iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Циничная афера на уровне государства
Одним из распространенных стереотипов советской историографии изъятия храмового имущества в 1922 году являлся тезис о всенародной поддержке этой антицерковной кампании государства. И хотя изъятие ценностей часто проходило в форме грабежа и почти всегда на фоне волнений среди верующих, многие ученые до сих пор уверены: широкие слои народа с пониманием отнеслись к тому, что Церковь должна отдать властям все, что у нее есть, включая священные сосуды. Мифы об изъятии церковных святынь, порожденные советскими пропагандистами столетие назад, на основе новых архивных данных «Журналу Московской Патриархии» прокомментировал научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ, кандидат философских наук, кандидат богословия священник Сергий Иванов. PDF-версия.
22 июля 2022 г. 11:00
В единстве с Русской Православной Церковью
Двадцать девятого декабря 2021 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви был образован Патриарший экзархат Африки в составе Северо-Африканской и Южно-Африканской епархий. Главной причиной такого решения стало вступление Патриарха Александрийского Феодора в общение с раскольниками. В ноябре 2019 года он объявил о признании украинской раскольнической группировки, начал поминать ее руководителя в качестве Предстоятеля автокефальной Церкви и даже сослужил ему за Божественной литургией. Решение Русской Церкви основывалось также на многочисленных обращениях православного духовенства африканских стран в адрес Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с просьбой о принятии их под его Первосвятительский омофор. Образовав Патриарший экзархат Африки, Московский Патриархат предоставил каноническую защиту тем африканским клирикам, которые не захотели быть соучастниками беззаконной легализации раскола. После принятия исторического решения об образовании Патриаршего экзархата Африки по благословению Патриаршего экзарха Африки митрополита Клинского Леонида на континент были направлены первые миссионерские группы. PDF-версия.
4 июля 2022 г. 15:00
Вышел в свет №7 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год
Этот номер придет к вам, дорогие читатели, в июле, когда в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла в храмах будет звучать тропарь «Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие...» Кто-то из нас вспомнит, что «первопрестольницы» они по-разному: Петр был ближайшим учеником Господа, а Павел не был участником евангельских событий. Но Церковь прославляет их в один день и изображает на одной иконе. Зачем? Может быть, желая напомнить, что к Богу могут вести разные пути? И вот уже Павел — враг Христа, ставший Его преданнейшим другом, — пишет гимн любви на все времена: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий (1 Кор. 13, 1). И оказывается, что в этих удивительных словах апостола о любви, написанных две тысячи лет назад, — вся жизнь, все смыслы и вся правда. 
29 июня 2022 г. 15:30
Документы
1 февраля 2013 г. 01:00
версия для печати версия для печати

Первосвятитель о своем служении

1 февраля 2013 года, в четвертую годовщину интронизации, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогой владыка Ювеналий! Дорогие отцы, матушки игумении! Братья и сестры!

Я всех вас благодарю за вашу молитву сегодня — в день, который является в моей жизни, может быть, самым главным днем после дня рождения. Ибо четыре года назад с великим душевным трепетом я взошел здесь на трон святителей Московских и всея Руси — с полным пониманием своей ответственности и тех трудностей, которые предлежало мне вкусить.

Четыре года, казалось бы, совсем небольшой срок. Если мы взглянем на четырехлетнего младенца, то увидим, что за четыре года после рождения человек не входит в силу — он еще такой хрупкий, такой слабый, такой беззащитный, так нуждающийся в помощи и поддержке родителей. Но в истории Церкви, особенно в наше весьма динамичное время, в XXI веке, эти четыре года были наполнены таким количеством событий, которых хватило бы и на 40 и больше лет.

Эта спрессованность времени, несущая некий эсхатологический знак, касается и Церкви. Потому что Церковь несет ответственность за спасение людей, несет ответственность за то, чтобы искушения, которые сеет враг рода человеческого, не прорастали в душах. Она несет ответственность за то, чтобы в первую очередь это не происходило в среде епископата и духовенства.

Мы знаем, что сегодня духовенство, возглавляемое епископатом, стоит на передовом рубеже защиты Церкви. Конечно, не всегда и не всем хватает сил, терпения и мужества. Но совершенно очевидно и то, что Господь распятый и Воскресший, основавший Церковь Свою, — вместе с нами, Его последователями, в том числе и в этой эсхатологической драме борьбы добра со злом. Мы не одни, и мы опираемся в своем служении не только на наши знания, полученные через образование, на какие-то силы и способности, которые Бог вложил каждому в его естество. Мы основываемся в первую очередь на той великой миссии, которую Бог через Сына Своего вручил Церкви, а значит, в первую очередь, епископату, а через него духовенству, а через них — всему народу в освящение и спасение рода человеческого. И потому не наши способности и силы играют здесь первенствующую роль, но благодать Божия, которую получаем мы в Таинстве рукоположения и которая сопутствует нам во вся дни жизни нашей.

И, может быть, самый важный урок, который я лично вынес за эти четыре года, заключается в словах, сказанных не мною: все могу об укрепляющем меня Господе Иисусе (см. Флп. 4:13). Потому что не я, не мы, но Христос действует в нас. А для того чтобы было так, нам нужно только сердце свое открывать Ему через покаяние, через молитву, через свершение добрых дел — настолько, насколько мы можем в силу своей человеческой ограниченности эти добрые дела совершать.

Я хотел бы выразить слова особой благодарности Священному Синоду Русской Православной Церкви, с которым Патриарх разделяет всю ответственность по принятию наиболее важных решений. Я благодарю вас, дорогие владыки. В первую очередь, хотел бы поблагодарить постоянных членов Синода, которые постоянно рядом с Патриархом и принимают на себя ответственность за управление Церковью; но также и многих собратьев-архипастырей, которые в качестве временных членов Синода проходили через эти сессии, воспринимая великую ответственность за каждое свершение.

Я благодарю за единомыслие, которое есть в нашем епископате, за понимание общих целей и важности движения к ним. Я благодарю каждого из владык, зде присутствующих, а также всех, кто по немощи не мог быть с нами, за то служение, которое вы, дорогие братья, несете каждый на своем месте, сталкиваясь с проблемами и трудностями. Но по милости Божией за эти четыре года многое было сделано всеми нами, всей Церковью.

Мы сегодня не подводим итоги, тем более не рапортуем празднично о сделанном. Мы со смирением сознаем, что многое сделать еще не удалось, но благодарим Господа за то, что прошли за эти четыре года — и за радости, и за скорби, но в первую очередь за милость, которую Господь, Глава Церкви, даровал всем нам.

И я хотел бы, сердечно поблагодарив всех вас — и архипастырей, и пастырей, и монашествующих, и весь наш народ Божий, — выразить уверенность в том, что в ответ на труды наши, в ответ на молитвенный подвиг, в ответ на благочестие народа нашего Господь приклонит милость ко всем странам исторической Руси, входящим в попечение Русской Православной Церкви, к властям их, к народам их, и сохранит Церковь нашу единой, духовно сильной, вражеской силой непреоборимой, несущей свое служение во славу Божию и во спасение вверенных чад.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
1 февраля 2013 г. 01:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Подрясник как форма проповеди
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл статей, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала именно в том, что это ответ не одного пастыря, а целая палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
6 августа 2022 г. 19:00