выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Опыт церковной дискуссии о высшем управлении Российской Церкви
Работа Предсоборного Присутствия над преобразованием высшей церковной власти и управления не могла быть ограничена обсуждением состава и компетенции членов ожидаемого церковным обществом в 1906 году Поместного Собора Всероссийской Церкви, осуществиться вне поиска путей реформирования Святейшего Синода. Необходимо было выстроить систему, в которой нашлось бы место не только Синоду, но и Первоиерарху Церкви, а также периодически созываемому Поместному Собору. Нужно было подумать и о новых принципах взаимоотношений Церкви и государства, коль скоро высшее церковное управление предполагалось подвергнуть серьезным изменениям. Данные темы и стали предметом обсуждений членов Присутствия, результатом которых явились конкретные проекты церковных преобразований. PDF-версия.
17 июня 2021 г. 20:00
Опыт церковной дискуссии о высшем управлении Российской Церкви
В истории Русской Церкви 1906 год ознаменован дискуссией, состоявшейся в преддверии Всероссийского Церковного собора. Важнейшей темой, рассматривавшейся на заседаниях Особого Присутствия, известного в исторической литературе более под именем Предсоборного, стало проектирование состава и структуры ожидаемого Собора, правомочий участников соборной работы, порядка работы Собора, а также моделирование системы высшего церковного управления, призванной прийти на смену существовавшей в то время синодальной форме. Еще одним вопросом, обратившим на себя внимание экспертов Присутствия, стали церковно-государственные отношения, которые нуждались в корректировке как по причине изменений государственной политики в религиозной сфере, так и в связи с намеченной реформой в области высшего церковного управления. PDF-версия.
21 мая 2021 г. 16:00
Документы
Хиротония
ЖМП № 1 январь 2012 /  12 марта 2012 г. 01:00
версия для печати версия для печати

О хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве. Историко-правовой комментарий

Положение о хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве, было принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 3 февраля 2011 года. Необходимо подчеркнуть, что практика хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве, рассматривается в Положении как исключительная (п. 1 Положения). В Положении устанавливаются определенные требования к кандидату на хиротонию в безбрачном состоянии без принятия монашества, к числу которых относятся следующие:

1. возрастной ценз: хиротония безбрачных лиц может совершаться только по достижении ими 30-летнего возраста (п. 2 Положения);

2. образовательный ценз:

а) кандидат на хиротонию, будучи безбрачным лицом, не состоящим в монашестве, обязан до хиротонии получить законченное высшее очное образование в семинарии, академии или ином признаваемом Русской Православной Церковью высшем учебном заведении, предоставляющем богословское образование;

б) в случае получения вышеуказанного образования заочно кандидат обязан пройти как минимум трехлетнюю практику в качестве штатного или сверхштатного, но постоянно трудящегося церковнослужителя при кафедральном соборе, патриаршем или архиерейском подворье, монастыре и т.п. по благословению правящего архиерея и под его контролем, а также под руководством опытного священнослужителя (п. 3 Положения).

Решение о хиротонии безбрачного лица, не состоящего в монашестве, принимается епархиальным архиереем на основании документов, в число которых входит:
положительное представление епархиального совета, сделанное по итогам собеседования и изучения сопутствующих материалов;

письменная рекомендация духовника кандидата;

письменная рекомендация ректора духовной школ, где обучался кандидат;

письменная рекомендация настоятеля храма или монастыря, при котором кандидат проходил практику (п. 4 Положения).

Положением предусматривается составление списка клириков, рукоположенных в безбрачном состоянии без принятия монашеских обетов. Этот список должен включаться в ежегодные епархиальные отчеты на имя Патриарха Московского и всея Руси. В списке должны указываться, помимо возраста и образования клирика, причины рукоположения в безбрачном состоянии (п. 5 Положения).

Безбрачное состояние ставленника

Безбрачное состояние кандидата, не состоящего в монашестве, может определяться следующими обстоятельствами:

а) кандидат ранее не состоял в браке;

б) кандидат состоял в браке, но брак был расторгнут;

в) кандидат является вдовцом.

Указанные обстоятельства определяют исключительность хиротонии безбрачного лица, не состоящего в монашестве, в особенности в случае наступления безбрачного состояния из-за расторжения брака или же в случае, когда кандидат ранее не состоял в браке.

Данное утверждение, содержащееся в Положении, опирается на каноническую традицию Православной Церкви. Так, 5-е правило святых апостолов устанавливает запрет на развод духовных лиц со своими женами «под видом благоговения» и утверждает законность брака священнослужителей. 20-е правило Карфагенского Собора вводит требование о «побуждении» [кандидатов на хиротонию] к заключению брака или принятию монашеских обетов.

Каноническими предписаниями Православной Церкви устанавливается запрет на вступление в брак после хиротонии (Ап. 26, IV Всел. 14, Трул. 3, 6, 13, 30).

6-е правило Трулльского Собора устанавливает, что кандидат в клир, желающий вступить в брак, должен сочетаться браком до рукоположения во диаконы, пресвитеры, а также и иподиаконы.

13-е правило Трулльского Собора порицает утвердившуюся «в римской Церкви» практику рукоположения безбрачных лиц, не состоящих в монашестве, и осуждает целибат как противоречащий древним апостольским установлениям. В соответствии с 5 и 26-м апостольскими правилами и 3-м правилом I Вселенского Собора, подтвержденными 13-м правилом Трулльского Собора, первый законный брак не служит препятствием к священству. Женатые ставленники не должны разлучаться с законными супругами до или после рукоположения. Священнослужитель, изгоняющий от себя законную супругу под видом благочестия, подлежит отлучению от священнодействия, а в случае упорства извергается из сана; последнему наказанию подлежит и тот, кто принуждает священнослужителя разлучиться со своей законной супругой1.
В целом же признание исключительности случаев хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве, находится в полном соответствии с канонической традицией Православной Церкви2.

Возраст ставленника

14-м правилом Трулльского Собора устанавливаются возрастные ограничения для поставления во диаконы и священники. Кандидат во диаконы должен быть не моложе 25 лет, а во пресвитеры — 303.

В Русской Церкви в синодальный период была, в частности, установлена норма, утверждавшая возрастной ценз для кандидатов во диаконы и священники соответственно 25 и 30 лет, но также вводившая новый возрастной ценз для священнослужителей. Ставленники-вдовцы или безбрачные лица, ранее не состоявшие в браке, могли возводиться в чан диакона или священника только по достижении возраста 40 лет4.

Поместный Собор 1917–1918 годов вынес в июле 1918 года определение о возведении в священный сан безбрачных лиц и понизил возрастной ценз лиц, рукополагаемых в состоянии целибата, с 40 до 30 лет5.
Именно на это постановление и содержится ссылка в рассматриваемом Положении, устанавливающем возрастной ценз для ставленников, не состоящих в браке и не принесших монашеских обетов.

1 «Понеже мы уведали, что в римской церкви, в виде правила, предано, чтобы те, которые имеют быти удостоены рукоположения во диакона, или пресвитера, обязывались не сообщатися более со своими женами: то мы, последуя древнему правилу апостольского благоустройства и порядка, соизволяем, чтобы сожитие священнослужителей по закону и впредь пребыло ненарушимым, отнюдь не расторгая союза их с женами, и не лишая их взаимного в приличное время соединения. И тако, аще кто явится достойным рукоположения в иподиакона, или во диакона, или во пресвитера, таковому отнюдь да не будет препятствием в возведению на таковую степень сожитие с законною супругою; и от него во время поставления да не требуется обязательства в том, что он удержится от законного сообщения с женою своею, дабы мы не были принуждены сим образом оскорбить Богом установленный, и Им в Его пришествии благословенный брак. Ибо глас Евангелия вопиет: что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 6).И апостол учит: брак честен, и ложе нескверно (Евр. 13, 4). Такожде: Соединен ли ты с женой? не ищи развода (1 Кор. 7, 27). Аще же кто, поступая вопреки апостольским правилам, дерзнет кого либо из священных, то есть, пресвитеров, или диаконов, или иподиаконов, лишати союза и общения с законною женою: да будет извержен. Подобно аще кто, пресвитер, или диакон, под видом благоговения, изгонит жену свою: да будет отлучен от священнослужения, а пребывая непреклонным, да будет извержен: Правила Святых Вселенских Соборов с толкованиями. М., 2000 [репр. изд. 1877 г.]. С. 322–325.

2 См., например: Pitsakis C.G. Clerg? mari? et c?libat dans la l?gislation du Concile in Trullo: le point de vue oriental// The Council in Trullo revisited. Ed. G. Nedungatt, M. Featherstone. Roma, 1995. P. 263–306, esp. p. 280–281, 290–291.

3 Ср. 11 Неок. и 16 Карф.

4 Положение о составе приходов и церковных причтов от 16 апреля 1869 г. // Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1873. Т. 44. Ч. 1. С. 324.

5 «В изменение установленного в Русской Церкви порядка, по коему возведение в сан диакона и священника лиц, не обязанных супружеством и не состоящих в иночестве, дозволяется лишь по достижении ими сорока лет, допустить посвящение в сан диакона и священника в безбрачном состоянии лиц, достигших тридцатилетнего возраста, по особливом испытании со стороны рукополагающего Епископа» — Определение Священного Собора Православной Российской Церкви о возведении в священный сан лиц в безбрачном состоянии от 18 (31) июля 1918 г. // Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Вып. 1–4. М., 1994 (репр. изд. 1918 г.). Вып. 4. С. 44

12 марта 2012 г. 01:00
Ключевые слова: хиротония
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00