Храмы в расположении воинских частей стали уже привычным явлением. От сухопутных войск не отстают и моряки. Сегодня на многих военных судах Российского флота действуют полноценные плавучие церкви. О корабельных храмах Черноморской флотилии рассказывает помощник командующего Черноморским флотом по работе с верующими военнослужащими протоиерей Александр Бондаренко.
Перед открытой стихией человек обостренно чувствует присутствие Бога. Как сказал мне один офицер, «в море, как и на войне, неверующих нет». Когда он первый раз вышел в море, корабль попал в такой сильный шторм, что даже бывалые морские волки — мичманы и офицеры — достали откуда-то образки, иконки и крестики и стали молиться. Моряки знают: всё в руках Спасителя, и как ни крепок корабль, а с морем шутки плохи.
На сегодняшний день на Черноморском флоте установлены храмы на гвардейском ракетном крейсере «Москва» и спасательном судне «Коммуна». Оборудуется храм и на спасательном судне «Эпрон».
В идеале было бы правильно при закладке корабля сразу проектировать одно из помещений как церковь. Но пока мы вынуждены приспосабливать имеющиеся помещения. На крейсере «Москва», к примеру, под храм переоборудовали комнату психологической разгрузки, так как это самая большая каюта на корабле. На «Коммуне» нам выделили две смежные каюты, в одной оборудовали алтарь, в другой — помещение для молящихся. На «Эпроне» тоже одна из кают отремонтирована и переоборудована под храм.
При ориентации алтаря желательно, чтобы он был по направлению движения корабля. На «Москве» это условие соблюсти не удалось. Во время качки службы не совершаются. Престол, жертвенник, подсвечники, если они не закреплены намертво, крепятся веревками, а всё остальное упаковывается «по-штормовому». Свечи во время похода мы зажигаем с соблюдением всех правил пожарной безопасности: рядом огнетушитель, а подсвечник греческого типа — с песком. Разумеется, подсвечник запрещено оставлять без присмотра. Во время боевой службы, если на борту есть священник, Литургия совершается по возможности (если нет шторма) каждое воскресенье.
Мне дважды довелось сходить в походы на крейсере «Москва» и на большом десантном корабле «Азов», во время которых на обоих судах были развернуты походные храмы. В 2005 году я — священник и в то время по совместительству действующий офицер морской авиации — вместе с протоиереем Александром Федоровым, заведующим сектором Военно-морского флота в Синодальном отделе по взаимодействию с Вооруженными силами, на гвардейском ракетном крейсере «Москва». Мы регулярно служили молебны и панихиды, около двух десятков матросов и офицеров приняли крещение.
На борту крейсера, в комнате боевой славы была развернута походная церковь, установлен престол, развешены иконы. С собой мы взяли богослужебные сосуды, в корабельной хлебопекарне выпекали просфоры. Каждое воскресенье и церковный праздник служили Божественную литургию. Ежедневно в храме читались утренние и вечерние молитвы. Так как помещение было маленькое, все желающие не могли в нем поместиться, и одну праздничную службу мы проводили в кают-компании мичманов, где также оборудовали походную церковь.
А в 2006 году, во время похода на Сицилию на большом десантном корабле «Азов», мы развернули походную церковь в твиндеке (грузовом трюме, предназначенном для перевозки техники), так как другого подходящего места найти не смогли. У нас уже был походный иконостас, престол и жертвенник, а также всё необходимое для богослужения. Желающих помолиться было много. Затем всё разбиралось и крепилось в ящиках, чтобы во время шторма не разбросало по трюму.
На сегодняшний день между Русской Православной Церковью и Черноморским флотом налажено тесное сотрудничество. Годовой план взаимодействия утверждается лично командующим флотом и митрополитом Симферопольским и Крымским. Священники на кораблях и в воинских частях проводят беседы, показывают фильмы, служат молебны и панихиды, совершают таинство крещения, организовывают поездки по святым местам. Во Владимирском соборе — усыпальнице адмиралов Лазарева, Корнилова, Истомина и Нахимова — регулярно совершаются богослужения с участием моряков-черноморцев, проводятся освящения андреевских флагов с кораблей и знамен воинских частей, офицерских кортиков. Каждый год празднование Дня Черноморского флота (13 мая) начинается с молебна в соборе. В штабе флота уже стало традицией в день памяти святого Феодора Ушакова совершать архиерейский молебен перед штабной иконой с мощами. Освящены почти все корабли. В настоящее время в структуре отдела Черноморского флота по работе с личным составом создано отделение по работе с верующими военнослужащими, которое возглавил капитан первого ранга в отставке Михаил Дмит-риевич Мамаев.
Меня спрашивают: много ли вы воцерковили народа, много ли матросов ходит в храм? На эти вопросы трудно ответить однозначно. Кто сейчас приходит во флот? Мальчишки из глубинки, которые не знают Бога. В лучшем случае их крестили в детстве. Они даже не знают, кто такой Александр Невский или Дмитрий Донской. И попусту было бы говорить о глубоком воцерковлении за один год, тем более что я не каждый день с ними встречаюсь. «Жатвы много, а делателей мало». Сначала им нужно просто открыть, что Бог есть, рассказать, в чем смысл жизни. Чтобы у них в сознании отложилось: если будет очень плохо, они могут обратиться к Отцу Небесному и с Его помощью найти выход из любой ситуации. Начинать, на мой взгляд, надо именно с этого, а не с рассказа о том, что есть православие и как в храм ходить.
На Черноморском флоте среди призывников 97% заявляют, что они верующие, а среди них 89,9% — православного исповедания. Нередко ребята обращаются к вере. С каждым военнослужащим, изъявившим желание принять крещение, мы проводим беседы, крестим. У меня есть мечта — совершать крещение в море. Для моряков это было бы очень символично.
СПРАВКА. Священники на флоте
Официальное появление на военных кораблях священнослужителей связано с деятельностью императора Петра I. В 1710 г. вышли «Артикулы военному российскому флоту», в которых, хотя и не упоминалось о священниках, имелись положения о совершении молитвы «по вся утры и вечеры» и «чтении слова Божия». В том же 1710 г. распоряжением митрополита Рязанского Стефана на военно-морской флот России к адмиралу Федору Апраксину был назначен священник Иоанн Антонов. Следующим законотворческим шагом стал указ Петра I, подписанный в апреле 1717 г., в котором приказывалось «в Российском флоте содержать на кораблях и других военных судах 39 священников». Наконец, в 1720 г. был издан знаменитый Морской устав, в который вошла глава «О священниках».
В соответствии с регламентом Морского устава на кораблях военного флота полагалось иметь по одному священнику и разрешалось отправлять все виды богослужения, за исключением Литургии. Запрет на служение Литургии мотивировался тем, что во время качки Святые Дары могут пролиться. В Уставе были определены обязанности и права морского духовенства: «отправлять службу Божию по надле¬жащему», посещать и утешать больных и «подавать капитану о состоянии, в каком их обрящет», а также «поучение словесное или на письме читать». В бою священнику надлежало находиться при лазарете, помогать, исповедовать и причащать умирающих запасными Дарами и отпевать покойных.
Вплоть до 1917 г. стационарные воинские храмы оборудовались на крейсерах, императорских яхтах, больших учебных кораблях. На палубе служились молебны, в двунадесятые праздники выносили престол для совершения Литургии.