iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Мы нашли Мессию!
Катехизация — дело не просто важное и полезное. Она есть смыслообразующее начало Церкви. Доказательство тому — само Евангелие. Что открывается перед нами при его чтении, как не первый цикл катехизации, где Христос — Катехизатор, а Его ученики — катехумены, то есть оглашаемые? Это только потом Он сделает их апостолами, то есть глашатаями Его Благой Вести для всего остального мира: Идите, научите… (Мф. 28, 19). Теперь Его ученики сами должны были стать катехизаторами и учить все народы, чтобы в Церковь могли войти все желающие. Как «учить народы» сегодня, почему катехизация должна быть длительной, зачем готовящихся к крещению выводить из притвора и для чего в оглашении обязательно должен участвовать весь приход, «Журналу Московской Патриархии» рассказал настоятель храма Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых в Санкт-Петербурге протоиерей Александр Сорокин. PDF-версия.
13 сентября 2021 г.
«Введение в арамеистику и сирологию»
В Центре Императорского православного палестинского общества в Москве 10 марта 2023 года прошла презентация серии книг «Корпус христианских текстов и исследований» Центра изучения патристики и христианской древности при Московской духовной академии. Соорганизаторами мероприятия выступили Московская духовная академия, ИППО и Центр культурного сотрудничества имени святителя Спиридона Тримифунтского. Идея «Корпуса христианских текстов и исследований» как Приложения (Supplementum) к журналу МДА «Библия и христианская древность» заключается в подготовке ориентированного на русскоязычного читателя издания текстов отцов и христианских писателей Церкви. Данный проект предполагает работу с рукописями оригинального текста, который сопровождается переводом, вводной статьей (исследованием), комментарием, индексами и словарем терминов с использованием всего имеющегося на данный момент научного отечественного и зарубежного исследовательского материала. Среди представленных работ было исследование кандидата филологических наук Армана Егишевича Акопяна «Введение в арамеистику и сирологию», выпущенное в свет издательством Московской духовной академии в серии «Современные переводы и исследования». «Журнал Московской Патриархии» попросил автора рассказать о его книге.  PDF-версия.
23 мая 2023 г. 16:30
Церковь
ЦВ № 12 (385) июнь 2008 /  27 июня 2008 г.
версия для печати версия для печати

Разговор на актуальные темы

В Издательском Совете Русской Православной Церкви 18 июня прошла презентация новой книги протоиерея Всеволода Чаплина «Церковь в России: обстоятельства места и времени». На встречу с автором собрались журналисты ведущих церковных и светских СМИ. Состоялась оживленная дискуссия, в ходе которой о. Всеволод прокомментировал многие актуальные вопросы современной церковной жизни.

Новая книга протоиерея Всеволода Чаплина «Церковь в России: обстоятельства места и времени» представляет собой сборник статей, выступлений и интервью разных лет, связанных с деятельностью автора на посту заместителя председателя Отдела внешних церковных связей (ОВЦС). Материалы книги посвящены актуальным проблемам церковно-государственных отношений, вопросам христианской экономической этики, межхристианскому диалогу и другим общественно-значимым проблемам последнего десятилетия, в обсуждении которых принимали участие представители Русской Православной Церкви.

На презентации в Издательском Совете протоиерей Всеволод Чаплин встретился с журналистами церковных и светских изданий.

Как отметил в своем выступлении издатель сборника, ответственный редактор газеты «Церковный вестник» Сергей Чапнин, новая книга — это своеобразный церковно-общественный дневник, «блог», который ведется «всеми возможными и доступными средствами» — на новостных лентах светских и религиозных информационных агентств, на страницах газет и журналов, в эфире радиостанций, с трибун крупнейших международных форумов.

Представляя книгу, председатель Издательского Совета протоиерей Владимир Силовьев процитировал письмо Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, направленное о. Всеволоду, в котором говорится, что труды автора книги «полезны для Церкви Христовой и для тех, кто хочет знать мнение авторитетного священнослужителя». От себя о. Владимир добавил: «Среди множества других книг о Русской Православной Церкви, опубликованных за последние 10–15 лет, это книга настоящего профессионала».

Известный тележурналист и писатель Александр Архангельский поделился своими впечатлениями о прочитанной книге. «Здесь нет попытки прикрыть свою позицию какими-то хитрыми словами, и мне это очень нравится». Он выразил сожаление, что «спокойный голос», взвешенная позиция о. Всеволода не всегда были слышны в околоцерковной полемике прошлых лет.

Иеромонах Никон (Белавинец) в своем выступлении сказал, что «от священника люди прежде всего ждут живого слова. Отец Всеволод нормальным, доступным языком объясняет им и простые, и сложные вещи. При этом он не боится сказать, что тот или иной вопрос до конца еще не исчерпан, остается дискуссионным». «Когда люди разных общественных взглядов, социальных групп приходят в одну Церковь и причащаются из одной чаши, у них между собой нередко возникают проблемы. Единство Церкви, состоящей из самых разных людей — то главное, что проповедует о. Всеволод», — подчеркнул о. Никон.

Любая встреча протоиерея Всеволода Чаплина с журналистами перерастает в пресс-конференцию, тем более накануне Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, который откроется 24 июня. И в этот раз заместитель председателя ОВЦС ответил на вопросы, связанные не только с новой книгой, но и с самым широким кругом тем современной церковной жизни.

Первым прозвучал вопрос о церковном единстве: некоторые группы обособляются внутри Церкви и критикуют священноначалие за любые попытки межрелигиозного диалога в России, считая последний ненужным и греховным. Как Церковь может встретить этот вызов? «Хотелось бы, чтобы разномыслия не переросли в распрю и разделения. Для этого важно вести разговор на самые сложные темы в духе братской любви и сохранения церковного единства», — отметил о. Всеволод.

По его мнению, позиция Церкви в межрелигиозных отношениях должна быть обозначена четко и недвусмысленно. Православным необходимо вести диалог с инославными, что совершенно не противоречит верности своему исповеданию. «Большинство священнослужителей и мирян не считают, что нам надо порвать все отношения с мусульманами, иудеями и буддистами, перестав обсуждать с ними значимые для общества вопросы. В то же время абсолютное большинство верующих Русской Православной Церкви считают, что единственная Истина именно в православии обретается», — подчеркнул заместитель председателя ОВЦС.

Продолжая тему церковного диалога с инославными, о. Всеволод отметил: «Не выстраивая отношения с внешними силами, мы быстро придем к тому, что Церкви придется пережить серьезный удар, который чреват взрывом ее изнутри, подчинением государственной власти». Переход большой части верующих в другие конфессии в этом случае — «более чем реальная угроза». Если Церковь не выстраивает отношений с внешним миром, «она очень скоро окажется беззащитной, и недруги доберутся до любой пещеры». «Отказ от диалога — это всегда слабость, поражение и смерть. Если ты отступил и уходишь в изоляцию, ты станешь легкой добычей для тех, от кого ты пытаешься спрятаться», — считает о. Всеволод.

Несколько вопросов было посвящено 90-летию расстрела царской семьи и необходимости моральной оценки, которую российское государство до сих пор не дало этому злодеянию. Почему до сих пор не переименована станция московского метро «Войковская», названная в честь цареубийцы, почему сохраняется название Свердловской области? Заместитель председателя ОВЦС признал необходимость решения этой проблемы. «Пока государство не назвало преступлением убийство царской семьи, пока не дана моральная оценка действиям тех, кто отдавал, одобрял, исполнял приказ о расстреле, тех, кто взял под стражу царскую семью, кто содержал ее под стражей, — пока этого не сделано на уровне символически важных государственных решений и на уровне уяснения этого вопроса в общественном сознании, России будет трудно двигаться в будущее, не освободившись от исторических пятен на совести», — сказал протоиерей Всеволод Чаплин.

При этом он выразил несогласие с теми, кто призывает россиян принести всенародное покаяние за грех цареубийства: «Я против этой идеи, считаю ее богословски спорной. Человек несет печать первородного греха, которая смывается при крещении, но разговоры о родовых или национальных грехах, в которых мы должны каяться, идут вразрез с учением о спасении». Тем не менее, по мнению протоиерея Всеволода Чаплина, «Россия не сможет идти в будущее со свободной совестью, если мы будем считать то, что делали большевики, нормальным».

Анна Курская
27 июня 2008 г.
Ключевые слова: духовенство, ОВЦС
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00