выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00
Архив сайта
Мемориал у Поросенкова лога
ЦВ № 6 (379) март 2008 /  14 февраля 2012 г. 15:15
версия для печати версия для печати

Находка на Коптяковской дороге

Археологические раскопки на Старой Коптяковской дороге, в том месте, которое называется Поросенков лог, уже стали историей. В августе 2007 года в Поросенковом логе уральские ученые обнаружили останки, которые с большой долей вероятности были квалифицированы ими как останки цесаревича Алексия и великой княжны Марии. Несколько дней останки хранились в Институте истории и археологии Уральского отделения Российской академии наук, а затем были переданы в областное бюро судебно-медицинской экспертизы. Более полугода идут различные экспертизы, но до сих пор Генеральная прокуратура не представила окончательные результаты экспертизы. Не делая самостоятельных предположений и выводов, "Церковный вестник" по благословению Святейшего Патриарха публикует историю обретения останков и мнения участников тех событий.

Первые сообщения о том, что раскопки в Поросенковом логе увенчались успехом — найдены останки мальчика-подростка и девушки, а также пули от короткоствольного оружия и черепки от сосудов, — появились в конце августа. Если быть точнее — 23 августа, в день, когда Святейший Патриарх Алексий совершал Божественную литургию в Саввино-Сторожевском монастыре. Почему это стоит отметить особо? Дело в том, что преподобный Савва Сторожевский — "молитвенник о царех богоизбранных", особый покровитель русских государей, и такое совпадение трудно назвать случайностью.

Двенадцатью годами ранее, в 1991 году, здесь же, в Поросенковом логе было найдено захоронение девяти человек, которые впоследствии были идентифицированы как император Николай II, члены его семьи и слуги. В 1998-м эти останки с почестями захоронили в царской усыпальнице Петропавловского собора Санкт-Петербурга. Однако сомнения и споры сопровождали те события. Это подлинные останки или нет? Не в последнюю очередь сомнения возникали потому, что из 11 расстрелянных в страшную ночь с 16 на 17 июля 1918 года были найдены останки только девяти.

В 1998 году старший прокурор-криминалист Владимир Соловьев в письме Святейшему Патриарху писал: "Каких-либо новых данных о судьбе останков цесаревича Алексея и великой княжны Марии не имеется. Сохранившиеся документы, в которых участники уничтожения трупов описывают события, говорят о том, что останки Алексея Николаевича и Марии Николаевны были сожжены, место, где покоятся возможно уцелевшие фрагменты, не установлено, хотя Институтом истории и археологии Урала проводились раскопки на большой площади".

Участники раскопок 2007 года заявили, что связь найденных останков с первым захоронением очевидна, возможность подлога практически исключена, и, значит, найденные останки с большой долей вероятности принадлежат цесаревичу Алексию и великой княжне Марии.

Как эти находки были сделаны? Кто искал — серьезные профессионалы или авантюристы? Можно ли доверять этим людям? Пожалуй, этот вопрос был самым важным в первые дни после того, как об обретении останков сообщили российские СМИ. Хорошо известно, что поиски останков царевича Алексия и великой княгини Марии с небольшими перерывами продолжались последние 16 лет, но совершенно безрезультатно. Что же произошло прошлым летом — кому-то улыбнулась удача или это стало результатом кропотливой работы? Даже после многочисленных встреч с участниками раскопок однозначный вывод сделать трудно.

Известно, что все они работали самоотверженно, честно, добросовестно. Работали без всякого бюджета, "за идею". Однако кого сегодня можно увлечь идеей? Могут ли профессионалы работать как добровольцы? Серьезные сомнения здесь вполне уместны. Но сомнений будет меньше, если знать характер екатеринбуржцев, их особое отношение к поискам царских останков. Буквально по первому зову собралась команда авторитетных ученых — ведущих археологов и антропологов Урала. Никто из них в особых рекомендациях не нуждался.

Однако история начиналась чуть раньше с двух краеведов — Виталия Шитова и Николая Неуймина. В первых сообщениях СМИ упоминалось, что они нашли неизвестный ранее документ, позволивший сделать новые предположения относительно места захоронения. Это верно, но лишь отчасти.

Дело в том, что гриф секретности с упоминаемого документа снят уже давно. Этот документ — стенограмма выступления Якова Юровского перед старыми большевиками в 1934 году — широко известен, однако только в литературной, то есть обработанной версии. В архиве в соседней папке находился другой, неотредактированный текст выступления с весьма интересными деталями, выпавшими из литературной версии. Его обнаружение и подтолкнуло двух местных краеведов еще раз реконструировать, как именно цареубийцы пытались скрыть останки членов царской семьи.

Помимо естественного воодушевления у исследователей было и еще одно важное преимущество перед их предшественниками: Николай Неуймин в прошлом работал следователем. Приехав в Поросенков лог, он попытался реконструировать события, используя логику цареубийц. Получалось, что есть большие перспективные участки земли, где раскопки еще не велись. Как эти участки определялись? На самом деле просто, признается Николай Неуймин: если два трупа были сожжены отдельно от остальных, следует предположить, что костер разводили не на топком месте, а на ближайшем возвышении, на сухой земле. В самом Поросенковом логе постоянно влажно. Значит, убийцы должны были отправиться на ближайшую сухую поляну.

Этими предположениями краеведам в 2006 году удалось увлечь Андрея Григорьева, заместителя генерального директора Научно-производственного центра по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области. Однако средств на организацию экспедиции найти не удалось. Никто из спонсоров не верил в успех предприятия. Лишь в самый последний момент удалось найти 12 тысяч рублей, и потратить их пришлось на археологический надзор, без которого любые раскопки были бы нарушением закона.

Средств не было, и встал вопрос о поиске добровольцев. Николай Неуймин предложил Григорьеву обратиться к членам военно-исторического клуба "Горный щит". В нем, в частности, состояли поисковики, которые имели большой опыт обнаружения останков воинов, погибших в Гражданскую и Великую Отечественную войны. С помощью щупа, простого металлического штыря, они могли исследовать большие территории, на слух определяя, что находится в земле — камень, металл, угли или кости. Вызвались девять добровольцев, которые стали регулярно приезжать в Поросенков лог. Два поисковика — Сергей Плотников и Леонид Вахмяков — работали каждые выходные начиная с середины июня.

"Миноискателем было бесполезно искать, так как захороненные люди были раздеты, металла при них не было, — рассказывает Леонид Вахмяков. — Я постарался себе представить, как все тогда было: голодные, усталые солдаты делали все через пень-колоду, на скорую руку — далеко тела они не потащили бы. Максимум 200 метров вперед по дороге и около 50 метров в лес. Они старались найти сухое место, чтобы развести костер".

29 июля щуп Леонида Вахмякова уткнулся в кость. Сняв дерн с помощью саперной лопаты, он обнаружил угли и в них затылочную кость. "В этот день я вышел на поиски и стал планомерно проходить свою территорию. Около дороги нашел ножичек, его, наверное, потеряли современные грибники, неглубоко лежал. Потом осмотрел небольшое заиленное место, затем вышел на поляну. Смотрю, крапива растет, такая высокая, густая. Я крапиву посшибал щупом, стал тыкать и почувствовал, что там яма, примерно метр в диаметре и глубиной полметра. Я взял лопатку, вскрыл, дерн перевернул. И увидел, что под дерном мощный слой угля, сантиметра два. Потом я копнул еще, увидел, что яма копаная, и понял: нашел! Что я испытал в тот момент? Конечно, большую радость... И облегчение. А еще благодарность моей жене. Я ее приглашал с собой на раскопки, она верующий человек, и я просил, чтобы она молилась за меня…"

Многие задавались вопросом: почему именно Вахмякову посчастливилось найти останки? Что в нем такого особенного? Вроде бы ничего… Но екатеринбургские священники, которые вскоре были приглашены к раскопу, не сомневаются, что это очевидные закономерности духовной жизни — все дело в молитве. Поиски тех, кто прославлен Церковью в лике святых, — это не простые раскопки. Пренебрегая молитвой, не уповая на помощь Божию, ничего не добьешься. Многие вели раскопки, многие хотели найти останки, но лишь отмахивались, когда им советовали — начните с молитвы.

Супруга Леонида Вахмякова стала первой… "Он с июня брал меня с собой на поиск, но я землю совсем не чувствую, помогать не могу, и я просто молилась... Ходила, молитвы читала — “Царю Небесный”, “Отче наш”. Иисусову молитву про себя читала… Во время Царских дней в уме у меня постоянно было: “Ну помогите найти, это же ваши дети!”" — вспоминает Серафима Вахмякова.

29 июля Леонид снова уговаривал супругу поехать с ним. "А я даже не хотела в это воскресенье ехать, говорю: “Хоть в церковь схожу”. А он: “Ну пожалуйста, поедем, помолись!” Я взяла с собой молебный канон и там у креста на первой могиле читала… Потом в обед он шепнул: “Кажется, я нашел, еще помолись”. А после обеда он уже закричал: “Я нашел!” То есть он, когда удостоверился, что нашел фрагмент кости, тогда закричал. Было потрясение, все сбежались, а я сразу внутренне опять молилась, как бы почувствовала — надо же отблагодарить Господа, что так случилось. Почувствовала, что это и ответ на молитву".

Особое духовное состояние переживали в те дни многие участники экспедиции. Даже недели спустя они не могли без волнения и слез говорить об этом.

В тот день поисковики закончили свою работу, место раскопок было законсервировано, и к работе приступили профессиональные археологи во главе с Сергеем Погореловым. К этому времени все они уже имели серьезный опыт работы с Екатеринбургской епархией. Сам Погорелов вел раскопки на месте дома Ипатьева, перед началом строительства Храма-на-крови. Археолог Евгений Курлаев и антрополог Дмитрий Ражев участвовали в идентификации останков преподобного Василиска Сибирского, прославленного Церковью в лике святых. Не удивительно, что в первые дни раскопок они пригласили священников, и прямо в лесу была совершена первая заупокойная молитва.

В результате было найдено 44 крупных костных останка и множество мелких, шесть зубов, три пули, черепки от сосудов с серной кислотой и металлические уголки от ящиков, в которых эти сосуды находились.

Вскоре первые исследования антропологов подтвердили, что в захоронении найдены останки именно двух человек. "Все обнаруженные кости являются фрагментами, ни одной целой кости не найдено, — поясняет Дмитрий Ражев. — И это накладывает серьезные ограничения на исследование и на возможность интерпретации результатов". Однако на основании анализа затылочных костей, ключиц и костей таза с очень высокой долей вероятности можно утверждать, что найдены останки подростка 10—13 лет и девушки 18—23 лет.

В середине августа все крупные костные останки археологи передали в Генеральную прокуратуру, которая возобновила уголовное дело по факту обнаружения останков царской семьи. Дело вновь ведет старший следователь Генпрокуратуры Владимир Соловьев. Все останки были помещены на хранение в специальном холодильном шкафу в генетической лаборатории Свердловского областного бюро судмедэкспертизы. Там же находятся образцы костных тканей из первого захоронения. А рядом, на соседнем с холодильным шкафом столе, стоят две иконы — Спасителя, которая сопровождала останки из первого захоронения, и небольшая икона цесаревича Алексия, написанная монахинями Ново-Тихвинского монастыря по просьбе Владимира Соловьева. Все эти годы он не терял надежды, что останки Алексия и Марии обязательно будут найдены.

Генеральная прокуратура поставила перед экспертами шестнадцать вопросов. И комплексная судебно-медицинская экспертиза должна дать на них ответы. Все заявленные экспертизы уже проведены, за исключением генетической. Представители Генеральной прокуратуры предполагают, что ее результаты будут получены к концу апреля, и вскоре после этого будет подготовлен общий отчет.

Русская Православная Церковь со вниманием ожидает результатов экспертизы. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, председатель Синодальной комиссии по канонизации святых, отметил, что "единой позиции в Русской Православной Церкви пока не сформировано". "Ученые должны доказать, есть ли связь между теми останками, которые захоронены в Петропавловской крепости, и только что найденными, — считает митрополит Ювеналий. — Может быть, мы будем рассматривать вопрос о признании только тех останков, которые были найдены недавно".

В этом году отмечается 90-летие со дня трагической даты расстрела Царской семьи. Следует помнить, что между 1998 годом, когда состоялось захоронение "екатеринбургских останков", и нынешним 2008 годом — громадная дистанция. Эти две даты разделяет 2000 год, когда Церковь прославила Царскую семью в лике святых. Моральная и духовная ответственность за результаты исследований возросла многократно. Сумеют ли ученые и эксперты убедить Церковь и общество в достоверности полученных данных? Сумеем ли мы, православные христиане, увидеть не только таблицы и выводы экспертиз, но и духовный смысл происходящих событий? Что значит не ошибиться в этой ситуации? Перед нами трудные вопросы.

На фото: мемориал у Поросенкова лога (1); место раскопок и обретения останков (2); историк-краевед Виталий Шитов (3); археолог Сергей Погорелов (4); поисковик Сергей Плотников показывает щуп, которым были найдены останки (5); Андрей Григорьев (6); геодезист и биолог Николай Ерохин (7); фрагмент металлического крепления ящика для серной кислоты (8); судмедэксперт Владимир Громов показывает найденные при раскопках костные останки (9); пуля, найденная при раскопках (10).

14 февраля 2012 г. 15:15
Ключевые слова: новомученики, Николай II
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом»
В августе этого года Курская область подверглась нападению украинских боевиков, в результате чего погибли десятки и пострадали сотни людей. Из приграничных городов и сел, по разным оценкам, было эвакуировано свыше 140 тысяч местных жителей. С первого же дня помощь пострадавшим стала оказывать Русская Православная Церковь в лице Курской епархии и Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Как она была организована, какие задачи приходилось ­решать? Об этом и о своем архипастырском пути — служении в Якутии в начале 1990-х, о встречах с насельницами дореволюционной Дивеевской обители — «Журналу ­Московской Патриархии» рассказал митрополит Курский и Рыльский Герман. PDF-версия.  
13 декабря 2024 г. 14:00