выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Глубокая вера русского народа неизменна
Антиохийская Церковь — одна из древнейших Православных Церквей, основанная апостолом Петром. Отношения Русской и Антиохийской Православных Церквей имеют давнюю историю, которой уже более 1000 лет. С XVI века отношения двух Церквей вышли на новый уровень, Антиохийские Патриархи стали регулярно посещать Россию, которая с этого времени стала покровителем Православных Церквей на османском Востоке. В середине XIX века в Москве открылось Антиохийское подворье — представительство Церкви Антиохии в России. В конце 1920-х годов подворье закрыли, но через 20 лет, спустя ровно столетие после открытия, подворье возобновило свою деятельность. Больше 75 лет Антиохийское подворье беспрерывно действует в Москве, из них уже почти полвека представителем Антиохийской Церкви является митрополит Филиппопольский Нифон — выдающийся церковный иерарх, свидетель жизни Русской Церкви в советские годы и в наши дни. Об истории и деятельности подворья, русском храме в Ливане, своей жизни в России и восстановлении евхаристического общения между Антиохийской и Иерусалимской Церквами владыка Нифон рассказал в интервью «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
20 июня 2024 г. 15:00
Верный cвидетель (Притч. 14, 25)
В этом году исполнилось 45 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), 12 лет (1960–1972) возглавлявшего Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата в сложное для Церкви время хрущевских гонений и раннего застоя. Выросший в обычной советской семье и, несмотря на это, мечтавший с юности о монашестве, митрополит Никодим принял постриг в 18 лет. За свою непродолжительную земную жизнь он успел сделать очень многое для Русской Православной Церкви. Обладая талантом дипломата, митрополит Никодим приобрел всемирную известность и глубокое уважение своей преданностью вере Христовой, а также экуменической, миротворческой и патриотической деятельностью. Его трудами Русская Церковь обрела особый авторитет не только среди Поместных Православных Церквей, но и в христианском мире в целом. Его усилиями вступление Русской Церкви в 1961 году во Всемирный Совет Церквей стало плодотворным, способствуя широкому и убедительному свидетельству об истине Святого Православия. Анализу этого периода деятельности выдающегося иерарха посвящена статья старшего преподавателя Московской духовной академии иерея Илии Письменюка. PDF-версия.
3 ноября 2023 г. 13:00
Понять русскую душу через молитву
В 1906 году вышло первое издание классической книги богослужебных текстов на английском языке Orthodox Service Book («Православный богослужебный сборник»). Она представляет собой сборник чинопоследований и молитв, переведенный с церковнославянского на английский язык известным американским филологом Изабель Флоренс Хэпгуд. Ее судьба поразительным образом тесно переплелась с судьбами великих людей России: Патриарха Тихона, когда он еще был архиепископом Алеутским и Северо-Американским, праведного Иоанна Кронштадтского, русских писателей Ф. М. Достоевского, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, а также святых Американской Церкви. История о том, как начался путь Изабель Хэпгуд к переводу православного богослужения, которым до сих пор пользуются православные общины Северной Америки, — в нашем специальном материале. PDF-версия.    
18 мая 2023 г. 14:00
Документы
епископ Ханты-Мансийский и Сургутский Павел
ЦВ № 12 (457) июнь 2011 /  24 июня 2011 г.
версия для печати версия для печати

Епископ Павел: Архиерейское служение — неустанный труд, требующий самоотверженности

12 июня, в день Святой Троицы (Пятидесятницы), Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Павла (Фокина) во епископа Ханты-Мансийского и Сургутского.

Слово архимандрита Павла (Фокина) при наречении во епископа Ханты-Мансийского и Сургутского

Ваше Святейшество, Святейший владыка и отец!
Ваши Высокопреосвященства, ваши Преосвященства, богомудрые архипастыри!
Промыслом Божиим и милостивым изволением Святейшего Патриарха и Священного Синода призван я, недостойный, к высокому и ответственному служению Святой Православной Церкви в сане епископа. Знаю, что архиерейское служение — это неустанный труд, требующий самоотверженности, мудрости, терпения и любви, так как «епископу вверены люди Господни, и он воздаст о душах их», говорит нам 39-е правило святых апостолов. Сознавая свою человеческую немощь, я уповаю только на всемилостивую помощь Господа нашего Иисуса Христа, на силу Духа Святого, который подкрепляет нас в немощах наших (Рим. 8, 26), наставляет нас на всякую правду. Я глубоко верую во всемогущество Божие, ибо пройденный путь моей жизни убеждает меня в словах Господа: Не вы Меня избрали, а Я вас избрал (Ин. 15, 16) и Сила Моя совершается в немощи (2 Кор. 12, 9).
Мое детство и юность пришлись на время, когда воинствующий атеизм был возведен в ранг государственной политики. Но, слава Богу, мои родители, хранившие в сердце своем веру православную, воспитали и меня в вере, приобщили к молитве, научили меня не быть самоуверенным, а полагаться на волю Божию, на предстательство и заступничество Пресвятой Богородицы. После школы, отслужив в армии, я окончил дирижерско-хоровое отделение Сумского культпросветучилища, работал регентом детского хора и хора учителей средней школы. И всё это время меня не покидала надежда, что полученные мною профессия и опыт могут быть востребованы на поприще церковного служения, если будет на то воля Божия. С этой мыслью в 1985 году я переехал в Ленинград. Здесь Промыслом Божиим моя надежда осуществилась. Первое церковное послушание я проходил в Преображенском соборе, где был чтецом и псаломщиком. Всегда храню в сердце глубокую признательность настоятелю Спасо-Преображенского собора профессору Санкт-Петербургских духовных семинарии и академии протоиерею Николаю Гундяеву. Под его отеческим руководством я прошел первую ступень церковного служения и через четыре года получил благословение и рекомендации отца Николая на поступление в духовную семинарию. С низким поклоном благодарю всех, кто способствовал моему духовному становлению, — преподавателей Санкт-Петербургских духовных школ, где я получил духовное образование и степень кандидата богословия.
Особо я хотел бы поблагодарить митрополита Астанайского и Казахстанского Александра, который 21 сентября 1996 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы, рукоположил меня в сан диакона и 27 сентября — в сан иерея. 8 октября я принял монашеский постриг. Под руководством владыки Александра я проходил свое служение в Костромской епархии в качестве наместника Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря (неся одновременно и другие епархиальные послушания) до 2002 года. Господь судил мне нести церковное послушание в очень непростое время. 1990-е годы — начало возрождения церковной и монастырской жизни; чудом пришло время «собирать камни», но мы помним, как враг рода человеческого стремился противоборствовать церковному строительству: антиправославная экспансия извне, мощная антицерковная кампания, развязанная отечественными ультралиберальными СМИ. В таких условиях актуальными для наших архипастырей стали слова Господа, обращенные к Его апостолам: будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (Мф. 10, 16). Служение в Костромской епархии под омофором владыки Александра стало для меня школой опыта церковного устроения.
В октябре 2002 года стезя церковного служения привела меня на Святую землю. Господь сподобил меня, грешного, соприкоснуться с величайшими христианскими святынями: в течение трех месяцев я нес послушание помощника начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме, затем я назначен был настоятелем Свято-Николаевского собора в Сан-Франциско, а с августа 2007 года назначен на должность настоятеля Свято-Николаевского ставропигиального прихода в Риме. И опять Господь сподобил меня прикоснуться к священной памяти апостольских времен, которую хранят святыни Вечного города. Выражаю сердечную благодарность Его Высокопреосвященству архиепископу Егорьевскому Марку, возглавляющему Управление Московской Патриархии по зарубежным учреждениям, под чьим началом я проходил часть своего пастырского служения в дальнем зарубежье.
Всю мою жизнь я чувствую и сознаю свое недостоинство, но десница Всевышнего вела меня от силы в силу. Теперь Господь привел меня приобщиться благодати архиерейства. Я преклоняюсь перед всесильной десницей Божией и смиренно реку: «Буди воля Твоя, Господи, на мне».
Ваше Святейшество, хотел бы выразить Вам сыновнюю благодарность за доверие и честь, которые Вы оказываете мне Вашим избранием, что обязывает меня к особой ответственности перед Вами и всей Русской Православной Церковью за сохранение единства и мира церковного. Надеюсь, весь тот опыт служения, приобретенный в родном Отечестве и за его пределами, поможет мне в моем дальнейшем епископском служении.
Ваше Святейшество, богомудрые святители Христовы, молю не оставить меня вашими святыми молитвами и опытным руководством, дабы не стыдно было мое архипастырское служение, а по заповеди Христовой принесло добрый плод — во славу Божию Его Святой Апостольской Церкви.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Павлу, епископу Ханты-Мансийскому и Сургутскому

Преосвященный епископ Павел!
В сей великий и спасительный день Пятидесятницы, за Божественной литургией, совершенной в древней обители, некогда основанной Преподобным Сергием Радонежским в честь и славу Святой Троицы, свершилась и твоя личная Пятидесятница. В таинстве хиротонии посредством возложения архиерейских рук и по молитвам Церкви тебе ниспослана благодать Всесвятого Духа. Отныне ты епископ Русской Православной Церкви, преемник апостолов, избранный и поставленный на высокое и ответственное служение, цель которого вековечна и неизменна — возвещать правду Божию, свидетельствовать об истине ближним и дальним, помогать им идти спасительным путем веры.
Прежде чем отправиться к своей пастве в недавно учрежденную Ханты-Мансийскую и Сургутскую епархию, тебе надлежит в соответствии с установившейся традицией внять слову назидания и принять из моих рук архиерейский жезл — видимый знак дарованной власти.
Неисследимыми путями (ср.: Рим. 11, 33) Господь вел тебя к сегодняшнему дню. По благословению священноначалия ты восстанавливал иноческое делание в Свято-Троицком Ипатьевском монастыре в Костроме, трудился в Русской духовной миссии в Иерусалиме, возглавлял приходы Свято-Николаевского собора в Сан-Франциско и храма Святителя Николая в Риме. Исполняя все эти послушания, ты на практике познал, насколько важно в современных условиях нести миру спасительное слово Евангелия; убеждая кротостью и снисхождением Христовым, как учит нас святой Павел (ср.: 2 Кор. 10, 1), подавать личный пример милосердия, сострадания и жертвенной любви к ближним.
Бог нам прибежище и сила, — восклицал пророк и псалмопевец Давид (Пс. 45, 2). Эти слова особенно остро должны чувствоваться тобой в нынешний день. Не забывай их и во все прочие дни жизни твоей. Ищи поддержку своим человеческим силам в Божественной благодати, которая стяжается усердной молитвой.
Совершение святой евхаристии да будет всегда тебе в помощь и во укрепление на всех путях твоего архипастырского делания. Пусть приобщение Божественному естеству, как учит нас апостол Петр (ср.: 2 Пет. 1, 4), которого сподобляется приступающий к принятию святых Христовых таин, всегда остается неиссякаемым источником сил и вдохновения.
Место предстоящего тебе служения находится на значительном удалении от церковного центра. Однако это не может быть препятствием для реализации в жизни епархии иерархического начала, верности принесенной тобой присяги и неуклонному пребыванию в послушании Церкви.
Много было сделано на земле Ханты-Мансийского округа Преосвященным архиепископом Димитрием, который сегодня в сонме архиереев возлагал на тебя свою руку. Однако многое предстоит тебе совершить сверх того.
Край всё еще остро нуждается в ревностной проповеди Евангелия, в строительстве храмов Божиих, в созидании епархиальной и приходской деятельности с учетом обстоятельств современности. Люди должны чувствовать попечение о них Церкви и понимать, что все происходящие изменения обусловлены единственной целью — заботой об их духовном возрастании и укреплении в правде Божией.
Старайся личным примером являть добродетель милосердия. Социальное служение сегодня требует систематической работы и не может ограничиваться отдельными актами благотворительности, потому что помощь больным, немощным, убогим есть не вторичное дело Церкви, но пребывает в самом центре нашей проповеди, ибо Сам Христос Спаситель исцелял и нес утешение и поддержку страждущим.
Помни, что Церковь — это всегда община. Стремись к тому, чтобы каждый приход, подворье или монастырь стали в подлинном смысле слова образцом братской любви и взаимопомощи, когда у множества уверовавших... одно сердце и одна душа (Деян. 4, 32). Однако этого невозможно добиться одному, без помощи клира и активных прихожан. Посему имей попечение о подготовке достойных кандидатов в священный сан, способных разделить с тобою нелегкое бремя трудов в винограднике Христовом. Заботься также и о том, чтобы катехизация и религиозное образование приносили достойные плоды, чтобы в душах верующих вызревала готовность к соработничеству со своим архипастырем и духовенством.
Особенное внимание следует уделять работе с юными прихожанами. Целеустремленность, энергичность и готовность к самопожертвованию, многообразие талантов молодых христиан могут и должны найти себе применение в церковной среде, где, по слову апостола, дары различны, но Дух один и тот же (1 Кор. 12, 4) и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех (1 Кор. 12, 6).
Неложным духовным ориентиром и действенным подспорьем в предстоящем тебе служении да будут слова молитвы, составленной святителем Василием Великим и читаемой в праздник Святой Троицы, той молитвы, которую мы только что слышали: «Дух премудрости Твоея моим подаждь помышлением... Духом страха Твоего моя осени дела, и Дух правый обнови во утробе моей, и Духом владычним мыслей моих поползновение утверди; да на всяк день Духом Твоим благим к полезному наставляемь, сподоблюся творити заповеди Твоя, и Твое присно памятствовати славное пришествие» (вторая коленопреклонная молитва святителя Василия Великого).
Итак, принимая сей жезл, запомни, что вкупе с ним ты принимаешь и великую ответственность за вручаемое тебе словесное стадо Христово. Опираясь на сей жезл, по завету апостола, проповедуй слово, наставляй во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием (2 Тим. 4, 2). А теперь от полноты ниспосланных тебе даров Святого Духа преподай благословение народу Божию, молитвенно соучаствовавшему в твоей архиерейской хиротонии. И да будет предлежащее тебе служение христоподражательным, многоплодным и спасительным. Аминь.

Епископ Ханты-Мансийский и Сургутский Павел (Павел Семенович Фокин).
Родился 9 января 1956 г. в пос. Кучеровка (Глуховский р-н Сумской обл., Украина). В 1974–1976 гг. служил в рядах Советской армии. В 1985 г. переехал в Ленинград. Нес послушание чтеца и псаломщика в Преображенском соборе. В 1989–1992 гг. учился в Ленинградской духовной семинарии.
В 1992 г. поступил в Ленинградскую духовную академию.
В 1996 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Мальтийский орден и его историческое развитие». 21 сентября 1996 г. архиепископом Костромским и Галичским Александром рукоположен во диакона, 27 сентября — во пресвитера.
8 октября 1996 г. пострижен в монашество с именем Павел в честь преподобного Павла, Обнорского и Комельского чудотворца. 31 октября 1996 г. утвержден в должности наместника Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря г. Костромы.
17 октября 1997 г. возведен в сан игумена, 21 мая 1998 г. — в сан архимандрита. За время служения в Костромской епархии нес послушания члена епархиального совета, благочинного церквей г. Костромы, председателя епархиального суда, преподавателя Костромской духовной семинарии. Одновременно являлся настоятелем храма св. ап. Иоанна Богослова г. Костромы.
В 2002–2003 гг. — помощник начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме.
В 2003–2007 гг. — настоятель Свято-Николаевского собора в г. Сан-Франциско (США).
В 2007–2011 гг. — настоятель Свято-Николаевского ставропигиального прихода г. Рима.
Решением Священного Синода от 30 мая 2011 г. (журнал № 43) избран правящим архиереем новообразованной Ханты-Мансийской епархии.

24 июня 2011 г.
Ключевые слова: хиротония
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00