iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Тактика лояльности и сопротивления: как будущий Патриарх Пимен управлял Костромской епархией
      Диссиденты-писатели и диссиденты-священники 1960 - 1970-х годов упрекали Церковь в лице Патриарха Пимена в молчании по поводу фактов гонения на религию в СССР. Но костромской период служения епископа Пимена свидетельствует об обратном, а именно о его бескомпромиссной позиции по отстаиванию интересов Церкви и духовенства. О его дипломатических, организаторских и человеческих достоинствах говорят документы Костромского областного государственного архива. В условиях жесткого контроля идеологических органов будущий Патриарх, будучи лояльным по отношению к государству, занял твердую позицию по ряду принципиальных вопросов, касающихся деятельности духовенства. Его требовательность по отношению к внутренней дисциплине и проповеднической миссии священнослужителей принесла свои плоды: религиозность населения в регионе возросла. Тактика, взятая на вооружение епископом в Костромской епархии, оправдала себя и на общецерковном уровне и создала предпосылки для возрождения Церкви в 1990-е годы. (Материал будет опубликован в майском номере (№5, 2020) "Журнала Московской Патриархии")  
5 мая 2020 г. 11:39
Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий: «Мы расширяем преподавание религиозных культур на 5–9-е классы средней школы»
Минувшей осенью Министерство просвещения России опубликовало для общественного обсуждения новую редакцию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования. Как следовало из текста проекта на федеральном портале «Нормативные правовые акты», из школьного курса основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) предполагалось исключить все четыре конфессиональных модуля, оставив лишь два — основы светской этики и основы мировых религиозных культур. Как это соотносится с методической разработкой государственными органами целой новой предметной области основ духовно-нравственной культуры народов России, к чему готовиться родителям будущих четвероклассников и не пропадут ли втуне методические наработки по преподаванию основ православной культуры в средней школе, «Журнал Московской Патриархии» узнал у председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия. PDF-версия.  
31 января 2020 г. 12:00
Основ православной культуры, возможно, не будет в обновленной версии предмета Основы религиозных культур и светской этики, подобный вариант по-прежнему рассматривается и обсуждается — Минпрос
Экспертное сообщество продолжает обсуждать новую редакцию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования. Текущая версия документа не предусматривает в программе курса Основ религиозных культур и светской этики ни одного из четырех конфессиональных модулей, в том числе и Основ православной культуры. Если этот вариант в итоге будет официально принят, родителям будущих четвероклассников придется выбирать всего из двух модулей, перечисленных в подпункте 25.3 «Организационный раздел основной образовательной программы» — «Основы религиозных культур народов России» (вместо прежних «Основ мировых религиозных культур») и «Основы светской этики».
12 ноября 2019 г. 16:59
Документы
Всемирный Русский Народный собор
3 мая 2012 г. 17:00
версия для печати версия для печати

Резолюция соборных слушаний Всемирного русского народного собора "Патриарх Гермоген, русское духовенство и Церковь в служении Отечеству"

3 мая 2012 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялись соборные слушания Всемирного русского народного собора "Патриарх Гермоген, русское духовенство и Церковь в служении Отечеству". По итогам слушаний была принята резолюция.

Начало семнадцатого века стало одним из самых драматичных периодов в русской истории. В результате глубокого политического, духовного и нравственного кризиса, который современники назвали Смутным временем, Россия оказалась перед угрозой утраты государственного суверенитета.

Но самую страшную перспективу представлял подрыв духовной идентичности русского народа — отказ от Православия и латинизация Руси. В то время наш народ оставался единственным православным народом, сохранившим национальную независимость: Балканы и Ближний Восток оказались под властью Османской империи, а Запад и Юг Руси стали жертвами польской экспансии. Под агрессивным давлением с Запада часть белорусского и украинского духовенства признала верховенство Папы Римского и перешла в униатство. Такая же судьба была уготована и Русской Церкви. Латинизация Руси означала бы полное разрушение цивилизационных основ нашей страны, её подчинение внешним силам. Для русского народа утрата духовной идентичности была бы равнозначна завершению его исторического бытия.

Смута была преодолена благодаря способности наших предков в едином порыве встать на защиту отеческой веры и независимости родной земли. В борьбе за возрождение государственности объединились все сословия и этносы, проживающие на территории исторической Руси. Победа ополчения под руководством Кузьмы Минина и князя Пожарского, изгнание иноземцев из Кремля и избрание новой царской династии положили начало трехвековой эпохе процветания и могущества Российского государства.

В условиях Смуты, когда власть была в смятении и утратила легитимность в глазах населения, решающую роль в сплочении народа, в координации разрозненных действий отдельных земств и воеводств сыграла Русская Православная Церковь. Образцом жертвенного героизма для всей страны стала шестнадцатимесячная оборона Троице-Сергиевой Лавры, насельники которой сражались плечом к плечу с ратными людьми и ополченцами.

Но главную роль в объединении национальных сил сыграла духовная твердость православного клира. Священство благословляло народ на сопротивление, увещевало сомневающихся, примиряло раздоры в патриотическом лагере. История хранит имена таких подвижников, как келарь Авраамий (Палицын), архимандрит Иоасаф, архимандрит Евфимий, но самый весомый вклад в организацию национально-освободительного движения внес Патриарх Московский и всея Руси Гермоген. Его благословение определило выбор тысяч людей, примкнувших к ополчению. Твердая позиция Первосвятителя не позволила политической элите страны признать новым царем иноземца, отвергающего наши духовные ценности и традиции. Ни угрозы, ни длительные заключения не сломили Предстоятеля, не заставили его отречься от своего воззвания к народу. Он принял мученическую смерть в преддверии окончательной победы над врагом.

В переломные моменты истории бывает так, что воля всего народа проявляется в решительном и мужественном поступке одного человека. В годину Смуты таким человеком стал Патриарх Гермоген. Его огромный личный авторитет, твердая позиция клира и духовная мощь Русской Православной Церкви удержали Россию от неминуемой катастрофы.

Опыт патриотического служения Церкви и её иерархов, опыт деятельного участия православного священства и мирян в судьбах страны принадлежит не только прошлому. Участники Соборных слушаний подчеркивают неразрывную связь Русской Церкви с русским народом и утверждают не только её право, но и нравственный долг активно участвовать в выборе исторического пути развития нашего Отечества. Как бы ни пытались ревнители новых смут и поборники очередных "латинизаций" изолировать Православную Церковь от российской государственности, их усилия обречены на провал. Подвиг русского духовенства во главе с Патриархом Гермогеном остается руководством к патриотическому гражданскому действию как для наших современников, так и для будущих поколений.

Участники Соборных слушаний отмечают исключительное историческое значение событий 1612 года для судеб России и считают необходимым отметить 400-летие преодоления Смуты как торжество общенационального масштаба. Ещё есть время для того, чтобы подготовиться к достойной встрече этой даты, от общественного внимания к которой во многом зависит не только уровень национального и исторического самосознания, но и политическая стабильность в современной России. Необходимо увековечить образы выдающихся деятелей этого периода, в первую очередь священномученика Патриарха Гермогена, сооружение памятника которому должно стать общенародным делом. ВРНС призывает также установить в начале мая день памяти князя Михаила Скопина-Шуйского, Прокопия Ляпунова и других героев, участвовавших в преодолении Смуты, с совершением заупокойного богослужения в Архангельском соборе Московского Кремля. Собор обращается к киностудиям и телекомпаниям с предложением создать художественный фильм и телевизионный сериал о героях национально-освободительного движения XVII века. Участники слушаний предлагают Министерству образования и науки провести в связи с отмечаемой датой открытые уроки и внеклассные мероприятия для учащихся школ и студентов колледжей и вузов.

Собор поддерживает инициативы общественных организаций, планирующих организовать автобусную поездку по маршруту ополчения Минина и Пожарского с участием молодежи Москвы, Санкт-Петербурга, Нижегородской, Ярославской, Ивановской, Костромской и других областей, с установлением по пути следования памятных знаков (крестов, переносных стел), проведение праздничных патриотических концертов и мероприятий с участием общественности регионов (Москва — Нижний Новгород — Балахна — Юрьевец — Кинешма — Кострома — Ярославль — Ростов Великий — Переславль-Залесский — Сергиев Посад — Москва).

ВРНС призывает также поддержать идею проведения исторической реконструкции боя ополчения Дмитрия Пожарского с войсками гетмана Ходкевича под стенами Новодевичьего монастыря с участием клубов исторической реконструкции, считает важным открыть информационный портал "1612-й", посвященный событиям преодоления Смуты и восстановления российской государственности, и издать альбом "1612-й: уроки истории".

Участники слушаний убеждены, что празднование 400-летия преодоления Смуты призвано стать ярким событием, которое запомнилось бы на века. Обращение к героическому опыту наших предков станет примером возрождения живой связи с прошлым, которая, Богу содействующу, позволит России достойно выйти из всех испытаний.

3 мая 2012 г. 17:00
Также читайте:
Церковь и общество
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00