выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Глубокая вера русского народа неизменна
Антиохийская Церковь — одна из древнейших Православных Церквей, основанная апостолом Петром. Отношения Русской и Антиохийской Православных Церквей имеют давнюю историю, которой уже более 1000 лет. С XVI века отношения двух Церквей вышли на новый уровень, Антиохийские Патриархи стали регулярно посещать Россию, которая с этого времени стала покровителем Православных Церквей на османском Востоке. В середине XIX века в Москве открылось Антиохийское подворье — представительство Церкви Антиохии в России. В конце 1920-х годов подворье закрыли, но через 20 лет, спустя ровно столетие после открытия, подворье возобновило свою деятельность. Больше 75 лет Антиохийское подворье беспрерывно действует в Москве, из них уже почти полвека представителем Антиохийской Церкви является митрополит Филиппопольский Нифон — выдающийся церковный иерарх, свидетель жизни Русской Церкви в советские годы и в наши дни. Об истории и деятельности подворья, русском храме в Ливане, своей жизни в России и восстановлении евхаристического общения между Антиохийской и Иерусалимской Церквами владыка Нифон рассказал в интервью «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
20 июня 2024 г. 15:00
Верный cвидетель (Притч. 14, 25)
В этом году исполнилось 45 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), 12 лет (1960–1972) возглавлявшего Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата в сложное для Церкви время хрущевских гонений и раннего застоя. Выросший в обычной советской семье и, несмотря на это, мечтавший с юности о монашестве, митрополит Никодим принял постриг в 18 лет. За свою непродолжительную земную жизнь он успел сделать очень многое для Русской Православной Церкви. Обладая талантом дипломата, митрополит Никодим приобрел всемирную известность и глубокое уважение своей преданностью вере Христовой, а также экуменической, миротворческой и патриотической деятельностью. Его трудами Русская Церковь обрела особый авторитет не только среди Поместных Православных Церквей, но и в христианском мире в целом. Его усилиями вступление Русской Церкви в 1961 году во Всемирный Совет Церквей стало плодотворным, способствуя широкому и убедительному свидетельству об истине Святого Православия. Анализу этого периода деятельности выдающегося иерарха посвящена статья старшего преподавателя Московской духовной академии иерея Илии Письменюка. PDF-версия.
3 ноября 2023 г. 13:00
Молодой настоятель
«Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл публикаций, задача которых — собирать ­ответы известных и уважаемых духовников на самые сложные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Приводится точка зрения не одного пастыря, а палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не всегда совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте ­служения каждого священника.  Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского ­института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями. Присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение можно после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.  
1 апреля 2024 г. 16:00
Призываемый Богом (Евр. 5, 4)
«Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл публикаций, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала заключается в том, что приводится палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не всегда совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения каждого священника. Основой для статей служат материалы интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между пастырями. PDF-версия.
30 января 2024 г. 13:00
Спасительное благовестие новомученика
В Издательстве Московской Патриархии есть уникальный проект — книжная серия «Церковность», где печатается духовное наследие новомучеников: их богословские труды, проповеди, статьи, касающиеся различных сторон церковной жизни, письма, дневники, стихотворения — все, что связано с жизнью и церковным служением того или иного новомученика, о ком удается собрать разрозненные по архивам и частным собраниям уцелевшие сведения. В серии уже вышло двадцать три книги, четыре из которых содержат духовное наследие священномученика протоиерея Иоанна Востор­гова. Еще при жизни этого пастыря — видного церковного писателя, проповедника, миссионера — увидело свет его пятитомное собрание сочинений. Недавно удалось обнаружить большой корпус неизвестных материалов протоиерея Иоанна, которые легли в основу современного издания. В одном из томов — «Взыщите Господа!» — собраны cлова и речи священномученика, обращенные к юной пастве. О том, как возникла эта книжная серия и каких авторов она представляет, рассказывает главный редактор «Церковности» протоиерей Максим Максимов. PDF-версия.
22 ноября 2023 г. 15:00
Церковь
Митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий
ЦВ № 7 (428) апрель 2010 /  10 апреля 2010 г.
версия для печати версия для печати

Митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий: Забота о клире — долг архиерея

О возможностях создания общецерковной системы социальной поддержки духовенства и причта, приоритетных проектах деятельности Управления делами Московской Патриархии и опыте социального служения Саранской епархии рассказывает митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий.

— Ваше Высокопреосвященство, на заседании президиума Межсоборного присутствия Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил важность создания общецерковной системы материального обеспечения священно- и церковнослужителей, а также социальной поддержки их семей. Какие подходы к решению этой задачи может предложить Управление делами Московской Патриархии?
— Поставленный вопрос назрел давно. К сожалению, современное общество недооценивает важность заботы о материальных нуждах священнослужителей, и они самостоятельно несут это попечение. Получается, что священник не только молится Богу, восстанавливает храм, ведет просветительскую работу, окормляет обездоленных, несет слово Божие людям, но и вынужден думать о материальных потребностях, необходимых для нормального существования его семьи — где найти пропитание, как обеспечить жилищные условия… Нравственный долг Церкви — помогать своему служителю, иначе он не сможет заботиться о спасении людей, претерпевающих немощи душевные и телесные, их духовном окормлении, утешении. Когда священник обеспокоен собственным материальным благосостоянием, у него не остается времени на чтение Евангелия и духовной литературы, на серьезную подготовку к проповеди, — служение превращается для него в работу, а сам священник порой становится нерадивым наемником.
Мы намерены соборно обсуждать создание общецерковной системы социальной поддержки духовенства и причта. Комиссии Межсоборного присутствия ставят своей целью решение подобных актуальных проблем. В частности, в рамках работы Комиссии по вопросам церковного управления и механизмов осуществления соборности в Церкви мы будем готовить заключение с подробным анализом проблем системы социального обеспечения нашего клира и представим конкретные предложения по претворению в жизнь проекта материальной поддержки священно-, церковнослужителей и их семей. Для того чтобы епархии включились в нашу дискуссию, Управление делами Московской Патриархии составило циркулярное письмо и разработало опросную анкету. Полученная информация будет использоваться при составлении итогового документа, который впоследствии будет направлен на рассмотрение президиума, а затем — пленума Межсоборного присутствия.
Сегодня материальное обеспечение священника зависит только от прихожан. Но мы будем думать, как создать такую социальную базу, чтобы священнослужители чувствовали свою защищенность, — и когда они трудятся, и когда они уйдут на пенсию, на покой. Священник должен знать, что Церковь позаботится о нем. Для нас, архиереев, заботой номер один является благосостояние клира, так как священники — наша опора, опора всей Церкви. Если мы не будем их поддерживать, то что же останется от Церкви?

— Как, помимо проведения социологического исследования, Управление делами Московской Патриархии будет участвовать в формировании общецерковной системы социальной поддержки духовенства?
— В Управление делами поступают годовые отчеты всех епархий. Анализируя их, мы получаем информацию о деятельности и жизни каждой епархии, о том, какими социальными проектами занимается епархиальное управление. Таким образом, Управление делами Московской Патриархии может дать архиереям рекомендации о развитии социальной деятельности. Мы можем проконсультировать их для выбора наиболее успешной модели осуществления социальной политики епархии.
Если у какой-то епархии есть намерение изучить опыт других и учредить у себя, например, кассу взаимопомощи, они всегда могут обратиться в Управление делами, и мы подскажем им, как это лучше сделать, сориентируем их на регион, в котором данная работа успешно налажена и приносит видимый результат.
Я сам посещаю разные епархии и изучаю опыт монашеского, молодежного, социального служения. Управление делами всегда готово прийти на помощь регионам как консультативный центр. Однако без заинтересованности самих епархий рекомендовать что-то представляется затруднительным.

— Должна ли Церковь заботиться о тех, кто пострижен в миру и никогда не жил в монастыре, а сейчас, в пожилом возрасте, нуждается в помощи?
— Если в той области есть монастырь, иночествующего следует приютить в нем — даже если он никогда не был насельником этой обители. В том случае, если поблизости нет монастыря, я полагаю правильным поручить его на попечение благочинного, чтобы он направил кого-нибудь ухаживать за страждущим. Не так важно, жил ли этот человек в монастыре или нет, он все равно является членом Церкви. И нравственная политика Церкви заключается в том, чтобы оказать ему помощь. Что нужно такому человеку? Требуется любовь. Она выше даже самой обильной материальной помощи. И оказать ее под силу каждому. Иногда совсем неправославный милосерден к ближним, так как же должно быть стыдно нам! Получается по-евангельски, когда священник прошел мимо, прошел диакон, а самарянин не оставил в беде истерзанного. Если на приходе стало известно о болезни какого-либо постриженника в миру, люди должны объединиться и утешить нуждающегося в помощи. Мы никогда не должны говорить: «Обязаны!» или «Не обязаны!». Юридический подход в делах милосердия неуместен.

— Как организовано социальное служение в вашей епархии?
— Мы, так же как и в других епархиях нашей Церкви, посещаем, духовно окормляем людей, находящихся в больницах, домах престарелых, домах для инвалидов, детских домах, тюрьмах. Наши храмы и монастыри ориентированы на помощь этим социальным учреждениям прежде всего потому, что в них находятся те, кто сам в храм прийти не может: инвалиды, пожилые, сироты... Кто их поведет в церковь? Задача пастыря — заботиться в том числе о духовном здоровье этих страдающих людей. Когда мы посещаем социальные учреждения, то несем в них слово Божие, причащаем, крестим, а иногда и оказываем материальную помощь, хотя здесь наши возможности ограничены. Если мы знаем, что человек одинок, мы стараемся порадовать его подарками в праздники. Случается, изыскиваем средства на лекарственное обеспечение пациентов или пытаемся помочь с улучшением жилищных условий. Нуждающихся людей вокруг очень много.

— Что делает Саранское епархиальное управление для оказания материальной помощи тем священнослужителям, которые пребывают на покое?
— Каждый священник мечтает служить до последнего дня своей земной жизни. Но иногда настигает болезнь, и здоровье больше не позволяет стоять у престола Господня. Для поддержки пожилых батюшек у нас разработана специальная программа.
Забота об оказании социальной помощи находящимся на покое священнослужителям лежит на плечах благочинных. Святая обязанность благочинного — оказать престарелому священнослужителю материальную помощь, потому что жить на пенсию весьма затруднительно. Например, в одном из благочиний Саранска есть два пожилых священника. Они самостоятельно уже не служат, но приходят в районный храм и помогают совершать богослужения. Настоятель церкви передает им продукты, материально поддерживает стариков. Но эти священники живут со своими семьями в своих домах.
Другая категория — одинокие, овдовевшие священнослужители. Им мы предлагаем переселиться в монастырь, где бы за ними ухаживали насельники обители. Монастырь выделяет комнату, обеспечивает священника питанием и одеждой, оказывает всю необходимую помощь, в том числе медицинскую. Рядом находится храм, куда он может приходить на службу, молиться. Так человек получает все необходимое: и поддержку духовную, молитвенную, и поддержку материальную.
Случается, что батюшка умирает, оставив матушку с детьми. Попечение о такой семье — тоже первоочередное для благочинного. Мы стараемся помочь матушке поставить детей на ноги, дать им образование. Я считаю, что нам в епархии надо создать совет матушек священников, чтобы они определяли свои нужды. Я знаю, что в Воронежской епархии существует Женсовет, и матушки активно участвуют в социальной деятельности региона.

— Вы не раз говорили, что строительство Макаровского скита Иоанно-Богословского близ монастыря является важным епархиальным проектом. В чем его значение для епархии?
— Этот проект возник после завершения строительства кафедрального собора, когда была пройдена важная веха в жизни епархии, и мне захотелось приложить труды к созданию нового общеепархиального проекта. Тогда было задумано устроить на базе Иоанно-Богословского монастыря под Саранском многофункциональный паломнический центр, а возле него возвести несколько храмов. В то же время, этот центр мог бы объединить всех одиноких священнослужителей епархии. Сначала для этих целей за монастырскими стенами был возведен скит: семь двухквартирных домов, поселиться в которых мы предложили пожилым священникам. Часто бывает, что им тяжело оставаться жить на приходе, и многие желают перейти в монастырь. Но у них нет ни физических сил для исполнения послушаний, ни навыка в монашеском делании. В Макаровском скиту пожилые священники могут принять постриг, а могут оставаться в иерейском достоинстве. Им в помощь мы даем одного послушника, иеродиакона или иеромонаха, который живет в соседней комнате и помогает пожилому человеку.
В Мордовии мне хотелось бы возвести несколько подобных скитов, где бы пожилые священники могли спокойно жить, трудиться, молиться и делиться своим опытом с приезжающими в монастырь паломниками.
Надеюсь, когда проект будет завершен, он соберет еще больше людей. Благо, и природа этой местности располагает к отдыху и восстановлению физических сил — рядом лес, пруд... А душеспасительные беседы с опытными священнослужителями помогут паломникам укрепиться в вере. Получается правильное совмещение: наш многофункциональный центр, с одной стороны, является домом престарелых, а с другой — местом паломничества, где можно получить добрые советы, утешение.
Сегодня все семь домиков заполнены, поэтому для новых людей нам необходимо строить новые корпуса. И мы будем продолжать претворять в жизнь этот проект, поскольку он является неотъемлемой частью социальной деятельности Саранской и Мордовской епархии.
Помимо этого на базе Варсонофиевского женского монастыря у нас организован приют для детей, оставленных родителями, и богадельня. Сюда мы приглашаем на жительство овдовевших матушек и одиноких пожилых женщин, которые желают завершить свой путь в монастыре. В обители они либо остаются трудницами, либо просто определяются в богадельню, где получают хороший уход.

— Что может сделать социальную деятельность епархии успешной?
— Наличие любви в сердцах всех верующих епархии. Чем больше любви, тем больше успеха. Вот такая простая формулировка. Нет любви — никакого успеха не будет. И ничего не будет. Поэтому каждому из нас надо смотреть вглубь себя: если мы друг друга не любим, то никакую помощь никому никогда и не сможем оказать.
Святейший Патриарх Кирилл назвал социальное служение одним из приоритетных направлений деятельности Русской Православной Церкви в современном обществе. Мы должны принять это указание и четко его исполнять. Человек, к которому проявили милость, будет верным чадом нашей Церкви, и чем больше такой милости от нас получат люди, тем многочисленнее будет наша паства. Мы должны, по словам Спасителя, напоить, накормить страждущего, одеть нагого, сходить в больницу, в тюрьму… Тогда станем наследниками Царствия Небесного, и около нас все эти несчастные спасутся.
Конечно, нам еще очень много предстоит потрудиться над совершенствованием форм социальной работы. Нужны новые люди, новые силы — ведь помогать немощным могут только духовно сильные люди. Чтобы быть милосердным, нужно быть сильным духом. Слабый же не имеет сил помочь даже самому себе.

Полностью интервью опубликовано
в «Журнале Московской Патриархии», № 4, 2010.

 

10 апреля 2010 г.
Ключевые слова: духовенство
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00