выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Возврат церковного имущества — долг государства перед Церковью
Русской Православной Церкви возвращены икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева и рака святого благоверного князя Александра Невского. Святейший Патриарх Кирилл назвал оба этих события историческими. Так постепенно восстанавливается историческая справедливость: отнятые у Церкви святыни и имущество снова переходят под ее омофор. Какими правовыми актами сегодня регулируется передача имущества и святынь Церкви, что позволило большевистской власти сто лет назад придать легитимность грабежу церковного имущества, в каком правовом статусе теперь находятся икона «Святая Троица» и рака Александра Невского, «Журналу Московской Патриархии» рассказала руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). PDF-версия.
30 октября 2023 г. 14:30
Церковь
Фото ЮГА.ру
ЖМП № 8 август 2012 /  13 августа 2012 г.
версия для печати версия для печати

Церковная социальная деятельность будет систематизирована

В комиссии Межсоборного присутствия по социальной деятельности и благотворительности создана рабочая группа для подготовки документа, призванного организовать и систематизировать церковную работу с малоимущими.

Сегодня, по официальным данным, за чертой бедности в России живет примерно 10–12% населения. Большинство из них — инвалиды, многодетные семьи, жители сел и малых городов. "Важным для государства является создание условий для того, чтобы у людей появилась возможность достойно зарабатывать, а не работать одновременно на нескольких работах, оставив тем самым в стороне семейную жизнь и воспитание детей, — сказал на круглом столе, посвященном церковной помощи малоимущим, председатель комиссии по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности Межсоборного присутствия митрополит Калужский и Боровский Климент. — Что касается церковной помощи бедным, то она оказывается сегодня практически на каждом приходе. Но пока она разрозненная".

"В одной из проповедей Святейший Патриарх Кирилл отметил: "Церковь научилась говорить языком богатых, теперь она должна научиться говорить на языке бедных". "Но говорить на этом языке не значит только проповедовать Евангелие. Говорить — это значит понимать этих людей, понимать их нужды и отвечать на эти нужды, помогать им, — считает председатель Отдела по благотворительности епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон. — Это делается сейчас, но делается недостаточно. У нас около 30 тыс. приходов, а в базе данных социального служения зарегистрировано всего 2509 социальных церковных учреждений".

Документ по работе с малоимущими должен определить, кого считать таковыми, как соотносится понятие "бедность" с ростом потребления, должно ли различаться отношение к трудоспособным малоимущим и к тем, кто не способен обеспечить себя сам. В нем будут рекомендации по предпочтительным формам помощи на различных уровнях — приходском, епархиальном и общецерковном. При этом очень важно определить те варианты помощи, которые проще всего организовать: склады помощи, группы милосердия, патронажные службы, службы ухода за детьми многодетных семей. Документ также предложит механизмы взаимодействия Церкви с государством и обществом в борьбе с бедностью. Например, каким образом государственные социальные структуры могут участвовать в поиске средств для благотворительных столовых, в предоставлении помещений для хранения одежды и транспорта для ее перевозки.

Сегодня малоимущим в Церкви помогают 245 организаций, на помощи многодетным специализируются — 178, неполным и неблагополучным семьям — 76. Эта помощь включает в себя самые разные формы: продуктами, вещами, это юридические услуги, психологическая и медицинская помощь, репетиторство и бытовые услуги, бесплатные паломнические поездки. На некоторых приходах есть и такие формы, как салон по прокату свадебных или вечерних платьев и поддержка юных дарований из многодетных семей.

У Церкви есть большой ресурс для осуществления помощи бедным, уверен председатель Отдела по благотворительности: "Но такую деятельность должны организовывать священники, потому что без батюшки, без настоятеля внутри церковной общины ничего сделать нельзя. Однако необходимо учитывать, что сами священники не могут всегда ходить в больницы, чтобы ухаживать за больными, у них есть дела проповеди, дела миссионерства. И к этому служению нужно привлекать мирян".

Участники рабочей группы хорошо понимают, что помощь малоимущим должна включать не только материальную составляющую, но и программы занятости, организацию бесплатных занятий и курсы повышения квалификации, помощь многодетным родителям в уходе за детьми, чтобы у них оставались время и силы работать. Например, в настоящее время распространяется новый вид волонтерства, когда детей из малообеспеченных и многодетных семей готовят в вуз добровольцы-педагоги. Ведь высшее образование даст шанс таким детям самим вырваться из бедности и помочь всей семье.

Однако, занимаясь этой важной и нужной работой, необходимо исходить из концептуальной общецерковной точки зрения на решение проблемы бедности, которую сформулировал епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон. Решить ее возможно, только воспитав в людях потребность и желание помогать тому, кто живет хуже, чем ты сам. И если это станет правилом жизни для большинства, число бедных в нашей стране заметно сократится.

13 августа 2012 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00