выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Между Москвой и Троице-Сергиевой лаврой
В следующем году исполняется 45 лет со дня основания художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино». Это уникальное производство, не имеющее аналогов ни в России, ни за рубежом, является крупнейшим производителем предметов церковного обихода, ассортимент которых насчитывает свыше 2,5 тысячи наименований. Здесь не только изготавливают иконы, облачения, различную церковную утварь, предметы художественного и ювелирного искусства, занимаются разработкой архитектурных проектов храмов и часовен, их внутренним убранством, выполняют уникальные индивидуальные заказы. «­Софрино» также является известным и авторитетным центром реставрации старинных предметов церковного искусства. История этого предприятия началась задолго до открытия в 1980 году в подмосковном поселке Софрино его первых производственных корпусов. PDF-версия.    
24 декабря 2024 г. 15:30
Мы — одна семья, мы все — одно тело
В 2024 году Церковь молитвенно отмечает 95-летие со дня рождения митрополита Никодима (Ротова), выдающегося иерарха XX века, председателя ОВЦС, Патриаршего экзарха Западной Европы. Именно благодаря ему в Ленинградской духовной академии появилось отделение для обучения иностранных студентов, что помогло спасти эту духовную школу от закрытия. Среди студентов из Индии, прошедших в те годы обучение в Ленинграде, был и нынешний Предстоятель Маланкарской Церкви Святейший Католикос Василий Мар Фома Матфей III. Святейший Католикос рассказал «Журналу Московской Патриархии» о своей учебе в академии, митрополите Никодиме и тогдашнем ректоре — ныне Патриархе Московском и всея Руси Кирилле, а также о том, что считает самым важным в служении Предстоятеля Маланкарской Церкви. PDF-версия.
30 августа 2024 г. 15:00
Новая эпоха расцвета Новодевичьего монастыря — духовного центра Москвы
Обитель, основанная в 1524–1525 годах великим князем Московским Василием III, стала его благодарственным приношением Господу Вседержителю за победу над литовцами и присоединение древнего Смоленска и его земель к Великому княжеству Московскому (1514). Это событие — важнейший этап в процессе собирания Русских земель вокруг Москвы. Смоленский собор Новодевичьего монастыря во имя Богоматери Путеводительницы стал еще одним (после Успенского собора Кремля, воздвигнутого при Иване III) символом возвышения Москвы.  Местоположение обители было и знаковым, и стратегически выгодным: в живописной излучине Москвы-реки на Девичьем поле, в четырех верстах от Кремля при начале Старой Смолянки, по которой издревле ходили русские дружины оборонять западные рубежи. PDF-версия.  
9 августа 2024 г. 19:00
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Глубокая вера русского народа неизменна
Антиохийская Церковь — одна из древнейших Православных Церквей, основанная апостолом Петром. Отношения Русской и Антиохийской Православных Церквей имеют давнюю историю, которой уже более 1000 лет. С XVI века отношения двух Церквей вышли на новый уровень, Антиохийские Патриархи стали регулярно посещать Россию, которая с этого времени стала покровителем Православных Церквей на османском Востоке. В середине XIX века в Москве открылось Антиохийское подворье — представительство Церкви Антиохии в России. В конце 1920-х годов подворье закрыли, но через 20 лет, спустя ровно столетие после открытия, подворье возобновило свою деятельность. Больше 75 лет Антиохийское подворье беспрерывно действует в Москве, из них уже почти полвека представителем Антиохийской Церкви является митрополит Филиппопольский Нифон — выдающийся церковный иерарх, свидетель жизни Русской Церкви в советские годы и в наши дни. Об истории и деятельности подворья, русском храме в Ливане, своей жизни в России и восстановлении евхаристического общения между Антиохийской и Иерусалимской Церквами владыка Нифон рассказал в интервью «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
20 июня 2024 г. 15:00
Церковь
1 февраля 2013 г. 01:00
версия для печати версия для печати

Первосвятитель о своем служении

1 февраля 2013 года, в четвертую годовщину интронизации, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогой владыка Ювеналий! Дорогие отцы, матушки игумении! Братья и сестры!

Я всех вас благодарю за вашу молитву сегодня — в день, который является в моей жизни, может быть, самым главным днем после дня рождения. Ибо четыре года назад с великим душевным трепетом я взошел здесь на трон святителей Московских и всея Руси — с полным пониманием своей ответственности и тех трудностей, которые предлежало мне вкусить.

Четыре года, казалось бы, совсем небольшой срок. Если мы взглянем на четырехлетнего младенца, то увидим, что за четыре года после рождения человек не входит в силу — он еще такой хрупкий, такой слабый, такой беззащитный, так нуждающийся в помощи и поддержке родителей. Но в истории Церкви, особенно в наше весьма динамичное время, в XXI веке, эти четыре года были наполнены таким количеством событий, которых хватило бы и на 40 и больше лет.

Эта спрессованность времени, несущая некий эсхатологический знак, касается и Церкви. Потому что Церковь несет ответственность за спасение людей, несет ответственность за то, чтобы искушения, которые сеет враг рода человеческого, не прорастали в душах. Она несет ответственность за то, чтобы в первую очередь это не происходило в среде епископата и духовенства.

Мы знаем, что сегодня духовенство, возглавляемое епископатом, стоит на передовом рубеже защиты Церкви. Конечно, не всегда и не всем хватает сил, терпения и мужества. Но совершенно очевидно и то, что Господь распятый и Воскресший, основавший Церковь Свою, — вместе с нами, Его последователями, в том числе и в этой эсхатологической драме борьбы добра со злом. Мы не одни, и мы опираемся в своем служении не только на наши знания, полученные через образование, на какие-то силы и способности, которые Бог вложил каждому в его естество. Мы основываемся в первую очередь на той великой миссии, которую Бог через Сына Своего вручил Церкви, а значит, в первую очередь, епископату, а через него духовенству, а через них — всему народу в освящение и спасение рода человеческого. И потому не наши способности и силы играют здесь первенствующую роль, но благодать Божия, которую получаем мы в Таинстве рукоположения и которая сопутствует нам во вся дни жизни нашей.

И, может быть, самый важный урок, который я лично вынес за эти четыре года, заключается в словах, сказанных не мною: все могу об укрепляющем меня Господе Иисусе (см. Флп. 4:13). Потому что не я, не мы, но Христос действует в нас. А для того чтобы было так, нам нужно только сердце свое открывать Ему через покаяние, через молитву, через свершение добрых дел — настолько, насколько мы можем в силу своей человеческой ограниченности эти добрые дела совершать.

Я хотел бы выразить слова особой благодарности Священному Синоду Русской Православной Церкви, с которым Патриарх разделяет всю ответственность по принятию наиболее важных решений. Я благодарю вас, дорогие владыки. В первую очередь, хотел бы поблагодарить постоянных членов Синода, которые постоянно рядом с Патриархом и принимают на себя ответственность за управление Церковью; но также и многих собратьев-архипастырей, которые в качестве временных членов Синода проходили через эти сессии, воспринимая великую ответственность за каждое свершение.

Я благодарю за единомыслие, которое есть в нашем епископате, за понимание общих целей и важности движения к ним. Я благодарю каждого из владык, зде присутствующих, а также всех, кто по немощи не мог быть с нами, за то служение, которое вы, дорогие братья, несете каждый на своем месте, сталкиваясь с проблемами и трудностями. Но по милости Божией за эти четыре года многое было сделано всеми нами, всей Церковью.

Мы сегодня не подводим итоги, тем более не рапортуем празднично о сделанном. Мы со смирением сознаем, что многое сделать еще не удалось, но благодарим Господа за то, что прошли за эти четыре года — и за радости, и за скорби, но в первую очередь за милость, которую Господь, Глава Церкви, даровал всем нам.

И я хотел бы, сердечно поблагодарив всех вас — и архипастырей, и пастырей, и монашествующих, и весь наш народ Божий, — выразить уверенность в том, что в ответ на труды наши, в ответ на молитвенный подвиг, в ответ на благочестие народа нашего Господь приклонит милость ко всем странам исторической Руси, входящим в попечение Русской Православной Церкви, к властям их, к народам их, и сохранит Церковь нашу единой, духовно сильной, вражеской силой непреоборимой, несущей свое служение во славу Божию и во спасение вверенных чад.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
1 февраля 2013 г. 01:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святой мученик Михаил Новоселов
В годы притеснений и гонений, начавшиеся с установления советской власти в 1917 году, не только священники, но и многие миряне без колебаний встали на защиту Церкви, Первосвятителем которой стал святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России. Одним из таких подвижников был русский публицист и духовный писатель Михаил Александрович Новоселов. В начале 1918 года не без его участия вышло воззвание — листовка, призывающая верующих защищать храмы от посягательств. Новоселов до последнего дня своей жизни трудился на ниве духовного просвещения, предоставив свою квартиру для занятий Богословских курсов, открывшихся весной 1918 года с благословения святителя Тихона. О жизни святого Михаила, его подвиге и духовном наследии — в статье настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе, доцента Московской духовной академии протоиерея Валентина Асмуса. PDF-версия.    
25 декабря 2024 г. 18:00