выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00
Церковь
архимандрит Матфей (Мормыль)
ЦВ № 18 (415) сентябрь 2009 /  25 сентября 2009 г.
версия для печати версия для печати

Музыкальная душа Троице-Сергиевой Лавры

15 сентября на 72-м году жизни скончался архимандрит Матфей (Мормыль), заслуженный профессор Московской духовной академии и бессменный регент Свято-Троицкой Сергиевой лавры на протяжении последних 30 лет.

Его называли музыкальной душой Троице-Сергиевой лавры, и эти слова не были преувеличением. Отец Матфей был самым ярким представителем русской церковно-певческой культуры на рубеже XX–XXI веков.

«Заботами почившего пастыря братский хор Лавры получил поистине мировую известность, став еще в советские годы ярким свидетельством преемства монашеского подвига, соединенного с творческим осмыслением традиций церковного регентства и хорового исполнительского мастерства», — сказал Святейший Патриарх Кирилл. В эпоху гонений на Церковь труды о. Матфея стали одной из действенных форм проповеди православной веры не только в Отечестве, но и по всему миру.

«Расцвет творчества о. Матфея приходится на 1970–80-е годы, но сегодня мы должны признать, что его творчество — неотъемлемая часть русской духовной культуры, — считает Алексей Пузаков, заслуженный артист России, руководитель хора Государственной Третьяковской галереи. — Его подход к интерпретации духовной музыки сочетает в себе верность традиции, необыкновенно яркость, я бы сказал, экспрессивность, и вместе с тем удивительную глубину и проникновение в тайны духовного мира».
Отец Матфей родился 5 марта 1938 г. на Северном Кавказе, в станице Архонская бывшей Терской области. В 1959 г. он успел закончить Ставропольскую духовную семинарию, которая была открыта в 1946 г., а в 1960-м уже закрыта. С 1959 по 1963 г. обучался в МДА и защитил кандидатскую работу на тему: «Воскресение Христово в изложении русских богословов-апологетов». Пострижен в монашество в декабре 1962 г., рукоположен во иеродиакона 30 марта 1963 г., рукоположен во иеромонаха 29 марта 1964 г. С 1963 по 1974 г. — преподаватель МДАиС. Удостоен сана игумена в 1968 г., архимандрита — в 1971 г. В марте 1984 г. удостоен звания доцента. В 1988 г. утвержден в звании профессора. В 2004 г. отцу Матфею было присвоено звание заслуженного профессора МДА. С 1961 г. он — уставщик и старший регент хора Свято-Троицкой Сергиевой лавры, руководитель объединенного хора Свято-Троицкой Сергиевой лавры и Московской духовной академии и семинарии. Награжден многими орденами и наградами Русской Православной Церкви и других Поместных Церквей.

За свою жизнь о. Матфей воспитал не одно поколение певчих. Он регентовал всеми хорами Лавры — и объединенным, и смешанным, и мужским, — и во всех этих направлениях ему не было равных. О годах, проведенных в хоре под его руководством, с любовью вспоминают и молодежь, и уже маститые протоиереи. «Отец Матфей был необыкновенным педагогом, — рассказывает Алексей Пузаков. — Еще не одно поколение регентов и певчих в России будет прибегать к наследию, которое оставил о. Матфей, к его записям духовной музыки, и к тем сборникам, которые он составил для пения в церкви, его переложений духовно-музыкальных сочинений».

«Я глубоко скорблю о том, что этот замечательный подвижник покинул наш мир, — говорит Владимир Минин, народный артист СССР, лауреат Государственной премии, художественный руководитель Московского государственного академического камерного хора. — Мы не раз выступали с ним вместе, и я очень ценю его хор за истовое, звучное и зычное пение». Владимир Минин признается, что рядом с хором о. Матфея его хор мог быть только на левом клиросе, даже когда пел на пределе своих возможностей.

«Творчество о. Матфея — это целая эпоха в русском духовном исполнительстве, который по силе яркости можно сравнить с синодальным периодом», — убежден Алексей Пузаков.

Отпевание и похороны архимандрита Матфея (Мормыля) состоялись 18 сентября в Свято-Успенском соборе лавры. Возглавил заупокойное богослужение ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Евгений. Проститься со своим наставником приехали его бывшие ученики из многих епархий Русской Православной Церкви. Отец Матфей похоронен в лавре за храмом Сошествия Святого Духа.
 

25 сентября 2009 г.
Ключевые слова: музыка, Матфей (Мормыль)
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи