![]()
Наследники Александра Невского Сегодня на территории России действует более 230 православных приходов во имя святого благоверного князя Александра Невского. Среди них — всеми любимая и почитаемая Александро-Невская лавра в Петербурге, где покоятся мощи святого воина; величественные соборы в Челябинске, Новосибирске, Старом Осколе, Краснодаре; небольшие сельские храмы и домовые церкви в воинских частях. В год 800-летия со дня рождения Александра Невского мы будем рассказывать о самых известных храмах, посвященных благоверному князю. PDF-версия.
17 марта 2021 г. 16:00
Кредо консерватора В Издательстве Московской Патриархии вышла книга Александра Щипкова «Дискурс ортодоксии». Издание адресовано как церковному, так и светскому читателю: епископату и духовенству, депутатскому корпусу, педагогическому и гуманитарному сообществам. Его цель — описать актуальный мир современного русского общества с точки зрения его культурно-исторических констант, так или иначе связанных с Православием. Говорит автор и о вызовах, возникающих сегодня перед русской национальной общностью и Русской Православной Церковью, а также о том, как сообща отвечать на эти вызовы, преодолевая застарелые отголоски социальных и национальных расколов. «Дискурс ортодоксии» трудно назвать легким чтением. Но каждая из четырех частей книги, по-своему вполне самодостаточных («Русская тема», «Церковные вопросы», «Проблемы консерватизма», «Гражданское большинство»), написана убедительным и точным языком, понятным церковной и светской аудиториям. Александр Щипков приглашает читателя к совместному размышлению, в результате которого вопросы у свободно и критически мыслящего, думающего читателя могут и, наверное, должны остаться. На некоторые из них Александр Щипков ответил «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
10 марта 2021 г. 16:00
Александр Невский и Кольский Север В исторической науке закрепилось еще со времен Петра I представление о том, что деяния святого благоверного князя Александра Невского были связаны с Невой, Чудским озером, псковско-новгородскими коллизиями и смутами. Митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан делится своими оригинальными размышлениями о том, как имя князя Александра Ярославича связано с историей Крайнего Севера. Как благодаря его дипломатическим и военным усилиям эти северные земли стали данниками Новгородской Руси, а спустя столетия, уже при московских князьях, часть Лапландии отошла к Российской державе, став впоследствии русским Кольским Севером, а ныне Мурманской областью. PDF-версия.
24 февраля 2021 г. 17:00
Эра милосердия Пандемия коронавируса перевернула налаженную жизнь. По данным социологических исследований1, у более половины населения сократились доходы, каждый третий испытывал угрозу потери или же потерял работу, две трети отметили повышение цен на товары и услуги. С введенными ограничениями передвижения практически каждый пятый испытал сложности с оказанием помощи родным и близким. Это сильнее всего отразилось на наименее защищенных: инвалидах, одиноких пожилых людях, малообеспеченных и многодетных семьях, бездомных. Эпидемия стала временем испытаний не только для государственной системы социального обеспечения и экзаменом на эффективность благотворительных организаций, но и для Церкви. PDF-версия.
28 января 2021 г. 16:00
Сибирский путь Ермака в русском летописании XVII века Пожалуй, нет в сибирской истории фигуры, более известной миру и в то же время овеянной множеством легенд, чем Ермак. О нем и его сибирском походе с «единомысленною дружиною» уже в конце XVI — начале XVII века слагались устные предания. Почти через 40 лет после похода первый сибирский архиерей Киприан (Старорусенников) в своем стремлении увековечить память о Ермаке и его дружине создает Синодик Ермаковым казакам. Историк Алексей Конев объясняет, на чем основывалось желание владыки канонизировать Ермака как героя и почему даже местные князья считали его «человеком Божьим». PDF-версия.
12 января 2021 г. 15:00
Посвященная 100-летию Великого исхода конференция ученых-историков состоялась в Издательском Совете Русской Православной Церкви Событие прошло вчера, 26 октября, под эгидой Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации и собрало нескольких представителей научного сообщества, принявших участие в форуме в очно-дистантном формате. После вступительного слова главы Издательского совета митрополита Калужского и Боровского Климента с сообщением об участии в эвакуации из Одессы и Геленджика и в исходе из Крыма представителей белого казачества в 1920 году выступил председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл.
27 октября 2020 г. 17:00
Слабослышащие прихожане требуют времени и усилий Тема окормления слабослышащих находила достойное место на общецерковном уровне и прежде, в том числе в ходе тематических секций Международных Рождественских образовательных чтений или съездов по социальному служению. Но там на первый план, как правило, выдвигались вопросы подготовки сурдопереводчиков и владеющих жестовым языком священнослужителей либо актуализация перевода библейских и литургических текстов на русский жестовый язык. Повестка же форума, собравшего в основном представителей самих общин, сосредоточилась на практических аспектах проповеди среди слабослышащих и их участия в церковных таинствах.
2 октября 2020 г. 19:50
На приход — по приговору Полвосьмого утра в коридоре келейного корпуса Христорождественского архиерейского подворья в деревне Надкопанье, что в Волховском районе Ленинградской области, поднялся сильный шум. Строгий голос беспрестанно и настойчиво спрашивает: почему еще не все собраны и по какой причине позволяют себе опаздывать «молиться Богу». В конце концов голос грозно предупреждает: через пять минут корпус закроют, и машина уедет без лентяев. Так подопечные Центра социально реабилитации подростков святителя Великого в организованном порядке отправляются на Божественную литургию в соседний поселок Паша, на приход прп. Александра Свирского — один из возглавляемых игуменом Антонием (Кузнецовым).
25 сентября 2020 г. 10:20
Невский пятачок. Взыскание погибших 8 сентября 1941 года началась Ленинградская блокада. Одним из плацдармов, с которых советские войска пытались прорвать блокаду стал Невский пятачок (см.справку). В годы Великой Отечественной войны здесь, по обе стороны Невы, было убито и утонуло при переправе 120 тысяч советских воинов. В память об их подвиге создан мемориал, два музея, возведены поклонные кресты, часовни и храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» на правом берегу Невы в пос.Невская Дубровка, где поименно поминают около 40 тысяч погибших воинов. Как появилась книга памяти, какие святыни хранятся в Дубровском храме и какие возможности для миссии среди школьников предоставляет поисковая работа, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказали в поселке Невская Дубровка. ПДФ- версия
7 сентября 2020 г. 18:14
|
![]()
24 октября 2012 г.
Противодействие дискриминации христиан в мире как вклад в развитие концепции прав человека (доклад)23 октября председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион принял участие в заседании III Комитета ООН, состоявшемся в штаб-квартире этой международной организации в Нью-Йорке. III Комитет Организации Объединенных Наций специализируется на вопросах прав человека и социальной тематике. На заседании присутствовали представители более ста пятидесяти государств мира. Архипастырь представил вниманию присутствующих доклад: Выступая с трибуны столь авторитетной международной организации, я представляю Русскую Православную Церковь, насчитывающую многие миллионы верующих в разных странах. Одним из важнейших направлений деятельности международных организаций, среди которых ООН занимает ведущее место, является защита прав человека в разных регионах мира. Одно из фундаментальных прав человека – это право на свободу вероисповедания. Наша Церковь неизменно выступает против любых форм дискриминации, преследований и насилия по религиозному признаку. Сегодня мы являемся свидетелями многочисленных нарушений религиозной свободы и проявлений насилия по отношению к представителям различных религиозных сообществ, а также целых этнорелигиозных групп. Особое внимание я хотел бы остановить на дискриминации и преследованиях христиан – самой гонимой религиозной группы на планете. Каждые 5 минут за веру убивают христианина — такие данные привел представитель ОБСЕ Массимо Интровинье. Более 100 миллионов христиан сегодня подвергается преследованиям, утверждает правозащитная организация Open Doors. Эти цифры должны заставить международное сообщество не только задуматься и заговорить о проблеме дискриминации христиан, но и предпринять решительные действия в их защиту. На Ближнем Востоке и в Азии происходят драматические процессы, связанные с революциями, вооруженными столкновениями, политическим противостоянием и столкновением экономических интересов. Глубокие общественные трансформации в этих регионах приводят к нарушению веками сложившегося межрелигиозного баланса, ранее позволявшего мирно уживаться различным конфессиональным общинам, представителям религии большинства и религиозных меньшинств. Имеет место радикализация части религиозного большинства, следствием которой становится изменение общественного климата, особенно в том случае, когда радикально настроенные силы получают в свои руки рычаги государственного управления, в том числе возможность изменять законодательство. В результате этих процессов стремительно ухудшается положение религиозных меньшинств, в первую очередь христиан, в тех странах, в которых они жили веками и которые законно считают своей родной землей. Наша Церковь традиционно поддерживает тесные братские отношения с древними христианскими Церквами Ближнего Востока. В последнее время мы постоянно получаем от иерархов этих Церквей и от простых верующих ужасающие сведения о различных формах дискриминации и проявлений насилия по отношению к христианам. Как представитель Русской Православной Церкви я имею долг возвысить голос в защиту моих собратьев-христиан в этом высоком собрании. Наша Церковь выразила свою озабоченность резким ухудшением положения христиан в различных регионах мира в ряде публичных заявлений и обращений. В конце прошлого года мы провели в Москве международную конференцию "Свобода вероисповедания: проблема дискриминации христиан". В следующем году мы планируем организовать на эту тему международный форум с участием авторитетных религиозных лидеров. Картина современной дискриминации христиан выглядит удручающе. Приведу конкретные примеры. В прошлом году 10% населения Сирии составляли христиане. Сегодня в этой охваченной войной стране десятки тысяч христиан стали жертвами религиозной нетерпимости. Их храмы и святыни разрушаются, они покидают города, не надеясь вернуться в свои дома, которые разрушены или захвачены радикально настроенными представителями доминирующей религии. Из сирийского города Хомса под внешним давлением вынуждены были бежать не менее 50 тысяч христиан. Уважаемый представитель Египта заявил несколько минут назад, что "арабские страны уважают свободу выражения мнения. Но только не такого, которое разжигает ненависть к кому-либо, и не такого, которое направлено против отдельной религии или культуры. Однако уважают свободу выражения мнения, которое обуздывает экстремизм и ненависть". 80-миллионный Египет, где проживают не менее 8 миллионов христиан, переживает массовый исход христианского коптского населения из-за преследований на религиозной почве, которые уже приняли систематический характер. Мы призываем египетское правительство сделать все возможное, чтобы остановить жти преследования и защитить христиан от ненависти и насилия. Из 60 тысяч христиан Ливии во время гражданской войны более половины покинули страну. В Ираке до 2003 года проживало более полутора миллионов христиан. В настоящее время там осталась лишь одна десятая часть христианского населения, остальные либо были убиты, либо эмигрировали. В таких странах, как Пакистан, Судан, и Алжир, христиане фактически лишены правовой защиты от насилия и преследуются согласно местным законам. В Пакистане происходят наиболее жестокие расправы и изощренные издевательства над христианами. И они становятся возможны в силу бездействия властей, то есть безнаказанности преступников. В августе этого года был опубликован список наиболее громких случаев насилия по отношению к детям и подросткам из христианских семей, имевших место в этой стране. Комиссия по защите прав человека в Пакистане сообщает о росте числа похищений девушек с целью их насильственного обращения в ислам. В прошлом году было зарегистрировано около 1800 таких случаев. В последние месяцы по стране прокатилась волна антихристианских выступлений. Десятки тысяч христиан бегут из Мали в Алжир и Мавританию, где они ищут убежище от радикальных исламистов, активизировавшихся на севере страны. А в Нигерии радикальная исламистская секта "Боко Харам" продолжает физически уничтожать христиан. Сегодня часто приходится слышать мнение, что христианам, подвергающимся преследованиям, нужно создать условия для свободной эмиграции в третьи страны. Конечно, это необходимо в качестве крайней меры, когда не остается иных способов спасти жизнь людей. Но такие усилия на руку тем, кто преследует инаковерующих, поскольку их цель как раз в том и состоит, чтобы вытеснить христианское население, вынудить его к эмиграции. Следует, прежде всего, предпринимать все усилия для того, чтобы христиане чувствовали себя в безопасности там, где они жили веками, на земле своих предков. Наиболее значимыми и результативными в данном случае могут быть усилия, предпринимаемые авторитетными международными организациями. Хотел бы обратить внимание на то, что введение в словарь международного, в том числе правозащитного, сообщества термина "христианофобия" – в 2009 году на конференции ООН по борьбе с расизмом – было более чем своевременным. Представители нашей Церкви настаивали на введении в международный оборот этого термина, и в свете сегодняшних процессов его употребление более чем оправдано, хотя сам это термин лишь частично отражает ту гуманитарную трагедию, которая разворачивается на глазах всего мира. Ее правильно было бы назвать не христианофобией, а гонением на христианство, приобретшим в последние годы систематический и массовый характер. Мы считаем, что в рамках имеющихся международных механизмов защиты религиозных меньшинств необходимо создать постоянно действующие эффективные центры сбора и изучения информации о дискриминации по религиозному признаку в различных регионах и странах мира, в том числе о преследованиях отдельных христиан и христианских сообществ. Подобная информация должна привлечь самое пристальное внимание со стороны авторитетных международных организаций, и прежде всего ООН. Конкретные данные о нарушениях прав христиан и о различных формах осуществляемого по отношению к ним насилия позволят включить соответствующий пункт в повестку диалога, который ведут уполномоченные представители ООН и других влиятельных международных структур с правительствами тех стран, где имеют место, а тем более усиливаются проявления ненависти к христианам. Каждый случай насилия и преследований верующих, и прежде всего религиозных меньшинств, должен становиться предметом судебного разбирательства как в национальных, так и международных судебных инстанциях. Немаловажным инструментом противодействия международного сообщества нарушениям религиозной свободы – как одного из основополагающих прав человека – являются заявления и действия международных организаций. Так, в январе 2011 года Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) приняла резолюцию "О положении христиан в свете защиты свободы религии", осуждающую убийства и дискриминацию христиан в разных странах, в частности в Египте, Нигерии, Пакистане, Иране, Ираке и на Филиппинах. В этой резолюции содержится предложение по созданию механизмов мониторинга дискриминации по религиозному признаку. Суть предложенного механизма сводится к тому, что экономическая помощь и политическая поддержка тем странам, где происходят преследования религиозных меньшинств, должна оказываться только в обмен на гарантии безопасности для них. Аналогичную резолюцию принял тогда и Европейский Парламент. Комитет по политическим вопросам ПАСЕ, собравшийся 15 ноября 2011 года в Париже, принял заявление в связи с актами насилия против христиан в Египте. Однако в нынешнем году, когда количество фактов преследований христиан ныне значительно возросло, мы не видим соответствующей реакции международных структур. К сожалению, и в повестке дня ООН данная тема не занимает должного места. Мы убеждены в том, что все государства призваны обеспечивать своим гражданам возможность свободно исповедовать религию, воспитывать детей в своей вере и открыто выражать и защищать свою позицию в публичной сфере, не подвергаясь преследованиям. Чтобы преодолеть негативные тенденции в сфере соблюдения свободы вероисповедания и защитить право каждого человека принадлежать к тому или иному религиозному сообществу, необходимы совместные усилия и солидарные действия всех международных структур, общественных организаций и религиозных общин, всех людей доброй воли. Выражаю надежду на то, что столь авторитетная международная организация, как ООН, уделит должное внимание проблеме преследований христиан в современном мире, возвысит свой голос в защиту гонимых и поможет мировому сообществу создать эффективный механизм противодействия дискриминации по религиозному признаку.
Читайте также: Борьба против диффамации религий в резолюциях ООН Патриарх Кирилл: Игнорирование религиозной традиции провоцирует рост агрессии в обществе
24 октября 2012 г.
Ключевые слова:
права человека, христианофобия
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Епископ Ялтинский Нестор: «Святитель Лука шел навстречу своим страхам» На вопросы «Журнала Московской Патриархии» отвечает церковный историк, соавтор-составитель сборника «Крымская епархия в документах святителя Луки (Войно-Ясенецкого) и надзирающих органов. 1946–1961». PDF-версия.
12 апреля 2021 г. 17:30
Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь: «Крым — колыбель духовности русского, украинского и белорусского народов» Постоянный член Синода Украинской Православной Церкви — о том, как происходило обретение честных мощей святителя Крымского Луки, о воссоздании Александро-Невского кафедрального собора и о межконфессиональном диалоге на полуострове. PDF-версия.
9 апреля 2021 г. 16:00
Возрожденный из руин «…Волею Божией на поле брани Руси с Литвой возник приют мира и молитвы; где слышались враждебные крики сражавшихся, раздались священныя песнопения; где поднимался оружейный дым, пошло к небу курение кадила. И не один русский, идя на врагов, получал молитвенную помощь от подвижников [Болдинской] обители, не одно сердце возбуждалось этой помощью к защите веры и Отечества», — сказано в предисловии к книге об основании Болдинского монастыря1.В 2019 году исполнилось 465 лет со дня кончины преподобного Герасима. 13 сентября 2020 года, в Неделю 14-ю по Пятидесятнице, в день Положения честного Пояса Пресвятой Богородицы, в Свято-Троицком Герасимо-Болдинском монастыре прошли торжества, посвященные 490-летию со дня основания и 30-летию возрождения монашеской жизни в основанной преподобным Герасимом обители. PDF-версия.
8 апреля 2021 г. 16:00
Совет превечный «Днесь спасения нашего главизна…» — поется в тропаре праздника Благовещения, потому что в этот день было положено начало (слав. главизна) спасения: Бог соединился с человечеством через Чистую Деву, вошел в Нее Духом Святым и стал Человеком. PDF-версия.
6 апреля 2021 г. 12:30
Врачеватель душ и тел Случилось это в ночь с 17 на 18 марта на Крестопоклонной седмице Великого поста, и вот уже 25 лет мощи небесного заступника Крымской земли пребывают в соборном храме Троицкого женского монастыря в столице полуострова. Тогда, впрочем, церковь на Одесской улице в центре города была приходским храмом, хотя и в ранге кафедрального собора. PDF-верия.
5 апреля 2021 г. 17:00
|