выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Мы — одна семья, мы все — одно тело
В 2024 году Церковь молитвенно отмечает 95-летие со дня рождения митрополита Никодима (Ротова), выдающегося иерарха XX века, председателя ОВЦС, Патриаршего экзарха Западной Европы. Именно благодаря ему в Ленинградской духовной академии появилось отделение для обучения иностранных студентов, что помогло спасти эту духовную школу от закрытия. Среди студентов из Индии, прошедших в те годы обучение в Ленинграде, был и нынешний Предстоятель Маланкарской Церкви Святейший Католикос Василий Мар Фома Матфей III. Святейший Католикос рассказал «Журналу Московской Патриархии» о своей учебе в академии, митрополите Никодиме и тогдашнем ректоре — ныне Патриархе Московском и всея Руси Кирилле, а также о том, что считает самым важным в служении Предстоятеля Маланкарской Церкви. PDF-версия.
30 августа 2024 г. 15:00
Новая эпоха расцвета Новодевичьего монастыря — духовного центра Москвы
Обитель, основанная в 1524–1525 годах великим князем Московским Василием III, стала его благодарственным приношением Господу Вседержителю за победу над литовцами и присоединение древнего Смоленска и его земель к Великому княжеству Московскому (1514). Это событие — важнейший этап в процессе собирания Русских земель вокруг Москвы. Смоленский собор Новодевичьего монастыря во имя Богоматери Путеводительницы стал еще одним (после Успенского собора Кремля, воздвигнутого при Иване III) символом возвышения Москвы.  Местоположение обители было и знаковым, и стратегически выгодным: в живописной излучине Москвы-реки на Девичьем поле, в четырех верстах от Кремля при начале Старой Смолянки, по которой издревле ходили русские дружины оборонять западные рубежи. PDF-версия.  
9 августа 2024 г. 19:00
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Глубокая вера русского народа неизменна
Антиохийская Церковь — одна из древнейших Православных Церквей, основанная апостолом Петром. Отношения Русской и Антиохийской Православных Церквей имеют давнюю историю, которой уже более 1000 лет. С XVI века отношения двух Церквей вышли на новый уровень, Антиохийские Патриархи стали регулярно посещать Россию, которая с этого времени стала покровителем Православных Церквей на османском Востоке. В середине XIX века в Москве открылось Антиохийское подворье — представительство Церкви Антиохии в России. В конце 1920-х годов подворье закрыли, но через 20 лет, спустя ровно столетие после открытия, подворье возобновило свою деятельность. Больше 75 лет Антиохийское подворье беспрерывно действует в Москве, из них уже почти полвека представителем Антиохийской Церкви является митрополит Филиппопольский Нифон — выдающийся церковный иерарх, свидетель жизни Русской Церкви в советские годы и в наши дни. Об истории и деятельности подворья, русском храме в Ливане, своей жизни в России и восстановлении евхаристического общения между Антиохийской и Иерусалимской Церквами владыка Нифон рассказал в интервью «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
20 июня 2024 г. 15:00
Верный cвидетель (Притч. 14, 25)
В этом году исполнилось 45 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), 12 лет (1960–1972) возглавлявшего Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата в сложное для Церкви время хрущевских гонений и раннего застоя. Выросший в обычной советской семье и, несмотря на это, мечтавший с юности о монашестве, митрополит Никодим принял постриг в 18 лет. За свою непродолжительную земную жизнь он успел сделать очень многое для Русской Православной Церкви. Обладая талантом дипломата, митрополит Никодим приобрел всемирную известность и глубокое уважение своей преданностью вере Христовой, а также экуменической, миротворческой и патриотической деятельностью. Его трудами Русская Церковь обрела особый авторитет не только среди Поместных Православных Церквей, но и в христианском мире в целом. Его усилиями вступление Русской Церкви в 1961 году во Всемирный Совет Церквей стало плодотворным, способствуя широкому и убедительному свидетельству об истине Святого Православия. Анализу этого периода деятельности выдающегося иерарха посвящена статья старшего преподавателя Московской духовной академии иерея Илии Письменюка. PDF-версия.
3 ноября 2023 г. 13:00
Документы
ЦВ № 24 (468) декабрь 2011 /  29 декабря 2011 г. 01:00
версия для печати версия для печати

Епископ Максимилиан: Создание новой Братской епархии придаст животворящий импульс к сплочению людей вокруг Церкви

18 декабря за Божественной литургией в Богоявленском соборе Ногинска (Московская область) Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Максимилиана (Клюева) во епископа Братского.

 

Слово архимандрита Максимилиана (Клюева) при наречении во епископа Братского и Усть-Илимского

Ваше Святейшество, Святейший владыка и отец! Богомудрые архипастыри Русской Православной Церкви!

С чувством глубокого духовного трепета и смущения воспринимаю определение Вашего Святейшества и Священного Синода Русской Православной Церкви, призывающее мое смирение к высокому служению епископа Братского и Усть-Илимского.

Всецело предаваясь послушанию Промыслу Божию, без которого не происходит ничего в мире, и вашей благой воле, я отчетливо осознаю свое несовершенство и недостоинство и то, что отнюдь не по заслугам и дарованиям призываюсь к епископскому служению. Понимаю, что епископ должен быть всем для всех, образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4, 12), а главное — архипастырем и молитвенником, имеющим дерзновение предстоять пред Богом и за себя, и за людей, вверенных и доверившихся ему.

Та земля, куда я буду направлен, мне родная. Она славится своими красотами и просторами, но более она славна своими людьми, сильными духом и верными своим отеческим корням. Святители Иннокентий и Софроний Иркутские, потрудившиеся в Сибири при устроении бескрайней Иркутской епархии, заложили крепкий фундамент духовной жизни апостольскими трудами, молитвами и подвигами, освятили просторы востока России и создали залог преуспеяния православия здесь на многие века. Не менее яркий пример подвижничества явил святитель Иннокентий (Вениаминов), уроженец нашей земли, всю жизнь посвятивший апостольской проповеди Евангелия языческим северным народам. Мне как наследнику трудов сибирских святителей с надеждой следует уповать на их молитвенную помощь и добрый пример душу свою полагающих за овцы (Ин. 10, 11).

Огромные расстояния, непроходимые леса и суровые морозы — не главные проблемы Сибири. Гораздо пагубнее сейчас духовное состояние людей, их разобщенность, оскудение любви, нетрезвость, влияние ложных религиозных учений, ощущение отсутствия подлинного смысла жизни. Создание новой Братской епархии, верю, придаст животворящий импульс к сплочению людей вокруг Церкви, к созиданию новых храмов и молитвенных собраний, к духовному просвещению и совершенствованию. И место епископа в данном процессе очевидно: немощи немощных носить, а не себе угождать (Рим. 15, 1). Уповаю в предстоящем мне служении на милость Божию и на всеукрепляющую силу Господа нашего Иисуса Христа, на то, что от Него — Главы Церкви — как по лозе потекут токи благодати на новую поросль — Братскую и Усть-Илимскую епархию. Надеюсь, что Господь, Своей благодатью немощное врачующий и оскудевающее восполняющий, восполнит и мою скудость. С непреложной верой восклицаю вместе с апостолом языков: Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе! (Флп. 4, 13)

Отозвавшись на зов Божий, в юности я пришел осознанно в храм с желанием измениться и стать угодным Богу. Я переменил образ жизни, стал христианином. Моя жизнь обрела определенный смысл, стройность и радость. Размышляя о своем будущем, я возжелал трудиться во славу Святой Церкви, куда бы Господь меня ни направил, невзирая на трудности. Будучи призванным к служению церковному архиепископом Иркутским и Ангарским Вадимом, все последующие годы я находился под чутким вниманием и руководством этого мудрого и доброго архипастыря и вот теперь через его представление благодарно и трепетно ожидаю служения апостольского. Сердечно благодарю своих добрых родителей, воспитавших меня в любви к Отечеству, в желании правды и справедливости, благодарю духовного отца, чутко руководящего мной в плавании по морю житейскому, благодарю и всех близких людей, послуживших моему воспитанию и духовному становлению.

Ваше Святейшество! Сыновне прошу Вашего благословения, богомудрого первосвятительского водительства и молитв обо мне, грешном. Со своей стороны всецело смиренно предаюсь послушанию Вашему Святейшеству и служение свое вижу лишь в единении со всей полнотой Русской Православной Церкви.

Осознаю свою худость перед величием архиерейского служения, но надеюсь на благодать Божию и силу Божию, в немощи совершающуюся (2 Кор. 12, 9). Как согласно сегодня мое сердце с воздыханием ко Господу старца Петра (Серегина): «О чудный, святый, милосердный Владыко! Дерзаю возопить к Тебе: Сам Ты избрал меня, непотребного, Сам Ты человеколюбно не воспомянул беззаконий моих — Ты же Сам соверши и служение мое сие…»

 

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Максимилиану, епископу Братскому и Усть-Илимскому

Преосвященный епископ Максимилиан!

Вместе с сонмом архиереев Русской Православной Церкви, участвовавших в твоей хиротонии, приветствую тебя в новом для тебя епископском сане и молитвенно желаю: да будет твое архипастырское служение плодоносно, непорочно и свято. Обретя полноту снизошедшей на тебя Божественной благодати, выслушай ныне слово назидания, призванное укрепить тебя на предлежащей апостольской стезе.

Архипастырское делание настолько велико и ответственно, оно возносит человека на столь высокую степень церковного служения живому Триипостасному Богу, что требует от него непрестанного нравственного совершенствования, нелицемерного благочестия, неиссякаемой сердечной любви к ближнему, наипаче же ко Творцу нашему.

Этот тернистый путь крестоношения невозможно преодолеть, уповая только на свои силы, таланты, знания, опыт, сколь бы велики и значительны они ни были. Возлагаемое на твои плечи нелегкое бремя можно подъять и понести только содействием всеукрепляющей силы Духа Святого, Который восполняет истощаемое, умудряет и освящает уповающих на Него. Привлекай к делу благовестия своих сослужителей у алтаря Господня и всех верных чад, ищущих возможности быть полезными Церкви и Богу. Испрашивай братского совета у твоего аввы Преосвященного Вадима, митрополита Иркутского и Ангарского, под чьим омофором ты трудился до сего дня и который по обстоятельствам, связанным со сложностью сообщения между Сибирью и Москвой, не сумел сегодня быть вместе с нами физически, но духовно соприсутствовал и наверняка со слезами молился за тебя и за твое будущее архипастырское служение.

По завету апостола держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца (2 Тим. 2, 22), будь приветлив ко всем, учительным, незлобивым (2 Тим. 2, 24), и тогда вверенные тебе клир и паства, влекомые твоим примером и отеческой заботой, пойдут с тобой в жизнь вечную по пути духовного возрастания. Не бросят они тебя и на путях этой земной жизни, будут рядом с тобой, помогая тебе и давая радостную возможность видеть в них плод своего сеяния.

Миссия Церкви сегодня заключается не только в укреплении людей в шествовании по стезе спасения, но и в том, чтобы возвратить в их земную жизнь такие ценности, как жертвенность, любовь к ближнему, солидарность и соучастие. Господство пропаганды личного успеха и необузданного потребительства привело к тому, что совместный труд во имя общественных интересов и деятельная забота о нуждающихся воспринимаются как нечто старомодное и даже лишенное смысла. Поэтому вместе с проповедью евангельских истин вновь и вновь возвещай со своей кафедры о двух наиважнейших заповедях, оставленных нам самим Спасителем: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим (Мф. 22, 7) и возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф. 22, 39–40), как и вся наша человеческая жизнь.

Реализуя социальные и просветительские проекты, вовлекая людей в полнокровную приходскую жизнь, совершая дела милосердия и воспитывая юное поколение в вере и любви к Родине, архипастыри и священники помогают сегодня нашим соотечественникам снова научиться спасительной жертвенной любви и осознать себя единым народом, когда каждый чувствует свою ответственность за судьбу страны и своей малой родины. Святитель Тихон Задонский говорил, что «как огню свойственно согревать, воде орошать, свету просвещать; так вере живой свойственно обнаруживаться в добрых делах». Особо потщись объяснять это правило молодым, более всего подверженным дурным веяниям нашей эпохи в силу своего возраста и малого опыта.

Ты направляешься созидать Церковь Божию в регион, который из-за сурового климата и непростых условий жизни приравнивается к Крайнему Северу. Но именно эта сложность бытия веками формировала особый, стойкий в испытаниях и отзывчивый на чужую беду характер сибиряков. Приложи все усилия, чтобы тлетворные веяния времени не нанесли вреда местным добрым устоям и традициям, не разрушили души людей, которые еще живут так близко к природе и в этих суровых условиях особенно чувствуют важность и необходимость взаимной поддержки. Здесь, в отдаленном регионе России, меньше достижений цивилизации, с отсутствием которых современные люди уже не готовы мириться, а то и впадают в панику, ибо отсутствие даже незначительных составляющих этой цивилизации лишает их привычного комфорта. А значит, еще одна задача, которую тебе предстоит решать во взаимодействии в том числе с местной властью, — это воспитание в людях любви к малой родине и готовности преодолевать все трудности быта и климата сибирской глубинки. Если светская власть призвана заботиться о созидании достойных материальных условий жизни, то ты, как епископ Божий, обязан печься о духовном благополучии людей. Чаще напоминай пастве, что не одним хлебом живет человек, но всяким [словом], исходящим из уст Господа (Втор. 8, 3), словом, которое делает сильным не только тело, но, что более важно, дух человека и укрепляет нас более, чем физическая пища. Каждый из нас призван к подвигу, будь то подвиги служения Церкви, стране, науке, культуре; и именно там, в удаленном таежном крае, крае лютых зим и пронизывающих ветров, даже обыденное дело может превратить и слабую натуру в героя, подвижника, борца.

Другой отличительной особенностью той стороны, где будет совершаться твое служение, является распространение в этих местах языческих культов: еще многие здесь молятся богу, который не спасает (Ис. 45, 20). Посему позаботься о налаживании в епархии системной миссионерской и катехизаторской работы. Будь достойным преемником великих сибирских святителей: Иннокентия Московского, Иннокентия Иркутского, Софрония Иркутского, Мелетия, епископа Рязанского, и многих других ревностных проповедников православной веры. Уделяй больше внимания просвещению малых народов края, находи время на поездки в отдаленные уголки вверенного тебе удела, будь отзывчив на каждое вопрошание притекающих к тебе людей, дабы через твои труды и молитвы в их душах изобразился Христос (ср.: Гал. 4, 19). И вспоминай, как в собачьих упряжках, а иногда по пояс в снегу в тайге, шли в эти отдаленные места твои блаженнопочившие предшественники. Подражай им, даже когда тебе придется подражать им в прямом смысле слова, никогда не теряй духа и не откладывай свершение добрых дел на будущее.

Прими же епископский жезл и иди в мир пасти овец словесных на пажити Господней, надзирая за ними, как учил апостол Петр, не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием [Божиим], но подавая пример стаду (1 Пет. 5, 2). Дабы твое шествие по предначертанному пути было непреткновенным, сегодня за Литургией соборно горячо молились архипастыри, иереи, миряне. От полноты нисшедших на тебя даров преподай же теперь благословение здесь присутствующему народу Божию. Аминь.

 

Биография

Епископ Братский и Усть-Илимский Максимилиан (Максим Валерьевич Клюев) родился 16 июля 1971 г. в Иркутске. В 1990 г. окончил Иркутский авиационный техникум, в 1995 г. — факультет кибернетики Иркутского государственного технического университета. В 1989–1994 гг. состоял в браке. Имеет дочь.

6 июня 1998 г. в Знаменском соборе г. Иркутска архиепископом Иркутским и Ангарским Вадимом рукоположен во диакона и назначен клириком этого храма.

В 1998–2002 гг. обучался на заочном отделении Тобольской духовной семинарии. С 1998 г. — преподаватель Закона Божия в начальных классах Православной женской гимназии в честь Рождества Пресвятой Богородицы г. Иркутска. В 2008 г. возглавил в гимназии кафедру православных дисциплин. 18 декабря 2004 г. в Знаменском соборе г. Иркутска архиепископом Иркутским Вадимом пострижен в монашество с именем Максимилиан в честь св. отрока Ефесского Максимилиана. 19 декабря архиепископом Вадимом рукоположен во иеромонаха. В 2004 г. назначен референтом Иркутского епархиального управления, в 2006 г. — секретарем Иркутского епархиального управления. В 2007 г. назначен благочинным 2-го Иркутского округа. В 2008 г. возведен в сан игумена.  В 2009–2011 гг. исполнял по совместительству обязанности настоятеля храмов Успения Божией Матери г. Иркутска, Свято-Троицкого с. Максимовщина и Свято-Софрониевского с. Шаманка Иркутской обл.

Решением Священного Синода от 5–6 октября 2011 г. (журнал № 138) избран епископом Братским и Усть-Илимским.

29 декабря 2011 г. 01:00
Ключевые слова: хиротония
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи