![]()
Упростилось оформление права собственности на дома причта В новом году в правовом регулировании деятельности религиозных организаций произойдут серьезные изменения. Поправки внесены в Лесной и Налоговый кодексы, а также в ряд законов: о банках, об основах туристической деятельности, о регулировании в сфере собственности, земельных и имущественных отношений и др. Наиболее важные перемены в сфере юридических отношений Церкви и государства прокомментировала нашему журналу руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). PDF-версия.
17 февраля 2022 г. 13:00
На линии огня Летом риск пожара особенно высок. Справедливо это не только в отношении гражданских сооружений, но и монастырей, приходских храмов, любых церковных строений. Как снизить вероятность ЧП? Как правильно эксплуатировать свои объекты, чтобы инспекторы Госпожнадзора не выписывали штрафы общинам?
16 апреля 2019 г.
О формах и правилах господдержки НКО, относящихся к религиозным организациям В настоящее время в Юридическую службу Московской Патриархии поступают обращения из разных епархий, в которых содержится вопрос — могут ли церковные структуры, приходы или подворья считаться социально ориентированными организациями (НКО) согласно нормам действующего законодательства. И как следствие, пользоваться предусмотренных законом льготами в виде финансовой поддержки государства. Да, могут, и это право было законодательно закреплено в 2010 году. Что необходимо знать для получений такой государственной поддержки? PDF-версия.
27 января 2019 г. 16:21
Выпускники духовных семинарий и академий получат законодательное право на дополнительное профессиональное образование В Госдуме РФ в первом чтении принят законопроект, позволяющий выпускникам духовных образовательных организаций продолжить обучение в данных организациях по программам дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и профессиональной переподготовки), которой они лишены в настоящий момент.
19 июля 2018 г. 17:15
1 мая 2018 года вступит в силу закон о добровольцах 1 мая 2018 года вступает в силу закон о добровольчестве*. Этому событию была посвящена пресс-конференция в медиацентре «Российской газеты» на тему: «Новое в законодательстве и практике добровольчества (волонтерства) в России», на которой представители Госдумы РФ и молодежных центров добровольчества рассказали о новом в законодательстве и практике волонтерского движения в России.
27 апреля 2018 г. 12:34
В Госдуме подвели итоги взаимодействия органов законодательной власти государства и Церкви В рамках XXVI Рождественских чтений в Государственной Думе Федерального Собрания состоялся круглый стол «Религия и право: 20 лет Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях». Участники мероприятия подвели некоторые итоги взаимодействия органов законодательной власти государства с Русской Православной Церковью.
27 января 2018 г. 13:06
Игумения Ксения (Чернега): Наличие сведений о добровольцах в единой информационной системе не обязательно для предоставления государственной поддержки В Госдуме в третьем чтении принят закон о статусе волонтерских организаций (законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства»). В какой мере он важен для религиозных организаций, ЖМП рассказала руководитель Юридической службы Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега).
27 января 2018 г. 11:01
Преображение по-рузски В следующем месяце Рузское благочиние вступит в бессрочное владение храмом Преображения Господня в селе Нестерове, обещает районная администрация. Затянувшаяся история с передачей храма общине, превращенного в советские годы в общежитие, благодаря решительному вмешательству местных чиновников, наконец, подходит к концу.
7 октября 2015 г. 14:00
Чувства верующих или свобода искусства? Свобода совести и свобода слова в равной степени гарантированы Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Вопрос соотношения религиозных чувств и свободы творчества является чрезвычайно чувствительным и требует соблюдения принципов взаимного уважения и отказа от демонстративно провокационного поведения с обеих сторон. Каким же образом решаются мировоззренческие конфликты в рамках существующего правового поля в Европе?
8 июня 2015 г. 11:00
Гособвинение требует для «сахалинского стрелка» пожизненное заключение На Сахалине состоялось последнее, перед вынесением приговора, судебное заседание по делу Степана Комарова, который год назад в соборе Воскресения Христова г. Южно-Сахалинска убил двоих и ранил шесть человек. Руководитель группы государственных обвинителей Александр Жнакин заявил суду, что обвиняемый исключительно опасен для общества. Прокурор попросил суд назначить Комарову наказание в виде лишения свободы пожизненно с отбыванием в колонии особого режима.
26 марта 2015 г. 12:45
|
![]()
ЖМП № 6 июнь 2011 /
23 июня 2011 г.
Борьба против диффамации религий в резолюциях ООНАрхиерейский Собор принял 4 февраля 2011 года документ об отношении Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в адрес Церкви. Принятие документа состоялось после продолжительного обсуждения на Межсоборном присутствии и длительной общественной дискуссии. Организация Объединенных Наций неоднократно обращалась к проблеме диффамации религий. В 2005 году Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций на своей 60-й сессии приняла резолюцию 60/150 «Борьба против диффамации религий» (1). В рамках данного документа диффамация религий определяется как проявление нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений, как формирование негативного стереотипного образа религий. Генеральная Ассамблея выразила «глубокое сожаление в связи со случаями физического насилия и нападений на предприятия, культурные центры и места отправления культа последователей всех религий, а также случаями глумления над религиозной символикой». В п. 9 резолюции 60/150 Генеральная Ассамблея призвала государства «принять решительные меры с целью запрета распространения через политические учреждения и организации расистских и ксенофобских идей и материалов, направленных против любой религии и ее последователей и представляющих собой подстрекательство к дискриминации, вражде и насилию». В дальнейшем Генеральная Ассамблея ООН принимала на своих сессиях резолюции, последовательно осуждающие диффамацию религий и призывающие государства к борьбе с этим явлением. Так, в декабре 2008 года на 63-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята резолюция 63/171 «Борьба против диффамации религий» (2); в декабре 2009 года 64-я сессия, а в декабре 2010 года — 65-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняли резолюции с аналогичным наименованием (3). Определение и основные характеристики Генеральная Ассамблея ООН следующим образом определяет основные тенденции и черты дискриминационных практик по отношению к последователям определенных религий. Прежде всего диффамация религий предполагает дискриминацию на основе религии или убеждений по отношению к группам людей, принадлежащих к определенным религиям и придерживающимся определенных убеждений. Подобная дискриминация осуществляется в том числе и в нацио-нальной политике, законодательных актах и административных мерах, принимаемых и применяемых отдельными государствами. Данные законы содержат конкретные положения, дискриминирующие лиц определенной этнической и религиозной принадлежности и специально направленные против них. Диффамация религий связана с проявлением нетерпимости, дискриминации и актами психологического и физического насилия по отношению к людям по признаку их принадлежности к определенной религии или по причине их убеждений. Подобные акты могут быть направлены против их предприятий, собственности, культурных центров и мест отправления культа. Случаи глумления над святыми местами и религиозными символами всех религий также квалифицируются Генеральной Ассамблеей ООН как проявление нетерпимости и дискриминации по отношению к группам людей, принадлежащих к определенной религии. Особо подчеркивается в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН недопустимость использования печатных, аудиовизуальных и электронных средств информации, включая Интернет, и любых других средств для подстрекательства к актам насилия, ксенофобии и связанных с ними нетерпимости и дискриминации в отношении любой религии, а также глумления над религиозными символами (п. 9 резолюций 63/171, 64/156 и 65/224). Дискриминационные практики по отношению к группам лиц по причине их принадлежности к определенной религии могут быть связаны с формированием и укоренением негативного стереотипного представления о религиях, которое обусловливает проявления нетерпимости и дискриминации в вопросах религии и убеждений. Генеральная Ассамблея ООН в п. 4 своей резолюции 65/224 выразила глубокую озабоченность в связи с программами и планами экстремистских организаций и групп, которые ставят перед собой задачу сформировать подобные стереотипы, в особенности при попустительстве правительств. В принятой в декабре 2009 года резолюции 64/164, озаглавленной «Ликвидация всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений», Генеральная Ассамблея выражает «глубокое беспокойство в связи со всеми формами дискриминации и нетерпимости, включая предрассудки и формирование негативных стереотипов в отношении лиц на почве религии или убеждений» (4). Противодействие диффамации религий Генеральная Ассамблея разработала общую стратегию борьбы с диффамацией религий, основные направления которой предполагают: — принятие всеми государствами необходимого законодательства для запрещения пропаганды национальной, расовой или религиозной ненависти, которая представляет собой подстрекательство к дискриминации, вражде и насилию; — установление или укрепление государствами внутренней нормативной базы и законодательства для предотвращения диффамации религий и формирования негативных стереотипов в отношении религиозных групп; — осуществление всеми государствами на практике положений Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (5); — обеспечение всеми государствами в рамках их соответствующих правовых и конституционных систем адекватной защиты от актов ненависти, дискриминации, запугивания и принуждения в результате диффамации религий и разжигания религиозной ненависти в целом; — принятие всеми государствами всех возможных мер для поощрения терпимости и уважения ко всем религиям и убеждениям и понимания их систем ценностей и дополнение правовых систем стратегиями интеллектуального и нравственного содержания для борьбы с религиозной ненавистью и нетерпимостью; — открытое, конструктивное и уважительное обсуждение идей, межконфессиональный и межкультурный диалог на местном, национальном и международном уровнях; — обеспечение всеми государствами, со стороны всех государственных должностных лиц при исполнении своих служебных обязанностей, уважения по отношению к людям, вне зависимости от их принадлежности к иным религиям и их убеждений, и недопущения дискриминации лиц на основе их религии или убеждений; — разработка стратегий и согласование действий на местном, национальном, региональном и международном уровнях посредством образования и просветительской деятельности; — обеспечение и защита в рамках национального законодательства и в соответствии с международным правом, касающимся прав человека, и международным гуманитарным правом религиозных мест, объектов, святынь и символов; — налаживание глобального диалога в масштабе международного сообщества с целью поощрения культуры терпимости и мира на всех уровнях на основе соблюдения прав человека и уважения разнообразия религий и убеждений; — поощрение со стороны Совета по правам человека всеобщего уважения ко всем религиозным и культурным ценностям, а также поощрение средств активизации международных усилий для борьбы с безнаказанностью за акты нетерпимости, дискриминации и разжигания ненависти в отношении членов любых общин и приверженцев любых религий. Спорные вопросы и пути их решения Противники борьбы с диффамацией религий отмечают, что само понятие «диффамация религий» может быть положено в основание ограничения фундаментального права каждого человека беспрепятственно придерживаться своих мнений и свободно их выражать. Однако в резолюциях Генеральной Ассамблеи уделяется достаточное внимание проблеме соотношения права каждого человека на свободное выражение своих мнений и обязанности уважать права и репутацию других людей. Согласно п. 10 резолюции 65/224, «каждый человек имеет право беспрепятственно придерживаться своих мнений и право на их свободное выражение, осуществление которых сопряжено с особыми обязанностями, а поэтому может подпадать под ограничения, которые предусмотрены законом и необходимы для обеспечения уважения прав и репутации других людей, защиты национальной безопасности или охраны общественного порядка, охраны здоровья населения или защиты моральных устоев». В докладе Генерального секретаря ООН (6), представленного Генеральной Ассамблее в июле 2009 года, в соответствии с резолюцией 63/171 Генеральной Ассамблеи, вопрос о допустимости ограничения свободы выражения мнений в связи с концепцией диффамации религий рассматривается в рамках ст. 19 и 20 Международного пакта о гражданских и политических свободах, а также ст. 4 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Вместе с тем Генеральный секретарь подчеркнул, что «такие правовые меры, как ограничение исключительно свободы выражения мнений, далеко не достаточны для осуществления реальных перемен в умах, восприятиях и полемики по этому вопросу. Для ликвидации основных причин нетерпимости необходим гораздо более широкий спектр стратегических мер, охватывающих такие области, как межкультурный диалог и просвещение, направленные на формирование терпимости и уважения к разнообразию» (7). Кроме того, существуют некоторые разногласия, связанные с определением диффамации религий. В резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН перечисляются различные дискриминационные практики, квалифицируемые как диффамация религии, такие как формирование унизительных стереотипов и стигматизация людей на основании их религии или убеждений, негативное освещение определенных религий и религиозных символов и неуважительное отношение к ним. Однако специальный докладчик по вопросу о современных формах расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости Дуду Дьен в своем докладе в 2008 году (8) указал, что Совет по правам человека должен «содействовать переходу от социологической концепции» диффамации религий «к правовой норме, запрещающей подстрекательство к национальной, расовой или религиозной ненависти, на основе юридических положений, содержащихся в международных договорах о правах человека, в частности в ст. 18–20 Международного пакта о гражданских и политических правах и в ст. 4 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации». Данную рекомендацию Совету по правам человека вновь повторил преемник Дуду Дьена на посту специального докладчика Гиту Муигай в своем докладе 2009 года (9). Противники концепции диффамации религий указывают, что понятие прав и свобод человека предполагает защиту прав отдельного человека на свободное исповедание религии, но не предусматривает защиту какой-либо религии или системы религиозных взглядов. Поскольку сторонниками принятия резолюций, осуждающих диффамацию религий, выступают в основном исламские страны, такие как Пакистан и Египет, и Организация Исламская конференция, критики концепции диффамации религий утверждают, что сама концепция основана на понятии богохульства, принятого в законодательстве ряда исламских стран. Несомненно, концепция диффамации религий позволяет реализовать системный подход в плане предоставления защиты права на свободное исповедание религии не только отдельным лицам, а группам лиц — приверженцев определенных религий и систем религиозных взглядов. Вместе с тем данная концепция требует особой осторожности при ее применении на практике, чтобы из средства защиты фундаментального права человека она не была превращена в средство подавления, дискриминации и физического или психологического насилия религиозного большинства над представителями религиозных меньшинств. 1. A/RES/60/150. Читатели могут ознакомиться с текстами цитируемых в статье документов на сайте ООН по адресу: http://www.un.org/ru/documents/. 2. A/RES/63/171. 3. A/RES/64/156, A/RES/65/224. 4. A/RES/64/164. 5. Резолюция 36/55, принята на 73 пленарном заседании 36-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 25 ноября 1981 г. 6. Борьба против диффамации религий, А/64/209. 7. П. 51 доклада Генерального секретаря «Борьба против диффамации религий», А/64/209. 8. В докладе «Расизм, расовая дискриминация, ксенофобия и связанные с ними формы нетерпимости: последующие меры и осуществление Дурбанской декларации и программы действий» о проявлениях диффамации религий и в особенности о серьезных последствиях исламофобии для реализации всех прав. 9. A/HRC/12/38, п. 43. Протоиерей Александр Абрамов, первый заместитель председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации, настоятель храма Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках. В 2005–2010 гг. занимал должность представителя ВРНС при ООН. В 2009–2010 гг. исполнял обязанности представителя Московского Патриархата в США, совмещая эту работу с несением послушания настоятеля Свято-Николаевского патриаршего собора в Нью-Йорке. Входил в качестве эксперта в состав делегаций Российской Федерации на 61–64-й сессиях Генеральной Ассамблеи ООН и ее профильных учреждений: Третьего комитета, Комитета по неправительственным организациям, Альянса цивилизаций, ЮНЕСКО, Трехстороннего форума по межрелигиозному и межкультурному диалогу ради мира, Совета по правам человека. Принимал участие в подготовке ряда резолюций ГА ООН по религиозной тематике. Вице-президент Комитета религиозных неправительственных организаций, аккредитованных при ООН. Член Поместного Собора 2009 г. и Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.
23 июня 2011 г.
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Весна в российских музеях Ведущие российские музеи при организации выставок церковного искусства делают ощутимый акцент на теме национальных святынь и святых. Московский государственный объединенный музей-заповедник предлагает рассчитанную на целый год экспонирования краткую антологию образов русских угодников Божиих. Третьяковская галерея принимает коллег из Владимира с масштабным проектом, в рамках которого представлены древние памятники иконописания и церковно-прикладного искусства Суздальского княжества. Музеи Московского Кремля представили временную экспозицию с достаточно узкой для академической выставочной площадки темой: стяжавшие святость защитники земли Русской и небесное воинство, к молитвенной помощи которого православные россияне прибегают особенно часто. PDF-версия.
27 марта 2023 г. 17:00
Церковное искусство должно быть созвучно Евангелию В 2021 году иконописец Ирина Зарон была награждена Золотой медалью Российской академии художеств за росписи в храме священномученика Антипы на Колымажном дворе в Москве и работы последних лет. Вместе с супругом, известным скульптором Сергеем Антоновым, художница была ранее награждена Академией медалью «Достойному» за работу в надвратном храме Андреевского монастыря. Эти награды — признание профессиональным сообществом вклада художницы в русское церковное искусство. Образы, которые создает Ирина Зарон, уникальны: твердо следуя традиции, она не копирует изображение, а создает новое в строгом соответствии с каноном. Ее авторский почерк — благородная сдержанность колорита и мягкий, приглушенный фон. Ирина Павловна Зарон рассказала, как она пришла к иконописанию, что для нее канон и как рождает- ся современный иконный образ. PDF-версия.
24 марта 2023 г. 14:30
Протоиерей Богдан Сойко 25.08.1938 – 07.01.2023 7 января 2023 года, отслужив Божественную литургию в праздник Рождества Христова, после сердечного приступа отошел ко Господу настоятель Николо-Богоявленского морского собора г. Санкт-Петербурга протоиерей Богдан Сойко.
22 марта 2023 г. 16:30
Протоиерей Владимир Королёв 08.07.1938–02.01.2023 2 января 2023 года на 85-м году жизни отошел ко Господу старейший клирик Костанайской епархии Казахстанского митрополичьего округа митрофорный протоиерей Владимир Королёв.
22 марта 2023 г. 16:00
Нести благую весть до края земли Столица Малайзии Куала-Лумпур — город, в котором уживаются люди разных вероисповеданий. Здесь, рядом с небоскребами делового центра, районами с тесными традиционными жилищами, шумными уличными рынками, в непосредственной близости от самых высоких в мире башен-близнецов Петронас, расположен единственный православный храм в стране. Уже несколько лет настоятелю храма во имя Архистратига Божия Михаила в Куала-Лумпуре игумену Павлу (Хохлову) помогает монахиня Сергия (Идрисова). Она рассказала о жизни православной общины в современном азиатском мегаполисе. PDF-версия.
22 марта 2023 г. 13:30
|