iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Возврат церковного имущества — долг государства перед Церковью
Русской Православной Церкви возвращены икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева и рака святого благоверного князя Александра Невского. Святейший Патриарх Кирилл назвал оба этих события историческими. Так постепенно восстанавливается историческая справедливость: отнятые у Церкви святыни и имущество снова переходят под ее омофор. Какими правовыми актами сегодня регулируется передача имущества и святынь Церкви, что позволило большевистской власти сто лет назад придать легитимность грабежу церковного имущества, в каком правовом статусе теперь находятся икона «Святая Троица» и рака Александра Невского, «Журналу Московской Патриархии» рассказала руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). PDF-версия.
30 октября 2023 г. 14:30
На войне как на войне
Военный капеллан Димитрий Василенков из Санкт-Петербурга неоднократно бывал в зонах активных боевых действий. Еще в 2000-е годы он духовно окормлял отряды спецназа и подразделения разведки различных силовых структур, участвовавших в контртеррористических операциях на Северном Кавказе, а в 2008 году сопровождал российские Вооруженные силы во время операции по принуждению Грузии к миру. Его опыт оказался востребован и во время проведения специальной военной операции  на Украине, поэтому в течение последнего года отец Димитрий был несколько раз командирован в Донбасс в зону боевых действий. «Журналу Московской Патриархии» священник рассказал, с чего следует начинать день в зоне военного конфликта, как за пять минут изложить личному составу правила духовной безопасности на войне и почему для него важно самому проводить занятия по тактической медицине для бойцов. PDF-версия.
8 мая 2023 г. 15:30
Документы
24 октября 2012 г.
версия для печати версия для печати

Противодействие дискриминации христиан в мире как вклад в развитие концепции прав человека (доклад)

23 октября председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион принял участие в заседании III Комитета ООН, состоявшемся в штаб-квартире этой международной организации в Нью-Йорке. III Комитет Организации Объединенных Наций специализируется на вопросах прав человека и социальной тематике. На заседании присутствовали представители более ста пятидесяти государств мира.

Архипастырь представил вниманию присутствующих доклад:

Выступая с трибуны столь авторитетной международной организации, я представляю Русскую Православную Церковь, насчитывающую многие миллионы верующих в разных странах.

Одним из важнейших направлений деятельности международных организаций, среди которых ООН занимает ведущее место, является защита прав человека в разных регионах мира. Одно из фундаментальных прав человека – это право на свободу вероисповедания. Наша Церковь неизменно выступает против любых форм дискриминации, преследований и насилия по религиозному признаку.

Сегодня мы являемся свидетелями многочисленных нарушений религиозной свободы и проявлений насилия по отношению к представителям различных религиозных сообществ, а также целых этнорелигиозных групп. Особое внимание я хотел бы остановить на дискриминации и преследованиях христиан – самой гонимой религиозной группы на планете. Каждые 5 минут за веру убивают христианина — такие данные привел представитель ОБСЕ Массимо Интровинье. Более 100 миллионов христиан сегодня подвергается преследованиям, утверждает правозащитная организация Open Doors. Эти цифры должны заставить международное сообщество не только задуматься и заговорить о проблеме дискриминации христиан, но и предпринять решительные действия в их защиту.

На Ближнем Востоке и в Азии происходят драматические процессы, связанные с революциями, вооруженными столкновениями, политическим противостоянием и столкновением экономических интересов. Глубокие общественные трансформации в этих регионах приводят к нарушению веками сложившегося межрелигиозного баланса, ранее позволявшего мирно уживаться различным конфессиональным общинам, представителям религии большинства и религиозных меньшинств. Имеет место радикализация части религиозного большинства, следствием которой становится изменение общественного климата, особенно в том случае, когда радикально настроенные силы получают в свои руки рычаги государственного управления, в том числе возможность изменять законодательство.

В результате этих процессов стремительно ухудшается положение религиозных меньшинств, в первую очередь христиан, в тех странах, в которых они жили веками и которые законно считают своей родной землей.

Наша Церковь традиционно поддерживает тесные братские отношения с древними христианскими Церквами Ближнего Востока. В последнее время мы постоянно получаем от иерархов этих Церквей и от простых верующих ужасающие сведения о различных формах дискриминации и проявлений насилия по отношению к христианам.

Как представитель Русской Православной Церкви я имею долг возвысить голос в защиту моих собратьев-христиан в этом высоком собрании.

Наша Церковь выразила свою озабоченность резким ухудшением положения христиан в различных регионах мира в ряде публичных заявлений и обращений. В конце прошлого года мы провели в Москве международную конференцию "Свобода вероисповедания: проблема дискриминации христиан". В следующем году мы планируем организовать на эту тему международный форум с участием авторитетных религиозных лидеров.

Картина современной дискриминации христиан выглядит удручающе. Приведу конкретные примеры.

В прошлом году 10% населения Сирии составляли христиане. Сегодня в этой охваченной войной стране десятки тысяч христиан стали жертвами религиозной нетерпимости. Их храмы и святыни разрушаются, они покидают города, не надеясь вернуться в свои дома, которые разрушены или захвачены радикально настроенными представителями доминирующей религии. Из сирийского города Хомса под внешним давлением вынуждены были бежать не менее 50 тысяч христиан.

Уважаемый представитель Египта заявил несколько минут назад, что "арабские страны уважают свободу выражения мнения. Но только не такого, которое разжигает ненависть к кому-либо, и не такого, которое направлено против отдельной религии или культуры. Однако уважают свободу выражения мнения, которое обуздывает экстремизм и ненависть". 80-миллионный Египет, где проживают не менее 8 миллионов христиан, переживает массовый исход христианского коптского населения из-за преследований на религиозной почве, которые уже приняли систематический характер. Мы призываем египетское правительство сделать все возможное, чтобы остановить жти преследования и защитить христиан от ненависти и насилия.

Из 60 тысяч христиан Ливии во время гражданской войны более половины покинули страну.

В Ираке до 2003 года проживало более полутора миллионов христиан. В настоящее время там осталась лишь одна десятая часть христианского населения, остальные либо были убиты, либо эмигрировали. В таких странах, как Пакистан, Судан, и Алжир, христиане фактически лишены правовой защиты от насилия и преследуются согласно местным законам.

В Пакистане происходят наиболее жестокие расправы и изощренные издевательства над христианами. И они становятся возможны в силу бездействия властей, то есть безнаказанности преступников. В августе этого года был опубликован список наиболее громких случаев насилия по отношению к детям и подросткам из христианских семей, имевших место в этой стране. Комиссия по защите прав человека в Пакистане сообщает о росте числа похищений девушек с целью их насильственного обращения в ислам. В прошлом году было зарегистрировано около 1800 таких случаев. В последние месяцы по стране прокатилась волна антихристианских выступлений.

Десятки тысяч христиан бегут из Мали в Алжир и Мавританию, где они ищут убежище от радикальных исламистов, активизировавшихся на севере страны. А в Нигерии радикальная исламистская секта "Боко Харам" продолжает физически уничтожать христиан.

Сегодня часто приходится слышать мнение, что христианам, подвергающимся преследованиям, нужно создать условия для свободной эмиграции в третьи страны. Конечно, это необходимо в качестве крайней меры, когда не остается иных способов спасти жизнь людей. Но такие усилия на руку тем, кто преследует инаковерующих, поскольку их цель как раз в том и состоит, чтобы вытеснить христианское население, вынудить его к эмиграции.

Следует, прежде всего, предпринимать все усилия для того, чтобы христиане чувствовали себя в безопасности там, где они жили веками, на земле своих предков. Наиболее значимыми и результативными в данном случае могут быть усилия, предпринимаемые авторитетными международными организациями.

Хотел бы обратить внимание на то, что введение в словарь международного, в том числе правозащитного, сообщества термина "христианофобия" – в 2009 году на конференции ООН по борьбе с расизмом – было более чем своевременным. Представители нашей Церкви настаивали на введении в международный оборот этого термина, и в свете сегодняшних процессов его употребление более чем оправдано, хотя сам это термин лишь частично отражает ту гуманитарную трагедию, которая разворачивается на глазах всего мира. Ее правильно было бы назвать не христианофобией, а гонением на христианство, приобретшим в последние годы систематический и массовый характер.

Мы считаем, что в рамках имеющихся международных механизмов защиты религиозных меньшинств необходимо создать постоянно действующие эффективные центры сбора и изучения информации о дискриминации по религиозному признаку в различных регионах и странах мира, в том числе о преследованиях отдельных христиан и христианских сообществ.

Подобная информация должна привлечь самое пристальное внимание со стороны авторитетных международных организаций, и прежде всего ООН. Конкретные данные о нарушениях прав христиан и о различных формах осуществляемого по отношению к ним насилия позволят включить соответствующий пункт в повестку диалога, который ведут уполномоченные представители ООН и других влиятельных международных структур с правительствами тех стран, где имеют место, а тем более усиливаются проявления ненависти к христианам.

Каждый случай насилия и преследований верующих, и прежде всего религиозных меньшинств, должен становиться предметом судебного разбирательства как в национальных, так и международных судебных инстанциях.

Немаловажным инструментом противодействия международного сообщества нарушениям религиозной свободы – как одного из основополагающих прав человека – являются заявления и действия международных организаций.

Так, в январе 2011 года Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) приняла резолюцию "О положении христиан в свете защиты свободы религии", осуждающую убийства и дискриминацию христиан в разных странах, в частности в Египте, Нигерии, Пакистане, Иране, Ираке и на Филиппинах. В этой резолюции содержится предложение по созданию механизмов мониторинга дискриминации по религиозному признаку. Суть предложенного механизма сводится к тому, что экономическая помощь и политическая поддержка тем странам, где происходят преследования религиозных меньшинств, должна оказываться только в обмен на гарантии безопасности для них.

Аналогичную резолюцию принял тогда и Европейский Парламент. Комитет по политическим вопросам ПАСЕ, собравшийся 15 ноября 2011 года в Париже, принял заявление в связи с актами насилия против христиан в Египте.

Однако в нынешнем году, когда количество фактов преследований христиан ныне значительно возросло, мы не видим соответствующей реакции международных структур. К сожалению, и в повестке дня ООН данная тема не занимает должного места.

Мы убеждены в том, что все государства призваны обеспечивать своим гражданам возможность свободно исповедовать религию, воспитывать детей в своей вере и открыто выражать и защищать свою позицию в публичной сфере, не подвергаясь преследованиям.

Чтобы преодолеть негативные тенденции в сфере соблюдения свободы вероисповедания и защитить право каждого человека принадлежать к тому или иному религиозному сообществу, необходимы совместные усилия и солидарные действия всех международных структур, общественных организаций и религиозных общин, всех людей доброй воли.

Выражаю надежду на то, что столь авторитетная международная организация, как ООН, уделит должное внимание проблеме преследований христиан в современном мире, возвысит свой голос в защиту гонимых и поможет мировому сообществу создать эффективный механизм противодействия дискриминации по религиозному признаку.

 

Читайте также:

Коммюнике Международной конференции "Свобода вероисповедания: проблема дискриминации и преследования христиан"

Борьба против диффамации религий в резолюциях ООН

Патриарх Кирилл: Игнорирование религиозной традиции провоцирует рост агрессии в обществе

Христианофобия как феномен постхристианского мира

"Дело о распятиях в школе": победа здравого смысла

24 октября 2012 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00