iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Новоторжец
В 1667 году Патриархом Московским и всея Руси стал Иоасаф II. Это был человек преклонных лет, но, вопреки прогнозам недоброжелателей, ему удалось сделать немало. Патриарх много потрудился для того, чтобы установить мир и спокойствие в Церкви. Новую жизнь получило при Иоасафе II миссионерское служение на окраинах государства, он начал необходимые преобразования в богослужении, радел о соблюдении традиционного канона в иконописании, при нем активно развивалось книгоиздание, восстановилась традиция произнесения проповеди за богослужением. И пусть не все из задуманного удалось за пять лет его патриаршества, но поистине тот огонь любви к Православию, что горел в его сердце, смог воодушевить на новые свершения в Русской Православной Церкви многих людей. Каким был этот человек и чем запомнился своим современникам, «Журналу Московской Пат­риархии» рассказала петербургский историк Наталья Тарасова. PDF-версия.
8 февраля 2022 г. 17:00
Таинства для людей, находящихся без сознания
Этим материалом ЖМП продолжает цикл статей, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала именно в том, что это ответ не одного пастыря, а палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения каждого священника.  Основой для этих статей служат публикации интернет-­портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели-священнослужители могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
5 мая 2022 г. 15:00
Золотая середина в исповеди
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл публикаций, задача которого — дать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения. Идея именно в том, что это не ответ одного пастыря, а целая палитра мнений, охватывающих разные аспекты темы и часто не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом духовенства Русской Церкви. Все наши читатели в священном сане могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
7 марта 2022 г. 15:00
Нужны ли таинства нецерковным людям
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл публикаций, задача которого — дать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения. Идея именно в том, что это не ответ одного пастыря, а целая палитра мнений, охватывающих разные аспекты темы и часто не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между духовенством Русской Церкви. Все наши читатели в священном сане могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.  
10 января 2022 г. 16:30
Церковь
Митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий
ЦВ № 7 (428) апрель 2010 /  10 апреля 2010 г.
версия для печати версия для печати

Митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий: Забота о клире — долг архиерея

О возможностях создания общецерковной системы социальной поддержки духовенства и причта, приоритетных проектах деятельности Управления делами Московской Патриархии и опыте социального служения Саранской епархии рассказывает митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий.

— Ваше Высокопреосвященство, на заседании президиума Межсоборного присутствия Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил важность создания общецерковной системы материального обеспечения священно- и церковнослужителей, а также социальной поддержки их семей. Какие подходы к решению этой задачи может предложить Управление делами Московской Патриархии?
— Поставленный вопрос назрел давно. К сожалению, современное общество недооценивает важность заботы о материальных нуждах священнослужителей, и они самостоятельно несут это попечение. Получается, что священник не только молится Богу, восстанавливает храм, ведет просветительскую работу, окормляет обездоленных, несет слово Божие людям, но и вынужден думать о материальных потребностях, необходимых для нормального существования его семьи — где найти пропитание, как обеспечить жилищные условия… Нравственный долг Церкви — помогать своему служителю, иначе он не сможет заботиться о спасении людей, претерпевающих немощи душевные и телесные, их духовном окормлении, утешении. Когда священник обеспокоен собственным материальным благосостоянием, у него не остается времени на чтение Евангелия и духовной литературы, на серьезную подготовку к проповеди, — служение превращается для него в работу, а сам священник порой становится нерадивым наемником.
Мы намерены соборно обсуждать создание общецерковной системы социальной поддержки духовенства и причта. Комиссии Межсоборного присутствия ставят своей целью решение подобных актуальных проблем. В частности, в рамках работы Комиссии по вопросам церковного управления и механизмов осуществления соборности в Церкви мы будем готовить заключение с подробным анализом проблем системы социального обеспечения нашего клира и представим конкретные предложения по претворению в жизнь проекта материальной поддержки священно-, церковнослужителей и их семей. Для того чтобы епархии включились в нашу дискуссию, Управление делами Московской Патриархии составило циркулярное письмо и разработало опросную анкету. Полученная информация будет использоваться при составлении итогового документа, который впоследствии будет направлен на рассмотрение президиума, а затем — пленума Межсоборного присутствия.
Сегодня материальное обеспечение священника зависит только от прихожан. Но мы будем думать, как создать такую социальную базу, чтобы священнослужители чувствовали свою защищенность, — и когда они трудятся, и когда они уйдут на пенсию, на покой. Священник должен знать, что Церковь позаботится о нем. Для нас, архиереев, заботой номер один является благосостояние клира, так как священники — наша опора, опора всей Церкви. Если мы не будем их поддерживать, то что же останется от Церкви?

— Как, помимо проведения социологического исследования, Управление делами Московской Патриархии будет участвовать в формировании общецерковной системы социальной поддержки духовенства?
— В Управление делами поступают годовые отчеты всех епархий. Анализируя их, мы получаем информацию о деятельности и жизни каждой епархии, о том, какими социальными проектами занимается епархиальное управление. Таким образом, Управление делами Московской Патриархии может дать архиереям рекомендации о развитии социальной деятельности. Мы можем проконсультировать их для выбора наиболее успешной модели осуществления социальной политики епархии.
Если у какой-то епархии есть намерение изучить опыт других и учредить у себя, например, кассу взаимопомощи, они всегда могут обратиться в Управление делами, и мы подскажем им, как это лучше сделать, сориентируем их на регион, в котором данная работа успешно налажена и приносит видимый результат.
Я сам посещаю разные епархии и изучаю опыт монашеского, молодежного, социального служения. Управление делами всегда готово прийти на помощь регионам как консультативный центр. Однако без заинтересованности самих епархий рекомендовать что-то представляется затруднительным.

— Должна ли Церковь заботиться о тех, кто пострижен в миру и никогда не жил в монастыре, а сейчас, в пожилом возрасте, нуждается в помощи?
— Если в той области есть монастырь, иночествующего следует приютить в нем — даже если он никогда не был насельником этой обители. В том случае, если поблизости нет монастыря, я полагаю правильным поручить его на попечение благочинного, чтобы он направил кого-нибудь ухаживать за страждущим. Не так важно, жил ли этот человек в монастыре или нет, он все равно является членом Церкви. И нравственная политика Церкви заключается в том, чтобы оказать ему помощь. Что нужно такому человеку? Требуется любовь. Она выше даже самой обильной материальной помощи. И оказать ее под силу каждому. Иногда совсем неправославный милосерден к ближним, так как же должно быть стыдно нам! Получается по-евангельски, когда священник прошел мимо, прошел диакон, а самарянин не оставил в беде истерзанного. Если на приходе стало известно о болезни какого-либо постриженника в миру, люди должны объединиться и утешить нуждающегося в помощи. Мы никогда не должны говорить: «Обязаны!» или «Не обязаны!». Юридический подход в делах милосердия неуместен.

— Как организовано социальное служение в вашей епархии?
— Мы, так же как и в других епархиях нашей Церкви, посещаем, духовно окормляем людей, находящихся в больницах, домах престарелых, домах для инвалидов, детских домах, тюрьмах. Наши храмы и монастыри ориентированы на помощь этим социальным учреждениям прежде всего потому, что в них находятся те, кто сам в храм прийти не может: инвалиды, пожилые, сироты... Кто их поведет в церковь? Задача пастыря — заботиться в том числе о духовном здоровье этих страдающих людей. Когда мы посещаем социальные учреждения, то несем в них слово Божие, причащаем, крестим, а иногда и оказываем материальную помощь, хотя здесь наши возможности ограничены. Если мы знаем, что человек одинок, мы стараемся порадовать его подарками в праздники. Случается, изыскиваем средства на лекарственное обеспечение пациентов или пытаемся помочь с улучшением жилищных условий. Нуждающихся людей вокруг очень много.

— Что делает Саранское епархиальное управление для оказания материальной помощи тем священнослужителям, которые пребывают на покое?
— Каждый священник мечтает служить до последнего дня своей земной жизни. Но иногда настигает болезнь, и здоровье больше не позволяет стоять у престола Господня. Для поддержки пожилых батюшек у нас разработана специальная программа.
Забота об оказании социальной помощи находящимся на покое священнослужителям лежит на плечах благочинных. Святая обязанность благочинного — оказать престарелому священнослужителю материальную помощь, потому что жить на пенсию весьма затруднительно. Например, в одном из благочиний Саранска есть два пожилых священника. Они самостоятельно уже не служат, но приходят в районный храм и помогают совершать богослужения. Настоятель церкви передает им продукты, материально поддерживает стариков. Но эти священники живут со своими семьями в своих домах.
Другая категория — одинокие, овдовевшие священнослужители. Им мы предлагаем переселиться в монастырь, где бы за ними ухаживали насельники обители. Монастырь выделяет комнату, обеспечивает священника питанием и одеждой, оказывает всю необходимую помощь, в том числе медицинскую. Рядом находится храм, куда он может приходить на службу, молиться. Так человек получает все необходимое: и поддержку духовную, молитвенную, и поддержку материальную.
Случается, что батюшка умирает, оставив матушку с детьми. Попечение о такой семье — тоже первоочередное для благочинного. Мы стараемся помочь матушке поставить детей на ноги, дать им образование. Я считаю, что нам в епархии надо создать совет матушек священников, чтобы они определяли свои нужды. Я знаю, что в Воронежской епархии существует Женсовет, и матушки активно участвуют в социальной деятельности региона.

— Вы не раз говорили, что строительство Макаровского скита Иоанно-Богословского близ монастыря является важным епархиальным проектом. В чем его значение для епархии?
— Этот проект возник после завершения строительства кафедрального собора, когда была пройдена важная веха в жизни епархии, и мне захотелось приложить труды к созданию нового общеепархиального проекта. Тогда было задумано устроить на базе Иоанно-Богословского монастыря под Саранском многофункциональный паломнический центр, а возле него возвести несколько храмов. В то же время, этот центр мог бы объединить всех одиноких священнослужителей епархии. Сначала для этих целей за монастырскими стенами был возведен скит: семь двухквартирных домов, поселиться в которых мы предложили пожилым священникам. Часто бывает, что им тяжело оставаться жить на приходе, и многие желают перейти в монастырь. Но у них нет ни физических сил для исполнения послушаний, ни навыка в монашеском делании. В Макаровском скиту пожилые священники могут принять постриг, а могут оставаться в иерейском достоинстве. Им в помощь мы даем одного послушника, иеродиакона или иеромонаха, который живет в соседней комнате и помогает пожилому человеку.
В Мордовии мне хотелось бы возвести несколько подобных скитов, где бы пожилые священники могли спокойно жить, трудиться, молиться и делиться своим опытом с приезжающими в монастырь паломниками.
Надеюсь, когда проект будет завершен, он соберет еще больше людей. Благо, и природа этой местности располагает к отдыху и восстановлению физических сил — рядом лес, пруд... А душеспасительные беседы с опытными священнослужителями помогут паломникам укрепиться в вере. Получается правильное совмещение: наш многофункциональный центр, с одной стороны, является домом престарелых, а с другой — местом паломничества, где можно получить добрые советы, утешение.
Сегодня все семь домиков заполнены, поэтому для новых людей нам необходимо строить новые корпуса. И мы будем продолжать претворять в жизнь этот проект, поскольку он является неотъемлемой частью социальной деятельности Саранской и Мордовской епархии.
Помимо этого на базе Варсонофиевского женского монастыря у нас организован приют для детей, оставленных родителями, и богадельня. Сюда мы приглашаем на жительство овдовевших матушек и одиноких пожилых женщин, которые желают завершить свой путь в монастыре. В обители они либо остаются трудницами, либо просто определяются в богадельню, где получают хороший уход.

— Что может сделать социальную деятельность епархии успешной?
— Наличие любви в сердцах всех верующих епархии. Чем больше любви, тем больше успеха. Вот такая простая формулировка. Нет любви — никакого успеха не будет. И ничего не будет. Поэтому каждому из нас надо смотреть вглубь себя: если мы друг друга не любим, то никакую помощь никому никогда и не сможем оказать.
Святейший Патриарх Кирилл назвал социальное служение одним из приоритетных направлений деятельности Русской Православной Церкви в современном обществе. Мы должны принять это указание и четко его исполнять. Человек, к которому проявили милость, будет верным чадом нашей Церкви, и чем больше такой милости от нас получат люди, тем многочисленнее будет наша паства. Мы должны, по словам Спасителя, напоить, накормить страждущего, одеть нагого, сходить в больницу, в тюрьму… Тогда станем наследниками Царствия Небесного, и около нас все эти несчастные спасутся.
Конечно, нам еще очень много предстоит потрудиться над совершенствованием форм социальной работы. Нужны новые люди, новые силы — ведь помогать немощным могут только духовно сильные люди. Чтобы быть милосердным, нужно быть сильным духом. Слабый же не имеет сил помочь даже самому себе.

Полностью интервью опубликовано
в «Журнале Московской Патриархии», № 4, 2010.

 

10 апреля 2010 г.
Ключевые слова: духовенство
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Шуйское дело: от приговора до канонизации
Ровно век назад, 10 мая 1922 года, были расстреляны протоиерей Павел Светозаров, иерей Иоанн Рождественский и мирянин Петр Языков — главные обвиняемые по так называемому Шуйскому делу. События в этом уездном городе Иваново-­Вознесенской губернии стали самым масштабным примером гражданского сопротивления изъятию церковных ценностей, а Воскресенский собор с одной из самых высоких православных колоколен в мире стал знаковым местом трагедии русского Православия в ХХ веке. О трагических событиях в Шуе в марте 1922 года и о том, почему этот акт неповиновения властям и последовавшее за ним письмо В. И. Ленина членам Политбюро в какой-­то мере стали переломными в отношениях государства и Церкви в Советской России, «Журналу Московской Патриархии» рассказал доктор исторических наук, профессор Шуйского филиала Ивановского государственного университета Юрий Иванов. PDF-версия.
9 мая 2022 г. 12:00