iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Первые ктиторы Пантелеимоновой обители
Нынешний год для русского Православия особенный: русское присутствие на Святой горе Афон отмечает тысячелетний юбилей. Конечно, как и в любой круглой дате такого масштаба, возраст — категория в некоторой степени условная. Скорее всего, наши далекие предки с днепровских берегов бывали на Афоне и раньше — по крайней мере, косвенные указания на это можно встретить как в житийной литературе, так и в летописных источниках. Как часто бывает в подобных случаях, за точку отсчета приняли самое раннее из известных письменное свидетельство о присутствии русских на Святой горе: в 1016 году на одной из здешних официальных грамот свою подпись в качестве свидетеля поставил «пресвитер и игумен обители Рос(а)» Герасим. Подготовка к юбилею шла по нескольким направлениям. Десятки мероприятий под эгидой Синодального отдела внешних церковных связей готовит общецерковный Оргкомитет празднования. Собственная обширная праздничная программа есть и у Русского на Святой горе Пантелеимонова монастыря. По распоряжению Президента России Владимира Путина создана рабочая группа по подготовке к празднованию 1000-летия присутствия русских на Святой горе Афон, координирующая усилия органов власти. Наконец, несколько юбилейных акций организуют общественные и неправительственные (в том числе международные) организации. Все это отнюдь не случайно. Интерес к Афону, к его духовному и культурному наследию в России растет. И еще год назад министр иностранных дел Сергей Лавров констатировал: «Это святое место причастно к становлению русской православной традиции: считается, что монашество на Русь пришло именно с Афона. Такое историческое наследие особенно востребовано в наши дни, когда в России происходит духовное возрождение, возвращение к духовным ценностям и святыням». Не стоит к тому же забывать: юбилей проходит на фоне перекрестного года России и Греции. В нескольких номерах «Журнал Московской Патриархии» будет подробно освещать подготовку и ход празднования. Сегодня мы предлагаем вниманию читателей первую статью из цикла посвященных юбилею трудов ведущих отечественных ученых-историков.
27 апреля 2016 г. 13:50
Церковь
Игумения Владычнего монастыря г.Серпухова Алексия (Петрова)
ЖМП № 5 май 2014 /  15 мая 2014 г.
версия для печати версия для печати

Игумения Алексия (Петрова): Чаша не страдания, но благодати

Владычний Введенский монастырь подмосковного Серпухова известен прежде всего почитанием чудотворного образа «Неупиваемая Чаша», празднование которого совершается 18 мая. Сюда ежедневно со всей России приезжают автобусы паломников — ­помолиться об исцелении страждущих от алкоголизма. Здесь помогают вернуться к здоровому образу жизни наркозависимым женщинам. Игумения Алексия (Петрова) руководит этим древним монастырем с момента его возрождения в 1995 году.

— Чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша» даже у верующих людей в первую очередь ассоциируется с лечением от алкоголизма и наркомании. Только ли за этим едут молиться перед образом?

— Конечно, нет. Богородица помогает всем, кто к ней обращается с разными просьбами. У нас даже были случаи помощи в разрешении квартирных вопросов. Но все-таки главная просьба всех паломников — это исцеление от пьянства, а также от наркомании, табакокурения и игромании.

— Не умаляет ли такое отношение к иконе почитания изображенной на ней Чаши причастия, основы ­образа?

— Очень интересно, что листовка 1912 года «Сказание о явлении иконы Божией Матери “Неупиваемая Чаша”» начинается не с самого сказания, а с объяснения иконографии этого образа. Это было сделано потому, что и до революции в народе ходило неправильное толкование. Говорили, к примеру, о «Чаше страдания». Однако Чаша, изображенная пред Богородицей, — это не «чаша страдания», а Чаша Божией благодати, Чаша причастия.

Лично меня коробит нынешнее утилитарное отношение к иконам как к таблеткам — эта икона «от пьянства», та — «от желудка», третья — «от ног», «от головы».

Некоторые паломники считают, что поставил свечку, приложился к иконе, заказал поминовение и этого достаточно. Этакое обрядоверие или даже «шаманство» в православии. Мы наблюдаем развитие духовной лености, нежелание молиться и прикладывать духовные усилия самостоятельно.

— В лавках некоторых монастырей и храмов иногда можно встретить объявления, что «алкоголиков не записываем» на церковное поминовение. Мол, если они пьют, значит, нарушают заповедь, а значит, они вообще не верующие и не христиане вовсе.

— Заповеди, к сожалению, нарушает любой человек. Ибо нет человека, который жив будет день един, и не согрешил бы (2 Пар. 6, 36). Когда человек пьет — это заметно другим, а другой грешит блудом, но об этом никто не знает. Мы молимся об исцелении конкретной страсти, поэтому знаем, с чем человек к нам пришел.

— Бывает, верующие боятся искушений после молитвы за страждущего. Это малодушие? Что им можно посоветовать?

— Есть, конечно, такая фраза: «На тех, кто молится за алкоголиков, весь ад восстает». Но любая молитва за другого человека — это подвиг. Есть мнение среди воцерковленных людей: сделаешь доброе дело — будет искушение. Это суеверие. Человек привык так думать не потому, что он узко мыслит, а потому, что слышал это с детства, не задумываясь над духовным смыслом фразы.

Я не думаю, что это от маловерия. Может быть, кто-то действительно боится искушений, малодушничает, но чаще это всё же просто суеверие, ставшее частью околоцерковной традиции.

— А было такое, чтобы уходили из монастыря по этой причине?

— Нет, не было. Матерь Божия благоволила в нашей обители явить Свою икону. Каждая из сестер, принимая решение остаться в этом монастыре, сразу была настроена, что придется молиться о страждущих. Можно предположить, что человек, который боится этой проблемы, просто не придет к нам в обитель.

У нас, слава Богу, было очень мало сестер, которые уходили. Второй и последний случай был в 2008 году. 

— Когда в человеке появляется готовность понести подвиг за незнакомого, но нуждающегося в духовной поддержке, страждущего человека? Тысячи православных едут к известным духовникам, и те всех принимают, каждому незнакомцу жертвуют частичку своего сердца. Ваш монастырь молится за многих из тех, кто по причине страсти принес горе ближним и, казалось бы, достоин осуждения.

— Мы молимся за страждущих в силу того, что чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша» явлен и находится в нашем монастыре. Если же говорить о духовниках или христианах, которые идут на путь духовного служения именно людям, то это делается только по благословению. Благословляющий на это служение видит, что у человека хватит духовных сил. Только с Божией помощью, по благодати можно нести подобное служение. Духовные силы, чтобы нести немощи других людей, могут появиться только после того, как человек пожил внимательной духовной жизнью, нес подвиги, приносил по­каяние.

— Господь призвал каждого возлюбить ближнего, как самого себя, и привел в пример притчу о добром самарянине. Должны ли мы помогать каждому, кто нуждается в помощи?

— Да. Но кому может помочь просто верующий? Соседу, духовной сестре, брату по приходу. Жена помогает мужу — они родственники. К духовнику же идут тысячи людей. Если ­человек без благословения возьмется молиться за всех подряд, взвалит на себя больше, чем может понести, то у него будет духовный упадок, вплоть до отвращения от веры. Человек выдохнется. Сейчас есть такой термин: «выгорание». Не хватило сил, всё растратил, и самому не хочется ни молиться, ни в храм ходить. Кто-то скажет: это искушение, но это всё же духовно-психологическая проблема.

— Как молиться за пьющего до того, как получишь благословение на молитву о нем?

— Пока ждешь благословения на личную молитву, можно подавать поми­новение в храмах, в монастырях. Когда ты подаешь записку, то молитва за человека уже идет.

— В монастыре много лет ведется реабилитация наркозависимых женщин. Успешно?

— Да, с Божией помощью наши реабилитантки возвращаются постепенно к здоровому образу жизни.

Так, несколько лет назад к нам приехала на реабилитацию девушка. Жила у нас два года, затем уехала домой, там у нее были кратковременные срывы. После этого она лечилась в других реабилитационных центрах. Получила высшее образование и вернулась в монастырь. Сегодня она работает у нас штатным социальным работником — курирует других реабилитанток. Ее опыт употребления и лечения помогает ей понять тех, кто только приехал к нам на исправление. Ее не обмануть, она прошла этот тяжелый путь. И я прислушиваюсь к ее советам: в чем реабилитантке дать послабление, а где, наоборот, «закрутить ­гайки».

Приведу вам пример чуда исцеления и ресоциализации, и даже медицинского чуда! У нас была на реабилитации девушка-москвичка, трудилась, помогала при монастыре, мы ставили ее на хозяйственные послушания, за время реабилитации она воцерковилась. Со временем она вышла замуж за сотрудника монастыря. Несмотря на неблагоприятные прогнозы (у нее, как и у многих наркоманов, был гепатит «С»), она забеременела. В период беременности еженедельно приходила в монастырский храм на исповедь, причащалась. Благодаря ее вере и помощи Божией у нее полностью пропал гепатит «С». Просто исчез! Теперь она абсолютно здоровый человек. У нее семья и здоровый ребенок.

— К вам в монастырь приезжает очень много паломников. Это тоже жертва — монастыря миру. Но не мешает ли это духовному деланию?

— Конечно, большое количество паломников привности свои особенности. С одной стороны, вроде бы это хорошо, когда пришли люди, оставили копеечку-пожертвование, но когда много людей — много и суеты.

Вопрос организации паломников на территории монастыря сложный. Толпа паломников может буквально оставить за собой вытоптанное поле, как это бывает, к примеру, у источника Тихона Калужского после дня памяти святого. Вытоптана каждая травинка на территории источника.

Чем лучше сестра помолится, тем легче ей справиться с потоком паломников. Поэтому, я считаю, в монастырях, где много паломников, должны быть скиты, куда сестры могли бы периодически уезжать для молитвы. Мы стараемся чередовать различные суетные послушания с храмовыми — это дает возможность сестрам духовно и душевно восстанавливаться.

— Выходит, монах все-таки живет в первую очередь уединением и лишь потом — жертвенным служением ближним?

— В моем представлении, жертвенное служение возможно только после того, как монах пожил настоящей монашеской жизнью. Я не говорю, что совсем уединенной — мы не такие уж скитские монахи, как в древности. Но уставная монастырская жизнь дает возможность с меньшим уроном для духовной жизни общаться с мирскими людьми. А если человек сначала наобщался с мирскими людьми, то после его уже не загнать в рамки монашеского устава. Поэтому надо сначала научиться молиться, а потом уже выходить на служение людям.

— В России есть монастыри, которые полностью закрылись от мира, открывают двери храма только на время богослужения. Это новое явление кого-то смущает, кого-то удивляет. Владычний монастырь всегда открыт для посещения?

— Наш монастырь открыт всегда. Большинству монахов хочется служить Богу именно в древнем представлении о монашеской жизни. Может быть, и нам хотелось бы закрыться от мира, но не мы себе выбрали икону «Неупиваемая Чаша» и позвали паломников. Матерь Божия Сама благоволила, и поэтому мы не закрываем ворота. Как мы можем закрыть святыню?!

— Насколько подготовлены сестры к приему паломников и туристов? Если вдруг какую-нибудь сестру за свечным ящиком спросят, например, про историю «Неупиваемой Чаши», сможет рассказать?

— Да. И не только сестры за свечным ящиком, но и мирские сотрудники в иконной лавке. Нами был собран простенький «вопросник» по темам, которые чаще всего тревожат наших паломников, и разработаны правильные церковные ответы. Все наши сотруд­ники с ним ознакомлены и сдают по нему экзамен. Кроме того, миряне, работающие у нас с людьми, сдают экзамен на знание истории и святынь монастыря. Они также должны уметь дать совет о молитве. А для серьезных духовных вопросов в храме есть священник.

— Сестре могут задать вопрос, требующий богословского ответа. Возьмется?

— Задать могут любой вопрос. Если он сложный, сестры отправляют ­вопрошающего к священнику. Как раз на днях сотрудники лавки будут сдавать экзамен на знание катехизиса. Нами разработаны вопросы, требующие от сотрудника монастыря обязательного знания о проскомидии, Псалтири и некоторых других вопросах.

— Говорят, что та самая чудотворная икона, обретенная на колокольне Георгиевского храма Владычнего монастыря в 1878 году, находится ныне в частной коллекции. Имеет ли смысл ее искать и бороться за возвращение?

— Думаю, на данном этапе смысла в этом нет, потому что очень много чудотворений от ее чтимых списков. Прошло достаточно времени с момента открытия монастыря, с момента написания копии. Проблема остро не стоит. Но, конечно, хочется знать, где подлинник, утерян он или нет.

— Матушка, во многих монастырях и храмах, где есть чтимые иконы, запрещена фотосъемка, в том числе и в вашем монастыре. С чем это связано?

— Чаще всего такой запрет введен в целях безопасности. Ведь под ударом не только главная святыня обители, но и остальные иконы. Обычно опасаются сбора сведений для грабителей.

Возможно, в некоторых местах не хотят, чтобы тиражировалось изображение иконы. Но это уже маловероятно, потому что любительская съемка не дает хорошего качества.

— Если вдруг зевака не увидел ­объявления о запрете и стал фотографировать в вашем храме, у сестер хватит терпения сделать вежливое замечание?

— У наших сестер нет благословения делать кому бы то ни было замечания. Это, конечно, не касается хулиганского поведения. Простое незнание основ поведения в храме не должно повлечь за собой замечаний или осуждающих тирад.

Но люди разные, всякие бывают искушения. Чем старше человек, тем больше у него желания поучать. ­Недавно у нас был случай: пожилая монахиня, которой уже 74 года, сделала замечание женщине за громкий стук каблуков. Прихожанка обиделась, но мы с ней поговорили, успокоили, конечно. А монахиня удивилась ­потом: «Да я просто тихонько сказала».

— Матушка, приезжают ли паломники к другим святыням монастыря, кроме образа «Неупиваемой Чаши»?

— Люди приезжают и к иконе «Введение Богородицы во Святая Святых». Есть те, кто целенаправленно едут к преподобному Варлааму Серпуховскому, который был келейником и ­сотаинником митрополита Алексия, святителя Московского. Преподобный Варлаам основал обитель в 1361 году и стал первым ее игуменом. Его мощи находятся под спудом у Введенского собора.

Встречаем и туристов, которых интересует архитектурный ансамбль монастыря — он уже вполне восстановлен и является памятником архи­тектуры годуновского времени. Нередко бывают у нас группы архитекторов, художников. Сотрудники областного министерства культуры привозят сюда своих друзей архитекторов из других областей, из других министерств, чтобы показать ­ансамбль монастыря.

Кажется, в 2002 году мы получили благодарственное письмо от российского Министерства культуры за «бережное отношение к памятнику и за проведение научной реставрации». Не просто реставрации, когда замазал трещины и переделал всё, как тебе надо, а именно «за проведение научной реставрации».

— Известно ли вам, как много паломников приезжало во Владычний монастырь до революции?

— Нам неизвестно о количестве паломников, которые приезжали к иконе «Неупиваемая Чаша», мы не видели этих документальных сведений. У нас есть свидетельства о посещении монастыря для поклонения преподобному Варлааму.

Кстати, с уверенностью можно сказать, что преподобный Варлаам был знаком и с Преподобным Сергием Радонежским. Митрополит Алексий часто встречался с Преподобным Сергием и наверняка брал с собой келейника — монаха Варлаама.

Преподобный Сергий приходил и в Серпухов к серпуховскому князю, чтобы выбрать место для Высоцкого монастыря. Можно предположить, что он посетил монастырь, основанный его духовным другом святителем Алексием, в котором настоятелем был преподобный Варлаам.

В середине XIX столетия имя преподобного Варлаама стало известно по всей России. Случилось это благодаря игумении Митрофании (в миру — баронесса Прасковья Григорьевна Розен), руководившей Владычним монастырем с 1861 по 1874 год. По донесению игумении в Синод, только в мае 1869 года в монастырской гостинице остановилось 4248 богомольцев, пришедших на поклонение именно преподобному.

— Игумению Митрофанию обвинили и судили за подделку векселей. Так ли всё просто было в той истории?

— Мы пытались разобраться, но в этой истории важны документальные свидетельства 150-летней давности. Нам не удалось найти ни подтверждающих, ни опровергающих эти события документов.

Консультации с юристами привели к предположению, что игумению подвели под суд наследники купца Солодовникова. Сейчас трудно уже сказать, как это было на самом деле. Личного интереса игумении следствие не нашло: похищенное предназначалось монастырю.

Мы верим в невиновность игумении Митрофании. На то есть косвенные признаки. Во-первых, она не нанимала себе дорогих адвокатов. Ее дело вел сын институтской подруги, и этот выбор она объяснила так: «Пусть хотя бы кому-то это дело принесет пользу». Молодой адвокат, участвуя в этом деле, мог приобрести известность. Во-вторых, по благословению святителя московского Иннокентия (Вениаминова) во всех храмах служились молебны «о невинно осужденной игумении Митрофании». Конечно, это не прямое доказательство невиновности, но всё же косвенно свидетельствует в ее пользу.

Кроме дела о подложных векселях купца Солодовникова было дело, связанное с купчихой Медынцевой, которая была пьющей. Игумения Митрофания держала ее рядом с ­собой, собственно, так же как сегодня в монастыре проходят реабилитацию страждущие. Родственники купчихи обвинили игумению в том, что она держала Медынцеву в монастыре, чтобы использовать ее деньги. Но я-то знаю, что, пока человек не исцелился, его отпускать нельзя. Слава Богу, нас так еще ни разу не обвиняли. Пребывание страждущих девушек у нас бесплатное.

— Матушка, явление «Неупиваемой Чаши» произошло сразу после ссылки игумении Митрофании. Можно ли как-то связать эти два события?

— Я обычно говорю, что явление «Неупиваемой Чаши» — это реабилитация всего монастыря и реабилитация преподобного Варлаама.

Игумения Митрофания занималась восстановлением почитания преподобного Варлаама. Есть сведения, что в XVI–XVII веках он почитался как святой. Она собирала свидетельства, чудеса, которые происходили на гробнице преподобного. Раньше всё было строго, все донесения отправлялись в Синод. Из консистории прислали человека, который проверял чудеса. Процент неподтвержденных чудес невероятно мал — только одно на 20 чудес. У 70% просивших о помощи было явное исцеление, у остальных — очевидное улучшение здоровья. Я работала в Центральном государственном историческом архиве (ЦГИА) города Москвы и лично видела эти документальные свидетельства.

После суда над игуменией Митрофанией сократилось число паломников в монастырь. Сестры перестали записывать свидетельства о чудесах — им уже было не до этого. Так в консисторию перестали поступать чудеса, и поэтому в 1877 году было издано постановление прекратить дело о канонизации преподобного Варлаама.

В 1878 году предстательством преподобного Варлаама на колокольне Георгиевского храма Владычнего монастыря явилась икона «Неупиваемая Чаша». Это явная реабилитация и монастыря, и преподобного Варлаама. Это явное чудо, связанное со святым.

В связи с судом над игуменией Митрофанией у монастыря было описано имущество. С появлением иконы приток паломников вновь увеличился, и материальное состояние монастыря стало улучшаться.

— Празднование дня «Неупиваемой Чаши» всегда в Серпухове было особым — много паломников, два крестных хода из монастырей с чтимыми списками этой чудотворной иконы. В прошлом году формат праздника был изменен — теперь это праздник всего Серпухова. Расскажите подробнее.

— Первый большой крестный ход был в 2003 году в честь 125-летия явления иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». В тот день крестный ход направился из Высоцкого монастыря во Владычний, объединив тем самым два монастыря — Высоцкий, в котором было восстановлено почитание чудотворного образа, и Владычний, в котором икона «Неупиваемая Чаша» была явлена. На протяжении многих лет торжества так и проходили: верующие служили молебен в Высоцком монастыре, затем шли крестным ходом через город во Владычний, и здесь молебен заканчивался. Так праздник захватывал часть города, в нем принимали участие только верующие. В прошлом году формат праздника изменили: празднование вывели за пределы церковной ограды в город. Теперь молебны начинаются в двух монастырях одновременно, затем два крестных хода встречаются на центральной городской площади, и там служится завершение молебна, после чего горожане и паломники прикладываются к иконе «Неупиваемая Чаша». Завершение молебна на центральной площади города сделано для широкого привлечения серпуховичей, которые, быть может, еще не воцерковлены, но уже хотят поучаствовать в церковной молитве. Закончивается праздник концертом духовной музыки. В этом году празднование пройдет по такой же схеме.

— Что готовит ваш монастырь для паломников и горожан, которые приедут на торжества?

— Наш монастырь подготавливает листки с историей явления и почитания чудотворного образа «Неупиваемой Чаши» и преподобного Варлаама Серпуховского.

В газетах Серпухова заранее печатаются тематические статьи, на телевидении записывают передачи, посвященные событию.

Но главным для нашего монастыря станет закладка памятника преподобному Варлааму на площади перед монастырскими воротами. Первый игумен и строитель монастыря будет встречать верующих образом Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша».

 

15 мая 2014 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи