выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Архиепископ Корейский Феофан. Российская духовная миссия в Корее: прошлое, настоящее, будущее
Миссионерская активность Русской Православной Церкви в XVIII и XIX веках достигла небывалого роста, что было связано с необходимостью освоения присоединенных в XVI–XVII веках земель Сибири и Дальнего Востока. Православные русские проповедники появлялись на новых территориях Российского государства вместе с продвижением русских военных и переселением гражданского населения. Подвижническими трудами святителя Иннокентия Иркутского, преподобного Макария (Глухарева), преподобного Германа Аляскинского, святителя Иннокентия Московского ко Христу были обращены целые народы. Просветительская деятельность Русской Православной Церкви не ограничивалась исключительно российской территорией. За пределами Российского государства были открыты и успешно функционировали духовные миссии на Ближнем и Дальнем Востоке — в Персии, Китае, Японии. В конце XIX века была открыта Российская духовная миссия в Корее, которая стала самой молодой по дате своего основания. PDF-версия.    
10 октября 2024 г. 15:00
Евангельские группы сегодня: опыт епархий
На первый взгляд занятия евангельских групп выглядят одинаково. Есть ведущий и слушатели, перед началом занятия все молятся, а потом кто-то один или все по очереди читают фрагмент Писания и слушают толкования святых отцов с последующим обсуждением. Единственное внешнее различие — ведущий, который может быть либо священником, либо мирянином. Еще двадцать лет назад в православном сообществе шла дискуссия: можно ли доверить обязанности ведущего мирянину, или им может быть только священник? Спорщиков примирила большая загруженность духовенства и система подготовки церковных специалистов в сфере образования. В чем же особенности и различия библейских групп (кружков)? На эти и другие вопросы нам ответили руководители евангельских групп из разных епархий. PDF-версия.    
3 апреля 2024 г. 16:00
Миссия — проповедь словом и делом
Летом 2022 года Якутская епархия осуществила многопрофильный проект «Арктический десант». Впервые в новейшей истории России православные миссионеры посетили оленеводческий стан, находящийся в северном районе Якутии. Уникальность этого благотворительного проекта еще и в том, что он объединил победителей Международного грантового конкурса «Православная инициатива». В состав десанта помимо представителей Церкви вошли врачи, педагоги и социальные работники, а его программа охватила пять районов Республики Саха, три из которых расположены в Заполярье. Об особенностях православной миссии среди северных народов, о том, что сегодня определяет ее успех и каких результатов удалось достигнуть, участники проекта рассказали «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.  
16 марта 2023 г. 14:00
Церковь
ЦВ № 22 (371) ноябрь 2007 /  23 ноября 2007 г.
версия для печати версия для печати

Диалог со старообрядцами должен быть открытым и свободным

Впервые после нескольких веков гонений на старообрядцев и последующего преследования Русской Православной Церкви при советской власти сегодня возникли благоприятные условия для богословского, исторического и культурного диалога между Церквями древнего и нового обрядов. Постепенно намечаются пути к взаимному узнаванию, но обеим сторонам необходимо обсудить ряд вопросов о взаимных расхождениях в догматике и мировоззрении, церковно-исторические и практические проблемы.

— Отец Георгий, как в Санкт-Петербургской епархии развивается диалог со старообрядчеством? Можно ли говорить о том, что в перспективе будет сформирована программа такого взаимодействия?

— Сегодня официально утвержденной программы сотрудничества со старообрядческими согласиями нет. Но есть ряд проблем, которые требуют двустороннего обсуждения, например, вопросы о соотношении догмата и обряда, о различии мировоззрений XVII и XXI веков. Прошедшая в апреле 2007 года конференция стала первым шагом на пути к диалогу. Постепенно появляются новые идеи и предложения, которые касаются как культурной программы, так и церковно-исторических и практических вопросов.

— Кто сегодня участвует в этом диалоге?

— Контакты со старообрядческими согласиями Санкт-Петербурга начались с приглашения священников различных согласий выступить перед слушателями миссионерских курсов Санкт-Петербургской епархии. Откликнулись священники Русской Православной старообрядческой Церкви (РПСЦ), Русской Древлеправославной Церкви (РДЦ) и единоверческий (Русской Православной Церкви) священник. Каждый из выступавших высказывал точку зрения старообрядцев своего согласия на реформы XVII века, описывал историю своего согласия, говорил о современном положении дел в общинах. Слушатели курсов активно задавали вопросы, выясняя для себя многие неясные, мифологизированные и спорные мнения о старообрядчестве. Затем все они были приглашены участвовать в конференции, задача которой состояла в первом публичном знакомстве друг с другом и в осмыслении прошлого с точки зрения современных позиций.

— Какие основные темы были затронуты на апрельской конференции?

— Как вы знаете, 19 апреля 2007 в Святодуховском корпусе Свято-Троицкой Александро-Невской лавры по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира прошла конференция «История и современное положение старообрядчества в Санкт-Петербурге». С докладами выступили представители РПЦ (в том числе единоверия), РПСЦ, академической науки в лице ученых из Института русской литературы РАН (Пушкинского Дома), Русского музея и Санкт-Петербургской консерватории. Основная задача конференции состояла в том, чтобы дать возможность увидеть и услышать друг друга представителям древнего и нового обряда русского Православия.

Приветственное слово к участникам и слушателям конференции произнес председатель Миссионерского отдела протоиерей Александр Будников, а основной доклад сделал священник Геннадий Чунин, настоятель Покровской старообрядческой общины Санкт-Петербурга (РПСЦ, Белокриницкое согласие). Он кратко обрисовал старообрядческую точку зрения на историю разделения Церкви и привел наиболее характерные примеры ошибок, совершенных в процессе реформ и уже исправленных в новообрядных богослужебных книгах. Отец Геннадий процитировал постановления Поместного Собора РПЦ 1971 года об отмене клятв на старый обряд и лиц его исповедующих. Он с сожалением отметил, что данные постановления, а также ряд других, принятых в последнее время Патриархом Московским и всея Руси Алексием и Священным Синодом РПЦ, не только не исполняются, но и вообще неизвестны широкому кругу прихожан и священнослужителей, что приводит к повторению ошибок миссионерства XVIII–XX веков и усугублению взаимной неприязни и непонимания. В своем докладе о. Геннадий также рассказал об истории старообрядческих белокриницких общин Санкт-Петербурга, о начале восстановления храма в Транспортном переулке, недавно переданного городскими властями РПСЦ. Он выразил надежду, что данная конференция улучшит осведомленность рядовых верующих о древних корнях русской Церкви.

Историческое и культурное богатство старообрядчества раскрыли в своих докладах ученые из различных академических заведений города. Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Библиотеки Академии наук Н.Ю. Бубнов рассказал о богатстве книжной культуры старообрядчества, сохранению которого он посвятил свою жизнь. Эту тему продолжило выступление старшего научного сотрудника Пушкинского Дома Г.В. Маркелова — «Старообрядцы-поморцы: три портрета». Он поделился личными воспоминаниями о встречах с поморцами, из которых одним из самых выдающихся был Иван Никифорович Заволоко. И.Н. Заволоко посвятил свою жизнь сохранению и распространению старообрядческих традиций и письменности, а под конец жизни он передал свое собрание в фонды Пушкинского Дома, и сейчас оно доступно для исследователей и любителей книжной старины.

Ф.В. Панченко, декан музыковедческого факультета Санкт-Петербургской консерватории, зав. кафедрой древнерусского певческого искусства, уже несколько лет подряд руководит подготовкой ежегодных Бражниковских чтений, которые продолжают традиции Общества любителей древней письменности. Ее доклад в основном касался музыкальных аспектов древней традиции.

Ведущий научный сотрудник отдела древнерусского искусства Русского музея, кандидат искусствоведения Н.В. Пивоварова прокомментировала слайды с изображением древних икон и литых крестов, а также других предметов старины из фондов Русского музея.

Иерей Петр Чубаров, настоятель единоверческого Никольского храма, выступил с докладом «Старый обряд в РПЦ», в котором он изложил единоверческую точку зрения на историю разделения Церкви и на процесс воссоединения старообрядцев с Матерью-Церковью.

Евгений Юферев (Москва) представил доклад «К вопросу о преемственности Белокриницкой иерархии. Личность митрополита Амвросия». Его ключевым тезисом стало утверждение, что на сегодняшний день не найдено никаких документов, свидетельствующих о запрещении в служении митрополита Амвросия (первого Белокриницкого епископа) ни до, ни после его присоединения к старообрядчеству.

К участию в конференции были приглашены, но не смогли присутствовать представители РДЦ (Новозыбковское согласие) и старообрядцы-поморцы.

Затем последовало выступление мужского и женского хора Покровской старообрядческой общины, в котором чтения Евангелия в дониконовской огласовке иллюстрировались молитвенными песнопениями. Присутствующие вживую смогли ощутить духовный настрой старообрядческой молитвы. Возможно, старообрядческие молитвы впервые звучали в стенах Лавры.

Мне довелось подводить итог этой встрече, и я не мог не привести в качестве примера конструктивного подхода к преодолению расколов воссоединение РПЦЗ с Патриаршей Церковью. Затем было процитировано покаянное заявление Архиерейского Собора РПЦЗ 2000 г. относительно старообрядцев, являющее собой прекрасный пример христианской любви и смирения. Однако невозможно было без сожаления упомянуть о принятии старообрядцами-поморцами в 2006 г. определения «об исторической исчерпанности поисков благочестивого священства в сем мире», что ставит серьезное препятствие к диалогу с ними.

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир поблагодарил организаторов и участников конференции и выразил надежду, что поиск путей, ведущих к единству православных христиан, продолжится.

Все участники конференции выразили мнение, что спокойный и взвешенный богословский, исторический и культурный диалог русских православных Церквей древнего и нового обрядов необходимо продолжать.

— Были ли дискуссии, и по каким вопросам?

— На первой конференции мы, скорее, просто обменялись мнениями, поговорили в неформальной обстановке. Начинать конструктивную дискуссию, обмен мнениями между участниками следует лишь тогда, когда будет установлено минимальное человеческое доверие. Учитывая, насколько тяжело пострадали старообрядцы от гонений в прошлом, некоторые темы воспринимаются очень остро.

— Каковы дальнейшие планы?

— В январе 2008 года мы планируем провести концерт знаменного пения в Святодуховском корпусе Александро-Невской лавры. Участники подтвердили свое согласие, день уже зарезервирован. Надеемся, это поможет лучше понять атмосферу старообрядческого богослужения.

Весной мы хотим провести церковно-научную богословскую конференцию, на которой хотелось бы обсудить наши взгляды на события XVII века. Для такого разговора до сих пор просто не было времени. Сначала начались гонения на старообрядцев, а потом советская власть загнала всех в подполье.

Каждая из сторон участвует в контактах, насколько сама считает нужным и насколько позволяют возможности, это свободный диалог равноправных сторон. К участию в конференции приглашаются историки и священники, исследующие вопросы разделения Церкви в XVII веке.

23 ноября 2007 г.
Ключевые слова: старообрядчество
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи