iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00
Великое наследие Петрока Малого
Даже далеким от истории православного зодчества людям прекрасно известен этот архитектурный памятник, словно парящий над широкой излучиной Москвы-реки в Коломенском. Давно ставший визитной карточкой не только Московского государственного объединенного музея-заповедника, но и всего юга российской столицы, 41-метровый двухъярусный восьмигранный шатер поражает воображение даже сегодня. В течение почти 500 лет своей истории «Коломенская свеча» была церковью при летнем государевом дворе и обычным приходским храмом, являла верующим великую святыню – Державный образ Пречистой Владычицы – и служила декорациями нескольких вошедших в золотой фонд советской классики кинолент. Ровно четверть века назад – 17 декабря 1994 года – ее внесли в Список всемирного наследия ЮНЕСКО как уникальную реализованную заявку на новый стиль в зодчестве и ландшафтной архитектуре. Еще годом ранее здесь было создано Патриаршее подворье. С того момента Вознесенский храм совместно используется музеем и Церковью.
17 декабря 2019 г. 13:59
Дети Николая Александровича и Александры Федоровны: повседневный мир будущих царственных страстотерпцев на выставке в Московском государственном объединенном музее-заповеднике
Сегодня, 13 ноября, в залах Сытного двора в Коломенском открылась выставка «Детский мир семьи императора Николая II. Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и Алексей» – историко-мемориальный проект, организованный совместно с Государственным Эрмитажем и Государственным архивом Российской Федерации (ГАРФ). Экспозиция знакомит с повседневным миром наследника-цесаревича и великих княжон: системой их воспитания и обучения, дневниковыми записями, взаимными подарками и поздравлениями, окружавшими их предметами и деталями личного обихода. Она посвящена 125-летнему юбилею бракосочетания Николая Александровича с принцессой Викторией Алисой Гессен-Дармштадтской 14 ноября (ст.ст.) 1894 года и хронологически охватывает бытование семьи последнего государя от рождения первенца Ольги до пребывания венценосных узников в тобольской ссылке.
13 ноября 2019 г. 21:35
Культура
музейно-парковый комплекс в Иерихоне
2 марта 2011 г.
версия для печати версия для печати

Архиепископ Егорьевский Марк: активность России в Палестине вне подозрений

В Иерихоне, на участке земли, переданном России палестинской администрацией, открылся музейно-парковый комплекс. Он стал настоящим подарком всем палестинцам в 10-тысячелетний юбилей города. По отзывам местных жителей, это самое красивое здание в Палестине. Теперь паломники из России могут не только полюбоваться библейской святыней — деревом Закхея, растущим неподалеку, но и посетить археологический музей с уникальными экспонатами. Вместе с президентом РФ Дмитрием Медведевым в открытии музейного комплекса участвовал архиепископ Егорьевский Марк. Вот что владыка рассказал корреспонденту ЦВ о новой достопримечательности Палестинской земли:

- В районе реки Иордан есть два участка земли, которые принадлежат правительству России. Один находится на Иорданской стороне (возле места крещения Спасителя), и там сейчас строится гостиница для паломников. Она рассчитана на 70–80 мест. А другой участок — на Палестинской стороне, в центральной части Иерихона. Там и открыт музейно-парковый комплекс. Этот второй участок земли поначалу находился в некотором запустении, какая-то печать небрежения присутствовала на нем. И подсознательно возникало желание его облагородить. Некоторые люди предлагали устроить там что-то коммерческое. Хотя сам характер этого участка, присутствие святыни — библейской смоковницы предполагал совсем другую идею.
Хорошо, что именно она восторжествовала и Россия построила здесь самое красивое здание в Иерихоне. Некоторые палестинцы считают, что оно самое красивое во всей Палестине. Поэтому неудивительно, что у людей, которые приходят туда, возникает чувство благоговения и радости. И хотя всё вместе это называется «музейно-парковым комплексом», по сути дела, это христианский музей. Во-первых, на его территории растет дерево Закхея, которое посещают паломники. Во-вторых, благодаря археологическим раскопкам здесь был открыт мозаичный пол древнего здания с мозаикой V–VI веков, а совсем недавно найден клад из 200 монет разного времени. Эта территория очень мало исследовалась археологами и обещает быть богатой на сенсации. Все найденные экспонаты сейчас находятся в главном здании музея (его площадь около 500 метров). Доступ в музейно-парковый комплекс открыт для всех. Православного храма на этом участке не будет. Домовый храм есть в паломнической гостинице в Иерихоне, построенной до революции Антонином Капустиным на участке земли, принадлежащем Русской Православной Церкви. Несмотря на то что прошло сто лет, палестинцы хорошо помнят время, когда Россия активно строила на ее земле культурные центры, школы и просветительские учреждения. Причем, в отличие от аналогичных проектов европейских держав, Россия не стремилась, образно говоря, превратить арабов в русских. Наоборот, в российских учреждениях стремились к тому, чтобы палестинцы обрели свою национальную идентичность. В Палестине помнят вклад России, считают его особым и рады тому, что Россия вновь проявляет активность на Ближнем Востоке. Потому что ее активность здесь никто не воспринимает с подозрением.

Справка ЦВ
Участок с «деревом Закхея» («библейская смоковница») был приобретен в 1886 году иеромонахом Иоасафом (Плехановым) на деньги русской благотворительницы Елены Резниченко. В то время приобрести землю в Палестине можно было только на физическое лицо. Покидая Палестину, отец Иоасаф подарил участок Императорскому православному палестинскому обществу, оформив его на председателя ИППО великого князя Сергея Александровича Романова. Площадь участка составляет 12 тыс. метров2. После 1917 года он был утрачен Россией и возвращен только в 1995 году главой ПНА Ясиром Арафатом (в настоящее время его собственником является правительство РФ). В 2010 году на участке началось строительство музейно-паркового комплекса, который был открыт 17 января 2011 года. В настоящее время экспозиция музея включает ряд разделов: «Византийский Иерихон», представляющий находки 2010 года, фотовыставка «Русские паломники на Святой земле. 1800-е — 1900-е годы»; копии византийских дискосов IV–IX веков и икон из собрания Государственного Эрмитажа. А также экспозиция под открытым небом: раскоп 1883–2010 годов, остатки средневековой системы водосбора и др.

2 марта 2011 г.
Ключевые слова: Палестина
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Молись, но за победу немецкого воинства
Жизнь Церкви, положение верующих и служение законных иерархов на оккупированных нацистскими войсками территориях бывших союзных республик продолжают оставаться предметом научного интереса современных историков. В советскую эпоху серьезное изучение этих вопросов как светскими, так и церковными специалистами было невозможно, в новейшее же время основные усилия российских исследователей оказались сосредоточены на событиях, происходивших на территории РСФСР. Между тем и в Украинской ССР, на оккупированных гитлеровской Германией территориях, церковная жизнь 1941–1944 годов была полна драматических коллизий. О том, как в Херсонской области вынужденный коллаборационизм священники компенсировали спасением евреев и красноармейцев, рассказывает клирик Новокаховской епархии Украинской Православной Церкви иеромонах Иустин (Юревич).
22 июня 2020 г. 14:00