![]()
Александр Невский и Кольский Север В исторической науке закрепилось еще со времен Петра I представление о том, что деяния святого благоверного князя Александра Невского были связаны с Невой, Чудским озером, псковско-новгородскими коллизиями и смутами. Митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан делится своими оригинальными размышлениями о том, как имя князя Александра Ярославича связано с историей Крайнего Севера. Как благодаря его дипломатическим и военным усилиям эти северные земли стали данниками Новгородской Руси, а спустя столетия, уже при московских князьях, часть Лапландии отошла к Российской державе, став впоследствии русским Кольским Севером, а ныне Мурманской областью. PDF-версия.
24 февраля 2021 г. 17:00
Эра милосердия Пандемия коронавируса перевернула налаженную жизнь. По данным социологических исследований1, у более половины населения сократились доходы, каждый третий испытывал угрозу потери или же потерял работу, две трети отметили повышение цен на товары и услуги. С введенными ограничениями передвижения практически каждый пятый испытал сложности с оказанием помощи родным и близким. Это сильнее всего отразилось на наименее защищенных: инвалидах, одиноких пожилых людях, малообеспеченных и многодетных семьях, бездомных. Эпидемия стала временем испытаний не только для государственной системы социального обеспечения и экзаменом на эффективность благотворительных организаций, но и для Церкви. PDF-версия.
28 января 2021 г. 16:00
Сибирский путь Ермака в русском летописании XVII века Пожалуй, нет в сибирской истории фигуры, более известной миру и в то же время овеянной множеством легенд, чем Ермак. О нем и его сибирском походе с «единомысленною дружиною» уже в конце XVI — начале XVII века слагались устные предания. Почти через 40 лет после похода первый сибирский архиерей Киприан (Старорусенников) в своем стремлении увековечить память о Ермаке и его дружине создает Синодик Ермаковым казакам. Историк Алексей Конев объясняет, на чем основывалось желание владыки канонизировать Ермака как героя и почему даже местные князья считали его «человеком Божьим». PDF-версия.
12 января 2021 г. 15:00
Посвященная 100-летию Великого исхода конференция ученых-историков состоялась в Издательском Совете Русской Православной Церкви Событие прошло вчера, 26 октября, под эгидой Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации и собрало нескольких представителей научного сообщества, принявших участие в форуме в очно-дистантном формате. После вступительного слова главы Издательского совета митрополита Калужского и Боровского Климента с сообщением об участии в эвакуации из Одессы и Геленджика и в исходе из Крыма представителей белого казачества в 1920 году выступил председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл.
27 октября 2020 г. 17:00
Слабослышащие прихожане требуют времени и усилий Тема окормления слабослышащих находила достойное место на общецерковном уровне и прежде, в том числе в ходе тематических секций Международных Рождественских образовательных чтений или съездов по социальному служению. Но там на первый план, как правило, выдвигались вопросы подготовки сурдопереводчиков и владеющих жестовым языком священнослужителей либо актуализация перевода библейских и литургических текстов на русский жестовый язык. Повестка же форума, собравшего в основном представителей самих общин, сосредоточилась на практических аспектах проповеди среди слабослышащих и их участия в церковных таинствах.
2 октября 2020 г. 19:50
На приход — по приговору Полвосьмого утра в коридоре келейного корпуса Христорождественского архиерейского подворья в деревне Надкопанье, что в Волховском районе Ленинградской области, поднялся сильный шум. Строгий голос беспрестанно и настойчиво спрашивает: почему еще не все собраны и по какой причине позволяют себе опаздывать «молиться Богу». В конце концов голос грозно предупреждает: через пять минут корпус закроют, и машина уедет без лентяев. Так подопечные Центра социально реабилитации подростков святителя Великого в организованном порядке отправляются на Божественную литургию в соседний поселок Паша, на приход прп. Александра Свирского — один из возглавляемых игуменом Антонием (Кузнецовым).
25 сентября 2020 г. 10:20
Невский пятачок. Взыскание погибших 8 сентября 1941 года началась Ленинградская блокада. Одним из плацдармов, с которых советские войска пытались прорвать блокаду стал Невский пятачок (см.справку). В годы Великой Отечественной войны здесь, по обе стороны Невы, было убито и утонуло при переправе 120 тысяч советских воинов. В память об их подвиге создан мемориал, два музея, возведены поклонные кресты, часовни и храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» на правом берегу Невы в пос.Невская Дубровка, где поименно поминают около 40 тысяч погибших воинов. Как появилась книга памяти, какие святыни хранятся в Дубровском храме и какие возможности для миссии среди школьников предоставляет поисковая работа, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказали в поселке Невская Дубровка. ПДФ- версия
7 сентября 2020 г. 18:14
В Беслане молитвенно помянули погибших при теракте в школе №1
1 сентября архиепископ Владикавказский и Аланский Леонид совершил заупокойную литию по погибшим в Бесланском теракте. Шестнадцать лет назад боевики захватили школу в Североосетинском Беслане. В течение двух с половиной дней террористы удерживали в заминированном здании школы 1128 человек заложников (преимущественно детей, их родителей и сотрудников школы) в тяжелейших условиях, отказывая людям даже в удовлетворении минимальных естественных потребностей.
1 сентября 2020 г. 19:01
В храме святого Ильи Пророка в Лемешево молитвенно отметили 25-летие возрождения приходской жизни 13 сентября, в храме святого Ильи Пророка в Лемешево (Подольское благочиние) епископ Видновский, викарий Московской (областной) епархии возглавил торжественное богослужение, приуроченное к двадцатипятилетию возрождения прихода.
13 сентября 2020 г. 20:26
|
![]()
ЦВ № 24 (421) декабрь 2009 /
24 декабря 2009 г.
Матушки всегда будут против?В Москве 3–4 декабря прошел I Всероссийский форум православных женщин, собравший около тысячи участниц из разных регионов России и сопредельных государств. Торжественное открытие I Всероссийского форума православных женщин состоялось в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя, на нем присутствовал Святейший Патриарх Кирилл и высокие представители государственной власти. На форум были приглашены руководители различных женских организаций. Можно было ожидать, что они будут говорить искренне и о наболевшем. К сожалению, в большинстве докладов на пленарном заседании звучали лишь привычные общие слова о демографии, падении нравственности, пропаганде пороков на телевидении. Те же самые стандартные формулы вполне можно было бы услышать не на форуме православных женщин, а, например, женщин-атеисток или мужчин-мусульман, — ничего бы не изменилось. Второстепенной темой некоторых докладов и одновременно главной темой разговоров в кулуарах форума стала ювенальная юстиция. Безусловно, перспектива введения ювенальной юстиции в России представляет серьезную проблему и требует самой широкой дискуссии. На эту тему уже неоднократно высказывались, например, такие известные церковные деятели, как протоиерей Всеволод Чаплин и протоиерей Димитрий Смирнов. Но то, как эта и другие реальные проблемы обсуждались на форуме, дает повод задуматься прежде всего о механизмах формирования и роли православных общественных движений, большинство участников которых — женщины. В конце 1990-х годов главной темой «молитвенных стояний» и прочих акций православной общественности было требование канонизации Николая II и его семьи. После прославления на Архиерейском Соборе 2000 года Царственных страстотерпцев деятельность православных активистов пережила некоторое затишье. В начале 2000-х те же активисты вновь появились в местах скопления православных, например, возле храмов в дни престольных праздников, но темой раздаваемых ими листовок была уже борьба против ИНН и новых паспортов. Наиболее типичным агитатором против «печати антихриста» была матушка с сумкой-тележкой, возраста предпенсионного либо пенсионного, в одежде темных тонов, непременном платке «внахмурку» и с суровым, непреклонным выражением лица. Позже те же матушки с теми же тележками и переносными иконами митинговали возле Храма Христа Спасителя в поддержку ныне лишенного сана епископа Чукотского Диомида. Потом опять последовало некоторое затишье, после которого все те же знакомые лица с теми же сумками-тележками вышли на борьбу против ювенальной юстиции. Всем нам известно по личному опыту, как трудно поднять и организовать людей на какое-нибудь полезное, доброе дело. Десятки общин, когда-то собиравшихся для того, чтобы бороться за передачу Церкви бывшего храмового здания или за строительство храма в таком месте, где церквей не хватает, распались, так ничего и не добившись, потому что иссякли силы, опустились руки. Сколько волонтерских групп, посещавших больницы, детские дома или дома престарелых, прекращали свое существование сразу после того, как угасал первоначальный эмоциональный порыв сострадания. Недавние похороны убитого священника Даниила Сысоева были на удивление для Москвы малолюдными — на отпевание собралось около двух тысяч человек, а до кладбища доехало не более трехсот. Да, это был будний рабочий день, но разве мало у нас бодрых православных пенсионеров, домохозяек, людей со свободным рабочим графиком? А крестный ход памяти отца Даниила, который проходил на девятый день после его кончины в субботу, не собрал и сотни участников. Почему же некоторые темы становятся привлекательными для православных активистов и собирают толпы последователей? Одно из непременных условий популярности — оппозиционность. Оппозиционность церковной иерархии, как в случае с бывшим епископом Диомидом, или государственной власти, как в случае с паспортами и ИНН. Наверное, такие темы окружены романтическим ореолом «борьбы за правду». Кроме того, они требуют минимума усилий и приносят при этом огромное моральное удовлетворение. Сбор подписей и скандирование лозунгов на митинге — это ведь не мучительная борьба с собственными страстями, плодов которой никто не заметит и не похвалит, не замена памперса лежачему больному и не серьезное исследование какой-либо проблемы, требующее знакомства с источниками и напряженной работы мысли. Это гораздо более легкий способ почувствовать себя делающим что-то нужное, при котором результат, собственно, даже и не важен. Впрочем, и история с «диомидовцами», и нынешние механизмы вербовки людей, в большинстве случаев женщин, на борьбу против ювенальной юстиции, дают повод задуматься о том, что стихийные, на первый взгляд, православные общественные движения не так уж и стихийны. Группы поддержки бывшего Чукотского епископа привозили к Храму Христа Спасителя на автобусах и обеспечивали горячим питанием. Уже упомянутые листовки против ювенальной юстиции по Залу церковных соборов и Паломническому центру разносили молодые люди в тренировочных костюмах, явно относящиеся к своему делу как к работе, за которую платят, а не действующие в порыве личного энтузиазма. Выходит, активисток кто-то организует и модерирует? А если так, то кто и зачем?
Православные общественные активисты (точнее, по большей части, активистки) были, есть и будут. Людей этого психологического склада невозможно заставить заниматься чем-то другим, кроме уличной политики и массовых мероприятий. Они могут выступать под одними или под другими лозунгами, но какая-то иная деятельность никогда не станет для них более важной и интересной. Значит, есть только один способ не дать этим людям выступать в роли статистов в антицерковной политике — вовлечь их в политику процерковную. И опыт показывает, что это возможно. Когда 29 января 2009 года завершил работу Поместный Собор, новоизбранного и нареченного Патриарха Кирилла поздним вечером на выходе из Храма Христа Спасителя встречала толпа прихожан московских и украинских православных приходов. В большинстве своем это были те же девочки в длинных юбках и бабушки в пуховых платках, которые служат лицом любого «молитвенного стояния». Они пели церковные песнопения, скандировали наивные речовки и спешили к новому Предстоятелю Русской Церкви за благословением... К сожалению, с тех пор не прошло ни одного массового православного мероприятия, на котором это мощное «женское войско» выступало бы «за». Разве в жизни православной женщины и православной семьи нет проблем, к которым следовало бы привлекать внимание, решать их путем широкого церковно-общественного обсуждения? А множество простых, бытовых, житейских вопросов, которые каждый день встают перед православной женщиной и в Церкви, и в светской среде?
24 декабря 2009 г.
Ключевые слова:
женщины
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Памяти митрополита Филарета (Вахромеева), Патриаршего экзарха всея Беларуси 12 января 2021 года на 86-м году жизни отошел ко Господу почетный Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Филарет (Вахромеев). 20 февраля 2021 года исполнилось 40 дней со дня кончины архипастыря. PDF-версия.
19 февраля 2021 г. 18:35
Образ святого благоверного князя Александра Невского в светском искусстве Несмотря на все исторические перипетии, образа князя Александра Невского не коснулась печать забвения, как это бывает с героями, которых одна эпоха возносит на пьедестал, а другая ниспровергает. Молодой успешный князь, воин, дипломат, он всегда считался примером доблести и чести, патриотизма и героизма. Александр Невский — один из самых известных святых Русской Православной Церкви. В дни его памяти в храмах совершаются праздничные богослужения, молебны и крестные ходы, в городах проводятся различные мероприятия, концерты. Не ослабевает интерес к личности князя и в светской культуре. PDF-версия.
17 февраля 2021 г. 15:00
Протопресвитер Владимир Диваков В январском номере журнала открывается новая рубрика «Человек Церкви». Мы будем ее вести вместе со священником Игорем Палкиным — клириком храма Святой мученицы Татианы при МГУ и профессиональным фотографом, заведующим фотослужбой при Пресс-службе Патриарха.Отец Игорь — известный фотомастер, которому одинаково хорошо удаются и репортажная съемка, и портреты, и лирические зарисовки. Многие богослужения Патриарха Кирилла, его поездки по стране и миру мы видим глазами отца Игоря. «Фотография стала ключиком, с помощью которого Господь уже много лет открывает мне церковную жизнь, историю Церкви, церковное искусство», — объясняет священник. Теперь своими открытиями отец Игорь будет делиться с читателями «Журнала Московской Патриархии». В рубрике «Человек Церкви» будут публиковаться портреты людей, которые всей своей жизнью засвидетельствовали преданность Церкви. PDF-версия.
16 февраля 2021 г. 16:00
Сретение Господне Древнейшее исторически достоверное свидетельство о богослужебном чествовании Сретения Господня на христианском Востоке находим в знаменитом Itinerarium Aetheriae, иначе — «Паломничестве ко святым местам (Peregrinatio ad Loca Sancta)». Этот ценнейший памятник датируется концом IV века и принадлежит перу любознательной западной паломницы Эте́рии, или Эгерии (в старой литературе — Сильвия Аквитанка). Ее Перегрина`цио, один из первых христианских памятников этого жанра, еще не дает Сретению самостоятельного литургического заголовка и именует его просто «сороковым днем от Епифании (Богоявления)», — зато кратко описывает само торжество, совершающееся в этот день в Иерусалиме. Приведем это свидетельство полностью. PDF-версия.
14 февраля 2021 г. 19:30
|