![]()
Миссионеру есть чему поучиться у просвещаемых им народов Проект «Арктический десант» оказался полезен не только малым коренным народам, но и помог миссионерам выявить проблемные зоны в их работе. В частности, стало ясно, что миссия — это не прогулка по парку, а тяжелый изнурительный труд, требующий от каждого полной самоотдачи в непривычных условиях. О том, к чему еще нужно быть готовым миссионеру в отдаленных районах Арктики, есть ли перспективы подготовить и рукоположить священника из среды кочевой общины и как правильно относиться к «двоеверию» северных народов, рассказал архиепископ Якутский и Ленский Роман. PDF-версия.
17 марта 2023 г. 16:00
Чтим Державный образ святыни Твоея Ровно 106 лет назад, 15 марта 1917 года по новому стилю, в подклете старинной Вознесенской церкви подмосковного государева села Коломенское священник Николай Лихачев среди старых досок, тряпок и прочей рухляди обнаружил черную икону. Когда священнослужитель тщательно промыл и очистил находку от грязи и копоти, ему открылось изображение величественно восседающей на троне Царицы Небесной. На коленях у Нее находился благословляющий Богомладенец, а в руках Пречистая держала царские регалии — скипетр и державу. Так была обретена Державная икона Божией Матери. PDF-версия.
14 марта 2023 г. 16:00
Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна В первой части материала, опубликованной в «Журнале Московской Патриархии» в № 1 за 2023 год, подробно освещались формы и методы работы с детьми с особенностями здоровья в церковных образовательных учреждениях. В этом номере тему инклюзии продолжит рассказ о том, как Церковь помогает взрослым верующим с ограниченными возможностями здоровья участвовать в работе приходских организаций и общин. PDF-версия.
9 февраля 2023 г. 13:00
Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна Люди с ограниченными возможностями здоровья все больше вовлекаются в активную жизнь общества. С развитием производственных и интернет-технологий, упрощающих наш быт, инвалидность постепенно перестает быть приговором к уединенному образу жизни. Как приходские общины и церковные организации могут помочь в социализации верующих с ограниченными возможностями здоровья, анализирует обозреватель «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
20 января 2023 г. 16:30
Император Петр Великий и его церковная реформа В год 350-летнего юбилея Петра Первого «Журнал Московской Патриархии» продолжает тему петровской церковной реформы статьей протоиерея Валентина Асмуса, не без оснований утверждающего, что византийские традиции, в частности влияние императоров на область церковно-государственных отношений, имели большое значение для Петра. Выстраивая параллели между византийским императором Юстинианом и Петром Великим, автор показывает предпосылки реформ русского царя и приходит к выводу, что церковная реформа Петра Первого не была революционной на фоне предшествующей истории России и вписывалась в общую тенденцию европейского «просвещенного абсолютизма». PDF-версия.
8 декабря 2022 г. 16:30
В исследовании дела об изъятии церковных ценностей рано ставить точку В уходящем 2022 году Русская Церковь пыталась осмыслить начавшуюся сто лет назад кампанию по изъятию церковных ценностей, изучая архивные документы, анализируя трагические события двадцатых годов прошлого века, организуя научные конференции, публикуя результаты исследований. На эту тему в «Журнале Московской Патриархии» был напечатан ряд статей, в том числе священника Сергия Иванова, кандидата богословия, научного сотрудника Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви богословского факультета ПСТГУ. В первой половине 2023 года выйдет его книга «Святой Патриарх Тихон и кампания по изъятию церковных ценностей в 1922 году». «Журнал Московской Патриархии» встретился с автором и задал ему несколько вопросов о готовящейся к выходу монографии и ставшей ее темой богоборческой кампании двадцатых годов ХХ столетия. PDF-версия.
6 декабря 2022 г. 15:00
Келейный труд и разочарование общественности В церковной историографии деятельность Предсоборного Совещания по ряду причин остается одной из слабо изученных страниц подготовки Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Однако сохранившиеся до наших дней проекты документов Совещания, посвященные подготовке реформы высшего церковного управления, представляют немалый интерес для наших современников. Взгляды разработчиков документов на существенные элементы системы высшей власти и управления в Российской Церкви в 1912–1916 годах прокомментировал для «Журнала Московской Патриархии» протоиерей Сергий Звонарёв. PDF-версия.
18 ноября 2022 г. 13:00
Почивать на лаврах некогда Конец 1990-х годов — время создания многочисленных православных учебных заведений. Они возникали на образовательном небосклоне, и какие-то из них быстро исчезали, не хватало опыта, профессиональных кадров. Некоторые образовательные учреждения, занимаясь духовным воспитанием и приобщением учеников к православной культуре, не уделяли должного внимания общему образованию и также были обречены. Однако к сегодняшнему дню есть и положительные примеры — школы и гимназии, прошедшие нелегкий путь становления и достигшие высоких результатов. Как удается каждый год выпускать отлично подготовленных учеников, выбирающих разные профессии и поступающих в лучшие вузы страны, любящих Бога и не теряющих связь со своей alma mater, делится с читателями «Журнала Московской Патриархии» директор Гимназии имени священномученика Константина Богородского города Ногинска протоиерей Олег Волков. PDF-версия.
10 ноября 2022 г. 15:00
Николай Зиновьев: «Хочется писать о Боге и находить новые слова и образы» Одним из лауреатов Патриаршей литературной премии 2022 года стал поэт Николай Зиновьев. Он пишет о своих религиозных переживаниях, любви к ближнему, красоте природы, о борьбе добра и зла в сердце человека и надежде на милость Божию. Отвечая на вопросы корреспондента «Журнала Московской Патриархии», Николай Зиновьев размышляет о значении православной веры и смысле поэтического творчества. PDF-версия.
20 октября 2022 г. 15:00
Петр I: pro et contra В этом году исполнилось 350 лет со дня рождения Петра Первого, которого еще при жизни назвали Великим за его свершения и победы, сделавшие Россию великой державой. С читателями «Журнала Московской Патриархии» анализом эпохи Петра и своими рассуждениями о личности монарха, мотивах и предпосылках его реформ поделился профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, доктор церковной истории Владислав Петрушко. PDF-версия.
17 октября 2022 г. 16:00
|
![]()
ЦВ № 24 (421) декабрь 2009 /
24 декабря 2009 г.
Матушки всегда будут против?В Москве 3–4 декабря прошел I Всероссийский форум православных женщин, собравший около тысячи участниц из разных регионов России и сопредельных государств. Торжественное открытие I Всероссийского форума православных женщин состоялось в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя, на нем присутствовал Святейший Патриарх Кирилл и высокие представители государственной власти. На форум были приглашены руководители различных женских организаций. Можно было ожидать, что они будут говорить искренне и о наболевшем. К сожалению, в большинстве докладов на пленарном заседании звучали лишь привычные общие слова о демографии, падении нравственности, пропаганде пороков на телевидении. Те же самые стандартные формулы вполне можно было бы услышать не на форуме православных женщин, а, например, женщин-атеисток или мужчин-мусульман, — ничего бы не изменилось. Второстепенной темой некоторых докладов и одновременно главной темой разговоров в кулуарах форума стала ювенальная юстиция. Безусловно, перспектива введения ювенальной юстиции в России представляет серьезную проблему и требует самой широкой дискуссии. На эту тему уже неоднократно высказывались, например, такие известные церковные деятели, как протоиерей Всеволод Чаплин и протоиерей Димитрий Смирнов. Но то, как эта и другие реальные проблемы обсуждались на форуме, дает повод задуматься прежде всего о механизмах формирования и роли православных общественных движений, большинство участников которых — женщины. В конце 1990-х годов главной темой «молитвенных стояний» и прочих акций православной общественности было требование канонизации Николая II и его семьи. После прославления на Архиерейском Соборе 2000 года Царственных страстотерпцев деятельность православных активистов пережила некоторое затишье. В начале 2000-х те же активисты вновь появились в местах скопления православных, например, возле храмов в дни престольных праздников, но темой раздаваемых ими листовок была уже борьба против ИНН и новых паспортов. Наиболее типичным агитатором против «печати антихриста» была матушка с сумкой-тележкой, возраста предпенсионного либо пенсионного, в одежде темных тонов, непременном платке «внахмурку» и с суровым, непреклонным выражением лица. Позже те же матушки с теми же тележками и переносными иконами митинговали возле Храма Христа Спасителя в поддержку ныне лишенного сана епископа Чукотского Диомида. Потом опять последовало некоторое затишье, после которого все те же знакомые лица с теми же сумками-тележками вышли на борьбу против ювенальной юстиции. Всем нам известно по личному опыту, как трудно поднять и организовать людей на какое-нибудь полезное, доброе дело. Десятки общин, когда-то собиравшихся для того, чтобы бороться за передачу Церкви бывшего храмового здания или за строительство храма в таком месте, где церквей не хватает, распались, так ничего и не добившись, потому что иссякли силы, опустились руки. Сколько волонтерских групп, посещавших больницы, детские дома или дома престарелых, прекращали свое существование сразу после того, как угасал первоначальный эмоциональный порыв сострадания. Недавние похороны убитого священника Даниила Сысоева были на удивление для Москвы малолюдными — на отпевание собралось около двух тысяч человек, а до кладбища доехало не более трехсот. Да, это был будний рабочий день, но разве мало у нас бодрых православных пенсионеров, домохозяек, людей со свободным рабочим графиком? А крестный ход памяти отца Даниила, который проходил на девятый день после его кончины в субботу, не собрал и сотни участников. Почему же некоторые темы становятся привлекательными для православных активистов и собирают толпы последователей? Одно из непременных условий популярности — оппозиционность. Оппозиционность церковной иерархии, как в случае с бывшим епископом Диомидом, или государственной власти, как в случае с паспортами и ИНН. Наверное, такие темы окружены романтическим ореолом «борьбы за правду». Кроме того, они требуют минимума усилий и приносят при этом огромное моральное удовлетворение. Сбор подписей и скандирование лозунгов на митинге — это ведь не мучительная борьба с собственными страстями, плодов которой никто не заметит и не похвалит, не замена памперса лежачему больному и не серьезное исследование какой-либо проблемы, требующее знакомства с источниками и напряженной работы мысли. Это гораздо более легкий способ почувствовать себя делающим что-то нужное, при котором результат, собственно, даже и не важен. Впрочем, и история с «диомидовцами», и нынешние механизмы вербовки людей, в большинстве случаев женщин, на борьбу против ювенальной юстиции, дают повод задуматься о том, что стихийные, на первый взгляд, православные общественные движения не так уж и стихийны. Группы поддержки бывшего Чукотского епископа привозили к Храму Христа Спасителя на автобусах и обеспечивали горячим питанием. Уже упомянутые листовки против ювенальной юстиции по Залу церковных соборов и Паломническому центру разносили молодые люди в тренировочных костюмах, явно относящиеся к своему делу как к работе, за которую платят, а не действующие в порыве личного энтузиазма. Выходит, активисток кто-то организует и модерирует? А если так, то кто и зачем?
Православные общественные активисты (точнее, по большей части, активистки) были, есть и будут. Людей этого психологического склада невозможно заставить заниматься чем-то другим, кроме уличной политики и массовых мероприятий. Они могут выступать под одними или под другими лозунгами, но какая-то иная деятельность никогда не станет для них более важной и интересной. Значит, есть только один способ не дать этим людям выступать в роли статистов в антицерковной политике — вовлечь их в политику процерковную. И опыт показывает, что это возможно. Когда 29 января 2009 года завершил работу Поместный Собор, новоизбранного и нареченного Патриарха Кирилла поздним вечером на выходе из Храма Христа Спасителя встречала толпа прихожан московских и украинских православных приходов. В большинстве своем это были те же девочки в длинных юбках и бабушки в пуховых платках, которые служат лицом любого «молитвенного стояния». Они пели церковные песнопения, скандировали наивные речовки и спешили к новому Предстоятелю Русской Церкви за благословением... К сожалению, с тех пор не прошло ни одного массового православного мероприятия, на котором это мощное «женское войско» выступало бы «за». Разве в жизни православной женщины и православной семьи нет проблем, к которым следовало бы привлекать внимание, решать их путем широкого церковно-общественного обсуждения? А множество простых, бытовых, житейских вопросов, которые каждый день встают перед православной женщиной и в Церкви, и в светской среде?
24 декабря 2009 г.
Ключевые слова:
женщины
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Весна в российских музеях Ведущие российские музеи при организации выставок церковного искусства делают ощутимый акцент на теме национальных святынь и святых. Московский государственный объединенный музей-заповедник предлагает рассчитанную на целый год экспонирования краткую антологию образов русских угодников Божиих. Третьяковская галерея принимает коллег из Владимира с масштабным проектом, в рамках которого представлены древние памятники иконописания и церковно-прикладного искусства Суздальского княжества. Музеи Московского Кремля представили временную экспозицию с достаточно узкой для академической выставочной площадки темой: стяжавшие святость защитники земли Русской и небесное воинство, к молитвенной помощи которого православные россияне прибегают особенно часто. PDF-версия.
27 марта 2023 г. 17:00
Церковное искусство должно быть созвучно Евангелию В 2021 году иконописец Ирина Зарон была награждена Золотой медалью Российской академии художеств за росписи в храме священномученика Антипы на Колымажном дворе в Москве и работы последних лет. Вместе с супругом, известным скульптором Сергеем Антоновым, художница была ранее награждена Академией медалью «Достойному» за работу в надвратном храме Андреевского монастыря. Эти награды — признание профессиональным сообществом вклада художницы в русское церковное искусство. Образы, которые создает Ирина Зарон, уникальны: твердо следуя традиции, она не копирует изображение, а создает новое в строгом соответствии с каноном. Ее авторский почерк — благородная сдержанность колорита и мягкий, приглушенный фон. Ирина Павловна Зарон рассказала, как она пришла к иконописанию, что для нее канон и как рождает- ся современный иконный образ. PDF-версия.
24 марта 2023 г. 14:30
Протоиерей Богдан Сойко 25.08.1938 – 07.01.2023 7 января 2023 года, отслужив Божественную литургию в праздник Рождества Христова, после сердечного приступа отошел ко Господу настоятель Николо-Богоявленского морского собора г. Санкт-Петербурга протоиерей Богдан Сойко.
22 марта 2023 г. 16:30
Протоиерей Владимир Королёв 08.07.1938–02.01.2023 2 января 2023 года на 85-м году жизни отошел ко Господу старейший клирик Костанайской епархии Казахстанского митрополичьего округа митрофорный протоиерей Владимир Королёв.
22 марта 2023 г. 16:00
Нести благую весть до края земли Столица Малайзии Куала-Лумпур — город, в котором уживаются люди разных вероисповеданий. Здесь, рядом с небоскребами делового центра, районами с тесными традиционными жилищами, шумными уличными рынками, в непосредственной близости от самых высоких в мире башен-близнецов Петронас, расположен единственный православный храм в стране. Уже несколько лет настоятелю храма во имя Архистратига Божия Михаила в Куала-Лумпуре игумену Павлу (Хохлову) помогает монахиня Сергия (Идрисова). Она рассказала о жизни православной общины в современном азиатском мегаполисе. PDF-версия.
22 марта 2023 г. 13:30
|