КРЕСТИТЕЛЬ РУСИ И СВЯТИТЕЛЬ ПЕТР МОГИЛА В САКРАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ КИЕВСКОГО ХРАМА СПАСА НА БЕРЕСТОВЕ
Историческая судьба церкви Спаса на Берестове оказалась непростой. Она не раз переживала периоды упадка и запустения. В 1947 году, когда праздновалось 800-летие Москвы, в храме был установлен памятник-саркофаг скончавшемуся 15 мая 1157 года в Киеве и погребенному в церкви Спаса князю Юрию Долгорукому. Богослужения в храме были возобновлены в середине 1990-х годов. Печально, что к настоящему времени церковь более десяти лет стоит закрытой, потому что нет средств, необходимых для реставрационных работ. Основанная крестителем Руси церковь Спаса на Берестове — усыпальница основателя Москвы князя Юрия Долгорукого, заключающая в себе пространственность исторического времени от святого князя Владимира до святителя Петра Могилы, несомненно, должна быть восстановлена и открыта и как храм Божий, и как исторический памятник. В последние недели ситуация сдвинулась с мертвой точки: киевский благотворитель объявил о финансировании полного цикла реставрационно-восстановительных работ уникального храма-памятника.
«Стены едва стоят...»
В 1631 году Петр Могила вернул «Спасский кут с церковью мурованною», находившийся тогда во владении униатов. На плане из лаврского издания «Тератургимы» 1638 года была обозначена полуразрушенная церковь Преображения Господня с пояснением, что «построена она святым Владимиром. Сейчас же стены ее едва стоят, щебень покрыл землю»1. Обретенную в 1636 году в руинах Десятинной церкви честную главу святого князя Владимира Высокопреосвященный Петр Могила первоначально перенес именно в эту церковь. Восстановленный стараниями Петра Могилы храм Преображения Господня на Берестове был освящен в 1643 году и уже в следующем году расписан приглашенными в Киев греческими живописцами2.
В сакральном пространстве древнего храма на Берестове воплотилась могилянская концепция — восстановить его как мемориал исторического бытия Русской Церкви. Хронологическое измерение от Крещения Руси до эпохи Петра Могилы изначально было задано настенной летописью храма — двумя ктиторскими надписями. Славянская надпись 1643 года, выполненная в год освящения храма, сообщает: «Сію церковь созда великій и всея Росїи князь и самодержец, святый Владимир, во святом крещении Василій. По летех же многих и по разорении от безбожных татар произволением Божиим обновися смиренным Петром Могилою, архиепископом, митрополитом Кїевским, Галицким и всея Росїи, екзархом святого Константинопольского престола, архимандритом Печерским, во славу на Фаворе преобразившегося Христа Бога Слова». В начале второй, греческой, надписи 1644 года стоит имя Петра Могилы: «Петр Могила, архиерей божий, сей храм Господу Владыке соорудил и завершил этот достославный и приснопамятный дом из камня, расписал перстами греков...»
Ктиторская композиция
Образы святого князя Владимира и митрополита Петра Могилы включены в ктиторскую композицию 1644 года. Коленопреклоненный Петр Могила подносит восстановленную им церковь восседающему на троне Иисусу Христу, Царю царей и Великому Архиерею. Слева — предстоящая Богоматерь «Параклесис», жест рук которой указывает на молитвенное заступничество за ктитора. Справа фигура святого князя Владимира в княжеской шапке и шубе — строителя инебесного заступника древнего храма на Берестове. В композиции представлены два молитвенно взывающие к Спасителю ктитора — святой князь Владимир и митрополит Петр Могила, создатель древней церкви Спаса на Берестове и ее возобновитель.
Смысл ктиторской композиции раскрывают надписи на соединяющих фигуры белых лентах-бандеролях. От уст святого князя Владимира исходят следующие слова: «Призри, Господи, на церковь сию, юже создах недостойный во имя Твое, и аще кто верою узрел, просвети светом лица Твоего. Да будут очи твои выну [отверсты]на храм сей». В «Повести временных лет» эти слова включены в молитву князя Владимира в Десятинной церкви. «Въ лѣто 6504 (996). Володимиръ же видивъ церковь свѣршену, и вшедъ в ню и помолися Богу, глаголя: «Господи Боже!... И призри на церьковь сию, юже создахъ, недостойный рабъ твой...» В свою очередь этот текст является парафразом молитвы царя Соломона в возведенном им Иерусалимском храме. Эта паремия из Третьей книги Царств читается на вечерне в день памяти святого равноапостольного князя Владимира3. Текст надписи, указывающий на святого князя Владимира как на создателя древнего храма на Берестове, одновременно уподобляет его царю Соломону, строителю Иерусалимского храма.
Рядом с фигурой святого князя Владимира изображена любопытная архитектурная деталь, исторически углубляющая пространство ктиторской фрески. Это завязанная соломоновым узлом и увенчанная резной капителью небольшая двойная белая колонка. Выше нее — скрывающее фрагмент первоначальной фрески пятно красочного слоя (вероятно, более позднего времени). На колонке, по всей вероятности, был изображен низвергаемый князем Владимиром идол. Мотив колонны со стоящим на ней идолом известен, в частности, по миниатюрам Радзивилловской летописи конца XV века. Аналогичное изображение имеется и в гравюре 1674 года из книги Лазаря Барановича «Трубы словес проповедных», она выполнена позднее ктиторской фрески Спаса. С колонок-пьедесталов падают и разбиваются на части ниспровергаемые крестителем Руси языческие кумиры.
По свидетельству древнерусских летописей, низвержение идолов сопровождалось возведением христианских церквей на местах, «идеже стояше кумиры». «Капища разрушахуся и церкви поставляхуся, идолы сокрушахуся», — читаем в «Слове о законе и благодати» митрополита Киевского Илариона. В польской «Хронике» историка Мацея Стрыйковского 1582 года, известной современникам Петра Могилы, записано: «И велел [Владимир] выстроить в Киеве церковь Святого Спаса...на том месте, где был идол Перун перед тем почитаем»4. Таким образом, колонка рядом с фигурой святого равноапостольного князя Владимира, наряду с низвержением идолов, символизировала также возведение древней церкви на Берестове.
Памятник свободе православного исповедания
Итак, в сакральном пространстве церкви Преображения Господня Петр Могила зафиксировал две знаковые вехи истории Русской Церкви: Володимирово Крещение Руси и знаменательную дату 1 ноября 1632 года. Один из престолов боковых приделов восстановленного храма был освящен во имя Святого князя Владимира (там в стенной нише некоторое время находился ковчег с главой равноапостольного князя). Другой — во имя Святых бессребреников и чудотворцев Косьмы и Дамиана, память которых празднуется 1 ноября. Как поясняла надпись на положенной под престолом доске XIX века, «в день благознаменитый для всей Киево-Галицкой Митрополии восстановлением в 1632 году попираемых Латинами древних прав и преимуществ святой греко-российской церкви».
В этот день, 1 ноября 1632 года на сейме Речи Посполитой, в состав которой входили украинские земли, были утверждены «Статьи для успокоения народа русского греческой религии, что проживает в царстве Польском и великом княжестве Литовском». Принятые в результате упорной борьбы православных депутатов «Статьи» положили конец почти 40-летним притеснениям православных после Брестской церковной унии 1596 года. Новоизбранный король Речи Посполитой Владислав IV своей грамотой дозволил свободное исповедание православной веры и восстановление церковной иерархии, свободное отправление церковных таинств. Он также разрешил реставрацию и строительство православных церквей.
Пока шли восстановительные работы в церкви Спаса на Берестове, Петр Могила ежегодно своими вкладами отмечал победную дату 1 ноября. В 1640 году он пожертвовал напрестольный крест, в 1641-м — напрестольное Евангелие и в 1642-м — потир5. На вкладных надписях, сделанных в разные годы, указана одна и та же дата — «Ноемврія 1-го дня». Эта знаковая дата, как следует из уточненного перевода В.Г. Ченцовой, была поставлена и в конце греческой ктиторской надписи 1644 года6: | †Петр Могила, архиерей божий, сей храм || Господу Владыке соорудил и, || завершив этот достославный и приснопамятный дом из камня, || расписал перстами греков, славу || воздал, которую Ты, Безначальне, во всей || земле стяжал крестным страданием,|| ибо всяк во имя божье в храм славу || приносит. Ты же, свод || небесный и тяжесть || земную во длани держащий,|| утверди и сей || дом навеки нерушимым|| во славу Твоей державы. || В лето от Рождества || Иисуса Христа 1644, || ноября 1.|| Месяца ноября, || индикта [13].
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Кальнофойский Афанасий. Тератургима/ Пер. с польск. О.Бигун. К.: Горлица, 2013.
С. 33–34.
2 Лопухина Е.В., Питателева Е.В., Ченцова В.Г. Поствизантийские фрески церкви Спаса на Берестове в контексте письменных источников и художественно-иконографического анализа // Каптеревские чтения. М., 2015. Вып. 13. С. 179–220.
3 «Аз же создах дом имени твоему свят тебе... И да призриши на молитву мою, Господи Боже Израилев ...да будут очи Твои отверсты на храм сей день и нощь». (3 Цар. 8, 20, 27–29).
4 Каргер М.К. Древний Киев. М.; Л., 1961. Т. 2. С. 374–375.
5 Лопухина Е.В. Мемориальные вклады святителя Петра Могилы в церковь Спаса на Берестове — память о знаменательной дате 1 ноября 1632 года // Труди Київської духовної академiї. К., 2015. № 22. С. 277–280.
6 Ченцова В.Г. Греческая ктиторская надпись церкви Преображения Господня на Берестове (в печати).
Историческая справка
Древняя церковь Преображения Господня расположена за стенами Киево-Печерской лавры, на месте княжеского с. Берестова. Св. князь Владимир скончался, по свидетельству летописца, 15 июля 1015 г. в загородном деревянном дворце на Берестове. Сын св. Владимира князь Ярослав Мудрый «любил Берестово и здешнюю церковь святых апостолов», как записано в летописной статье 1051 г. «Повести временных лет». В пещере, выкопанной в окрестностях Берестова, подвизался пресвитер Иларион, впоследствии митрополит Киевский. Написанное Иларионом «Слово о законе и благодати» содержит в себе «Похвалу князю Владимиру».
Елена Владимировна Лопухина — старший научный сотрудник Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника. Окончила исторический факультет Киевского национального университета им. Т. Г. Шевченко. Работает в отделе изучения художественного наследия Киево-Печерской лавры. Тематика научных исследований: системы росписей храмов Киево-Печерской лавры, деятельность лаврской иконописной школы XIX–XX вв., церковный портрет XVIII — начала ХХ в., формирование и развитие иконографии печерских святых.