выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Аналитика
ЖМП № 6 июнь 2018 / 
версия для печати версия для печати

Закон о свободе совести

Обзор основных изменений к 20-летию со дня принятия 

В минувшем году закону «О свободе совести и о религиозных объединениях»1 (далее — закон «О свободе совести») исполнилось 20 лет. Значение этого закона для религиозных организаций трудно переоценить. Он определил основные понятия, способы и порядок реализации свободы совести, светский характер государственно-конфессиональных отношений, статус и источники правового регулирования деятельности религиозных объединений в России, их права и условия деятельности, органы, осуществляющие контрольные и надзорные функции в данной сфере, и другие положения. Изменения в закон вносились на протяжении всего времени с момента его принятия, но особенно активно работа по корректировке нормативного акта шла последние семь лет.

За это время органы законодательной власти во взаимодействии с Русской Православной Церковью провели масштабную работу по корректировке федерального законодательства в целях обеспечения надлежащих гарантий прав и законных интересов религиозных организаций в различных сферах общественной жизни. В общей сложности за этот период было принято более 20 федеральных законов, вносящих изменения в различные законодательные акты. При этом только в сам Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» за минувшие семь лет было внесено около 30 поправок. Для сравнения, в период с 2004 по 2009 год закон «О свободе совести» практически не подвергался корректировке, что создавало значительные сложности в практике его применения. В рамках этой статьи остановимся на основных изменениях законодательства за минувшие семь лет.

В 2010 году Федеральным законом от 5 апреля 2010 года № 40-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон «О некоммерческих организациях», согласно которым религиозные организации были отнесены к числу социально ориентированных организаций, имеющих право на получение государственной поддержки в приоритетном порядке.

В настоящее время такая поддержка оказывается, в частности, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов путем предоставления субсидий. Имущественную поддержку социально ориентированным религиозным организациям оказывают органы государственной власти и органы местного самоуправления путем передачи во владение и (или) в пользование таким некоммерческим организациям государственного или муниципального имущества. Указанное имущество должно использоваться только по целевому назначению (ст. 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

В 2010 году Президент России подписал Федеральный закон от 30.11.2010 № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Этот закон разрабатывался шесть лет и стал важным шагом на пути обеспечения имущественных прав российских религиозных организаций. В ходе его разработки был достигнут компромисс между церковными интересами и интересами музейного сообщества. Главное предназначение нового закона — определение единого порядка передачи имущества религиозного назначения из федеральной, региональной и муниципальной собственности.

На протяжении 2011 года Правительство Российской Федерации и Минэкономразвития России приняли шесть подзаконных актов, необходимых для реализации данного закона.

Этими подзаконными актами определены:

— государственные органы, уполномоченные принимать решения о передаче религиозным организациям федерального имущества;

— перечень документов, подлежащих предоставлению в данные органы для решения вопроса о передаче имущества;

— состав и порядок работы комиссии по разрешению разногласий, возникающих в процессе передачи имущества;

— формы решений государственных и муниципальных органов о передаче имущества и примерные формы договоров безвозмездного пользования;

— порядок формирования плана передачи федерального имущества, закрепленного за федеральными учреждениями и предприятиями.

Необходимые подзаконные акты были приняты также субъектами Российской Федерации. 

Федеральный закон от 06.04.2015 № 80-ФЗ2 вывел религиозные организации из-под действия тех статей Гражданского кодекса, которые обязывали религиозные организации формировать достаточное для осуществления приносящей доход деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью. То есть для деятельности, приносящей прибыль, религиозная организация должна была иметь имущество ценой минимум 10 тыс. руб. При этом  сведения о размере и способах образования такого имущества следовало декларировать в указах священноначалия о создании епархий, приходов и монастырей. Федеральный законодатель запретил применять эти нормы в отношении религиозных объединений. Кроме того, во избежание дальнейших коллизий норм гражданского законодательства и законодательства о свободе совести в ГК включено положение, согласно которому нормы законодательства о свободе совести, определяющие гражданско-правовое положение религиозных организаций, имеют приоритет над нормами Гражданского кодекса России.

Федеральным законом от 13.07.2015 № 26-ФЗ в Федеральный закон «О свободе совести» внесены изменения, согласно которым обучение религии и религиозное воспитание не являются образовательной деятельностью и поэтому не подлежат лицензированию по нормам Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Эта поправка инициирована Русской Православной Церковью ввиду имевших место прокурорских проверок воскресных школ. С принятием нового закона органы прокуратуры и иные государственные органы не вправе требовать от религиозных организаций и воскресных школ, обучающих религии совершеннолетних и несовершеннолетних граждан, получения лицензий на осуществление образовательной деятельности.

Также новый закон уточняет требования к учредителям приходов и иных местных религиозных организаций. Учредителями могут быть не менее 10 граждан Российской Федерации, достигших 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.

Отменено требование о предварительном объединении учредителей местной религиозной организации в религиозную группу. Вместе с тем требование о выдаче епархией подтверждения о последующем вхождении прихода или иной местной религиозной организации в структуру епархии сохраняется (абзац шестой п. 5 ст. 11 новой редакции закона).

Новый закон упразднил обязанность религиозных организаций ежегодно информировать орган, принявший решение о ее государственной регистрации, о продолжении своей деятельности.

Кроме того, закон ввел новые нормы о порядке государственной регистрации и объеме правоспособности религиозных групп (религиозное объединение без прав юридического лица), не имеющих подтверждения о вхождении в структуру централизованной религиозной организации. Эти нормы затрагивают главным образом правовое положение протестантских общин, нетрадиционных религиозных объединений.

В частности, изменен порядок уведомления органов юстиции о деятельности религиозных групп.

Поправка предусматривает обязанность централизованной религиозной организации в случае, если в ее структуру входит религиозная группа, письменно уведомлять орган юстиции о начале деятельности такой группы. Форма уведомления утверждена приказом Минюста России от 05.10.2015 № 234.

Религиозная группа должна не реже, чем раз в три года уведомлять орган юстиции о продолжении своей деятельности.

В целях государственной регистрации прихода или иной местной религиозной организации епархия должна выдавать документ, подтверждающий вхождение местной религиозной организации (а не религиозной группы) в структуру епархии.

Отменен 15-летний срок существования на территории Российской Федерации как условие регистрации в качестве религиозной организации тех религиозных групп, которые не имеют подтверждения о вхождении в состав централизованной религиозной организации. 

Вместе с тем местные религиозные организации, не входящие в структуру централизованных религиозных организаций, в течение 10 лет со дня их государственной регистрации должны быть «поражены в правах» по сравнению с прочими религиозными организациями. Они не вправе:

— выступать учредителями централизованных религиозных организаций, создавать собственные СМИ, образовательные организации (за исключением образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в отношении совершеннолетних граждан);

— обучать религии учащихся государственных (муниципальных) образовательных организаций;

— иметь при себе представительства иностранной религиозной организации;

— проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих наказания, а также в зданиях, строениях религиозного назначения, расположенных на территориях образовательных организаций и в помещениях образовательных организаций, исторически используемых для проведения религиозных обрядов;

— приглашать иностранных граждан в целях занятия профессиональной, в том числе проповеднической, религиозной деятельностью в данных организациях.

Трудно переоценить значение Федерального закона от 28.11.2015 № 341-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О свободе совести и о религиозных объеди­нениях” и иные законодательные акты Российской Федерации», изменившего прежний порядок контроля за деятельностью религиозных организаций. В чем состоят главные изменения?

1. Религиозные организации выведены из-под действия ст. 32 Федерального закона «О  некоммерческих организациях». Порядок контроля за их деятельностью определяется Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» и частично Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

2. Отчеты в органы юстиции должны сдавать только те религиозные организации, которые финансируются из международных или иностранных источников. Остальные религиозные организации освобождены от сдачи данной отчетности.

3. Возможности органов юстиции по проверке финансово-хозяйственной деятельности религиозных организаций существенно ограничиваются. Такая проверка проводится только в одном из трех случаев:

— религиозная организация имела в течение года поступления из международных или иностранных источников;

— от государственных или муниципальных органов в органы юстиции поступила информация о нарушении религиозной организацией законодательства в сфере ее деятельности;

— от указанных органов поступила информация о наличии в деятельности религиозной организации признаков экстремизма (терроризма).

Документы о финансово-хозяйственной деятельности религиозных организаций запрашиваются органами юстиции только у религиозных организаций, удовлетворяющих хотя бы одному из трех перечисленных условий. У остальных религиозных организаций органы юстиции не вправе запрашивать и получать финансово-хозяйственную документацию.  

4. Новый закон ограничил перечень тех структур, у которых органы юстиции вправе получить информацию о финансово-хозяйственной деятельности религиозных организаций. Такая информация может быть получена исключительно у органов государственного контроля и надзора, в том числе у Росфинмониторинга, ФНС, органов статистики. Банки и иные кредитные и финансовые организации исключены из этого перечня. Поэтому органы юстиции не вправе запрашивать и получать у них информацию о финансово-хозяйственной деятельности религиозных организаций. 

В настоящее время работа над корректировкой Федерального закона продолжается. Так, например, в феврале 2018 года в Госдуму ФС РФ был внесен проект Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». С принятием этого законопроекта утратит силу Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», согласно которому особенности государственного надзора за деятельностью религиозных организаций должны определяться другими федеральными законами (п. 36 ст. 1 закона).

Если упомянутый законопроект будет принят, то возникнет риск пересмотра положений гл. IV Федерального закона «О свободе совести», определяющих порядок государственного контроля органов юстиции за деятельностью религиозных организаций. А это в свою очередь потребует очередной корректировки закона, чтобы обеспечить права религиозных организаций и верующих. 

Примечания

1 Федеральный закон № 125-ФЗ от 26.09.1997 «О свободе совести и о религиозных объединениях».

2 Федеральный закон от 06.04.2015 № 80-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О свободе совести и о религиозных объединениях” и отдельные законодательные акты Российской Федерации».


игумения Ксения (Чернега)
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом»
В августе этого года Курская область подверглась нападению украинских боевиков, в результате чего погибли десятки и пострадали сотни людей. Из приграничных городов и сел, по разным оценкам, было эвакуировано свыше 140 тысяч местных жителей. С первого же дня помощь пострадавшим стала оказывать Русская Православная Церковь в лице Курской епархии и Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Как она была организована, какие задачи приходилось ­решать? Об этом и о своем архипастырском пути — служении в Якутии в начале 1990-х, о встречах с насельницами дореволюционной Дивеевской обители — «Журналу ­Московской Патриархии» рассказал митрополит Курский и Рыльский Герман. PDF-версия.  
13 декабря 2024 г. 14:00