выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
В мире
здание Генеральной Ассамблеи ООН
ЖМП № 6 июнь 2011 /  23 июня 2011 г.
версия для печати версия для печати

Борьба против диффамации религий в резолюциях ООН

Архиерейский Собор принял 4 февраля 2011 года документ об отношении Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в адрес Церкви. Принятие документа состоялось после продолжительного обсуждения на Межсоборном присутствии и длительной общественной дискуссии.
В документе предложено определение понятий «богохульство» и «клевета» с точки зрения Русской Православной Церкви и указаны одобренные Церковью методы противодействия этим явлениям.
Существенным аспектом принятого Архиерейским Собором документа является положение о трактовке понятия «богохульство» в светском праве. В тексте, в частности, подчеркивается, что в современном международном праве и национальных правовых системах объектом правовой защиты становятся всё чаще «не сами религиозные представления, а права и законные интересы верующих, их достоинство и религиозные чувства». Вместе с тем, указывается в документе, защите подлежат зачастую религиозные чувства и человеческое достоинство не только отдельных лиц, но и религиозных групп как сообществ «индивидов, объединенных одной религиозной верой». В этом контексте вводится термин «диффамация религии», трактуемый как унижение человеческого достоинства религиозной общины.
Адекватное понимание положений рассматриваемого официального документа Русской Православной Церкви достижимо в том числе посредством изучения международной практики. В предлагаемых нашим читателям материалах исследуется проблема интерпретации понятия «диффамация религий» в резолюциях Организации Объединенных Наций, а также вопрос о защите человеческого достоинства верующих в решениях Европейского суда по правам человека.

Организация Объединенных Наций неоднократно обращалась к проблеме диффамации религий.

В 2005 году Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций на своей 60-й сессии приняла резолюцию 60/150 «Борьба против диффамации религий» (1). В рамках данного документа диффамация религий определяется как проявление нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений, как формирование негативного стереотипного образа религий. Генеральная Ассамблея выразила «глубокое сожаление в связи со случаями физического насилия и нападений на предприятия, культурные центры и места отправления культа последователей всех религий, а также случаями глумления над религиозной символикой». В п. 9 резолюции 60/150 Генеральная Ассамблея призвала государства «принять решительные меры с целью запрета распространения через политические учреждения и организации расистских и ксенофобских идей и материалов, направленных против любой религии и ее последователей и представляющих собой подстрекательство к дискриминации, вражде и насилию».

В дальнейшем Генеральная Ассамблея ООН принимала на своих сессиях резолюции, последовательно осуждающие диффамацию религий и призывающие государства к борьбе с этим явлением. Так, в декабре 2008 года на 63-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята резолюция 63/171 «Борьба против диффамации религий» (2); в декабре 2009 года 64-я сессия, а в декабре 2010 года — 65-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняли резолюции с аналогичным наименованием (3).

 Определение и основные характеристики

Генеральная Ассамблея ООН следующим образом определяет основные тенденции и черты дискриминационных практик по отношению к последователям определенных религий.

Прежде всего диффамация религий предполагает дискриминацию на основе религии или убеждений по отношению к группам людей, принадлежащих к определенным религиям и придерживающимся определенных убеждений. Подобная дискриминация осуществляется в том числе и в нацио-нальной политике, законодательных актах и административных мерах, принимаемых и применяемых отдельными государствами.

Данные законы содержат конкретные положения, дискриминирующие лиц определенной этнической и религиозной принадлежности и специально направленные против них.

Диффамация религий связана с проявлением нетерпимости, дискриминации и актами психологического и физического насилия по отношению к людям по признаку их принадлежности к определенной религии или по причине их убеждений. Подобные акты могут быть направлены против их предприятий, собственности, культурных центров и мест отправления культа.

Случаи глумления над святыми местами и религиозными символами всех религий также квалифицируются Генеральной Ассамблеей ООН как проявление нетерпимости и дискриминации по отношению к группам людей, принадлежащих к определенной религии.

Особо подчеркивается в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН недопустимость использования печатных, аудиовизуальных и электронных средств информации, включая Интернет, и любых других средств для подстрекательства к актам насилия, ксенофобии и связанных с ними нетерпимости и дискриминации в отношении любой религии, а также глумления над религиозными символами (п. 9 резолюций 63/171, 64/156 и 65/224).

Дискриминационные практики по отношению к группам лиц по причине их принадлежности к определенной религии могут быть связаны с формированием и укоренением негативного стереотипного представления о религиях, которое обусловливает проявления нетерпимости и дискриминации в вопросах религии и убеждений. Генеральная Ассамблея ООН в п. 4 своей резолюции 65/224 выразила глубокую озабоченность в связи с программами и планами экстремистских организаций и групп, которые ставят перед собой задачу сформировать подобные стереотипы, в особенности при попустительстве правительств. В принятой в декабре 2009 года резолюции 64/164, озаглавленной «Ликвидация всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений», Генеральная Ассамблея выражает «глубокое беспокойство в связи со всеми формами дискриминации и нетерпимости, включая предрассудки и формирование негативных стереотипов в отношении лиц на почве религии или убеждений» (4).

 Противодействие диффамации религий

Генеральная Ассамблея разработала общую стратегию борьбы с диффамацией религий, основные направления которой предполагают:

— принятие всеми государствами необходимого законодательства для запрещения пропаганды национальной, расовой или религиозной ненависти, которая представляет собой подстрекательство к дискриминации, вражде и насилию;

— установление или укрепление государствами внутренней нормативной базы и законодательства для предотвращения диффамации религий и формирования негативных стереотипов в отношении религиозных групп;

— осуществление всеми государствами на практике положений Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (5);

— обеспечение всеми государствами в рамках их соответствующих правовых и конституционных систем адекватной защиты от актов ненависти, дискриминации, запугивания и принуждения в результате диффамации религий и разжигания религиозной ненависти в целом;

— принятие всеми государствами всех возможных мер для поощрения терпимости и уважения ко всем религиям и убеждениям и понимания их систем ценностей и дополнение правовых систем стратегиями интеллектуального и нравственного содержания для борьбы с религиозной ненавистью и нетерпимостью;

— открытое, конструктивное и уважительное обсуждение идей, межконфессиональный и межкультурный диалог на местном, национальном и международном уровнях;

— обеспечение всеми государствами, со стороны всех государственных должностных лиц при исполнении своих служебных обязанностей, уважения по отношению к людям, вне зависимости от их принадлежности к иным религиям и их убеждений, и недопущения дискриминации лиц на основе их религии или убеждений;

— разработка стратегий и согласование действий на местном, национальном, региональном и международном уровнях посредством образования и просветительской деятельности;

— обеспечение и защита в рамках национального законодательства и в соответствии с международным правом, касающимся прав человека, и международным гуманитарным правом религиозных мест, объектов, святынь и символов;

— налаживание глобального диалога в масштабе международного сообщества с целью поощрения культуры терпимости и мира на всех уровнях на основе соблюдения прав человека и уважения разнообразия религий и убеждений;

— поощрение со стороны Совета по правам человека всеобщего уважения ко всем религиозным и культурным ценностям, а также поощрение средств активизации международных усилий для борьбы с безнаказанностью за акты нетерпимости, дискриминации и разжигания ненависти в отношении членов любых общин и приверженцев любых религий.

 Спорные вопросы и пути их решения

Противники борьбы с диффамацией религий отмечают, что само понятие «диффамация религий» может быть положено в основание ограничения фундаментального права каждого человека беспрепятственно придерживаться своих мнений и свободно их выражать. Однако в резолюциях Генеральной Ассамблеи уделяется достаточное внимание проблеме соотношения права каждого человека на свободное выражение своих мнений и обязанности уважать права и репутацию других людей. Согласно п. 10 резолюции 65/224, «каждый человек имеет право беспрепятственно придерживаться своих мнений и право на их свободное выражение, осуществление которых сопряжено с особыми обязанностями, а поэтому может подпадать под ограничения, которые предусмотрены законом и необходимы для обеспечения уважения прав и репутации других людей, защиты национальной безопасности или охраны общественного порядка, охраны здоровья населения или защиты моральных устоев».

В докладе Генерального секретаря ООН (6), представленного Генеральной Ассамблее в июле 2009 года, в соответствии с резолюцией 63/171 Генеральной Ассамблеи, вопрос о допустимости ограничения свободы выражения мнений в связи с концепцией диффамации религий рассматривается в рамках ст. 19 и 20 Международного пакта о гражданских и политических свободах, а также ст. 4 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Вместе с тем Генеральный секретарь подчеркнул, что «такие правовые меры, как ограничение исключительно свободы выражения мнений, далеко не достаточны для осуществления реальных перемен в умах, восприятиях и полемики по этому вопросу. Для ликвидации основных причин нетерпимости необходим гораздо более широкий спектр стратегических мер, охватывающих такие области, как межкультурный диалог и просвещение, направленные на формирование терпимости и уважения к разнообразию» (7).

Кроме того, существуют некоторые разногласия, связанные с определением диффамации религий. В резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН перечисляются различные дискриминационные практики, квалифицируемые как диффамация религии, такие как формирование унизительных стереотипов и стигматизация людей на основании их религии или убеждений, негативное освещение определенных религий и религиозных символов и неуважительное отношение к ним. Однако специальный докладчик по вопросу о современных формах расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости Дуду Дьен в своем докладе в 2008 году (8) указал, что Совет по правам человека должен «содействовать переходу от социологической концепции» диффамации религий «к правовой норме, запрещающей подстрекательство к национальной, расовой или религиозной ненависти, на основе юридических положений, содержащихся в международных договорах о правах человека, в частности в ст. 18–20 Международного пакта о гражданских и политических правах и в ст. 4 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации». Данную рекомендацию Совету по правам человека вновь повторил преемник Дуду Дьена на посту специального докладчика Гиту Муигай в своем докладе 2009 года (9).

Противники концепции диффамации религий указывают, что понятие прав и свобод человека предполагает защиту прав отдельного человека на свободное исповедание религии, но не предусматривает защиту какой-либо религии или системы религиозных взглядов.

Поскольку сторонниками принятия резолюций, осуждающих диффамацию религий, выступают в основном исламские страны, такие как Пакистан и Египет, и Организация Исламская конференция, критики концепции диффамации религий утверждают, что сама концепция основана на понятии богохульства, принятого в законодательстве ряда исламских стран.

Несомненно, концепция диффамации религий позволяет реализовать системный подход в плане предоставления защиты права на свободное исповедание религии не только отдельным лицам, а группам лиц — приверженцев определенных религий и систем религиозных взглядов. Вместе с тем данная концепция требует особой осторожности при ее применении на практике, чтобы из средства защиты фундаментального права человека она не была превращена в средство подавления, дискриминации и физического или психологического насилия религиозного большинства над представителями религиозных меньшинств.

 
ПРИМЕЧАНИЯ:

1. A/RES/60/150. Читатели могут ознакомиться с текстами цитируемых в статье документов на сайте ООН по адресу: http://www.un.org/ru/documents/.

2. A/RES/63/171.

3. A/RES/64/156, A/RES/65/224.

4. A/RES/64/164.

5. Резолюция 36/55, принята на 73 пленарном заседании 36-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 25 ноября 1981 г.

6. Борьба против диффамации религий, А/64/209.

7. П. 51 доклада Генерального секретаря «Борьба против диффамации религий», А/64/209.

8. В докладе «Расизм, расовая дискриминация, ксенофобия и связанные с ними формы нетерпимости: последующие меры и осуществление Дурбанской декларации и программы действий» о проявлениях диффамации религий и в особенности о серьезных последствиях исламофобии для реализации всех прав.
A/HRC/9/12, п. 65.

9. A/HRC/12/38, п. 43.

Протоиерей Александр Абрамов, первый заместитель председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации, настоятель храма Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках. В 2005–2010 гг. занимал должность представителя ВРНС при ООН. В 2009–2010 гг. исполнял обязанности представителя Московского Патриархата в США, совмещая эту работу с несением послушания настоятеля Свято-Николаевского патриаршего собора в Нью-Йорке. Входил в качестве эксперта в состав делегаций Российской Федерации на 61–64-й сессиях Генеральной Ассамблеи ООН и ее профильных учреждений: Третьего комитета, Комитета по неправительственным организациям, Альянса цивилизаций, ЮНЕСКО, Трехстороннего форума по межрелигиозному и межкультурному диалогу ради мира, Совета по правам человека. Принимал участие в подготовке ряда резолюций ГА ООН по религиозной тематике. Вице-президент Комитета религиозных неправительственных организаций, аккредитованных при ООН. Член Поместного Собора 2009 г. и Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

23 июня 2011 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00