выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Церковь
ЦВ № 19 (440) октябрь 2010 /  9 октября 2010 г.
версия для печати версия для печати

Старый храм на Новой площади

Здание церкви Иоанна Богослова под Вязом хорошо известно всем москвичам. Для большинства оно ассоциируется с Музеем Москвы. Хотя храм решением столичной мэрии был возвращен Церкви еще в 1992 году, в его стенах до сих пор вместо богослужений проходят экскурсии. Недавно Святейший Патриарх Кирилл своим указом передал храм на Новой площади Российскому православному институту св. Иоанна Богослова. Община вуза намерена начать богослужебную жизнь в храме с престольного праздника 9 октября. Согласно плану мэрии музейные коллекции с Новой площади переместят в просторные Провиантские склады на Зубовском бульваре. Настоятель храма Иоанна Богослова, ректор РПИ игумен Петр (Еремеев) убежден, что переезд Музея Москвы в помещения, во много раз превышающие церковное здание на Новой площади, станет безусловным благом для культурной жизни столицы.

— Отец Петр, итак, отныне 9 октября 2010 года — новый храмовый праздник не только для РПИ, но и для всей православной Москвы? У вашего вуза наконец-то есть свой храм…
— Да, 9 октября с этого года приобретает в жизни нашего вуза значение не просто одного из дней памяти покровителя института — это теперь еще и престольный праздник нашего храма. Отныне для каждого студента, выпускника и преподавателя РПИ церковь Иоанна Богослова на Новой площади станет настоящей alma mater — матерью, рождающей в самостоятельную жизнь, и в первую очередь в жизнь духовную. Если мы говорим о воспитании и подготовке человека к ответственному, интересному, жизнерадостному служению по выбранной специальности, служению семье, Отечеству, народу, то конечно, отмечаем, что для православного вуза главным местом подготовки, воспитания студента является храм.
Все семнадцать лет жизни Российского православного института его студенты в той или иной степени были причастны к жизни Высокопетровской обители. На какой-то период центром общей молитвы РПИ стала часовня в одном из корпусов нашего учебного заведения. Но в полной мере ощутить себя членами одной христианской семьи, объединяемой святым апостолом, мы не могли. По той причине, что у вуза не было собственного храма.

— Иоанно-Богословскому институту передан храм Иоанна Богослова в центре столицы. Чудо или удивительное совпадение?
— Я глубоко убежден, что благословение Святейшего Патриарха Кирилла на то, чтобы именно этот храм стал средоточием духовной жизни и общественного служения нашего вуза, обусловлено не только одноименностью храма с институтом. Все, кто знает это место, прекрасно понимают, что это один из центральных храмовых комплексов столицы. И — одно из знаковых мест в общественно-политической жизни страны. Это самый центр Москвы, вокруг нашего храма сосредоточены главные правительственные учреждения.
На мой взгляд, принимая решение о передаче храма, пока еще временно занимаемого музеем, Российскому православному институту, Его Святейшество еще раз засвидетельствовал, что попечение о развитии православного образования, науки, высшей школы является для него одним из приоритетов. Размещение одного из ведущих вузов Церкви на Новой площади, в политическом эпицентре столицы и государства, — подтверждение того, что Церковь смотрит в будущее через призму развития образования и социальной деятельности. А назначение нашего института — подготовка православных специалистов во всех областях знания и общественной жизни. Мы готовим и экономистов, и юристов, психологов, специалистов в сфере медиа и PR, переводчиков, планируем в будущем запускать программы по социологии и политологии.

— Историю вашего храма можно назвать уникальной для Москвы. Как такое стало возможным — в одном из центральных храмов Москвы за 20 лет церковного возрождения не было ни одной службы?
— Бесспорно, ситуация с нашим храмом является иллюстрацией потрясающего терпения Церкви в отношении по-настоящему некорректного поведения в ее адрес со стороны чиновников от культуры. Правительство Москвы передало Московскому Патриархату храм на Новой площади еще в 1992 году. Но за 18 лет, вопреки всем наличным документам на право пользования и охранному договору, обязывающему Церковь следить за состоянием этих строений, столичные чиновники не только не освободили здание, но до сих пор не позволяли совершать богослужение в этом храмовом комплексе. Вопрос — с чем это было связано? Надеюсь, с тем, что музей интенсивно готовился к переезду в новое здание. Всем известно, что в 2006 году после длительного рассмотрения ряда вариантов было решено разместить весь комплекс Музея Москвы в зданиях Провиантских складов. Четыре года — достаточный срок на подготовку и переезд, и мы рассчитываем, что Музей в ближайшее время, наконец, сможет переехать в более приспособленные помещения.
Мы ожидаем, что музей за зиму, до апреля, выедет из храмового комплекса, и за последующий весеннее-летний период мы подготовим все здания для богослужебной, образовательной, миссионерской, просветительской деятельности РПИ в новом учебном году.

— А вы не боитесь упреков в свой адрес? Наверняка многие, не разобравшись, скажут: вот, опять Церковь выгоняет музей на улицу…
— Ни один здравомыслящий и честный человек в данной ситуации не сможет сказать в адрес Церкви ни одного плохого слова. Церковь восемнадцать лет, жертвуя интересами верующих, ожидала освобождения музеем храма. Здесь надо медленно и отчетливо вслух произнести эту цифру: восемнадцать лет! Имея оформленные права на пользование, охранный договор, письменные обещания столичных властей, Церковь все эти годы терпеливо ждала, когда, наконец, можно будет вернуть первозданную красоту этому обезглавленному и оскверненному храму-красавцу, возобновить в нем богослужения. А ведь мы говорим о храме не в «промзоне», а в центре Москвы.

Притом никто не требует немедленного освобождения храма. Мы предложили департаменту культуры города и дирекции Музея создать совместную рабочую группу, чтобы определить поэтапные сроки переезда музейных фондов в Провиантские склады. Ждем реакции на наше предложение. Конечно, будет странно услышать отрицательный ответ, ведь он будет означать, что прошедшие годы столичные чиновники обманывали Церковь и Патриарха когда говорили о готовящемся переезде и улучшении положения музея. Впрочем, спустя восемнадцать лет речь должна идти уже не о благонамеренности, а о профпригодности, потому что здесь пострадавшей стороной является не только Церковь, но и сама музейная коллекция, и выставочное дело.
Хочется надеяться, что уже 9 октября, в день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, нашей общине будет позволено совершить богослужение в одном из храмовых помещений. С этого времени мы готовы постоянно совершать здесь в скромных условиях службы, так необходимые всем нам, поскольку другого места у нас нет.

— Вы, таким образом, невольно становитесь участниками диалога Церкви и музейного сообщества, который не всегда проходит ровно. Как РПИ планирует вести этот диалог?
— У меня такое ощущение, что наша позиция по отношению к освобождению музеем церковных зданий, выведению из них экспозиций, а также коллекционного собрания, находящегося в запасниках, послужит музею только во благо.
Пройдясь недавно с экскурсией по храмовым помещениям, где пока располагается экспозиция по истории Москвы, я был потрясен насколько убоги условия, в которых наши школьники, горожане знакомятся с историей своего родного города. Ведь потенциал музея с точки зрения имеющихся коллекций и наработок сотрудников в отношении возможных новых выставок во много крат превышает возможности этого места! Сами представители музея жалуются, что могут разместить в храме на Новой площади менее одного процента своих фондов. Я был удивлен, что вопрос в отношении этой богатой музейной коллекции одной из мировых столиц за все эти годы так и не был решен. Поэтому наша позиция послужит Музею только на пользу. Надеюсь, теперь, наконец, проблемы Музея Москвы будут решены и на новом месте он станет по-настоящему центром изучения истории нашей столицы.

Впрочем, проблема пребывания музея в церкви — это не просто вопрос пространства, это еще вопрос смысла. Когда я был в храме, одновременно со мной музейную коллекцию осматривали школьники, явно не чуждые теме православия, — краткое общение с ними показало, что ребята ходят в храм, изучают основы веры. И провожая их взглядом, я представил себе: что должен испытывать ребенок из верующей семьи, который дома и в школе изучает основы православной культуры, устройство храма, смысл храмовой деятельности, православную историю столицы — и вдруг его приводят в разоренный, оскверненный храм, водят по алтарю мимо платьев и предметов быта XIX века?!

— Как институт намерен использовать строения, являющиеся частью храмового комплекса на Новой площади?
— Я бы сразу начал с того, что Российский православный институт не чужд идее музейной деятельности. В РПИ ведется научно-исследовательская работа в сфере искусствоведения, не первый год развивается иконописное направление, сейчас создается школа художественной фотографии. Поэтому мы предполагаем, что внецерковное пространство, конечно, кроме образовательных, будет иметь и выставочные функции. Наши холлы и вестибюли станут местом проведения выставок, в том числе и фотовыставок, и выставок современной иконы. То есть это место по-прежнему будет радовать тех москвичей, которые привыкли к нему как к средоточию культуры и выставочной деятельности.

По благословению Святейшего Патриарха Кирилла мы начали работу по возвращению вузу первоначального наименования — Российский православный университет святого Иоанна Богослова. Это означает существенное расширение научной, образовательной, общественной деятельности. Поэтому мы сделаем все возможное, чтобы в течение ближайших лет наш храмовый комплекс стал местом интересных встреч православной интеллигенции, молодежи, причастной к теме образования и науки. Даст Бог, и общими усилиями храм на Новой площади станет новым интеллектуальным и духовным центром столицы.
Беседовал Артем Погосов
 

9 октября 2010 г.
Ключевые слова: Москва
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом»
В августе этого года Курская область подверглась нападению украинских боевиков, в результате чего погибли десятки и пострадали сотни людей. Из приграничных городов и сел, по разным оценкам, было эвакуировано свыше 140 тысяч местных жителей. С первого же дня помощь пострадавшим стала оказывать Русская Православная Церковь в лице Курской епархии и Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Как она была организована, какие задачи приходилось ­решать? Об этом и о своем архипастырском пути — служении в Якутии в начале 1990-х, о встречах с насельницами дореволюционной Дивеевской обители — «Журналу ­Московской Патриархии» рассказал митрополит Курский и Рыльский Герман. PDF-версия.  
13 декабря 2024 г. 14:00