![]()
Архимандрит Лука (Головков): «У наших выпускников не спрашивают диплом — их работы говорят сами за себя» Ровно 30 лет назад Московская духовная академия стала первым учебным заведением, объявившем о профессиональной подготовке иконописцев. За это время Иконописная школа академии выпустила несколько сотен дипломированных специалистов. Выпускники школы, в 2019 году преобразованной в иконописный факультет, трудятся в мастерских известных монастырей, возглавляют бригады по церковному убранству крупных храмов-новостроек, преподают церковное искусство в ведущих высших духовных учебных заведениях. На вопросы «Журнала Московской Патриархии» отвечает декан факультета архимандрит Лука (Головков), несущий это послушание уже 27 лет и в ноябре 2020 года переизбранный Ученым советом академии на эту должность. PDF-версия.
30 декабря 2020 г. 14:45
Фотовыставка Уильяма Брумфилда состоится в рамках Свято-Феодоровского историко-культурного форума 19 ноября на сайте Переславского Свято-Феодоровского историко-культурного форума откроется онлайн выставка и презентация работ современного американского историка русской архитектуры, фотографа-документалиста Уильяма Брумфилда:«Краеугольный камень. Вид с Запада». Автор представит в онлайн формате около пятидесяти работ, сделанных в Переславле на протяжении последних сорока лет.
8 ноября 2020 г. 19:15
Благодарственная восписуем Ти раби Твои Соборный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построенный во второй половине 2000-х годов в Зачатьевском женском монастыре, обретает новое внутреннее убранство. Речь идет о целом комплексе работ, объединяющем единым творческим замыслом стенопись и мозаичные панно. Пока что завершен первый этап, коснувшийся четверика, центрального купола с главным барабаном и четверки малых куполов.
7 августа 2020 г. 10:00
Ювелирная точность Золото и серебро в Православии ценны не только как драгоценные металлы, но и как материалы, несущие определенную смысловую нагрузку. Золото символизирует солнце, свет истины и Самого Господа, а также первосвятительскую и архиерейскую власть. Серебро — нравственную чистоту и девство Пресвятой Богородицы. Ювелирное искусство во многих своих проявлениях связано с жизнью Церкви. В постиндустриальную эпоху ювелиры, как и многие другие мастера декоративно-прикладных искусств, оказались перед рядом вызовов, ответ на которые им предстоит найти. PDF-версия, Начало. PDF-версия, Окончание
14 февраля 2020 г. 10:00
Митрополит Калужский и Боровский Климент: «Духовная литература — фундамент русской классики» Сегодня, 14 марта, отмечается День православной книги. День православной книги — это праздник, появившийся чуть более десяти лет назад, но ставший ожидаемым событием церковной жизни. Это торжество напоминает о значении православия в жизни нашего государства.
3 января 2020 г. 15:45
«Я поставил своей целью написать всю жизнь Христа в картинах» Василий Дмитриевич Поленов (1844–1927) внес огромный вклад в развитие религиозной темы в русской живописи XIX — начала XX века. По достоинству этот вклад был оценен не его современниками, а потомками. Именно с исторической дистанции стало очевидно, насколько глубоко художник вошел в евангельскую тему как вдумчивый исследователь и выразил ее как талантливый живописец. PDF-версия.
25 декабря 2019 г. 14:12
Все там будем Новый выставочный проект в рамках программы «Концепция образов и смыслов» в Музее им. Андрея Рублева начинается от гробовой доски. Если точнее – от колоды, причем в буквальном смысле слова. Прямо возле гардероба посетителей встречает выдолбленная из цельного ствола дерева домовина. Конечно, на произведение искусства в привычном понимании этот предмет не тянет: «экспонат» нашли на чердаке частного дома в Нижегородской области, где раньше жила семья старообрядцев. Дизайнерский ход нетривиальный и запоминающийся. Особенно если кому-то придет в голову примерить изделие под себя.
13 декабря 2019 г. 13:07
Нота как мишень Для немногочисленных посвященных музыкантов узкий длинный зал в первом ярусе лаврской колокольни в Сергиевом Посаде — место поистине легендарное. Это постоянная репетиционная база основанного архимандритом Матфеем (Мормылем) братского хора Троице-Сергиевой лавры. Дождливым осенним вечером в гости к хористам впервые приехал регент Московского подворья — старший преподаватель Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Владимир Горбик. Не один — с десятком певчих своего клиросного хора. И не просто так, а для пользы дела — провести мастер-класс со студентами Московской духовной академии. Яркая, наполненная экспрессивными образами преподавательская манера Владимира Александровича помогла молодым людям за одну репетицию понять, при помощи какого приема клирошане создают атмосферу вечности, почему им категорически не рекомендуется петь «консерваторским» звуком и какую фразу знаменитого Шаляпина следует помнить в любое время дня и ночи.
9 октября 2019 г. 14:59
Правда жизни и правда веры В этом году исполнилось 175-лет со дня рождения знаменитого русского художника Ильи Репина. Илья Ефимович Репин — художник-классик, один из столпов русской живописи, член Товарищества передвижников. Многие его картины нам знакомы со школьных лет: «Бурлаки на Волге», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Не ждали» и другие. Обычно Репина, как и большинство передвижников, воспринимают как художника, для которого социальные темы были самыми главными. В советское время о нем писали чуть ли не как о богоборце или, по крайней мере, о человеке, далеком от веры. Его картина «Отказ от исповеди» часто помещалась в антирелигиозные брошюрки. Но пристальное внимание к творчеству художника позволяет увидеть, что все обстоит иначе. ПДФ
18 сентября 2019 г. 16:10
Наследие Альфреда Парланда Сегодня, 16 сентября 2019 года, исполняется 100 лет со дня кончины автора петербургского храма-памятника Воскресения Христова (Спас на Крови) Альфреда Александровича Парланда (1842–1919) — выдающегося архитектора, преподавателя, мастера акварели, археолога. Парланд прожил удивительно яркую жизнь, реализовав себя в разных областях. Но, безусловно, главным делом его жизни была архитектура. По проектам зодчего были построены десятки зданий по всей Российской империи — в основном церкви в русском стиле, в которых он продолжил дело своего любимого учителя Давида Ивановича Гримма, основоположника этого направления в архитектуре. PDF-версия
16 сентября 2019 г. 14:59
|
![]() Каноничная современностьСреди архитектурных проектов, созданных в последние два десятилетия, нет ни одного достойного образца современного церковного зодчества, убеждены в Союзе архитекторов России (САР). Новые храмы представляют собой, в основном, реплики храмовой архитектуры прошлых веков или удивляют эклектичными формами. Помочь изменить сложившуюся ситуацию призван конкурс на лучшее современное архитектурное решение образа православного храма, полагают участники пресс-конференции, прошедшей 24 сентября в Москве. Объявлен конкурс на лучший образ современного православного храма Обновление архитектурного языка В дореволюционной России храмы, как правило, строились на конкурсной основе. Заказ получали лучшие архитекторы, которые создавали затем настоящие шедевры церковного зодчества. Храмы Щусева, Шехтеля, Покровского при всей своей каноничности абсолютно современны эпохе. В них чувствуется творческий поиск, они удачно вписаны в окружающий - городской или сельский - ландшафт. В 1917 году органичное, эволюционное развитие культуры храмового строительства было прервано. Когда в конце прошлого века у Церкви вновь появилась возможность развернуть строительную деятельность, возникли серьезные проблемы. У архитекторов отсутствовал опыт строительства культовых зданий - именно отсюда перепевы прошлого и склонность к необдуманным экспериментам. Заказчики, со своей стороны, имели еще куда более скромные познания в области храмового зодчества и, не глядя, ставили подписи под проектными договорами. Редкие исключения, которые, безусловно, были, оказались не в состоянии превозмочь общее архитектурное бессилие. В итоге слепая трансляция в современный мир средневековой эстетики превратилось в норму, а любые творчески попытки вырваться за пределы строго очерченных традиционных представлений стали восприниматься как недопустимое новаторство. Сегодня, особенно в связи с новыми грандиозными проектами храмового строительства (Программа-200 в Москве, аналогичные начинания в епархиях) интерес общества к православной храмовой архитектуре значительно вырос. Каким будет храм XXI века? Этим вопросом задаются сейчас архиереи, священники, архитекторы, живописцы, жители городов, которым небезразлично, как будет выглядеть место их обитания после реализации строительных программ. Необходимость обновления архитектурного языка очевидна всем. Теоретическому осмыслению этого вопроса были посвящены конференции, семинары и круглые столы, прошедшие в последние годы, в частности, организованные редакцией журнала «Храмоздатель». Практическим шагом в этом направлении может стать и творческий архитектурный конкурс, объявленный Союзом архитекторов России совместно с Русской Православной Церковью и Союзом благотворительных организаций России. «По существу, наш конкурс на лучшее современное архитектурное решение образа православного храма - это попытка восстановить историческую справедливость, прерванную связь с прошлым, когда обновление художественного языка параллельно с соблюдением канонов было обычным делом», - говорит президент САР Андрей Боков. Объявленный конкурс - это не просто узкопрофессиональное событие, но практический разговор о путях развития современного храмового зодчества, который имеет важное гражданское и культурное измерение.
Условия конкурса Об условиях конкурса журналистам рассказали президент Союза благотворительных организаций России Петр Ищенко, а также председатель жюри, глава Совета по архитектуре САР Владилен Красильников и член экспертного совета конкурса Михаил Кеслер. Прием работ на конкурс продлится до 29 ноября. Участники - профессиональные архитекторы, авторские коллективы и студенты архитектурных вузов - должны представить на суд жюри эскизный проект православного храма, рассчитанного на 500-600 прихожан. Главное условие - проект должен быть современным, но при этом соответствовать традициям русского церковного зодчества. "Мы ждем ярких творческих решений, а не реплик прошлых веков. Сегодня требуется по-настоящему актуальное искусство, идущее из глубины сердца", - говорит Михаил Кеслер. Утвержденное положение о конкурсе будет опубликовано в ближайшие дни. Организаторы конкурса осознают всю сложность поставленной задачи и готовы к тому, что достойных работ будет немного. Ведь многое зависит не только от мастерства, но и от личности архитектора. Грубость, неискренность, нравственный релятивизм и низкий профессиональный уровень - качества, недопустимые для церковного архитектора. «Дело тут не только в технологиях. Храм должен не просто украшать местность, но и структурировать пространство вокруг себя, служить нравственному оздоровлению общества. Поэтому в этой сфере должны работать не просто профессионалы, но честные, увлеченные, высоконравственные люди», - считает Андрей Боков. От храмового зодчего требуются и богословские познания, убежден Михаил Кеслер. "Без правильных представлений о сакральном значении храма ничего не получится, - уверен он, - только человек, укорененный в православии, знающий догматику и традицию способен предложить настоящее творческое решение". Призовой фонд конкурса составляет 1 млн рублей, который будет поровну распределен между десятью проектами-победителями. Организаторы подчеркивают, что отсутствие первой премии не случайно. «В наши намерения не входит выделить генеральное направление развития архитектуры. Мы создаем тенденции, которые, как мы надеемся, будут в будущем воплощены на конкретных площадках, - объясняет Владилен Красильников, - нам хотелось бы продемонстрировать в рамках конкурса широту архитектурных стилей, которая всегда была характерна для Руси». Помимо денежной премии победители будут награждены поездкой в Святую Землю. Кроме того, они получат возможность реализовать свои творческие планы на практике. Победившие проекты передадут в Московскую Патриархию и пополнят проектный фонд храмов, который сегодня создается в Финансово-хозяйственном управлении. Возможно, какие-то из них украсят столичные кварталы в рамках Программы-200. На пресс-конференции были затронуты и другие темы. Участники посетовали на отсутствие профессиональной подготовки церковных архитекторов, которая во многом и становится причиной появления некачественных проектов. Ситуация тем более странная, учитывая, что ФГОС по храмовой архитектуре, разработанный с участием архитекторов, педагогов, методистов, представителей Русской Православной Церкви, уже более года находится в министерстве образования и науки. Хотя конкурс изначально ориентирован на проект городского храма, его организаторы с готовностью восприняли пожелание уделить внимание проблемам сельской церкви и согласились посвятить этому одну из номинаций. В качестве методической помощи было решено разослать участникам конкурса список книг по православному вероучению и храмовой символике. Кроме профессионального жюри будет также создан экспертный совет, в который войдут представители Русской Православной Церкви, историки православного зодчества, члены Благотворительного совета Москвы и представители прессы. Итоги планируется подвести в конце 2013 - начале 2014 гг.
Цель - помочь Церкви Еще не успев начаться, конкурс вызвал негативную реакцию в социальных сетях со стороны некоторых блоггеров. Его инициаторов принялись обвинять в нападках на Церковь, напускной элитарности, даже, стремлении затормозить запущенные программы храмового строительства. Вероятно, причина столь резких выпадов в недостатке информации, неумении слушать и отсутствии культуры дискуссии. На пресс-конференции не прозвучало ни слова критики в адрес Церкви. Критиковались исключительно проекты, созданные архитекторами, в силу объективных обстоятельств не слишком разбирающимися в храмовом зодчестве. Помочь Церкви как главному заказчику, расширить возможности выбора из хороших и очень хороших проектов, понять, наконец, что же такое современная архитектура - вот что движет организаторами конкурса. Удастся ли это сделать - другой вопрос.
Условия открытого профессионального конкурса «Современное архитектурное решение образа православного храма»: http://e-vestnik.ru/docs/usloviya_konkursa_7261/
Ключевые слова:
храмостроительство
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Светлые новости 2020 года Уходящий год запомнился тем, как люди Церкви — священнослужители и прихожане — объединились в молитве и труде. Совершали дела милосердия, активно помогали страждущим. Да, в карантинный локдаун несколько месяцев были закрыты храмы для прихожан, что для многих оказалось непростым испытанием. И все-таки в храмах не прекращались службы. И были в этом непростом году жизнеутверждающие новости. Вот некоторые из них. PDF-версия.
18 января 2021 г. 15:40
Взойти на Монахову гору Век назад отошел ко Господу первоначальник Никольского монастыря Оренбургской епархии игумен Зосима (Карцев). Именно он в начале XIX столетия обустроил на Монаховой горе за селом Покровка пещерный храм, давший второе, неофициальное название обители — «Святые пещеры». Корреспондент «Журнала Московской Патриархии» побывал в заваленных в советское время и раскрытых в начале 2000-х годов пещерах и узнал, как возрождается монашеская жизнь в обители, некогда основанной казаком. PDF-версия.
14 января 2021 г. 13:40
Сергей Сергеевич Хоружий 05.10.1941 — 22.09.2020 22 сентября на 79-м году жизни отошел ко Господу выдающийся религиозный мыслитель, философ и математик Сергей Сергеевич Хоружий.
13 января 2021 г. 19:00
Монахиня София (Ищенко) 01.05.1949 — 17.10.2020 17 октября на 72-м году жизни отошла ко Господу монахиня София (Ищенко), замдиректора Духовно-просветительского центра «Вера, надежда, любовь» Калужской епархии, президент Международного православного Сретенского кинофестиваля «Встреча».
13 января 2021 г. 18:50
|