iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Загадки «Гостеприимства»
В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева восстановлена икона из разрушенной московской церкви. Ее реставрация заняла десять лет и завершилась только что. Икона Пресвятой Троицы из московского Преображенского храма в Спасcкой слободе — то из немногого, что уцелело от этой некогда богатейшей приходской церкви древней российской столицы; от самого же домовладения до нас дошла только… чугунная кованая ограда (давным-давно перенесенная к другому храму — святых апостолов Петра и Павла на Новой Басманной улице). Не считая, разумеется, собственно топонимов — Садовой-Спасской и Большой Спасской улиц, наименованных по слободе, унаследовавшей в свою очередь название от известного с 1625 года храма, который в то время был деревянным. PDF-верия.
13 августа 2021 г. 11:00
Дмитрий Мироненко: «Иконография Александра Невского — живая многоголосая проповедь»
В издательстве Свято-Троицкой Александро-Невской лавры при поддержке петербургского Комитета по печати и взаимодействию со СМИ вышла книга Дмитрия Мироненко «Образ святого Александра Невского в русском искусстве XVI — начала XXI вв.». Это уникальная монография, автор кото­рой, заведующий лаврской иконописно-реставрационной мастерской святого ­Иоанна Дамаскина кандидат искусствоведения Дмитрий Мироненко, едва ли не впервые как в отечественном искусствоведении, так и в историографии образов святого Александра Невского представляет читателям максимально полный обзор иконографии этого угодника Божия. Большеформатный фолиант вместил свыше сотни репродукций произведений русского искусства из 35 государственных, церковных и частных музеев Российской Федерации и Финляндии, основная часть которых приходится на иконы пяти столетий (как широко известные, так и редко публикуемые). Разумеется, пересказать содержание столь масштабной книги в журнальном материале невозможно, поэтому «Журнал Московской Патриархии» попросил ее автора рассказать о самых важных и интересных положениях работы. PDF-версия.  
22 июля 2021 г. 15:00
Наум Клейман: «Эйзенштейн снял фильм о святом»
Когда в 2008 году путем голосования святой благоверный князь Александр Невский был выбран «Именем Россия», не в последнюю очередь на это повлиял снятый в далеком 1938 году Сергеем Эйзенштейном фильм «Александр Невский». Это кино сразу вошло в народное сознание. До нас мало дошло исторических сведений об эпохе, в которую жил великий князь, поэтому его потомки во многом черпали информацию о нем из фильма Эйзенштейна. До сих пор спорят о том, говорил ли князь в реальности фразу, прозвучавшую в фильме и ставшую знаменитой, — «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Но то, что Александр Невский — это вылитый актер Николай Черкасов, уверены почти все. На возрожденном в 1942 году ордене Александра Невского был отчеканен именно профиль Черкасова в одноименной роли. О том, как создавался этот киношедевр, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказал Наум Клейман, киновед, историк кино, один из главных специалистов по творчеству Эйзенштейна. PDF-версия.
16 апреля 2021 г. 14:00
Культура
Выставка "Святой благоверный князь Александр Невский. Образы и символика". Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
ЖМП № 6 июнь 2021 /  29 июля 2021 г. 16:30
версия для печати версия для печати

Довмонтов меч и приглашение на Ледовое побоище

ГЛАВНЫЕ ВЫСТАВОЧНЫЕ ПРОЕКТЫ К ЮБИЛЕЮ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО: ОТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ДО ЕКАТЕРИНБУРГА

Поскольку центром празднования 800-летия со дня рождения Александра Нев­ского стала северная столица России, вполне логично, что основные выставки к этому событию пройдут именно здесь. Но и в московских, и в провинциальных музеях есть на что посмотреть уже сейчас. «Журнал Московской Патриархии» подготовил обзор самых интересных экспозиций, открывшихся этим летом. PDF-версия.


Святой благоверный князь Александр Невский. Образы и символика  

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж. До 5 сентября

Масштабная экспозиция, вместившая свыше двух сотен святынь и других предметов, заняла три зала Главного музейного комплекса: Концертный (№ 190), Арапский (№ 155) и Ротонду (№ 156). «Мы — один из немногих музеев, который может позволить себе собрать подобную выставку целиком из собственного собрания, — замечает научный сотрудник отдела истории русской культуры Анна Иванникова. — Нам было важно проследить как эволюцию иконографии святого Александра Невского, так и историю развития его почитания в Российской империи». 

На выставке можно увидеть иконы угодника Божия, знаки отличия ордена Александра Нев­ского разных эпох, эскиз дорожной повозки, в которой мощи святого перевозились из Владимира в Санкт-Петербург, и многие другие артефакты материальной культуры, связанные с Александром Невским. Центральное же место занимают раки: устроенная на средства патриаршего ризничего Боголепа Яковлева деревянная с позолоченной бронзовой чеканкой (1694–1695 гг.), в которой мощи переносились в северную столицу в 1723–1724 годах, и 1,5-тонная серебряная гробница, изготовленная в 1746–1752 годах по повелению Елизаветы Петровны и попавшая в Эрмитаж из Александро-Невской лавры в 1922 году. 

Монументальная гробница, в которой до революции помещалась деревянная рака с мощами, сейчас проходит длительную многоэтапную реставрацию. «Изделие разборное, состоит из примерно сотни деталей, — рассказывает Иванникова. — Сам саркофаг уже приведен в порядок: в частности, реставраторы тщательно очистили металл и покрыли его специальным полимером, чтобы исключить возможность потемнения в будущем. А декоративное украшение над саркофагом — так называемая пирамида — реставрируется прямо сейчас. Для него реставраторы даже соорудили специальный стеллаж, в каждое отделение которого помещают деталь, чтобы не перепутать при последующей сборке».

При снятии серебряных пластин внутри гробницы были обнаружены «приветы» из минувших эпох: пожелтевшие записки о здравии и о упокоении, мелкие монеты, бумага с текстом молитвы Александру Невскому и даже цифровая шифровка, разгадать содержание которой пока не удалось.

Нельзя не упомянуть еще об одном впечатляющем проекте юбилейного года, реализованном в Эрмитаже. Здесь для посещения открылась постоянная экспозиция в Александро-Невской домовой церкви Главного штаба. Это объект музейного показа, открытие которого тем не менее началось с молебна, который возглавил наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Назарий. 

Храм по проекту Карло Росси был освящен 2 сентября 1828 года и считался домовым для сотрудников Министерства иностранных дел и для семьи самого министра, квартира которого располагалась в здании. Перед началом службы каждый сотрудник должен был принести в храме присягу. В 1832 году к такой присяге был ­приведен поэт Александр Пушкин, ­служивший в этом ведомстве. После революции большая часть убранства церкви оказалась утрачена. 

Два десятка лет назад закончилось воссоздание помещения, а тематика открытой постоянной экспозиции во многом связана с Отечественной войной 1812 года. Так, здесь установлен иконостас походной церкви Александра I, небесным покровителем которого был святой благоверный князь Александр Невский.

 

«…И чтим образ твой святый» Богослужебные иконы святого благоверного князя Александра Невского из храмов Санкт-Петербургской митрополии

Санкт-Петербург, Александро-Невская лавра. До 12 июля

Четыре десятка образов святого князя размещены прямо в недавно освобожденном Музеем городской скульптуры пространстве верхнего Александро-Невского храма Благовещенской лаврской церкви. Свои иконы сюда предоставили многие храмы Санкт-Петербурга и окрестностей, в частности Казанский кафедральный собор, Воскресенский Смольный собор, Троицкий Измайловский собор, Константино-Еленинский женский монастырь, Александро-Невский храм в Усть-Ижоре. Специально для выставки петербургский иконописец Алексей Крейдун создал авторский список с написанного им ранее образа Александра Невского, находящегося в углуб­лении за ракой в Троицком лаврском соборе.

 Вернулась в Благовещенскую церковь — пускай хотя бы и в виде полиграфической копии — необыкновенная по своим художественным качествам и мастерству исполнения икона святого благоверного князя, созданная лаврским насельником архидиаконом Серафимом (Вавиловым), расстрелянным и погребенным в Бутово, ныне прославленным Церковью в лике преподобномучеников. После закрытия монастыря оригинал иконы оказался в петербургском Князь-Владимирском соборе, где и пребывает поныне.

 

Воин и святой

 Санкт-Петербург, Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи. До ноября

Экспозиция знакомит с военным делом на Руси XIII столетия и старинным бытом Новгородской земли. Представлено множество предметов материальной культуры Руси и Западной Европы — как подлинники, так и выполненные на основе исторических исследований из аутентичных материалов реконструкции (макеты каролингского и византийского мечей и даже нательные крестики той эпохи). Комплекс боевого снаряжения и вооружения древнерусского воина и его коня обнаружен археологами при раскопках Изяславля — одного из центров Галицко-Волынской Руси, уничтоженного монголо-татарами в 1240 году.

 

История России глазами художников

 Москва, Государственная Третьяковская галерея. До 8 августа

Проект, организованный совместно с Патриаршим советом по культуре фондом «Моя история» и Государственным музейно-выставочным центром «РОСИЗО», — пока что главная столичная экспозиция, посвященная юбилею. Готовилась она больше полутора лет и объединила ­экспонаты из четырех десятков государственных и частных собраний России. В основном здесь представлены живописные полотна исторического жанра конца XVIII — начала ХХ века, многие из которых ни разу не покидали места «основной прописки» (например, портрет Александра Нев­ского из Челябинского художественного музея). 

Экспозиция выстроена по тематическому принципу и включает шесть разделов: «Древняя Русь. Легенда и быль», «Московское царство. Иван Грозный», «Герои Смутного времени. Первые Романовы», «Русские бояре XVII столетия. Обычаи и нравы», «От Петра Великого до Екатерины Великой», «Военная история Рос­сии XVIII — начала ХХ века». 

В первом зале доминирует тема святого благоверного князя Александра Невского. Вместе со знаменитым триптихом Павла Корина здесь демонстрируются редкие иконные и живописные образы князя, Довмонтов меч XIII столетия из Псково-Изборского объединенного музея-­заповедника и княжеский шлем XIII — первой половины XIV века из Городецкого историко-­художественного музейного комплекса, никогда прежде не выставлявшиеся нигде, кроме «родных» музеев.

 

Александр Невский. Судьба России

 Екатеринбург, парк «Россия — моя история». До конца года


Это первая из современных интерактивных выставок к юбилейной дате, которые должны открыться в двух десятках исторических парков по всей стране. На 800 квадратных метрах организаторы из Фонда святой Екатерины разместили сотни экспонатов, создав высокотехнологичное пространство с современными технологиями интерактивного погружения, голографическими проекциями, тачскринами и областями дополненной реальности. 

По словам организаторов, идея выставки была в том, чтобы создать экспозицию, которую можно прожить вместе с героем. При помощи 40-метрового изогнутого экрана можно увидеть, как была устроена жизнь средневекового русского города, пройтись по улицам Великого Новгорода, услышать звон вечевого колокола и даже заглянуть в дома местных жителей. Трехмерный голографический экран воссоздаст Невскую битву, а по ходу маршрута можно поупражняться в виртуальных стрельбе из лука и фехтовании на мечах. В зоне же Ледового побоища при помощи ультрасовременной многомерной технологии воздействия организаторы гарантируют каждому посетителю непосредственное «участие» в бою!

 

Александр Невский с русским воинством

Государственный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское». До 15 сентября


Это выставка мозаичных панно, выполненных юными лобненцами — воспитанниками школы мозаики диакона Димитрия Котова, директора специальной (коррекционной) общеобразовательной школы и клирика Покровского храма в подмосковном Долгопрудном. 

Центральная композиция протянулась перед музейным Научно-культурным центром (Пушкинские Горы, бульвар Гейченко, 1); другие работы («Русское воинство во главе со святым благоверным князем Александром Невским», «Ледовое побоище», «Знаменосцы», «Ждущие. Русские женщины») можно увидеть под крышей перед большим концертным залом.

 

Музей святого благоверного князя Александра

Владимир, Богородице-Рождественский монастырь. Постоянная экспозиция


Здесь можно узнать об основных этапах жизни полководца, связанных с Владимирской землей, и познакомиться с родословной великого князя Александра Ярославовича, который был потомком Рюрика в 11-м колене, сыном великого князя Ярослава Всеволодовича, потомком Владимира Мономаха и святого равноапостольного князя Владимира Святославича. Кроме того, в объекты музейного показа включена крипта — место первого захоронения святого князя Александра, в иночестве Алексия.

29 июля 2021 г. 16:30
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Мы нашли Мессию!
Катехизация — дело не просто важное и полезное. Она есть смыслообразующее начало Церкви. Доказательство тому — само Евангелие. Что открывается перед нами при его чтении, как не первый цикл катехизации, где Христос — Катехизатор, а Его ученики — катехумены, то есть оглашаемые? Это только потом Он сделает их апостолами, то есть глашатаями Его Благой Вести для всего остального мира: Идите, научите… (Мф. 28, 19). Теперь Его ученики сами должны были стать катехизаторами и учить все народы, чтобы в Церковь могли войти все желающие. Как «учить народы» сегодня, почему катехизация должна быть длительной, зачем готовящихся к крещению выводить из притвора и для чего в оглашении обязательно должен участвовать весь приход, «Журналу Московской Патриархии» рассказал настоятель храма Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых в Санкт-Петербурге протоиерей Александр Сорокин. PDF-версия.
13 сентября 2021 г.
Пастырское воспитание души
«В воскресенье, 11 ноября 1800 года, в Петропавловском соборе начался благовест к Литургии. После Литургии отправлен был молебен в начале учения отроком, и по окончании оного при колокольном звоне был крестный ход в дом, предназначенный для помещения семинарии. В доме сем Его Преосвященством совершено было водоосвящение и сам владыка Иоанн окропил все комнаты освященной водой. По окончании церемонии префект семинарии Василий Максимович Квашнин говорил длинную речь на русском языке. Затем следовали между избранными учениками латинские стихи и короткие речи на русском, латинском и греческом языке. Торжество окончилось пением концерта». Так описано в рукописи, принадлежащей Евпраксии Гавриловне Сведомской, открытие Пермской духовной семинарии — старейшего учебного заведения на Урале. PDF-версия.  
9 сентября 2021 г. 15:00