выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Церковь
ЦВ № 13-14 (410-411) июль 2009 /  12 июля 2009 г.
версия для печати версия для печати

Мы можем немало сделать для упрочения единства

Ваше Святейшество, Святейший Архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский Патриарх, возлюбленный о Господе Собрат и Сослужитель, господин Варфоломей! Преосвященные собратья архиереи!

С особым трепетным чувством мы прибыли сегодня в Константинополь — город, образ которого живет глубоко в сердце русского православного человека. На этой овеянной славой земле нам вспоминаются далекие события нашей общей истории, оживающие при виде величественного храма Святой Премудрости Божией и других памятников византийской эпохи. Пред мысленным взором воскресают дорогие каждому из нас картины: крещение святой равноапостольной княгини Ольги Святейшим Патриархом Константинопольским Феофилактом и посещение Царьграда послами ее внука, святого равноапостольного князя Владимира. Пораженные благолепием Великой Христовой Церкви и явственно ощутившие прикосновение благодати Божией, они, по их словам, не знали, где находились: на небе или на земле.
Те далекие события предопределили выбор наших предков в пользу истинной веры. В них коренится и наше благоговейное отношение к городу святого царя Константина и к Константинопольскому Патриаршему Престолу, украшенному именами величайших святителей Григория Богослова, Иоанна Златоуста и многих других.
В самом начале нашей встречи хочу засвидетельствовать, что эти чувства живы в Русской Церкви и поныне. С этими переживаниями и с искренней во Христе любовью простираем к Вам наши братские объятия, приветствуя Ваше Святейшество и окружающих Вас высоких иерархов Святейшей Константинопольской Церкви.
Единство Вселенской Церкви проявляется в общении Поместных Церквей. Все они связаны между собою союзом любви. Однако при этом мы никогда не забываем, что Русскую Церковь связывают особые отношения с первенствующим в священных диптихах Константинопольским Патриаршим Престолом. От него мы получили просвещение светом веры и начала премудрости книжной, храмоздательство и священную живопись, богослужение и все многообразие церковного устроения.
Все это духовное богатство было воспринято нашими предками во главе со святым равноапостольным князем Владимиром, крестившим Русь в Киеве в 988 году. Из Киева, матери городов русских, благодать богопознания распространилась по всей Руси. Вышедшие из единой Киевской купели, восточнославянские народы составили то нерасторжимое духовное единство, которое лежит в основании бытия Русской Церкви.

Сначала под омофором Патриархов Цареградских, затем — самостоятельная в своем управлении, эта Церковь много потрудилась во вверенном ей винограднике Христовом на Руси, в северных странах, в Сибири и даже до восточного края земли. Ее апостольским служением свет Христовой Истины распространился не только в этих землях, но и за их пределами.

Православие на Руси явило великий сонм святых: благоверных князей, святителей, преподобных, блаженных Христа ради юродивых, праведников. Поистине крестный путь прошла Русская Церковь в ХХ веке: тысячи священнослужителей, десятки тысяч монахов и мирян взошли на Голгофу и в мученичестве своем просияли подвигами терпения, великодушия, незлобия и любви к врагам. По молитвам этих бесчисленных угодников Божиих Русская Церковь восстала во всей красе и славе в наши дни.
Эпоха семидесятилетнего гонения на веру и служения Богу в весьма стесненных обстоятельствах не миновала бесплодно. Пройдя через горнило испытаний, Русская Церковь получила возможность свободного осмысления пройденного ею исторического пути. Итогом его стали важные концептуальные документы, обобщающие опыт Церкви в таких сферах как церковно-государственные и церковно-общественные отношения. С богословской точки зрения была рассмотрена также тема свободы человека и его прав, многие другие вопросы, от ответов на которые зависит ныне судьба всей христианской цивилизации.

Эти труды, которые, надеемся, могут быть полезными для всей православной Полноты, являются вкладом Русской Церкви в общеправославное свидетельство перед лицом современного мира, теряющего духовно-нравственные ориентиры.

Сегодня, оглядываясь на пройденный Русской Церковью путь, мы можем с уверенностью утверждать, что спасительное сеяние миссионеров Константинопольской Церкви в русской земле принесло обильные благодатные плоды, являющиеся нашим общим достоянием, достоянием всего Православия.
Ваше Святейшество!

Мы прибыли ныне в Ваш кафедральный град с упованием на то, что настоящий визит послужит благим началом для обновления братских во Христе взаимоотношений между двумя великими Православными Патриархатами Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви Христовой. Мы всей душой поддерживаем прозвучавший здесь в прошлом году призыв Вашего Святейшества к Поместным Православным Церквам сознавать себя и действовать как единая Церковь. Это Ваше видение является и нашим искренним убеждением. На этом общем основании мы можем немало сделать для упрочения богозаповеданного единства. От всего сердца благодарю Вас за Ваше радушное приглашение и надеюсь в эти дни сполна вкусить от духовного пира совместной молитвы и братского общения.

Выступление публикуются в сокращении

12 июля 2009 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00