![]()
Молодежь ценит доверие, самостоятельность и ощущение ответственности Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл публикаций, задача которого — дать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения. Идея именно в том, что это не ответ одного пастыря, а целая палитра мнений, охватывающих разные аспекты темы и часто не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом духовенства Русской Церкви. Все наши читатели в священном сане могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
14 февраля 2022 г. 13:00
Молодое лицо Церкви Полгода назад Синодальный отдел по делам молодежи возглавил (в ранге исполняющего обязанности председателя) благочинный церквей Луховицкого округа протоиерей Кирилл Сладков. В беседе с корреспондентом «Журнала Московской Патриархии» отец Кирилл делится планами по преобразованию Всецерковного православного молодежного движения, рассказывает о подготовке к общецерковным молодежным форумам и рассуждает о будущем Крутицкого подворья на юге столицы. PDF-версия
25 января 2019 г. 13:18
Святейший Патриарх Кирилл: У нашей молодёжи есть силы - быть солью земли На ВДНХ состоялся II-й международный форум православной молодёжи под девизом «Вера и профессия». Собрав около десяти тысяч студентов, он стал самой масштабной встречей молодёжи с Предстоятелем Русской Православной Церкви.
16 октября 2016 г.
II Международный Христианский Форум стал площадкой для межконфессионального диалога В Свято-Духов мужском монастыре города Волгоград состоялось пленарное заседание II Международного Христианского Форума, объединившего в этом году работу IV «Форум Христианской Молодежи России» и «Христианский бизнес-форум». Первое рабочее заседание было посвящено теме геноцида и гонений христиан в XX-XXI вв.
8 июня 2016 г. 11:30
В Храме Христа Спасителя награждены лауреаты Международного детско-юношеского литературного конкурса «Лето Господне» Вчера, 29 марта, в Белом зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя председатель Издательского совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент возглавил церемонию награждения лауреатов Второго международного детско-юношеского литературного конкурса им. Ивана Шмелева «Лето Господне», проходившего по благословению Святейшего Патриарха Кирилла. Подарков и ценных призов удостоены победители, а также по паре вторых и третьих призеров в каждой из трех возрастных номинаций (для учащихся 6-7-х, 8-9-х и старших классов). Дипломы получили все 40 финалистов – участников очного этапа, состоявшегося 27 марта в Издательском совете.
30 марта 2016 г. 15:35
Практика добрых дел в Орловской епархии Молодежное православное движение «Богоявленская семья» при Богоявленском соборе Орла старается решить одновременно две задачи — познакомить своих сверстников с Православием и сплотить приходскую общину. Это можно сделать, например, организовав поездки детей-инвалидов по святым местам или проведя сбор подарков для онкобольных детей («Коробка храбрости»), отметив вместе православные, музыкальные и спортивные праздники. Всё это и многое другое молодежь делает совместно с прихожанами других православных храмов города.
24 февраля 2016 г. 18:30
Вера без дел мертва Сахалинская православная молодежная организация «Братство Александра Невского» существует уже около десяти лет. За это время ее организаторам удалось развить несколько направлений работы: миссионерские просветительские проекты в рамках региональных молодежных образовательных форумов, социальное служение, занятия спортом, летние и зимние молодежные лагеря, проведение уличных акций и пикетов. Главные цели Братства — приобщить молодежь к Православию и ослабить влияние сект.
2 сентября 2015 г.
«Лето Господне» завершилось весной Подведены итоги первого международного юношеского конкурса имени Ивана Шмелева. Как уже сообщал «Церковный Вестник», он был организован Издательским Советом (ИС) Русской Православной Церкви и посвящался 700-летию преставления преподобного Сергия Радонежского и 1000-летию со дня рождения святого благоверного князя Владимира. Вчера, 24 марта, в Красном зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя глава ИС митрополит Калужский и Боровский Климент подвел официальные итоги конкурса и наградил его победителей.
25 марта 2015 г. 14:38
День православной молодежи шире всего отметили в Санкт-Петербурге Вчера, в праздник Сретения Господня, верующие на территории России отмечали День православной молодежи. Наиболее масштабные торжества развернулись в Санкт-Петербурге. Центральным событием празднования здесь стал общегородской крестный ход.
16 февраля 2015 г. 10:55
Молодежь Сахалина обсудила значение наследия равноапостольного князя Владимира в XXI веке На Сахалине состоялся зимний молодежный образовательный форум «Наследие равноапостольного князя Владимира в XXI веке», в котором приняли участие основные молодежные организации региона.
10 февраля 2015 г. 12:40
|
ЦВ № 13-14 (434-435) июль 2010 /
16 июля 2010 г.
Молодежи необходим доверительный диалогВ Москве завершилась программа краткосрочных курсов по подготовке ответственных за работу с молодежью на приходах. Около ста выпускников получили знания, которые они теперь смогут применять на практике. О том, что необходимо сегодня для развития молодежного служения, размышляет один из организаторов и преподавателей курсов, заместитель руководителя Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре. Об итогах подготовки молодежных лидеров можно рассуждать с разных сторон. Что касается самого процесса обучения, то проблем с тем, чему научить и кто будет учить, у нас не было. Всем известен учебный тематический план и имена преподавателей, имеющих высшее образование и как минимум пятилетний опыт работы. Нас ограничивала только краткосрочность этих курсов. Четыре учебных пары в неделю — это очень мало для передачи опыта. Мы надеемся, что у нас еще будет возможность не только пообщаться с нашими выпускниками, но и вместе что-то сделать. Большинство окончивших курсы или уже работают с молодежью на приходах, или очень хотят и готовы этим заняться, если им предложат. Сама тематика молодежной работы очень нова для нашей Церкви. Недавно закончился период ее внешнего восстановления, период формирования богослужебной жизни приходов. До сих пор неоднозначно воспринимается тема миссионерской деятелньости и катехизации. Слишком широко распространено у нас одно предубеждение, принципиально препятствующее развитию миссии, катехизации, социальной и молодежной работы. Суть его заключается в том, что христианин, тем более молодой христианин, должен быть не более чем «пользователем» по отношению к Tрадиции, а священство — охранителем этой Традиции. Дескать, поскольку современные христиане не принимали участия в создании Церкви, ее традиций и культуры, поскольку они «малограмотны и грешны», а церковная культура богата и свята (ее творили святые люди), то церковная формальная традиция табуирована, запечатана и автоматически пригодна на все времена. Новое творчество неприемлемо, тем более, если речь идет о творческом взаимодействии с современной культурой и социальными науками: психологией, педагогикой, социологией и гуманистической философией. Со стороны Церкви не имеет смысла откликаться на какие-либо запросы общества, кроме напрямую церковных: знакомство с вероучением, аскетика, а также приобщение к богослужению. Социальное служение, финансовая помощь, причастность к христианской культуре России, а тем более Европы, знакомство с азами психологии, педагогики — признаются недуховными или второстепенными. Почти неразвита тема духовности как исполнения заповеди служения ближним тем даром, который каждый имеет от Бога. Не развита тема духовности как христианского отклика на нужды людей, выраженного в современных формах. Для меня очевидны два условия церковной работы с молодежью. Сейчас особое время. Все менее значимой в жизни молодых становится традиция, носителем которой является старшее поколение. Одобрить такое положение трудно, но, на мой взгляд, это факт. Молодые люди все меньше хотят учиться, все меньше обращаются за советом и помощью. Интернет заменил им родителей: есть любая информация, можно найти и завязать контакты с профессионалами в любой области, за считанные минуты можно найти сообщество сверстников, разделяющих твои интересы. Молодежь давно уже живет в собственной среде. И тут со стороны старших, чтобы не прервать хоть какого-то диалога, необходимо доверие к молодым, не порицание и поучительство свысока, а доверие в делах и служении. И тогда молодые сами смогут понять важность Традиции и родительского опыта. Поэтому первое условие молодежной работы — доверять молодежи и делегировать ей ответственность и полномочия. Сверстники слушают сверстников. Таким образом, во многом именно через молодых помощников, доверившихся Церкви, можно достучаться до сердец современной молодежи. Молодежное служение предполагает, прежде всего, диалог с юношами и девушками, предполагает, в том числе, и стремление чему-то научиться у них. Нельзя навязать молодежи что-то, надо помочь ей созреть, помочь проявиться инициативам, поддержать и обучить тех молодых, что откликнулись на призыв Церкви и способны стать лидерами, что готовы идти к таким же молодым, как и они, с проповедью христианским служением. Есть мнение, что прежде, чем выходить на церковное служение, необходима духовная зрелость, нравственное совершенство, чуть ли не святость. Но на практике такой подход грозит оставить нас на «обочине жизни» в ожидании таких делателей. Я думаю — и опыт развития церковной молодежной работы это показал, — что достаточно искренней веры во Христа, стремления жить по Его заповедям, желания учиться и познавать православную Традицию. Поэтому второе условие — необходимо опираться на неофитствующую молодежь. Три-четыре года осознанной церковной жизни достаточно, чтобы активному человеку, желающему послужить Церкви, доверить то или иное служение, соответствующее его талантам и духовному уровню. Не стоит таких людей во всем контролировать, главное — быть с ними в доверительном диалоге. По сути, молодежная работа на данном этапе жизни Русской Православной Церкви — это не столько работа по воцерковлению молодежи в прямом смысле слова, сколько труд по созданию околоцерковной «буферной среды», где юноши и девушки могли бы «дозревать» до церковной жизни и служения. Это сложная, даже ювелирная педагогическая задача: принять доверяющих Церкви, откликнувшихся на евангельский призыв людей, и готовить их к вхождению в церковную Традицию. Я думаю, что в наши дни при подготовке православных молодежных лидеров совсем не главное — дать им инструментарий молодежной работы. Тем более не главное — формальный инструментарий катехизации. Конечно, знакомство с целями, задачами, принципами, методами, формами и примерами работы необходимо, но без воспитания в будущих молодежных лидерах той мировоззренческой базы, на которой может процветать молодежная работа, многое теряет смысл. Если у ответственного за работу с молодежью есть желание наряду с изучением Священного Писания и азов православной веры, наряду с паломническими поездками сделать при храме (при приходе) что-то вроде — я намеренно использую для краткости неудобные слова — «дома пионеров», «отряда тимуровцев», «психологической консультации», организовать компьютерный клуб, спортклуб с «качалкой», бассейном и секцией по тайквондо или построить у храма детскую площадку, — то дело пойдет. А если у него имеется желание «воцерковлять» только через лекции и богослужение, то есть опасность, что ничего не получится. Все дело в том, что идеи и заповеди (даже самые благие) вне диалога и вне социального контекста — как семена на каменистой почве: быстро прорастают, но не укореняются. Необходима доверительная среда, создание своего рода молодежных общин при приходах. Сегодня это звучит странно, но думаю, что другого выхода нет.
16 июля 2010 г.
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Поучение новопоставленному иерею В пасхальном номере Американского Православного Вестника, официального органа Русской Церкви в Америке (№ 8, 15–28 апреля, за 1900 год) было опубликовано Послание святителя Тихона, в то время епископа Алеутского и Северо-Американского, новопоставленному иерею Владимиру Александрову. Архипастырь напутствовал священника, которого ждала многонациональная и в большинстве своем нецерковная паства. Прошло более ста лет, но слова наставления звучат как будто для нас сегодняшних. PDF-версия.
26 мая 2023 г. 16:00
«Введение в арамеистику и сирологию» В Центре Императорского православного палестинского общества в Москве 10 марта 2023 года прошла презентация серии книг «Корпус христианских текстов и исследований» Центра изучения патристики и христианской древности при Московской духовной академии. Соорганизаторами мероприятия выступили Московская духовная академия, ИППО и Центр культурного сотрудничества имени святителя Спиридона Тримифунтского. Идея «Корпуса христианских текстов и исследований» как Приложения (Supplementum) к журналу МДА «Библия и христианская древность» заключается в подготовке ориентированного на русскоязычного читателя издания текстов отцов и христианских писателей Церкви. Данный проект предполагает работу с рукописями оригинального текста, который сопровождается переводом, вводной статьей (исследованием), комментарием, индексами и словарем терминов с использованием всего имеющегося на данный момент научного отечественного и зарубежного исследовательского материала. Среди представленных работ было исследование кандидата филологических наук Армана Егишевича Акопяна «Введение в арамеистику и сирологию», выпущенное в свет издательством Московской духовной академии в серии «Современные переводы и исследования». «Журнал Московской Патриархии» попросил автора рассказать о его книге. PDF-версия.
23 мая 2023 г. 16:30
Протоиерей Борис Глебов 01.06.1936 – 28.02.2023 28 февраля 2023 года на 87-м году жизни после тяжелой продолжительной болезни отошел ко Господу почетный клирик Спасо-Преображенского собора города Санкт-Петербурга протоиерей Борис Глебов.
18 мая 2023 г. 16:40
|