iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00
Великое наследие Петрока Малого
Даже далеким от истории православного зодчества людям прекрасно известен этот архитектурный памятник, словно парящий над широкой излучиной Москвы-реки в Коломенском. Давно ставший визитной карточкой не только Московского государственного объединенного музея-заповедника, но и всего юга российской столицы, 41-метровый двухъярусный восьмигранный шатер поражает воображение даже сегодня. В течение почти 500 лет своей истории «Коломенская свеча» была церковью при летнем государевом дворе и обычным приходским храмом, являла верующим великую святыню – Державный образ Пречистой Владычицы – и служила декорациями нескольких вошедших в золотой фонд советской классики кинолент. Ровно четверть века назад – 17 декабря 1994 года – ее внесли в Список всемирного наследия ЮНЕСКО как уникальную реализованную заявку на новый стиль в зодчестве и ландшафтной архитектуре. Еще годом ранее здесь было создано Патриаршее подворье. С того момента Вознесенский храм совместно используется музеем и Церковью.
17 декабря 2019 г. 13:59
Культура
ЦВ № 5 (402) март 2009 /  17 марта 2009 г.
версия для печати версия для печати

Трагедия древнего города

В Издательском Совете Русской Православной Церкви 17 февраля прошел круглый стол «Роль издательской деятельности в укреплении церковно-государственных и общественных связей» памяти митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева). С докладом на тему «Церковно-археологические музеи в России. Прошлое, настоящее, будущее» выступил известный реставратор и общественный деятель Савва Ямщиков. Мы публикуем в сокращении текст его выступления.

Памятники истории и культуры Пскова — одного из древнейших русских городов — за последние десятилетия пришли в состояние полного упадка. Псков, возрожденный после войны замечательными архитекторами-реставраторами, сейчас являет не менее печальное зрелище, чем в июле 1944 года — времени изгнания отсюда немецко-фашистских оккупантов. Разве может не возмущать тот факт, что местные реставрационные мастерские, со своим славным прошлым, строят жилые дома в нескольких десятках метров от уникальных архитектурных памятников? Псковские власти позволили рядом с шедеврами древнего зодчества, в том числе и у стен кремля, понастроить целые кварталы псевдоскандинавских таунхаусов, уничтожив сами основы заповедности древнего города. Руководители «Псковреконструкции», ничтоже сумняшеся, пробивают огромное отверстие в стене только что открытого археологами храма XVI века, дабы провести тепломагистраль.
В двадцати метрах от жемчужины древнерусского зодчества — церкви Богоявления в Запсковье (XV век) — построена гостиница класса «люкс», а стены храма сгнили и разрушились. Много лет мы добивались его восстановления, и добились, как говорится, на свою голову. Увлеченные жилищным строительством, псковские реставраторы и намека не оставили на древнюю обмазку стен, свойственную лишь псковским храмам, сделав вместо научного воссоздания первоначального облика постройки своеобразный «евроремонт».

Удивительно, но священноначалие Псковской епархии словно не замечает трагедии гибнущего древнего города, а только подливает масло в огонь своими, мягко сказать, неадекватными поступками. Получив возвращенный епархии храм Успения от Парома (XV век), стоящий напротив кремля, обрели священники и уникальную звонницу того же времени. Много лет в ней находились мастерская и кузница легендарного псковского архитектора-реставратора Всеволода Смирнова — одного из тех, кто поднял город из послевоенных руин. Выброшенный на улицу, мастер недолго прожил на этом свете. Многие годы звонница резала глаз своей неухоженностью и запущенностью. С помощью городского Управления внутренних дел удалось восстановить первоначальный облик памятника и оснастить его специально заказанными колоколами. Владыка Евсевий пообещал помочь музею открыть в звоннице экспозицию, посвященную реставрационным работам В.Смирнова, и возродить жизнь кузницы. Однако сразу же после торжественного открытия звонницы он передумал и заявил о том, что она снова станет складом под арбузы и помидоры.
Несколько лет назад безграмотно смонтированная система отопления Троицкого кафедрального собора вызвала катастрофическое разрушение икон, украшающих его интерьер. Куски осыпающегося грунта выметались веником и выбрасывались. Разрушился даже написанный архимандритом Зиноном иконостас Серафимовского придела. Когда музейщики и реставраторы попытались протянуть духовенству руку помощи, ответом им было поразительное безразличие. Зиноновский иконостас был отдан шабашникам, практически уничтожившим его первоначальный облик.

Интерьеры древних псковских храмов, некогда любовно и осмысленно восстановленные здешними реставраторами, подвергаются сегодня перестройкам с учетом насущных нужд церкви. При этом утрачивается их первоначальный облик. В Крыпецком и Снетогорском монастырях ведется современное строительство без какого-либо согласования со специалистами.

Обидно мне становится всякий раз, когда после работы в Великом Новгороде — где радует глаз и великолепный музей с одной из лучших в мире коллекцией икон, и возвращенный Церкви Софийский собор, в иконостас которого помещена чудотворная древняя икона «Знамение» (за ее состоянием следят музейные сотрудники), и ухоженные храмы в различных уголках города, — возвращаюсь я к руинам бесконечно любимого и ставшего за полвека жизни в нем родным Пскова. Великий Новгород, Ярославль, Вологда нашли возможность разумного сосуществования Церкви и музеев. Конечно же, и в этих городах есть свои проблемы и недоговоренности, но в них нет тлена и разрухи, буквально окутывающих силуэты древнего Пскова...

В первые годы возрождения традиций иконописного искусства в России мне посчастливилось сблизиться с тогдашним насельником Псково-Печерского монастыря архимандритом Зиноном и наблюдать за подвижнической деятельностью одаренного иконописца, всякий раз восхищающего своим мастерством и глубокой духовностью. Позднее, став настоятелем Спасо-Мирожского монастыря — древнейшей псковской обители, отец Зинон создал в ее стенах условия для плодотворной работы церковно-археологического музея.

Известный реставратор и искусствовед Владимир Сарабьянов, открывающий древние фрески Спасо-Преображенского собора, описывал мне благополучное сосуществование монашеской братии, музейных работников и реставраторов. Меня радовало, что возрождаются традиции сотрудничества Церкви и ученых, посвятивших себя сохранению культурного наследия Древней Руси.

Мой учитель, известный исследователь и реставратор иконописного наследия Н.П. Сычев, когда-то рассказывал мне о тех счастливых временах, когда он вместе с архиепископом Новгородским Арсением (Стадницким) и блестящим ученым, специалистом в области древнерусского искусства А.И. Анисимовым закладывал основы Новгородского историко-художественного музея-заповедника. Архиепископ Арсений, по словам Н.П. Сычева, был на удивление активен и заинтересован в судьбе церковно-археологического музея, создаваемого в его епархии. (В годы гонений на Церковь он погиб от рук большевиков, а в наше время причислен к лику святых новомучеников.) Сегодня Новгородский музей — один из самых богатых, научно оснащенных и благополучных заповедников России. В знак благодарности архиепископу Арсению на одном из музейных зданий Новгородского Кремля открыта мемориальная доска.

Деятельность архимандрита Зинона напоминала мне деяния владыки Арсения. Но, к сожалению, благородная деятельность самого одаренного иконописца России не пришлась ко двору псковского владыки, и теперь мастер украшает монастыри и храмы в дальнем зарубежье. В настоящий момент о. Зинон подвизается на Святой горе Афон, где расписывает храмы греческого монастыря Симона Петра. А в Мирожском монастыре, как и почти во всех храмах Псковской епархии, и намека нет на плодотворное сотрудничество реставраторов, археологов и музейных работников со священниками.
 

Савва Ямщиков
17 марта 2009 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Невский пятачок. Взыскание погибших
8 сентября 1941 года началась Ленинградская блокада. Одним из плацдармов, с которых советские войска пытались прорвать блокаду стал Невский пятачок (см.справку). В годы Великой Отечественной ­войны здесь, по обе стороны Невы, было убито и утонуло при переправе 120 тысяч советских воинов. В память об их подвиге создан мемориал, два музея, возведены поклонные кресты, часовни и храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» на правом берегу Невы в пос.Невская Дубровка, где поименно поминают около 40 тысяч погибших воинов. Как появилась книга памяти, какие святыни хранятся в Дубровском храме и какие возможности для миссии среди школьников предоставляет поисковая работа, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказали в поселке Невская Дубровка.  ПДФ- версия
7 сентября 2020 г. 18:14
Голоса минувших эпох ожили в уникальном документально-анимационном проекте Ирины и Михаила Разумовских
Сегодня, 26 августа, в российской столице представлен первый сезон документально-анимационного сериала «Живые мемории», в основе которого – воспоминания и размышления россиян разных лет о своей Родине. Десять серий, каждая продолжительностью от семи до десяти минут, представляет собой анимационный фильм с отрывками ранее изданных воспоминаний, начитанными известными актерами в сопровождении оригинального музыкального трека. Московская премьера мини-сериала на большом экране состоится 28 сентября в кинотеатре «Пионер», на 15 октября намечена онлайн-премьера на официальном канале «Кто мы. Медиа», а в декабре пройдет «живой» спектакль на основе сценариев всех серий в театре Сергея Женовача «Студия театрального искусства».
26 августа 2020 г. 23:15