выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00
Глубокая вера русского народа неизменна
Антиохийская Церковь — одна из древнейших Православных Церквей, основанная апостолом Петром. Отношения Русской и Антиохийской Православных Церквей имеют давнюю историю, которой уже более 1000 лет. С XVI века отношения двух Церквей вышли на новый уровень, Антиохийские Патриархи стали регулярно посещать Россию, которая с этого времени стала покровителем Православных Церквей на османском Востоке. В середине XIX века в Москве открылось Антиохийское подворье — представительство Церкви Антиохии в России. В конце 1920-х годов подворье закрыли, но через 20 лет, спустя ровно столетие после открытия, подворье возобновило свою деятельность. Больше 75 лет Антиохийское подворье беспрерывно действует в Москве, из них уже почти полвека представителем Антиохийской Церкви является митрополит Филиппопольский Нифон — выдающийся церковный иерарх, свидетель жизни Русской Церкви в советские годы и в наши дни. Об истории и деятельности подворья, русском храме в Ливане, своей жизни в России и восстановлении евхаристического общения между Антиохийской и Иерусалимской Церквами владыка Нифон рассказал в интервью «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
20 июня 2024 г. 15:00
Верный cвидетель (Притч. 14, 25)
В этом году исполнилось 45 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), 12 лет (1960–1972) возглавлявшего Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата в сложное для Церкви время хрущевских гонений и раннего застоя. Выросший в обычной советской семье и, несмотря на это, мечтавший с юности о монашестве, митрополит Никодим принял постриг в 18 лет. За свою непродолжительную земную жизнь он успел сделать очень многое для Русской Православной Церкви. Обладая талантом дипломата, митрополит Никодим приобрел всемирную известность и глубокое уважение своей преданностью вере Христовой, а также экуменической, миротворческой и патриотической деятельностью. Его трудами Русская Церковь обрела особый авторитет не только среди Поместных Православных Церквей, но и в христианском мире в целом. Его усилиями вступление Русской Церкви в 1961 году во Всемирный Совет Церквей стало плодотворным, способствуя широкому и убедительному свидетельству об истине Святого Православия. Анализу этого периода деятельности выдающегося иерарха посвящена статья старшего преподавателя Московской духовной академии иерея Илии Письменюка. PDF-версия.
3 ноября 2023 г. 13:00
Документы
1 февраля 2013 г. 01:00
версия для печати версия для печати

Первосвятитель о своем служении

1 февраля 2013 года, в четвертую годовщину интронизации, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогой владыка Ювеналий! Дорогие отцы, матушки игумении! Братья и сестры!

Я всех вас благодарю за вашу молитву сегодня — в день, который является в моей жизни, может быть, самым главным днем после дня рождения. Ибо четыре года назад с великим душевным трепетом я взошел здесь на трон святителей Московских и всея Руси — с полным пониманием своей ответственности и тех трудностей, которые предлежало мне вкусить.

Четыре года, казалось бы, совсем небольшой срок. Если мы взглянем на четырехлетнего младенца, то увидим, что за четыре года после рождения человек не входит в силу — он еще такой хрупкий, такой слабый, такой беззащитный, так нуждающийся в помощи и поддержке родителей. Но в истории Церкви, особенно в наше весьма динамичное время, в XXI веке, эти четыре года были наполнены таким количеством событий, которых хватило бы и на 40 и больше лет.

Эта спрессованность времени, несущая некий эсхатологический знак, касается и Церкви. Потому что Церковь несет ответственность за спасение людей, несет ответственность за то, чтобы искушения, которые сеет враг рода человеческого, не прорастали в душах. Она несет ответственность за то, чтобы в первую очередь это не происходило в среде епископата и духовенства.

Мы знаем, что сегодня духовенство, возглавляемое епископатом, стоит на передовом рубеже защиты Церкви. Конечно, не всегда и не всем хватает сил, терпения и мужества. Но совершенно очевидно и то, что Господь распятый и Воскресший, основавший Церковь Свою, — вместе с нами, Его последователями, в том числе и в этой эсхатологической драме борьбы добра со злом. Мы не одни, и мы опираемся в своем служении не только на наши знания, полученные через образование, на какие-то силы и способности, которые Бог вложил каждому в его естество. Мы основываемся в первую очередь на той великой миссии, которую Бог через Сына Своего вручил Церкви, а значит, в первую очередь, епископату, а через него духовенству, а через них — всему народу в освящение и спасение рода человеческого. И потому не наши способности и силы играют здесь первенствующую роль, но благодать Божия, которую получаем мы в Таинстве рукоположения и которая сопутствует нам во вся дни жизни нашей.

И, может быть, самый важный урок, который я лично вынес за эти четыре года, заключается в словах, сказанных не мною: все могу об укрепляющем меня Господе Иисусе (см. Флп. 4:13). Потому что не я, не мы, но Христос действует в нас. А для того чтобы было так, нам нужно только сердце свое открывать Ему через покаяние, через молитву, через свершение добрых дел — настолько, насколько мы можем в силу своей человеческой ограниченности эти добрые дела совершать.

Я хотел бы выразить слова особой благодарности Священному Синоду Русской Православной Церкви, с которым Патриарх разделяет всю ответственность по принятию наиболее важных решений. Я благодарю вас, дорогие владыки. В первую очередь, хотел бы поблагодарить постоянных членов Синода, которые постоянно рядом с Патриархом и принимают на себя ответственность за управление Церковью; но также и многих собратьев-архипастырей, которые в качестве временных членов Синода проходили через эти сессии, воспринимая великую ответственность за каждое свершение.

Я благодарю за единомыслие, которое есть в нашем епископате, за понимание общих целей и важности движения к ним. Я благодарю каждого из владык, зде присутствующих, а также всех, кто по немощи не мог быть с нами, за то служение, которое вы, дорогие братья, несете каждый на своем месте, сталкиваясь с проблемами и трудностями. Но по милости Божией за эти четыре года многое было сделано всеми нами, всей Церковью.

Мы сегодня не подводим итоги, тем более не рапортуем празднично о сделанном. Мы со смирением сознаем, что многое сделать еще не удалось, но благодарим Господа за то, что прошли за эти четыре года — и за радости, и за скорби, но в первую очередь за милость, которую Господь, Глава Церкви, даровал всем нам.

И я хотел бы, сердечно поблагодарив всех вас — и архипастырей, и пастырей, и монашествующих, и весь наш народ Божий, — выразить уверенность в том, что в ответ на труды наши, в ответ на молитвенный подвиг, в ответ на благочестие народа нашего Господь приклонит милость ко всем странам исторической Руси, входящим в попечение Русской Православной Церкви, к властям их, к народам их, и сохранит Церковь нашу единой, духовно сильной, вражеской силой непреоборимой, несущей свое служение во славу Божию и во спасение вверенных чад.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
1 февраля 2013 г. 01:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00