выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Церковь
ЦВ № 13-14 (410-411) июль 2009 /  12 июля 2009 г.
версия для печати версия для печати

Мы можем немало сделать для упрочения единства

Ваше Святейшество, Святейший Архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский Патриарх, возлюбленный о Господе Собрат и Сослужитель, господин Варфоломей! Преосвященные собратья архиереи!

С особым трепетным чувством мы прибыли сегодня в Константинополь — город, образ которого живет глубоко в сердце русского православного человека. На этой овеянной славой земле нам вспоминаются далекие события нашей общей истории, оживающие при виде величественного храма Святой Премудрости Божией и других памятников византийской эпохи. Пред мысленным взором воскресают дорогие каждому из нас картины: крещение святой равноапостольной княгини Ольги Святейшим Патриархом Константинопольским Феофилактом и посещение Царьграда послами ее внука, святого равноапостольного князя Владимира. Пораженные благолепием Великой Христовой Церкви и явственно ощутившие прикосновение благодати Божией, они, по их словам, не знали, где находились: на небе или на земле.
Те далекие события предопределили выбор наших предков в пользу истинной веры. В них коренится и наше благоговейное отношение к городу святого царя Константина и к Константинопольскому Патриаршему Престолу, украшенному именами величайших святителей Григория Богослова, Иоанна Златоуста и многих других.
В самом начале нашей встречи хочу засвидетельствовать, что эти чувства живы в Русской Церкви и поныне. С этими переживаниями и с искренней во Христе любовью простираем к Вам наши братские объятия, приветствуя Ваше Святейшество и окружающих Вас высоких иерархов Святейшей Константинопольской Церкви.
Единство Вселенской Церкви проявляется в общении Поместных Церквей. Все они связаны между собою союзом любви. Однако при этом мы никогда не забываем, что Русскую Церковь связывают особые отношения с первенствующим в священных диптихах Константинопольским Патриаршим Престолом. От него мы получили просвещение светом веры и начала премудрости книжной, храмоздательство и священную живопись, богослужение и все многообразие церковного устроения.
Все это духовное богатство было воспринято нашими предками во главе со святым равноапостольным князем Владимиром, крестившим Русь в Киеве в 988 году. Из Киева, матери городов русских, благодать богопознания распространилась по всей Руси. Вышедшие из единой Киевской купели, восточнославянские народы составили то нерасторжимое духовное единство, которое лежит в основании бытия Русской Церкви.

Сначала под омофором Патриархов Цареградских, затем — самостоятельная в своем управлении, эта Церковь много потрудилась во вверенном ей винограднике Христовом на Руси, в северных странах, в Сибири и даже до восточного края земли. Ее апостольским служением свет Христовой Истины распространился не только в этих землях, но и за их пределами.

Православие на Руси явило великий сонм святых: благоверных князей, святителей, преподобных, блаженных Христа ради юродивых, праведников. Поистине крестный путь прошла Русская Церковь в ХХ веке: тысячи священнослужителей, десятки тысяч монахов и мирян взошли на Голгофу и в мученичестве своем просияли подвигами терпения, великодушия, незлобия и любви к врагам. По молитвам этих бесчисленных угодников Божиих Русская Церковь восстала во всей красе и славе в наши дни.
Эпоха семидесятилетнего гонения на веру и служения Богу в весьма стесненных обстоятельствах не миновала бесплодно. Пройдя через горнило испытаний, Русская Церковь получила возможность свободного осмысления пройденного ею исторического пути. Итогом его стали важные концептуальные документы, обобщающие опыт Церкви в таких сферах как церковно-государственные и церковно-общественные отношения. С богословской точки зрения была рассмотрена также тема свободы человека и его прав, многие другие вопросы, от ответов на которые зависит ныне судьба всей христианской цивилизации.

Эти труды, которые, надеемся, могут быть полезными для всей православной Полноты, являются вкладом Русской Церкви в общеправославное свидетельство перед лицом современного мира, теряющего духовно-нравственные ориентиры.

Сегодня, оглядываясь на пройденный Русской Церковью путь, мы можем с уверенностью утверждать, что спасительное сеяние миссионеров Константинопольской Церкви в русской земле принесло обильные благодатные плоды, являющиеся нашим общим достоянием, достоянием всего Православия.
Ваше Святейшество!

Мы прибыли ныне в Ваш кафедральный град с упованием на то, что настоящий визит послужит благим началом для обновления братских во Христе взаимоотношений между двумя великими Православными Патриархатами Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви Христовой. Мы всей душой поддерживаем прозвучавший здесь в прошлом году призыв Вашего Святейшества к Поместным Православным Церквам сознавать себя и действовать как единая Церковь. Это Ваше видение является и нашим искренним убеждением. На этом общем основании мы можем немало сделать для упрочения богозаповеданного единства. От всего сердца благодарю Вас за Ваше радушное приглашение и надеюсь в эти дни сполна вкусить от духовного пира совместной молитвы и братского общения.

Выступление публикуются в сокращении

12 июля 2009 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00