iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Встречала вся страна
В январе исполнилось 30 лет со дня второго обретения мощей преподобного Серафима Саровского. В 1991 году в запасниках Государственного музея истории религии, который находился в стенах Казанского собора тогда еще Ленинграда, неожиданно были обнаружены святые мощи cаровского старца, которые до этого считались утерянными. И вскоре утраченная святыня была передана Русской Православной Церкви. Эта новость облетела буквально всю страну. Тысячи людей выходили на улицы, чтобы встретить крестный ход с мощами одного из самых любимых русских святых и поклониться ему в Питере, Москве, Ногинске, Владимире и, наконец, — в Дивееве, где мощи нашли свое упокоение. Преподобный Серафим как будто благословлял возрождающуюся Русскую Церковь. Так это событие было воспринято тогда многими верующими. PDF-версия.  
5 февраля 2021 г. 13:00
Архимандрит Лука (Головков): «У наших выпускников не спрашивают диплом — их работы говорят сами за себя»
Ровно 30 лет назад Московская духовная академия стала первым учебным заведением, объявившем о профессиональной подготовке иконописцев. За это время Иконописная школа академии выпустила несколько сотен дипломированных специалистов. Выпускники школы, в 2019 году преобразованной в иконописный факультет, трудятся в мастерских известных монастырей, возглавляют бригады по церковному убранству крупных храмов-новостроек, преподают церковное искусство в ведущих высших духовных учебных заведениях. На вопросы «Журнала Московской Патриархии» отвечает декан факультета архимандрит Лука (Головков), несущий это послушание уже 27 лет и в ноябре 2020 года переизбранный Ученым советом академии на эту должность. PDF-версия.
30 декабря 2020 г. 14:45
Протопресвитер Владимир Диваков
В январском номере журнала открывается новая рубрика «Человек Церкви». Мы будем ее вести вместе со священником Игорем Палкиным — клириком храма Святой мученицы Татианы при МГУ и профессиональным фотографом, заведующим фотослужбой при Пресс-службе ­Патриарха.Отец Игорь — известный фотомастер, которому одинаково хорошо удаются и репортажная съемка, и портреты, и лирические зарисовки. Многие богослужения Патриарха Кирилла, его поездки по стране и миру мы видим глазами отца Игоря. «Фотография стала ключиком, с помощью которого Господь уже много лет открывает мне церковную жизнь, историю Церкви, церковное искусство», — объясняет священник. Теперь своими открытиями отец Игорь будет делиться с читателями «Журнала Московской Пат­риархии». В рубрике «Человек Церкви» будут пуб­ликоваться портреты людей, которые всей своей жизнью засвидетельствовали преданность Церкви. PDF-версия.
16 февраля 2021 г. 16:00
Церковь
Митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий
ЦВ № 7 (428) апрель 2010 /  10 апреля 2010 г.
версия для печати версия для печати

Митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий: Забота о клире — долг архиерея

О возможностях создания общецерковной системы социальной поддержки духовенства и причта, приоритетных проектах деятельности Управления делами Московской Патриархии и опыте социального служения Саранской епархии рассказывает митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий.

— Ваше Высокопреосвященство, на заседании президиума Межсоборного присутствия Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил важность создания общецерковной системы материального обеспечения священно- и церковнослужителей, а также социальной поддержки их семей. Какие подходы к решению этой задачи может предложить Управление делами Московской Патриархии?
— Поставленный вопрос назрел давно. К сожалению, современное общество недооценивает важность заботы о материальных нуждах священнослужителей, и они самостоятельно несут это попечение. Получается, что священник не только молится Богу, восстанавливает храм, ведет просветительскую работу, окормляет обездоленных, несет слово Божие людям, но и вынужден думать о материальных потребностях, необходимых для нормального существования его семьи — где найти пропитание, как обеспечить жилищные условия… Нравственный долг Церкви — помогать своему служителю, иначе он не сможет заботиться о спасении людей, претерпевающих немощи душевные и телесные, их духовном окормлении, утешении. Когда священник обеспокоен собственным материальным благосостоянием, у него не остается времени на чтение Евангелия и духовной литературы, на серьезную подготовку к проповеди, — служение превращается для него в работу, а сам священник порой становится нерадивым наемником.
Мы намерены соборно обсуждать создание общецерковной системы социальной поддержки духовенства и причта. Комиссии Межсоборного присутствия ставят своей целью решение подобных актуальных проблем. В частности, в рамках работы Комиссии по вопросам церковного управления и механизмов осуществления соборности в Церкви мы будем готовить заключение с подробным анализом проблем системы социального обеспечения нашего клира и представим конкретные предложения по претворению в жизнь проекта материальной поддержки священно-, церковнослужителей и их семей. Для того чтобы епархии включились в нашу дискуссию, Управление делами Московской Патриархии составило циркулярное письмо и разработало опросную анкету. Полученная информация будет использоваться при составлении итогового документа, который впоследствии будет направлен на рассмотрение президиума, а затем — пленума Межсоборного присутствия.
Сегодня материальное обеспечение священника зависит только от прихожан. Но мы будем думать, как создать такую социальную базу, чтобы священнослужители чувствовали свою защищенность, — и когда они трудятся, и когда они уйдут на пенсию, на покой. Священник должен знать, что Церковь позаботится о нем. Для нас, архиереев, заботой номер один является благосостояние клира, так как священники — наша опора, опора всей Церкви. Если мы не будем их поддерживать, то что же останется от Церкви?

— Как, помимо проведения социологического исследования, Управление делами Московской Патриархии будет участвовать в формировании общецерковной системы социальной поддержки духовенства?
— В Управление делами поступают годовые отчеты всех епархий. Анализируя их, мы получаем информацию о деятельности и жизни каждой епархии, о том, какими социальными проектами занимается епархиальное управление. Таким образом, Управление делами Московской Патриархии может дать архиереям рекомендации о развитии социальной деятельности. Мы можем проконсультировать их для выбора наиболее успешной модели осуществления социальной политики епархии.
Если у какой-то епархии есть намерение изучить опыт других и учредить у себя, например, кассу взаимопомощи, они всегда могут обратиться в Управление делами, и мы подскажем им, как это лучше сделать, сориентируем их на регион, в котором данная работа успешно налажена и приносит видимый результат.
Я сам посещаю разные епархии и изучаю опыт монашеского, молодежного, социального служения. Управление делами всегда готово прийти на помощь регионам как консультативный центр. Однако без заинтересованности самих епархий рекомендовать что-то представляется затруднительным.

— Должна ли Церковь заботиться о тех, кто пострижен в миру и никогда не жил в монастыре, а сейчас, в пожилом возрасте, нуждается в помощи?
— Если в той области есть монастырь, иночествующего следует приютить в нем — даже если он никогда не был насельником этой обители. В том случае, если поблизости нет монастыря, я полагаю правильным поручить его на попечение благочинного, чтобы он направил кого-нибудь ухаживать за страждущим. Не так важно, жил ли этот человек в монастыре или нет, он все равно является членом Церкви. И нравственная политика Церкви заключается в том, чтобы оказать ему помощь. Что нужно такому человеку? Требуется любовь. Она выше даже самой обильной материальной помощи. И оказать ее под силу каждому. Иногда совсем неправославный милосерден к ближним, так как же должно быть стыдно нам! Получается по-евангельски, когда священник прошел мимо, прошел диакон, а самарянин не оставил в беде истерзанного. Если на приходе стало известно о болезни какого-либо постриженника в миру, люди должны объединиться и утешить нуждающегося в помощи. Мы никогда не должны говорить: «Обязаны!» или «Не обязаны!». Юридический подход в делах милосердия неуместен.

— Как организовано социальное служение в вашей епархии?
— Мы, так же как и в других епархиях нашей Церкви, посещаем, духовно окормляем людей, находящихся в больницах, домах престарелых, домах для инвалидов, детских домах, тюрьмах. Наши храмы и монастыри ориентированы на помощь этим социальным учреждениям прежде всего потому, что в них находятся те, кто сам в храм прийти не может: инвалиды, пожилые, сироты... Кто их поведет в церковь? Задача пастыря — заботиться в том числе о духовном здоровье этих страдающих людей. Когда мы посещаем социальные учреждения, то несем в них слово Божие, причащаем, крестим, а иногда и оказываем материальную помощь, хотя здесь наши возможности ограничены. Если мы знаем, что человек одинок, мы стараемся порадовать его подарками в праздники. Случается, изыскиваем средства на лекарственное обеспечение пациентов или пытаемся помочь с улучшением жилищных условий. Нуждающихся людей вокруг очень много.

— Что делает Саранское епархиальное управление для оказания материальной помощи тем священнослужителям, которые пребывают на покое?
— Каждый священник мечтает служить до последнего дня своей земной жизни. Но иногда настигает болезнь, и здоровье больше не позволяет стоять у престола Господня. Для поддержки пожилых батюшек у нас разработана специальная программа.
Забота об оказании социальной помощи находящимся на покое священнослужителям лежит на плечах благочинных. Святая обязанность благочинного — оказать престарелому священнослужителю материальную помощь, потому что жить на пенсию весьма затруднительно. Например, в одном из благочиний Саранска есть два пожилых священника. Они самостоятельно уже не служат, но приходят в районный храм и помогают совершать богослужения. Настоятель церкви передает им продукты, материально поддерживает стариков. Но эти священники живут со своими семьями в своих домах.
Другая категория — одинокие, овдовевшие священнослужители. Им мы предлагаем переселиться в монастырь, где бы за ними ухаживали насельники обители. Монастырь выделяет комнату, обеспечивает священника питанием и одеждой, оказывает всю необходимую помощь, в том числе медицинскую. Рядом находится храм, куда он может приходить на службу, молиться. Так человек получает все необходимое: и поддержку духовную, молитвенную, и поддержку материальную.
Случается, что батюшка умирает, оставив матушку с детьми. Попечение о такой семье — тоже первоочередное для благочинного. Мы стараемся помочь матушке поставить детей на ноги, дать им образование. Я считаю, что нам в епархии надо создать совет матушек священников, чтобы они определяли свои нужды. Я знаю, что в Воронежской епархии существует Женсовет, и матушки активно участвуют в социальной деятельности региона.

— Вы не раз говорили, что строительство Макаровского скита Иоанно-Богословского близ монастыря является важным епархиальным проектом. В чем его значение для епархии?
— Этот проект возник после завершения строительства кафедрального собора, когда была пройдена важная веха в жизни епархии, и мне захотелось приложить труды к созданию нового общеепархиального проекта. Тогда было задумано устроить на базе Иоанно-Богословского монастыря под Саранском многофункциональный паломнический центр, а возле него возвести несколько храмов. В то же время, этот центр мог бы объединить всех одиноких священнослужителей епархии. Сначала для этих целей за монастырскими стенами был возведен скит: семь двухквартирных домов, поселиться в которых мы предложили пожилым священникам. Часто бывает, что им тяжело оставаться жить на приходе, и многие желают перейти в монастырь. Но у них нет ни физических сил для исполнения послушаний, ни навыка в монашеском делании. В Макаровском скиту пожилые священники могут принять постриг, а могут оставаться в иерейском достоинстве. Им в помощь мы даем одного послушника, иеродиакона или иеромонаха, который живет в соседней комнате и помогает пожилому человеку.
В Мордовии мне хотелось бы возвести несколько подобных скитов, где бы пожилые священники могли спокойно жить, трудиться, молиться и делиться своим опытом с приезжающими в монастырь паломниками.
Надеюсь, когда проект будет завершен, он соберет еще больше людей. Благо, и природа этой местности располагает к отдыху и восстановлению физических сил — рядом лес, пруд... А душеспасительные беседы с опытными священнослужителями помогут паломникам укрепиться в вере. Получается правильное совмещение: наш многофункциональный центр, с одной стороны, является домом престарелых, а с другой — местом паломничества, где можно получить добрые советы, утешение.
Сегодня все семь домиков заполнены, поэтому для новых людей нам необходимо строить новые корпуса. И мы будем продолжать претворять в жизнь этот проект, поскольку он является неотъемлемой частью социальной деятельности Саранской и Мордовской епархии.
Помимо этого на базе Варсонофиевского женского монастыря у нас организован приют для детей, оставленных родителями, и богадельня. Сюда мы приглашаем на жительство овдовевших матушек и одиноких пожилых женщин, которые желают завершить свой путь в монастыре. В обители они либо остаются трудницами, либо просто определяются в богадельню, где получают хороший уход.

— Что может сделать социальную деятельность епархии успешной?
— Наличие любви в сердцах всех верующих епархии. Чем больше любви, тем больше успеха. Вот такая простая формулировка. Нет любви — никакого успеха не будет. И ничего не будет. Поэтому каждому из нас надо смотреть вглубь себя: если мы друг друга не любим, то никакую помощь никому никогда и не сможем оказать.
Святейший Патриарх Кирилл назвал социальное служение одним из приоритетных направлений деятельности Русской Православной Церкви в современном обществе. Мы должны принять это указание и четко его исполнять. Человек, к которому проявили милость, будет верным чадом нашей Церкви, и чем больше такой милости от нас получат люди, тем многочисленнее будет наша паства. Мы должны, по словам Спасителя, напоить, накормить страждущего, одеть нагого, сходить в больницу, в тюрьму… Тогда станем наследниками Царствия Небесного, и около нас все эти несчастные спасутся.
Конечно, нам еще очень много предстоит потрудиться над совершенствованием форм социальной работы. Нужны новые люди, новые силы — ведь помогать немощным могут только духовно сильные люди. Чтобы быть милосердным, нужно быть сильным духом. Слабый же не имеет сил помочь даже самому себе.

Полностью интервью опубликовано
в «Журнале Московской Патриархии», № 4, 2010.

 

10 апреля 2010 г.
Ключевые слова: духовенство
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи