iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Сосуд благодати полный и преизливающийся
В этом году Русская Православная Церковь отмечает значимую юбилейную дату — шесть столетий со дня обретения святых мощей Игумена земли Русской, всея России чудотворца преподобного Сергия. В посвященном ему каноне приводятся удивительные слова: «...честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый». К этому сосуду благодати из века в век прибегали и прибегают в своих нуждах и болезнях сотни тысяч православных верующих, всегда находя в нем духовную опору и поддержку. За шесть веков у мощей преподобного Сергия сложилась своя история, о которой «Журналу Московской Патриархии» рассказал насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, исполняющий обязанности настоятеля храма Преображения Господня — Патриаршего подворья в Звездном городке, иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-версия.
5 июня 2022 г. 11:00
Религиозность и опасные грани секуляризма
Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00
Шуйское дело: от приговора до канонизации
Ровно век назад, 10 мая 1922 года, были расстреляны протоиерей Павел Светозаров, иерей Иоанн Рождественский и мирянин Петр Языков — главные обвиняемые по так называемому Шуйскому делу. События в этом уездном городе Иваново-­Вознесенской губернии стали самым масштабным примером гражданского сопротивления изъятию церковных ценностей, а Воскресенский собор с одной из самых высоких православных колоколен в мире стал знаковым местом трагедии русского Православия в ХХ веке. О трагических событиях в Шуе в марте 1922 года и о том, почему этот акт неповиновения властям и последовавшее за ним письмо В. И. Ленина членам Политбюро в какой-­то мере стали переломными в отношениях государства и Церкви в Советской России, «Журналу Московской Патриархии» рассказал доктор исторических наук, профессор Шуйского филиала Ивановского государственного университета Юрий Иванов. PDF-версия.
9 мая 2022 г. 12:00
Главный упор — на Москву
Перед изъятием церковных ценностей не устояли даже кремлевские соборыНачавшаяся в феврале 1922 года кампания по изъятию церковных ценностей не могла обойти стороной Москву. В феврале Патриарх Тихон издает воззвание к приходам и пастве — жертвовать драгоценные церковные вещи, не имеющие богослужебного употреб­ления. Вскоре в газете «Известия» публикуется декрет ВЦИК «Об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим». В ответ Патриарх пишет новое послание, где прямо говорит, что декрет призывает изымать из храмов в том числе и священные сосуды, а это является актом святотатства. Архиепископ Крутицкий Никандр (Феноменов) собирает благочинных города и зачитывает патриаршее послание, а также в распечатанном виде раздает его для ознакомления на приходах. Как проходила кампания по изъятию церковных ценностей в древних московских храмах и как на нее реагировали москвичи, «Журналу Московской Патриархии» рассказывает историк-архивист, автор книг по истории Москвы и ее храмов Леонид Вайнтрауб. PDF-версия.
18 апреля 2022 г. 17:00
Небесный заступник Тюменского края
Двадцать девятого декабря 2021 года Священный Синод включил имя священника Михаила Красноцветова в поименный список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской (журнал № 111). Прославлению священномученика Михаила предшествовала подготовка необходимых документов и материалов, которая была предпринята несколько лет назад. Большую помощь на начальном этапе работы оказали потомки отца Михаила: его внук — настоятель Казанского собора в Санкт-­Петербурге протоиерей Павел Красноцветов († 2019), правнук — настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского в Роттердаме (Нидерланды) протоиерей Григорий Красноцветов († 2017), правнучка — монахиня Серафима (Каменяка), предоставившие документы, фотографии и другие ценные материалы из семейного архива. Основными источниками биографических сведений о священномученике послужили воспоминания членов семьи Красноцветовых, опубликованные в книгах «За все благодарите» и «В руку Твоею жребий мой». PDF-версия.
8 апреля 2022 г. 14:00
Церковь
архимандрит Матфей (Мормыль)
ЦВ № 18 (415) сентябрь 2009 /  25 сентября 2009 г.
версия для печати версия для печати

Музыкальная душа Троице-Сергиевой Лавры

15 сентября на 72-м году жизни скончался архимандрит Матфей (Мормыль), заслуженный профессор Московской духовной академии и бессменный регент Свято-Троицкой Сергиевой лавры на протяжении последних 30 лет.

Его называли музыкальной душой Троице-Сергиевой лавры, и эти слова не были преувеличением. Отец Матфей был самым ярким представителем русской церковно-певческой культуры на рубеже XX–XXI веков.

«Заботами почившего пастыря братский хор Лавры получил поистине мировую известность, став еще в советские годы ярким свидетельством преемства монашеского подвига, соединенного с творческим осмыслением традиций церковного регентства и хорового исполнительского мастерства», — сказал Святейший Патриарх Кирилл. В эпоху гонений на Церковь труды о. Матфея стали одной из действенных форм проповеди православной веры не только в Отечестве, но и по всему миру.

«Расцвет творчества о. Матфея приходится на 1970–80-е годы, но сегодня мы должны признать, что его творчество — неотъемлемая часть русской духовной культуры, — считает Алексей Пузаков, заслуженный артист России, руководитель хора Государственной Третьяковской галереи. — Его подход к интерпретации духовной музыки сочетает в себе верность традиции, необыкновенно яркость, я бы сказал, экспрессивность, и вместе с тем удивительную глубину и проникновение в тайны духовного мира».
Отец Матфей родился 5 марта 1938 г. на Северном Кавказе, в станице Архонская бывшей Терской области. В 1959 г. он успел закончить Ставропольскую духовную семинарию, которая была открыта в 1946 г., а в 1960-м уже закрыта. С 1959 по 1963 г. обучался в МДА и защитил кандидатскую работу на тему: «Воскресение Христово в изложении русских богословов-апологетов». Пострижен в монашество в декабре 1962 г., рукоположен во иеродиакона 30 марта 1963 г., рукоположен во иеромонаха 29 марта 1964 г. С 1963 по 1974 г. — преподаватель МДАиС. Удостоен сана игумена в 1968 г., архимандрита — в 1971 г. В марте 1984 г. удостоен звания доцента. В 1988 г. утвержден в звании профессора. В 2004 г. отцу Матфею было присвоено звание заслуженного профессора МДА. С 1961 г. он — уставщик и старший регент хора Свято-Троицкой Сергиевой лавры, руководитель объединенного хора Свято-Троицкой Сергиевой лавры и Московской духовной академии и семинарии. Награжден многими орденами и наградами Русской Православной Церкви и других Поместных Церквей.

За свою жизнь о. Матфей воспитал не одно поколение певчих. Он регентовал всеми хорами Лавры — и объединенным, и смешанным, и мужским, — и во всех этих направлениях ему не было равных. О годах, проведенных в хоре под его руководством, с любовью вспоминают и молодежь, и уже маститые протоиереи. «Отец Матфей был необыкновенным педагогом, — рассказывает Алексей Пузаков. — Еще не одно поколение регентов и певчих в России будет прибегать к наследию, которое оставил о. Матфей, к его записям духовной музыки, и к тем сборникам, которые он составил для пения в церкви, его переложений духовно-музыкальных сочинений».

«Я глубоко скорблю о том, что этот замечательный подвижник покинул наш мир, — говорит Владимир Минин, народный артист СССР, лауреат Государственной премии, художественный руководитель Московского государственного академического камерного хора. — Мы не раз выступали с ним вместе, и я очень ценю его хор за истовое, звучное и зычное пение». Владимир Минин признается, что рядом с хором о. Матфея его хор мог быть только на левом клиросе, даже когда пел на пределе своих возможностей.

«Творчество о. Матфея — это целая эпоха в русском духовном исполнительстве, который по силе яркости можно сравнить с синодальным периодом», — убежден Алексей Пузаков.

Отпевание и похороны архимандрита Матфея (Мормыля) состоялись 18 сентября в Свято-Успенском соборе лавры. Возглавил заупокойное богослужение ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Евгений. Проститься со своим наставником приехали его бывшие ученики из многих епархий Русской Православной Церкви. Отец Матфей похоронен в лавре за храмом Сошествия Святого Духа.
 

25 сентября 2009 г.
Ключевые слова: музыка, Матфей (Мормыль)
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Родом угреня
Борисоглебский монастырь в Торжке, основанный около 1038 года, — древнейшая обитель на нашей земле, сыгравшая важную роль в распространении христианства на Руси. История монастыря неразрывно связана с его основателем — преподобным Ефремом Новоторжским, 450-летие обретения мощей которого отмечается в июне этого года. Проанализировав различные источники и документы, российский ученый предлагает свою трактовку событий жития подвижника. Действительно ли Ефрем и его братья прибыли на Русь, как считается, из Венгрии, мог ли преподобный построить каменный храм во имя Бориса и Глеба, а также о том, почему святой Ефрем, скорее всего, был убит, «Журналу Московской Патриархии» рассказал научный сотрудник Всероссийского историко-этнографического музея, кандидат филологических наук Виктор Кузнецов. PDF-версия.
23 июня 2022 г. 17:00