выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Аналитика
ЖМП № 6 июнь 2018 / 
версия для печати версия для печати

Закон о свободе совести

Обзор основных изменений к 20-летию со дня принятия 

В минувшем году закону «О свободе совести и о религиозных объединениях»1 (далее — закон «О свободе совести») исполнилось 20 лет. Значение этого закона для религиозных организаций трудно переоценить. Он определил основные понятия, способы и порядок реализации свободы совести, светский характер государственно-конфессиональных отношений, статус и источники правового регулирования деятельности религиозных объединений в России, их права и условия деятельности, органы, осуществляющие контрольные и надзорные функции в данной сфере, и другие положения. Изменения в закон вносились на протяжении всего времени с момента его принятия, но особенно активно работа по корректировке нормативного акта шла последние семь лет.

За это время органы законодательной власти во взаимодействии с Русской Православной Церковью провели масштабную работу по корректировке федерального законодательства в целях обеспечения надлежащих гарантий прав и законных интересов религиозных организаций в различных сферах общественной жизни. В общей сложности за этот период было принято более 20 федеральных законов, вносящих изменения в различные законодательные акты. При этом только в сам Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» за минувшие семь лет было внесено около 30 поправок. Для сравнения, в период с 2004 по 2009 год закон «О свободе совести» практически не подвергался корректировке, что создавало значительные сложности в практике его применения. В рамках этой статьи остановимся на основных изменениях законодательства за минувшие семь лет.

В 2010 году Федеральным законом от 5 апреля 2010 года № 40-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон «О некоммерческих организациях», согласно которым религиозные организации были отнесены к числу социально ориентированных организаций, имеющих право на получение государственной поддержки в приоритетном порядке.

В настоящее время такая поддержка оказывается, в частности, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов путем предоставления субсидий. Имущественную поддержку социально ориентированным религиозным организациям оказывают органы государственной власти и органы местного самоуправления путем передачи во владение и (или) в пользование таким некоммерческим организациям государственного или муниципального имущества. Указанное имущество должно использоваться только по целевому назначению (ст. 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

В 2010 году Президент России подписал Федеральный закон от 30.11.2010 № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Этот закон разрабатывался шесть лет и стал важным шагом на пути обеспечения имущественных прав российских религиозных организаций. В ходе его разработки был достигнут компромисс между церковными интересами и интересами музейного сообщества. Главное предназначение нового закона — определение единого порядка передачи имущества религиозного назначения из федеральной, региональной и муниципальной собственности.

На протяжении 2011 года Правительство Российской Федерации и Минэкономразвития России приняли шесть подзаконных актов, необходимых для реализации данного закона.

Этими подзаконными актами определены:

— государственные органы, уполномоченные принимать решения о передаче религиозным организациям федерального имущества;

— перечень документов, подлежащих предоставлению в данные органы для решения вопроса о передаче имущества;

— состав и порядок работы комиссии по разрешению разногласий, возникающих в процессе передачи имущества;

— формы решений государственных и муниципальных органов о передаче имущества и примерные формы договоров безвозмездного пользования;

— порядок формирования плана передачи федерального имущества, закрепленного за федеральными учреждениями и предприятиями.

Необходимые подзаконные акты были приняты также субъектами Российской Федерации. 

Федеральный закон от 06.04.2015 № 80-ФЗ2 вывел религиозные организации из-под действия тех статей Гражданского кодекса, которые обязывали религиозные организации формировать достаточное для осуществления приносящей доход деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью. То есть для деятельности, приносящей прибыль, религиозная организация должна была иметь имущество ценой минимум 10 тыс. руб. При этом  сведения о размере и способах образования такого имущества следовало декларировать в указах священноначалия о создании епархий, приходов и монастырей. Федеральный законодатель запретил применять эти нормы в отношении религиозных объединений. Кроме того, во избежание дальнейших коллизий норм гражданского законодательства и законодательства о свободе совести в ГК включено положение, согласно которому нормы законодательства о свободе совести, определяющие гражданско-правовое положение религиозных организаций, имеют приоритет над нормами Гражданского кодекса России.

Федеральным законом от 13.07.2015 № 26-ФЗ в Федеральный закон «О свободе совести» внесены изменения, согласно которым обучение религии и религиозное воспитание не являются образовательной деятельностью и поэтому не подлежат лицензированию по нормам Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Эта поправка инициирована Русской Православной Церковью ввиду имевших место прокурорских проверок воскресных школ. С принятием нового закона органы прокуратуры и иные государственные органы не вправе требовать от религиозных организаций и воскресных школ, обучающих религии совершеннолетних и несовершеннолетних граждан, получения лицензий на осуществление образовательной деятельности.

Также новый закон уточняет требования к учредителям приходов и иных местных религиозных организаций. Учредителями могут быть не менее 10 граждан Российской Федерации, достигших 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.

Отменено требование о предварительном объединении учредителей местной религиозной организации в религиозную группу. Вместе с тем требование о выдаче епархией подтверждения о последующем вхождении прихода или иной местной религиозной организации в структуру епархии сохраняется (абзац шестой п. 5 ст. 11 новой редакции закона).

Новый закон упразднил обязанность религиозных организаций ежегодно информировать орган, принявший решение о ее государственной регистрации, о продолжении своей деятельности.

Кроме того, закон ввел новые нормы о порядке государственной регистрации и объеме правоспособности религиозных групп (религиозное объединение без прав юридического лица), не имеющих подтверждения о вхождении в структуру централизованной религиозной организации. Эти нормы затрагивают главным образом правовое положение протестантских общин, нетрадиционных религиозных объединений.

В частности, изменен порядок уведомления органов юстиции о деятельности религиозных групп.

Поправка предусматривает обязанность централизованной религиозной организации в случае, если в ее структуру входит религиозная группа, письменно уведомлять орган юстиции о начале деятельности такой группы. Форма уведомления утверждена приказом Минюста России от 05.10.2015 № 234.

Религиозная группа должна не реже, чем раз в три года уведомлять орган юстиции о продолжении своей деятельности.

В целях государственной регистрации прихода или иной местной религиозной организации епархия должна выдавать документ, подтверждающий вхождение местной религиозной организации (а не религиозной группы) в структуру епархии.

Отменен 15-летний срок существования на территории Российской Федерации как условие регистрации в качестве религиозной организации тех религиозных групп, которые не имеют подтверждения о вхождении в состав централизованной религиозной организации. 

Вместе с тем местные религиозные организации, не входящие в структуру централизованных религиозных организаций, в течение 10 лет со дня их государственной регистрации должны быть «поражены в правах» по сравнению с прочими религиозными организациями. Они не вправе:

— выступать учредителями централизованных религиозных организаций, создавать собственные СМИ, образовательные организации (за исключением образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в отношении совершеннолетних граждан);

— обучать религии учащихся государственных (муниципальных) образовательных организаций;

— иметь при себе представительства иностранной религиозной организации;

— проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих наказания, а также в зданиях, строениях религиозного назначения, расположенных на территориях образовательных организаций и в помещениях образовательных организаций, исторически используемых для проведения религиозных обрядов;

— приглашать иностранных граждан в целях занятия профессиональной, в том числе проповеднической, религиозной деятельностью в данных организациях.

Трудно переоценить значение Федерального закона от 28.11.2015 № 341-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О свободе совести и о религиозных объеди­нениях” и иные законодательные акты Российской Федерации», изменившего прежний порядок контроля за деятельностью религиозных организаций. В чем состоят главные изменения?

1. Религиозные организации выведены из-под действия ст. 32 Федерального закона «О  некоммерческих организациях». Порядок контроля за их деятельностью определяется Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» и частично Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

2. Отчеты в органы юстиции должны сдавать только те религиозные организации, которые финансируются из международных или иностранных источников. Остальные религиозные организации освобождены от сдачи данной отчетности.

3. Возможности органов юстиции по проверке финансово-хозяйственной деятельности религиозных организаций существенно ограничиваются. Такая проверка проводится только в одном из трех случаев:

— религиозная организация имела в течение года поступления из международных или иностранных источников;

— от государственных или муниципальных органов в органы юстиции поступила информация о нарушении религиозной организацией законодательства в сфере ее деятельности;

— от указанных органов поступила информация о наличии в деятельности религиозной организации признаков экстремизма (терроризма).

Документы о финансово-хозяйственной деятельности религиозных организаций запрашиваются органами юстиции только у религиозных организаций, удовлетворяющих хотя бы одному из трех перечисленных условий. У остальных религиозных организаций органы юстиции не вправе запрашивать и получать финансово-хозяйственную документацию.  

4. Новый закон ограничил перечень тех структур, у которых органы юстиции вправе получить информацию о финансово-хозяйственной деятельности религиозных организаций. Такая информация может быть получена исключительно у органов государственного контроля и надзора, в том числе у Росфинмониторинга, ФНС, органов статистики. Банки и иные кредитные и финансовые организации исключены из этого перечня. Поэтому органы юстиции не вправе запрашивать и получать у них информацию о финансово-хозяйственной деятельности религиозных организаций. 

В настоящее время работа над корректировкой Федерального закона продолжается. Так, например, в феврале 2018 года в Госдуму ФС РФ был внесен проект Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». С принятием этого законопроекта утратит силу Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», согласно которому особенности государственного надзора за деятельностью религиозных организаций должны определяться другими федеральными законами (п. 36 ст. 1 закона).

Если упомянутый законопроект будет принят, то возникнет риск пересмотра положений гл. IV Федерального закона «О свободе совести», определяющих порядок государственного контроля органов юстиции за деятельностью религиозных организаций. А это в свою очередь потребует очередной корректировки закона, чтобы обеспечить права религиозных организаций и верующих. 

Примечания

1 Федеральный закон № 125-ФЗ от 26.09.1997 «О свободе совести и о религиозных объединениях».

2 Федеральный закон от 06.04.2015 № 80-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О свободе совести и о религиозных объединениях” и отдельные законодательные акты Российской Федерации».


игумения Ксения (Чернега)
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00