iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Молись, но за победу немецкого воинства
Жизнь Церкви, положение верующих и служение законных иерархов на оккупированных нацистскими войсками территориях бывших союзных республик продолжают оставаться предметом научного интереса современных историков. В советскую эпоху серьезное изучение этих вопросов как светскими, так и церковными специалистами было невозможно, в новейшее же время основные усилия российских исследователей оказались сосредоточены на событиях, происходивших на территории РСФСР. Между тем и в Украинской ССР, на оккупированных гитлеровской Германией территориях, церковная жизнь 1941–1944 годов была полна драматических коллизий. О том, как в Херсонской области вынужденный коллаборационизм священники компенсировали спасением евреев и красноармейцев, рассказывает клирик Новокаховской епархии Украинской Православной Церкви иеромонах Иустин (Юревич).
22 июня 2020 г. 14:00
Церковь
архимандрит Матфей (Мормыль)
ЦВ № 18 (415) сентябрь 2009 /  25 сентября 2009 г.
версия для печати версия для печати

Музыкальная душа Троице-Сергиевой Лавры

15 сентября на 72-м году жизни скончался архимандрит Матфей (Мормыль), заслуженный профессор Московской духовной академии и бессменный регент Свято-Троицкой Сергиевой лавры на протяжении последних 30 лет.

Его называли музыкальной душой Троице-Сергиевой лавры, и эти слова не были преувеличением. Отец Матфей был самым ярким представителем русской церковно-певческой культуры на рубеже XX–XXI веков.

«Заботами почившего пастыря братский хор Лавры получил поистине мировую известность, став еще в советские годы ярким свидетельством преемства монашеского подвига, соединенного с творческим осмыслением традиций церковного регентства и хорового исполнительского мастерства», — сказал Святейший Патриарх Кирилл. В эпоху гонений на Церковь труды о. Матфея стали одной из действенных форм проповеди православной веры не только в Отечестве, но и по всему миру.

«Расцвет творчества о. Матфея приходится на 1970–80-е годы, но сегодня мы должны признать, что его творчество — неотъемлемая часть русской духовной культуры, — считает Алексей Пузаков, заслуженный артист России, руководитель хора Государственной Третьяковской галереи. — Его подход к интерпретации духовной музыки сочетает в себе верность традиции, необыкновенно яркость, я бы сказал, экспрессивность, и вместе с тем удивительную глубину и проникновение в тайны духовного мира».
Отец Матфей родился 5 марта 1938 г. на Северном Кавказе, в станице Архонская бывшей Терской области. В 1959 г. он успел закончить Ставропольскую духовную семинарию, которая была открыта в 1946 г., а в 1960-м уже закрыта. С 1959 по 1963 г. обучался в МДА и защитил кандидатскую работу на тему: «Воскресение Христово в изложении русских богословов-апологетов». Пострижен в монашество в декабре 1962 г., рукоположен во иеродиакона 30 марта 1963 г., рукоположен во иеромонаха 29 марта 1964 г. С 1963 по 1974 г. — преподаватель МДАиС. Удостоен сана игумена в 1968 г., архимандрита — в 1971 г. В марте 1984 г. удостоен звания доцента. В 1988 г. утвержден в звании профессора. В 2004 г. отцу Матфею было присвоено звание заслуженного профессора МДА. С 1961 г. он — уставщик и старший регент хора Свято-Троицкой Сергиевой лавры, руководитель объединенного хора Свято-Троицкой Сергиевой лавры и Московской духовной академии и семинарии. Награжден многими орденами и наградами Русской Православной Церкви и других Поместных Церквей.

За свою жизнь о. Матфей воспитал не одно поколение певчих. Он регентовал всеми хорами Лавры — и объединенным, и смешанным, и мужским, — и во всех этих направлениях ему не было равных. О годах, проведенных в хоре под его руководством, с любовью вспоминают и молодежь, и уже маститые протоиереи. «Отец Матфей был необыкновенным педагогом, — рассказывает Алексей Пузаков. — Еще не одно поколение регентов и певчих в России будет прибегать к наследию, которое оставил о. Матфей, к его записям духовной музыки, и к тем сборникам, которые он составил для пения в церкви, его переложений духовно-музыкальных сочинений».

«Я глубоко скорблю о том, что этот замечательный подвижник покинул наш мир, — говорит Владимир Минин, народный артист СССР, лауреат Государственной премии, художественный руководитель Московского государственного академического камерного хора. — Мы не раз выступали с ним вместе, и я очень ценю его хор за истовое, звучное и зычное пение». Владимир Минин признается, что рядом с хором о. Матфея его хор мог быть только на левом клиросе, даже когда пел на пределе своих возможностей.

«Творчество о. Матфея — это целая эпоха в русском духовном исполнительстве, который по силе яркости можно сравнить с синодальным периодом», — убежден Алексей Пузаков.

Отпевание и похороны архимандрита Матфея (Мормыля) состоялись 18 сентября в Свято-Успенском соборе лавры. Возглавил заупокойное богослужение ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Евгений. Проститься со своим наставником приехали его бывшие ученики из многих епархий Русской Православной Церкви. Отец Матфей похоронен в лавре за храмом Сошествия Святого Духа.
 

25 сентября 2009 г.
Ключевые слова: музыка, Матфей (Мормыль)
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00