраний и, следовательно, противоречат ст. 28 и 31 Конституции Российской Федерации.

Конституционный суд признал положения п. 5 ст. 16 Закона «О свободе совести» не противоречащими Конституции в той мере, в какой ими вводится уведомительный порядок проведения молитвенных и религиозных собраний как разновидности публичных религиозных мероприятий в иных, помимо указанных в п. 1–4 ст. 16 указанного закона местах (то есть помимо культовых зданий и относящихся к ним территорий, мест паломничества, учреждений и предприятий религиозных организаций, кладбищ и крематориев, жилых помещений и т.п.).

Вместе с тем положения п. 5 ст. 16 Закона «О свободе совести» были признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они распространяют на молитвенные и религиозные собрания, проводимые в иных, помимо указанных в п. 1–4 ст. 16, местах, порядок проведения митингов, демонстраций и шествий, установленных ст. 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», не учитывая различий между теми религиозными собраниями, проведение которых может потребовать от властей дополнительных мер безопасности, и теми, проведение которых не связано с подобной необходимостью.

Конституционный суд обязал федерального законодателя внести необходимые изменения в регулирование порядка проведения публичных религиозных мероприятий, которые бы учитывали их отличия, поскольку не все подобные мероприятия «требуют от органов публичной власти принятия мер, направленных на обеспечение общественного порядка и безопасности как самих участников публичного религиозного мероприятия, так и других граждан».

Во исполнение данного постановления Конституционного суда Министерство юстиции и разработало законопроект о проведении публичных религиозных мероприятий.

Законопроект, несомненно, нуждается в доработке; в частности, необходимо уточнить определение «публичного религиозного обряда и церемонии»; однако он не нарушает прав верующих граждан.

Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»

Внести в статью 16 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 39, ст. 4465) следующие изменения:

1) Пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1. Религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, а также иных религиозных обрядов и церемоний, религиозного почитания (паломничества).

К публичным религиозным обрядам и церемониям относятся открытые, доступные для восприятия каждого религиозные обряды и церемонии, включая богослужения, молитвенные и религиозные собрания».

2) Пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2. Богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, в том числе публичные, беспрепятственно совершаются:

в культовых и иных зданиях (помещениях) религиозного назначения, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве, а также на относящихся к ним земельных участках;

в иных зданиях (помещениях), принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве;

на земельных участках, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве;

в местах паломничества;

на территории организаций, созданных религиозными организациями;

на кладбищах и в крематориях;

в жилых помещениях».

3) Пункт 5 изложить в следующей редакции:

«5. Публичные религиозные обряды и церемонии вне зданий (помещений), земельных участков и иных мест, указанных в пунктах 1-4 настоящей статьи, проводятся по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проект Федерального закона «О внесении изменения в статью 9 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее — законопроект) подготовлен во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2012 г. № 30-П в целях приведения статьи 16 Федерального закона от 26 сентября 1997г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» в соответствие с Конституцией Российской Федерации в части регулирования порядка проведения публичных богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, включая молитвенные и религиозные собрания, вне культовых зданий и сооружений, а также вне специально отведенных или предоставленных для этого мест.

В целях разграничения порядка проведения богослужений, религиозных и молитвенных собраний в зависимости от места их проведения и характера мероприятия законопроект вводит понятие публичных религиозных обрядов и церемоний, под которыми понимаются открытые, доступные для восприятия третьих лиц религиозные обряды и церемонии, включая богослужения, молитвенные и религиозные собрания.

Законопроектом предполагается беспрепятственное осуществление богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, в том числе публичных:

— в культовых и иных зданиях (помещениях) религиозного назначения, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве;

— в иных зданиях (помещениях), принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве;

— на земельных участках, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве;

— в местах паломничества;

— на территории организаций, созданных религиозными организациями;

— на кладбищах и в крематориях;

— в жилых помещениях.

Таким образом, религиозные организации смогут без предварительного уведомления органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления проводить религиозные собрания в зданиях (помещениях) специально не предназначенных для их проведения, но предоставленных религиозным организациям во временное пользование или аренду по гражданско-правовому договору, на земельных участках, на которые религиозная организация имеет имущественные права, а также на территории организаций, созданных религиозной организацией и т.д.

Для проведения публичных религиозных обрядов и церемоний вне зданий (помещений), земельных участков и иных мест, указанных в пунктах 1-4 статьи 16 законопроекта потребуется предварительное уведомление органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и пикетирований.

15 февраля 2013 г. 01:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00
Молись, но за победу немецкого воинства
Жизнь Церкви, положение верующих и служение законных иерархов на оккупированных нацистскими войсками территориях бывших союзных республик продолжают оставаться предметом научного интереса современных историков. В советскую эпоху серьезное изучение этих вопросов как светскими, так и церковными специалистами было невозможно, в новейшее же время основные усилия российских исследователей оказались сосредоточены на событиях, происходивших на территории РСФСР. Между тем и в Украинской ССР, на оккупированных гитлеровской Германией территориях, церковная жизнь 1941–1944 годов была полна драматических коллизий. О том, как в Херсонской области вынужденный коллаборационизм священники компенсировали спасением евреев и красноармейцев, рассказывает клирик Новокаховской епархии Украинской Православной Церкви иеромонах Иустин (Юревич).
22 июня 2020 г. 14:00