iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Хоровая школа на Монастырском острове
В нынешнем учебном году церковно-дирижерское отделение факультета церковных искусств Санкт-Петербургской духовной академии помимо трехвекового юбилея самой академии готовится отпраздновать сорокалетие первого официального выпуска регентов в Советском Союзе (в 1982 году дипломы получили в том числе впоследствии ставшие заведующими регентским отделением Михаил Ващенко и Елена Гундяева). Кроме того, ровно десять лет назад регентское отделение перешло на принятые на тот момент в стране образовательные стандарты бакалавриата, а еще пять лет спустя на новообразованном факультете церковных искусств — раньше всех остальных духовных школ на территории России — официально приступили к подготовке бакалавров по профилям «Церковно-дирижерское искусство» и «Регент церковного хора». PDF-версия.
20 ноября 2021 г. 13:00
Второе явление Спаса Нерукотворного
На июньском Синоде (см. Журнал № 36) в общецерковный месяцеслов было внесено празднование 24 мая (6 июня) явления в Ярославле чудотворного образа Спаса Нерукотворного. В апреле этого года одна из древнейших и почитаемых святынь Ярославской земли (наряду с Толгской иконой Божией Матери) была торжественно передана из фондов городского художественного музея на хранение в Спасо-Афанасиевский монастырь. Явленный больше четырех столетий назад образ Спасителя был изъят вместе с другими церковными ценностями в начале 1930-х годов и долгие десятилетия считался навсегда утраченным. Несколько лет назад благодаря сотрудничеству Церкви и музея чудотворный образ был найден, отреставрирован и из музейного хранилища перенесен в храм для всенародного поклонения. PDF-версия.
13 октября 2021 г. 17:00
Загадки «Гостеприимства»
В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева восстановлена икона из разрушенной московской церкви. Ее реставрация заняла десять лет и завершилась только что. Икона Пресвятой Троицы из московского Преображенского храма в Спасcкой слободе — то из немногого, что уцелело от этой некогда богатейшей приходской церкви древней российской столицы; от самого же домовладения до нас дошла только… чугунная кованая ограда (давным-давно перенесенная к другому храму — святых апостолов Петра и Павла на Новой Басманной улице). Не считая, разумеется, собственно топонимов — Садовой-Спасской и Большой Спасской улиц, наименованных по слободе, унаследовавшей в свою очередь название от известного с 1625 года храма, который в то время был деревянным. PDF-верия.
13 августа 2021 г. 11:00
Дмитрий Мироненко: «Иконография Александра Невского — живая многоголосая проповедь»
В издательстве Свято-Троицкой Александро-Невской лавры при поддержке петербургского Комитета по печати и взаимодействию со СМИ вышла книга Дмитрия Мироненко «Образ святого Александра Невского в русском искусстве XVI — начала XXI вв.». Это уникальная монография, автор кото­рой, заведующий лаврской иконописно-реставрационной мастерской святого ­Иоанна Дамаскина кандидат искусствоведения Дмитрий Мироненко, едва ли не впервые как в отечественном искусствоведении, так и в историографии образов святого Александра Невского представляет читателям максимально полный обзор иконографии этого угодника Божия. Большеформатный фолиант вместил свыше сотни репродукций произведений русского искусства из 35 государственных, церковных и частных музеев Российской Федерации и Финляндии, основная часть которых приходится на иконы пяти столетий (как широко известные, так и редко публикуемые). Разумеется, пересказать содержание столь масштабной книги в журнальном материале невозможно, поэтому «Журнал Московской Патриархии» попросил ее автора рассказать о самых важных и интересных положениях работы. PDF-версия.  
22 июля 2021 г. 15:00
Культура
Эскизный проект храма свв.Петра и Павла. Архитектор Иван Земляков

Каноничная современность

Среди архитектурных проектов, созданных в последние два десятилетия, нет ни одного достойного образца современного церковного зодчества, убеждены в Союзе архитекторов России (САР). Новые храмы представляют собой, в основном, реплики храмовой архитектуры прошлых веков или удивляют эклектичными формами. Помочь изменить сложившуюся ситуацию призван конкурс на лучшее современное архитектурное решение образа православного храма, полагают участники пресс-конференции, прошедшей 24 сентября в Москве. 

Объявлен конкурс на лучший образ современного  православного храма

Обновление архитектурного языка

В дореволюционной России храмы, как правило, строились на конкурсной основе. Заказ получали лучшие архитекторы, которые создавали затем настоящие шедевры церковного зодчества. Храмы Щусева, Шехтеля, Покровского при всей своей каноничности абсолютно современны эпохе. В них чувствуется творческий поиск, они удачно вписаны в окружающий - городской или сельский - ландшафт.

В 1917 году органичное, эволюционное развитие культуры храмового строительства было прервано. Когда в конце прошлого века у Церкви вновь появилась возможность развернуть строительную деятельность,  возникли серьезные проблемы. У архитекторов отсутствовал опыт строительства культовых зданий - именно отсюда перепевы прошлого и склонность к необдуманным экспериментам. Заказчики, со своей стороны, имели еще куда более скромные познания в области храмового зодчества и, не глядя, ставили подписи под проектными договорами. Редкие исключения,  которые, безусловно, были, оказались не в состоянии превозмочь общее архитектурное бессилие. В итоге слепая трансляция в современный мир средневековой эстетики превратилось в норму, а любые творчески попытки вырваться за пределы строго очерченных традиционных представлений стали восприниматься как недопустимое новаторство.

Сегодня, особенно в связи с новыми грандиозными проектами храмового строительства (Программа-200 в Москве, аналогичные начинания в епархиях) интерес общества к православной храмовой архитектуре значительно вырос. Каким будет храм XXI века? Этим вопросом задаются сейчас архиереи, священники, архитекторы, живописцы, жители городов, которым небезразлично, как будет выглядеть место их обитания после реализации строительных программ. Необходимость обновления архитектурного языка очевидна всем. Теоретическому осмыслению этого вопроса были посвящены конференции, семинары и круглые столы, прошедшие в последние годы, в частности, организованные редакцией журнала «Храмоздатель».

Практическим шагом в этом направлении может стать и творческий архитектурный конкурс, объявленный Союзом архитекторов России совместно с Русской Православной Церковью и Союзом благотворительных организаций России. «По существу, наш конкурс на лучшее современное архитектурное решение образа православного храма - это попытка восстановить историческую справедливость, прерванную связь с прошлым, когда обновление художественного языка параллельно с соблюдением канонов было обычным делом», - говорит президент САР Андрей Боков.

Объявленный конкурс - это не просто узкопрофессиональное событие, но практический разговор о путях развития современного храмового зодчества, который имеет важное гражданское и культурное измерение.

 

Условия конкурса

Об условиях конкурса журналистам рассказали президент Союза благотворительных организаций России Петр Ищенко, а также председатель жюри, глава Совета по архитектуре САР Владилен Красильников и член экспертного совета конкурса Михаил Кеслер.

Прием работ на конкурс продлится до 29 ноября. Участники - профессиональные архитекторы, авторские коллективы и студенты архитектурных вузов - должны представить на суд жюри эскизный проект православного храма, рассчитанного на 500-600 прихожан. Главное условие - проект должен быть современным, но при этом соответствовать традициям русского церковного зодчества. "Мы ждем ярких творческих решений, а не реплик прошлых веков. Сегодня требуется по-настоящему актуальное искусство, идущее из глубины сердца", - говорит Михаил Кеслер. Утвержденное положение о конкурсе будет опубликовано в ближайшие дни.

Организаторы конкурса осознают всю сложность поставленной задачи и готовы к тому, что достойных работ будет немного. Ведь многое зависит не только от мастерства, но и от личности архитектора. Грубость, неискренность, нравственный релятивизм и низкий профессиональный уровень -  качества, недопустимые для церковного архитектора. «Дело тут не только в технологиях. Храм должен не просто украшать местность, но и структурировать пространство вокруг себя, служить нравственному оздоровлению общества. Поэтому в этой сфере должны работать не просто профессионалы, но честные, увлеченные, высоконравственные люди», - считает Андрей Боков.

От храмового зодчего требуются и богословские познания, убежден Михаил Кеслер. "Без правильных представлений о сакральном значении храма ничего не получится, - уверен он, - только человек, укорененный в православии, знающий догматику и традицию способен предложить настоящее творческое решение".

Призовой фонд конкурса составляет 1 млн рублей, который будет поровну распределен между десятью проектами-победителями. Организаторы подчеркивают, что отсутствие первой премии не случайно. «В наши намерения не входит выделить генеральное направление развития архитектуры. Мы создаем тенденции, которые, как мы надеемся, будут в будущем воплощены на конкретных площадках, - объясняет Владилен Красильников, - нам хотелось бы продемонстрировать в рамках конкурса широту архитектурных стилей, которая всегда была характерна для Руси».

Помимо денежной премии победители будут награждены поездкой в Святую Землю. Кроме того, они получат возможность реализовать свои творческие планы на практике. Победившие проекты передадут в Московскую Патриархию и пополнят проектный фонд храмов, который сегодня создается  в Финансово-хозяйственном управлении. Возможно, какие-то из них украсят столичные кварталы в рамках Программы-200.

На пресс-конференции были затронуты и другие темы. Участники посетовали на отсутствие профессиональной подготовки церковных архитекторов, которая во многом и становится причиной появления некачественных проектов. Ситуация тем более странная, учитывая, что ФГОС по храмовой архитектуре, разработанный с участием архитекторов, педагогов, методистов, представителей Русской Православной Церкви, уже более года находится в министерстве образования и науки.

Хотя конкурс изначально ориентирован на проект городского храма, его организаторы с готовностью восприняли пожелание уделить внимание проблемам сельской церкви и согласились посвятить этому одну из номинаций.

В качестве методической помощи было решено разослать участникам конкурса список книг по православному вероучению и храмовой символике.

Кроме профессионального жюри будет также создан экспертный совет, в который войдут представители Русской Православной Церкви, историки православного зодчества, члены Благотворительного совета Москвы и представители прессы. Итоги планируется подвести в конце 2013 - начале 2014 гг.

 

Цель - помочь Церкви

Еще не успев начаться, конкурс вызвал негативную реакцию в социальных сетях со стороны некоторых блоггеров. Его инициаторов принялись обвинять в нападках на Церковь, напускной элитарности, даже, стремлении затормозить запущенные программы храмового строительства. Вероятно, причина столь резких выпадов в недостатке информации, неумении слушать и отсутствии культуры дискуссии. На пресс-конференции не прозвучало ни слова критики в адрес Церкви. Критиковались исключительно проекты, созданные архитекторами, в силу объективных обстоятельств не слишком разбирающимися в храмовом зодчестве. Помочь Церкви как главному заказчику, расширить возможности выбора из хороших и очень хороших проектов, понять, наконец, что же такое современная архитектура - вот что движет организаторами конкурса. Удастся ли это сделать - другой вопрос. 

 

Условия открытого профессионального конкурса «Современное архитектурное решение образа православного храма»: http://e-vestnik.ru/docs/usloviya_konkursa_7261/

 

Ключевые слова: храмостроительство
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Нужны ли таинства нецерковным людям
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл публикаций, задача которого — дать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения. Идея именно в том, что это не ответ одного пастыря, а целая палитра мнений, охватывающих разные аспекты темы и часто не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между духовенством Русской Церкви. Все наши читатели в священном сане могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.  
10 января 2022 г. 16:30
Когда отверзается и когда затворяется
Обычай совершения Божественной литургии при закрытых царских вратах иереями, являющийся отличительной особенностью богослужебной практики в Русской Православной Церкви, в течение последних лет становится предметом оживленной дискуссии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в указе от 31 декабря 2014 года благословил совершение Божественной литургии во всех храмах Русской Православной Церкви в праздник Рождества Христова с отверстыми царскими вратами по «Отче наш», аргументируя свое распоряжение «особым миссионерским значением праздничного богослужения». Бесспорно, апостольский, миссионерский характер церковного богослужения должен рассматриваться как существенный мотив, определяющий те или иные изменения в литургической практике. Но не менее важным является соответствие сложившегося порядка совершения Божественной литургии богословскому и догматическому учению Церкви о таинстве Евхаристии, о котором «Журналу Московской Патриархии» рассказал преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви протодиакон Константин Маркович. PDF-версия.  
5 января 2022 г. 14:00