iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Второе явление Спаса Нерукотворного
На июньском Синоде (см. Журнал № 36) в общецерковный месяцеслов было внесено празднование 24 мая (6 июня) явления в Ярославле чудотворного образа Спаса Нерукотворного. В апреле этого года одна из древнейших и почитаемых святынь Ярославской земли (наряду с Толгской иконой Божией Матери) была торжественно передана из фондов городского художественного музея на хранение в Спасо-Афанасиевский монастырь. Явленный больше четырех столетий назад образ Спасителя был изъят вместе с другими церковными ценностями в начале 1930-х годов и долгие десятилетия считался навсегда утраченным. Несколько лет назад благодаря сотрудничеству Церкви и музея чудотворный образ был найден, отреставрирован и из музейного хранилища перенесен в храм для всенародного поклонения. PDF-версия.
13 октября 2021 г. 17:00
Загадки «Гостеприимства»
В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева восстановлена икона из разрушенной московской церкви. Ее реставрация заняла десять лет и завершилась только что. Икона Пресвятой Троицы из московского Преображенского храма в Спасcкой слободе — то из немногого, что уцелело от этой некогда богатейшей приходской церкви древней российской столицы; от самого же домовладения до нас дошла только… чугунная кованая ограда (давным-давно перенесенная к другому храму — святых апостолов Петра и Павла на Новой Басманной улице). Не считая, разумеется, собственно топонимов — Садовой-Спасской и Большой Спасской улиц, наименованных по слободе, унаследовавшей в свою очередь название от известного с 1625 года храма, который в то время был деревянным. PDF-верия.
13 августа 2021 г. 11:00
Дмитрий Мироненко: «Иконография Александра Невского — живая многоголосая проповедь»
В издательстве Свято-Троицкой Александро-Невской лавры при поддержке петербургского Комитета по печати и взаимодействию со СМИ вышла книга Дмитрия Мироненко «Образ святого Александра Невского в русском искусстве XVI — начала XXI вв.». Это уникальная монография, автор кото­рой, заведующий лаврской иконописно-реставрационной мастерской святого ­Иоанна Дамаскина кандидат искусствоведения Дмитрий Мироненко, едва ли не впервые как в отечественном искусствоведении, так и в историографии образов святого Александра Невского представляет читателям максимально полный обзор иконографии этого угодника Божия. Большеформатный фолиант вместил свыше сотни репродукций произведений русского искусства из 35 государственных, церковных и частных музеев Российской Федерации и Финляндии, основная часть которых приходится на иконы пяти столетий (как широко известные, так и редко публикуемые). Разумеется, пересказать содержание столь масштабной книги в журнальном материале невозможно, поэтому «Журнал Московской Патриархии» попросил ее автора рассказать о самых важных и интересных положениях работы. PDF-версия.  
22 июля 2021 г. 15:00
И среди лета запели Пасху
Незадолго до своей кончины в беседе с Николаем Мотовиловым иеромонах Серафим говорил, что плотью своей он будет лежать не в Сарове, а в Дивееве. И сестрам этого монастыря открыл: его мощи будут почивать у них в обители. Те удивлялись: «Батюшка, да нешто саровские нам тебя отдадут?» В ответ он вручил им огарок свечи: «Вот с этой свечкой вы и будете встречать меня в Дивееве». И предсказал, что, когда это произойдет, в монастыре среди лета запоют Пасху. Все так и случилось.  Тридцать лет прошло с тех пор, как в конце июля 1991 года из Москвы прибыл в возрождающийся Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь всероссийский крестный ход со святыми мощами, удивительным образом обретенными в запасниках Государственного музея истории религии и атеизма, находившегося в стенах Казанского собора Ленинграда. И грянуло над Дивеевом многоголосное «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!» Мощи преподобного Серафима встречали с «той самой» свечой. Ее, как и другие личные вещи батюшки, сохранили пожилые дивеевские монахини, вернувшиеся из ссылок и лагерей. PDF-версия.
4 августа 2021 г. 14:00
Церковь
архимандрит Матфей (Мормыль)
ЦВ № 18 (415) сентябрь 2009 /  25 сентября 2009 г.
версия для печати версия для печати

Музыкальная душа Троице-Сергиевой Лавры

15 сентября на 72-м году жизни скончался архимандрит Матфей (Мормыль), заслуженный профессор Московской духовной академии и бессменный регент Свято-Троицкой Сергиевой лавры на протяжении последних 30 лет.

Его называли музыкальной душой Троице-Сергиевой лавры, и эти слова не были преувеличением. Отец Матфей был самым ярким представителем русской церковно-певческой культуры на рубеже XX–XXI веков.

«Заботами почившего пастыря братский хор Лавры получил поистине мировую известность, став еще в советские годы ярким свидетельством преемства монашеского подвига, соединенного с творческим осмыслением традиций церковного регентства и хорового исполнительского мастерства», — сказал Святейший Патриарх Кирилл. В эпоху гонений на Церковь труды о. Матфея стали одной из действенных форм проповеди православной веры не только в Отечестве, но и по всему миру.

«Расцвет творчества о. Матфея приходится на 1970–80-е годы, но сегодня мы должны признать, что его творчество — неотъемлемая часть русской духовной культуры, — считает Алексей Пузаков, заслуженный артист России, руководитель хора Государственной Третьяковской галереи. — Его подход к интерпретации духовной музыки сочетает в себе верность традиции, необыкновенно яркость, я бы сказал, экспрессивность, и вместе с тем удивительную глубину и проникновение в тайны духовного мира».
Отец Матфей родился 5 марта 1938 г. на Северном Кавказе, в станице Архонская бывшей Терской области. В 1959 г. он успел закончить Ставропольскую духовную семинарию, которая была открыта в 1946 г., а в 1960-м уже закрыта. С 1959 по 1963 г. обучался в МДА и защитил кандидатскую работу на тему: «Воскресение Христово в изложении русских богословов-апологетов». Пострижен в монашество в декабре 1962 г., рукоположен во иеродиакона 30 марта 1963 г., рукоположен во иеромонаха 29 марта 1964 г. С 1963 по 1974 г. — преподаватель МДАиС. Удостоен сана игумена в 1968 г., архимандрита — в 1971 г. В марте 1984 г. удостоен звания доцента. В 1988 г. утвержден в звании профессора. В 2004 г. отцу Матфею было присвоено звание заслуженного профессора МДА. С 1961 г. он — уставщик и старший регент хора Свято-Троицкой Сергиевой лавры, руководитель объединенного хора Свято-Троицкой Сергиевой лавры и Московской духовной академии и семинарии. Награжден многими орденами и наградами Русской Православной Церкви и других Поместных Церквей.

За свою жизнь о. Матфей воспитал не одно поколение певчих. Он регентовал всеми хорами Лавры — и объединенным, и смешанным, и мужским, — и во всех этих направлениях ему не было равных. О годах, проведенных в хоре под его руководством, с любовью вспоминают и молодежь, и уже маститые протоиереи. «Отец Матфей был необыкновенным педагогом, — рассказывает Алексей Пузаков. — Еще не одно поколение регентов и певчих в России будет прибегать к наследию, которое оставил о. Матфей, к его записям духовной музыки, и к тем сборникам, которые он составил для пения в церкви, его переложений духовно-музыкальных сочинений».

«Я глубоко скорблю о том, что этот замечательный подвижник покинул наш мир, — говорит Владимир Минин, народный артист СССР, лауреат Государственной премии, художественный руководитель Московского государственного академического камерного хора. — Мы не раз выступали с ним вместе, и я очень ценю его хор за истовое, звучное и зычное пение». Владимир Минин признается, что рядом с хором о. Матфея его хор мог быть только на левом клиросе, даже когда пел на пределе своих возможностей.

«Творчество о. Матфея — это целая эпоха в русском духовном исполнительстве, который по силе яркости можно сравнить с синодальным периодом», — убежден Алексей Пузаков.

Отпевание и похороны архимандрита Матфея (Мормыля) состоялись 18 сентября в Свято-Успенском соборе лавры. Возглавил заупокойное богослужение ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Евгений. Проститься со своим наставником приехали его бывшие ученики из многих епархий Русской Православной Церкви. Отец Матфей похоронен в лавре за храмом Сошествия Святого Духа.
 

25 сентября 2009 г.
Ключевые слова: музыка, Матфей (Мормыль)
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи