Фестивали «Вера и слово» прошлых лет мне запомнились живой атмосферой откровенного общения по самым разным темам, не только сугубо профессиональным. Важной и полезной была учеба — будь то мастер-классы, лекции или круглые столы.
Сегодня средства массовой коммуникации окончательно сформировались как отрасль предпринимательства. Одни бизнесмены выпекают булки, другие отливают металл, третьи печатают газеты и организуют телеканалы. Бизнес-составляющая очень сильна даже в самых идеологизированных изданиях. Но где-то глубоко внутри этого процесса все-таки сохраняется первоначальный смысл журналистской работы, поэтому в светских СМИ церковная тематика и, шире, проблемы духовно-нравственной жизни все равно остаются востребованными. Хотя довольно часто приходится сталкиваться с предложениями перейти на коммерческие условия публикации.
Сейчас мы начинаем активнее работать с социологией. Исследование аудитории иногда очень серьезно корректирует нашу работу, потому что достаточно часто наши журналисты ориентируются на свои личные проблемы и представления.
Наверное, это прожектерство, но хотелось бы, чтобы церковная журналистика заняла в России практически незаполненную сегодня нишу качественной прессы. Важно пойти против современной тенденции сведения периодики к таблоидам, которая, хочется надеяться, не будет длиться долго. Конечно, надо сохранять и внутрицерковную печать, епархиальные ведомости. И все же к широкому читателю стоило бы выходить не столько с рассказом о церковной жизни, сколько с анализом жизни общества и государства в целом с церковной точки зрения.
Что касается телевидения, то и здесь сегодня кажется более перспективным делом производство документального кино, публицистики, культурологических, детских программ нашими студиями для светских каналов. При поддержке действующих православных каналов, конечно. На фестивале мы могли бы обсудить это на уровне концепции, и в случае согласия не откладывать дело в долгий ящик, а придумать конкретные проекты и начать их осуществление.