выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Мы — одна семья, мы все — одно тело
В 2024 году Церковь молитвенно отмечает 95-летие со дня рождения митрополита Никодима (Ротова), выдающегося иерарха XX века, председателя ОВЦС, Патриаршего экзарха Западной Европы. Именно благодаря ему в Ленинградской духовной академии появилось отделение для обучения иностранных студентов, что помогло спасти эту духовную школу от закрытия. Среди студентов из Индии, прошедших в те годы обучение в Ленинграде, был и нынешний Предстоятель Маланкарской Церкви Святейший Католикос Василий Мар Фома Матфей III. Святейший Католикос рассказал «Журналу Московской Патриархии» о своей учебе в академии, митрополите Никодиме и тогдашнем ректоре — ныне Патриархе Московском и всея Руси Кирилле, а также о том, что считает самым важным в служении Предстоятеля Маланкарской Церкви. PDF-версия.
30 августа 2024 г. 15:00
Новая эпоха расцвета Новодевичьего монастыря — духовного центра Москвы
Обитель, основанная в 1524–1525 годах великим князем Московским Василием III, стала его благодарственным приношением Господу Вседержителю за победу над литовцами и присоединение древнего Смоленска и его земель к Великому княжеству Московскому (1514). Это событие — важнейший этап в процессе собирания Русских земель вокруг Москвы. Смоленский собор Новодевичьего монастыря во имя Богоматери Путеводительницы стал еще одним (после Успенского собора Кремля, воздвигнутого при Иване III) символом возвышения Москвы.  Местоположение обители было и знаковым, и стратегически выгодным: в живописной излучине Москвы-реки на Девичьем поле, в четырех верстах от Кремля при начале Старой Смолянки, по которой издревле ходили русские дружины оборонять западные рубежи. PDF-версия.  
9 августа 2024 г. 19:00
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Глубокая вера русского народа неизменна
Антиохийская Церковь — одна из древнейших Православных Церквей, основанная апостолом Петром. Отношения Русской и Антиохийской Православных Церквей имеют давнюю историю, которой уже более 1000 лет. С XVI века отношения двух Церквей вышли на новый уровень, Антиохийские Патриархи стали регулярно посещать Россию, которая с этого времени стала покровителем Православных Церквей на османском Востоке. В середине XIX века в Москве открылось Антиохийское подворье — представительство Церкви Антиохии в России. В конце 1920-х годов подворье закрыли, но через 20 лет, спустя ровно столетие после открытия, подворье возобновило свою деятельность. Больше 75 лет Антиохийское подворье беспрерывно действует в Москве, из них уже почти полвека представителем Антиохийской Церкви является митрополит Филиппопольский Нифон — выдающийся церковный иерарх, свидетель жизни Русской Церкви в советские годы и в наши дни. Об истории и деятельности подворья, русском храме в Ливане, своей жизни в России и восстановлении евхаристического общения между Антиохийской и Иерусалимской Церквами владыка Нифон рассказал в интервью «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
20 июня 2024 г. 15:00
Верный cвидетель (Притч. 14, 25)
В этом году исполнилось 45 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), 12 лет (1960–1972) возглавлявшего Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата в сложное для Церкви время хрущевских гонений и раннего застоя. Выросший в обычной советской семье и, несмотря на это, мечтавший с юности о монашестве, митрополит Никодим принял постриг в 18 лет. За свою непродолжительную земную жизнь он успел сделать очень многое для Русской Православной Церкви. Обладая талантом дипломата, митрополит Никодим приобрел всемирную известность и глубокое уважение своей преданностью вере Христовой, а также экуменической, миротворческой и патриотической деятельностью. Его трудами Русская Церковь обрела особый авторитет не только среди Поместных Православных Церквей, но и в христианском мире в целом. Его усилиями вступление Русской Церкви в 1961 году во Всемирный Совет Церквей стало плодотворным, способствуя широкому и убедительному свидетельству об истине Святого Православия. Анализу этого периода деятельности выдающегося иерарха посвящена статья старшего преподавателя Московской духовной академии иерея Илии Письменюка. PDF-версия.
3 ноября 2023 г. 13:00
Церковь
Фото из архива Жировиского монастыря
19 мая 2020 г. 10:34
версия для печати версия для печати

Образу Божией Матери «Жировицкая» 550 лет

В этом году Успенский Жировичский мужской монастырь отмечает 500 -летие своего основания. Созданию святой обители предшествовало явление иконы Божьей Матери, которое произошло в XVI веке, 550 лет назад. Эта икона, до ныне пребывающая в Успенском соборе монастыря, стала главной святыней Белой Руси. Испокон века поклониться ей приходили сотни людей. В советские годы Жировичская обитель стала единственным действующим монастырем Белоруссии. В наши дни ее ежегодно посещает около 50 тыс. человек со всех концов земли. По молитвам к Богородице люди находят решение духовных и житейских вопросов, обретают здоровье и семейное счастье. И хотя закрытие обители в связи карантином внесло свои коррективы, торжества по случаю обоих юбилеев перенесены, чтение акафиста перед Жировичской иконой не прерывалось. Ее насельники верят, точно также как это было в годы суровых испытаний, молитва Божьей Матери сохранит обитель и в наши дни. Пресвятая Богородица, моли Бога о нас!

По преданию, Жировицкая икона была обретена весной 1470 года в имении, принадлежащем православному вельможе Великого княжества Литовского Александру Сóлтану. Пастухов, пасших стада своего господина, привлекло необычное сияние, исходящее от кроны дикой груши. Подойдя ближе, они увидели на ветвях маленькую икону (5,6 на 4,4 см), вырезанную на камне. Пастухи отнесли икону Солтану, а тот спрятал ее в ларец, чтобы вечером показать своим гостям. Но икона исчезла из ларца, и на следующий день ее вновь обнаружили на той же груше. Солтан построил на месте явления иконы деревянный храм в честь Пресвятой Богородицы и поместил туда икону. На поклонение к ней потянулись жители окрестных сел и городов, некоторые из них селились рядом с храмом. Скоро при храме образовалась община-богадельня, где помогали престарелым и больным, искавшим исцеления у чудотворного образа. По преданию, при первом жировичском храме служило 12 священников, которые не только ежедневно совершали уставные богослужения, но и переписывали книги, обучали грамоте крестьянских детей.

В 1520 году в Жировичах случился пожар, в котором сгорела часть крестьянских домов и сам храм, а икона бесследно исчезла. Но, согласно преданию, дети, однажды игравшие после школы вблизи сгоревшего храма, увидели Женщину необычайной красоты, Которая сидела на большом камне и держала в руках утраченную икону. Дети поклонились Госпоже и побежали звать взрослых. Но когда те пришли, Богородицы уже не было, а на камне лежала икона. На этом месте возвели новый храм, в это же время в Жировичах учредили и монастырь. В XVII веке деревянный храм заменили каменным, который сегодня носит название Явленской церкви. Камень, на котором сидела Богородица, до сих пор служит там святым престолом. С начала XVII века Жировичский монастырь перешел к униатам. Несмотря на изгнание из Жировичей православных, чудеса по молитвам к Пречистой Богородице не прекратились. В 1730 году икона была коронована, то есть признана Римской Церковью чудотворной. С того времени в Риме, в церкви Святых мучеников Сергия и Вакха, почитается Жировицкая икона, называемая «Madonna del Pascolo». Другие живописные образы почитаются местно во многих храмах Беларуси, известны они и в соседних странах — в Литве, Польше и на Украине.

В XVI – начале ХХ веков в Жировичах велась запись чудес, происходивших от явленной иконы. К сожалению, войны и пожары нередко уничтожали целые тома таких записей, но они всегда пополнялись новыми сведениями. В конце ХХ века обители возобновила сбор сведений о чудесной помощи Царицы Небесной, благодаря этому мы имеем свидетельства наших современников.

Из древнейших чудес самым известным является чудо воскрешения девицы Раины (Ирины) из шляхетского рода Войно (в ХХ веке представителем этого рода был святитель и исповедник Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Крымский). Это произошло в 1558 году. Предание повествует, что заболев тяжким недугом, Ирина стала умолять своих богатых и известных родителей отвезти ее в Жировичи на поклонение Пресвятой Богородице. При этом Ирина говорила, что такое повеление она получила во сне от Самой Девы Марии. Родители согласились с намерением дочери. Однако с девицей случился новый удар, приведший к параличу рук и ног. Благородные Войно стали сомневаться, нужно ли отправляться в неблизкий путь, ведь от дорожной тряски их дочери станет хуже. Сама же Ирина со слезами умоляла выполнить ее просьбу и требовала с клятвой, что если она по дороге умрет, ее тело все равно должно быть привезено в Жировичи и поставлено в храме. По дороге в обитель девица умерла. Безутешные родители, выполняя последнюю волю дочери, с рыданием привезли тело в Жировицкий монастырь. По время надгробного пения Ирина воскресла и сообщила о себе следующее: «Когда мое тело лежало в гробу, а душою я все видела и чувствовала, Божия Матерь от иконы приблизилась ко мне и прикоснулась к голове, рукам и ногам моим. Пречистая повелела: «Встань и служи Богу в монашеском чине!» И вот так я воскресла». Через некоторое время Ирина исполнила волю Пресвятой Богородицы и приняла постриг в Пинском Варваринском монастыре, в котором затем была игуменией.

В 1839 году Жировичский монастырь вернулся в лоно Православия. Православный народ тысячами устремился в обитель, принося любимой святыне в качестве дара тканые и вышитые полотенца, букеты полевых цветов. Это нашло отражение и в новых живописных образах, Жировицкую икону Божией Матери стали изображать в цветочных венках. Сегодня именно эти образы наиболее распространены по всему миру. В начале Первой мировой войны монастырь эвакуировали вглубь России, а чудотворную икону перевезли в знаменитый храм Василия Блаженного на Красной площади. В 1918 году ее вернули в Жировичи. В 1921 году по мирному Рижскому договору территория Западной Беларуси отошла к Польше. При попытках польской власти передать Жировицкую икону униатам православный народ Западной Беларуси организовал многотысячные крестные ходы к святыне и тем самым сорвал эти замыслы. Во время Великой Отечественной войны икона пребывала на территории обители. Весь последующий советский период, несмотря на недовольство властей и препятствия к посещению обители, к иконе шел непрерывный поток паломников. В некоторые годы (в частности, в 1957 году) на Праздник к любимой святыне, 20 мая, в обитель приезжало до 7 тыс. человек(1).

В 1994 году Патриаршим Экзархом всея Беларуси и священноархимандритом Жировицкой обители Митрополитом Минским Филаретом (Вахромеевым) изготовлена копия («в меру и подобие») Жировицкой иконы. Она также ознаменована благодатными знамениями. Этот образ нередко приносится для поклонения в другие обители и епархии Русской Церкви. О чудесной помощи по молитвам к Жировицкой Божией Матери можно прочитать на сайте обители.


Примечание

1 Гавриила (Глухова), игум. Всерадостное заступление Белой Руси. Жировицкий Успенский ставропигальный мужской мон-рь, 2019. С. 57.

19 мая 2020 г. 10:34
Ключевые слова: Беларусь, святыни
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи