1 января за Божественной литургией в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Николая (Погребняка) во епископа Балашихинского, викария Московской епархии
Слово архимандрита Николая (Погребняка) при наречении во епископа Балашихинского, викария Московской епархии
Ваше Святейшество, Святейший Владыка и милостивый отец! Ваши Высокопреосвященства, богомудрые архипастыри!
Промыслом Божиим и изволением Великого Господина и отца нашего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода призван я, недостойный, к высокому служению в сане архиерейском. В трепете предстою пред вами, святители Христовы, памятуя слова Спасителя к апостолам: Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод (Ин. 15:16), в трепете, как и каждый, призываемый к служению епископскому, — ведь в личной Пятидесятнице столь реально и ощутимо действие «Духа Живого и зиждущего».
Но не только высота превышающего меру сил человеческих служения архиерейского повергает меня в смущение. На это служение заступаю человеком немолодым — и ощущаю себя работником, пришедшим трудиться в винограднике Христовом в единадесятый час, и получающего наравне с перенесшими тягость дня и зной (Мф. 20:9, 12).
Долог и тернист был мой путь к Богу, который мысленно я обозреваю в преддверии дня своей Пятидесятницы.
Я родился в потомственной семье врачей — семье «расцерковленной», каких в нашей стране были миллионы, — и в детстве не сподобился Святого Крещения. Но, постоянно видя перед собой примеры жертвенного служения больным, без которого немыслима профессия врача, я проникался с детства желанием приносить утешение страждущим. Годы поиска своего места в жизни привели меня в церковную ограду. Взрослым, имеющим семью человеком, принял я Святое Крещение, и вскоре передо мной встал выбор: оставаться на светской работе со всеми ее соблазнами или Богови работать (Лк. 16:13). Выбор был сделан — я смог быть полезен там, где ранее помогал внештатно — в редакции «Журнала Московской Патриархии».
Хочу сказать о тех маяках, о тех прекрасных людях, которые встречались мне на жизненном пути, благодаря которым пришел я в Церковь. Во встречах с ними мне видятся, по выражению святого равноапостольного Николая Японского, «многие действия и пути благодати Божией, как отражения светила в каплях воды» (Дневники, т. 3, стр. 134).
Это Мария Николаевна Соколова — монахиня Иулиания, основатель и руководитель иконописного класса в Московских духовных школах. Именно от нее услышал я совет о поступлении в семинарию.
Это архимандрит Иоанн (Крестьянкин), к которому привел меня Господь сразу после моего крещения. Два десятилетия общения с этим духовным наставником были для меня временем общения со святоотеческой мудростью. По его благословению пришел я работать в Издательский отдел Московского Патриархата.
Памятны и ценны для меня годы работы в редакции «Журнала Московской Патриархии» под руководством архимандрита Иннокентия (Просвирнина) и под строгим оком митрополита Питирима (Нечаева).
Но главным событием в жизни стало для меня принятие священного сана, которого в 1990 году я удостоился по благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Под святительским омофором владыки проходило все мое дальнейшее служение. В нем нашел я и богомудрого наставника, и любящего отца. Именно от владыки митрополита услышал я глубоко запавшие мне в душу слова его незабвенного аввы — великого иерарха нашей Церкви митрополита Никодима (Ротова): «Ничего для себя не ищи и ни от чего не отказывайся». Памятны для меня слова владыки, которыми наставлял и утешал он меня в дни скорби. Долгая болезнь и смерть моей супруги — тот крест, который помогала мне нести святительская молитва владыки митрополита.
С радостью воспринял я от его руки и монашеский постриг.
Ныне призван я, недостойный, милостивым изволением Святейшего Патриарха и Священного Синода к высокому и ответственному служению Церкви Христовой, к служению в сане архиерейском. Осознаю, что служение епископа — это неустанный труд, требующий мудрости и полной самоотдачи, терпения и любви, ведь епископ, как гласит 39-е Правило Святых Апостолов, ответ Богу воздаст о душах вверенных ему людей Божиих. Сознавая свою человеческую немощь, я уповаю только на всемилостивую помощь Того, Кто сказал: сила Моя в немощи совершается (2 Кор. 12:9).
Ваше Святейшество! Первосвятительское благословение Ваше направляет меня на дальнейшее служение под омофором митрополита Ювеналия — викарием Московской епархии. Велико и ответственно это служение: очень высока планка того многообразного церковного служения, что совершается ныне на благословенной земле Подмосковья. Но многое предстоит еще сделать, многих привести ко Христу.
В Первосвятительском назидании, которого Вы, Ваше Святейшество, меня удостоили, прозвучали слова любимого моего послания апостола Павла к Тимофею — в этих кратких словах содержится программа будущего необъятного служения архиерейского: проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием (2 Тим. 4:2).
Ваше Святейшество! Призываемый ныне, в этот великий час жизни моей, к многотрудному архиерейскому служению, я прошу Ваших Первосвятительских молитв обо мне, грешном: много бо может молитва праведного поспешествуема (Иак. 5:16). О том, чтобы быть мне достойным светильником на свещнице архиерейского служения, чтобы постоянно возгревать мне дар Божий, который получу через рукоположение (2 Тим. 1:6), чтобы быть мне строителем тайн Божиих (свт. Афанасий Великий), содействовать умножению в этом мире любви и знания Бога, в Троице покланяемого (прп. Максим Исповедник).
Трепетно прошу Ваших святых молитв, чтобы с помощью Божией в своем архипастырском служении принести мне добрый плод и преумножить вручаемый мне ныне талант во славу Матери-Церкви.
Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Николаю, епископу Балашихинскому, викарию Московской епархии
Преосвященный епископ Николай!
Сердечно приветствую тебя древним литургическим возгласом «Христос посреде нас» и от души поздравляю с принятием сугубой благодати Святого Духа.
В сей воскресный день по молитвам клира и мирян через возложение архиерейских рук в величественном Храме Христа Спасителя, первый день 2012 года, совершилась твоя личная Пятидесятница — ты стал епископом Церкви Христовой. Отныне ты призываешься к новым трудам, дабы возвещать правду Божию, свидетельствовать об истине и ближним, и дальним, помогая им идти спасительным путем веры. В этом совместном шествии ты должен быть, по завету апостола, «образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4:12).
Прежде чем принять из моих рук архиерейской жезл — видимый знак дарованной тебе власти — и приступить к исполнению высокой и ответственной миссии, надлежит тебе в соответствии с установившейся традицией внять слову назидания.
Святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский, имя которого ты получил в монашестве, оглядываясь на минувшие полвека своего священнослужения, писал: «Я счастлив, что имею радость служить водворению Царства Божия на земле. Нет важнее сего служения... Наше служение есть духовное рождение чад Богу: какое же рождение не сопряжено с муками? И на них мы заранее должны быть готовы. Но у нас есть источник великого утешения. Чтобы бодро и успешно служить, нужно иметь предварительную уверенность в том, что не тщетно трудимся, что успех увенчает наше делание» (Приветствие архиепископа Японского Николая миссионерскому съезду в Иркутске).
В течение многих лет ты нес церковные послушания рядом с митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием, Патриаршим наместником Московской областной епархии. Неизменно следуя наставлениям архипастыря, ничего не ища для себя и ни от чего не отказываясь, ты с усердием исполнял все многообразие принятых на себя обязательств: был настоятелем Преображенского храма города Балашихи, благочинным церквей Балашихинского округа и пресс-секретарем епархии.
Широкое поле предстоящего тебе служения потребует от тебя еще большего напряжения духовных и телесных сил, жертвенности и самоотдачи. Надеюсь, что, со тщанием трудясь под водительством многоопытного владыки Ювеналия ради созидания церковной жизни, ты, как и прежде, будешь вносить существенный вклад в дело возрождения Православия на Подмосковной земле.
К сожалению, сегодня мы видим, что люди разобщены по самым различным признакам — социальным, имущественным, национальным, партийным. Холодность и отчужденность, одиночество и пессимизм — удел многих наших современников. Но есть нечто, что способно объединять их, разрушить средостения и барьеры. Именно Церковь является общим домом для всех — для правых и левых, для богатых и бедных, для власть имущих и безвластных. Здесь каждый человек может почувствовать себя желанным и родным, своим, а не чужим Богу (см. Еф. 2:19).
Старайся же вернуть в этот Отчий дом заблудших, поддерживай слабых, питай алчущих, утверждай сомневающихся, ободряй малодушных, вразумляй нерадивых. А для этого, прежде всего, научись видеть в каждом человеке образ Божий, даже если он обременен и искажен грехами. Стань заботливым врачом для каждого нуждающегося в духовной помощи. Внемли, чтобы всякий, пришедший во врачебницу, не ушел неисцеленным.
Особое попечение имей о подрастающем поколении. Сегодня многие молодые люди нравственно дезориентированы: находясь под массированным воздействием рекламного шума, они теряют способность критически оценивать стереотипы поведения, навязываемые цивилизацией потребления. Образ их жизни зачастую весьма далек от евангельских нравственных норм, а мотивация поступков — от высоких идеалов. Поэтому именно к юношеству должно быть обращено слово Божие, «которое живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4:12).
Принимая сей жезл, запомни, что вкупе с ним ты берешь на себя и великую ответственность за вручаемое тебе словесное стадо Христово. Опираясь на него, по завету апостола Павла, «проповедуй слово, наставляй во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим. 4:2).
А теперь от полноты ниспосланных тебе даров Святого Духа преподай благословение народу Божию, молитвенно соучаствовавшему в твоей архиерейской хиротонии. Аминь.
Биография
Епископ Балашихинский Николай (Погребняк Святослав Владимирович) родился 15 мая 1950 года в Москве.
В 1973-1978 учился в Московском полиграфическом институте (факультет редактирования печатных изданий). В 1976-2009 г. состоял в браке. Имеет дочь.
6 ноября 1979 г. принял Святое Крещение. В 1975-1990 гг. работал в редакции «Журнала Московской Патриархии», с 1981 по 1990 гг. - в должности заведующего справочно-библиографическим отделом (библиотекой ИО МП). В 1989 г. окончил Московскую духовную семинарию (экстернат).
25 февраля 1990 г. архиепископом Можайским Григорием рукоположен в сан диакона к храму Святой Троицы г. Люберцы Московской епархии. 27 августа 1990 г. им же рукоположен в сан иерея. До 1992 г. служил в Троицком храме г. Люберцы. 23 июля 1992 г. назначен настоятелем Преображенского храма г. Балашихи. С 1997 г. — член редакционной коллегии журнала «Московские епархиальные ведомости». 21 июля 1998 г. назначен благочинным церквей Балашихинского округа Московской епархии. В 1998-2004 гг. — секретарь комиссии по издательской деятельности Московской епархии. 12 октября 2004 г. назначен председателем отдела по издательской деятельности и связям со СМИ Московской епархии. В 2009 г. награжден крестом с украшениями. 31 марта 2011 г. назначен пресс-секретарем Московской епархии.
28 сентября 2011 г. в Крестовом храме Преображения Господня Новодевичьего монастыря г. Москвы митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием пострижен в монашество с именем Николай в честь святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского.
Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал № 114) избран епископом Балашихинским, викарием Московской областной епархии.