iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Точка отсчета
В истории монашества Афона, и прежде всего русского Пантелеимонова монастыря, есть важная, точная и непреложная дата — «февраль 14-го индикта» как хронологически первое документально верифицированное упоминание «обители Рос(а)», игумен которой Герасим собственноручно подписал документ с указанием своего развернутого титула. Грамота из архива Святогорской лавры Святого Афанасия (Акт. Лавр. I.19: P. 155.37–38) сохранилась в подлиннике и издана в 1970 году Полем Лемерлем с коллегами в парижской серии «Архивы Афона» по этому оригиналу с приложением альбома фотографий. Подлинный документ представляет собой гарантийное подтверждение (Ἀσφάλεια) игумена обители Святого Илии Николая, который, судя по тексту, намерен обосноваться в монастыре Предтечи τοῦ Ἀτζιιωάννη, где игуменом являлся Симеон, чтобы исполнять свои обязанности (игумена) по управлению (обителью) — временно, на один год. Акт подписан свидетелями — игуменами афонских монастырей, среди которых и «пресвитер и игумен обители Рос(а)» Герасим.
15 мая 2017 г. 12:59
Десять веков Русского Афона
От расположившейся в центре Македонии материковой части Халкидик в Эгейское море Творец бросил три полуострова-«пальца». Западная Кассандра — скопление молодежных курортов, пристанище любящих вольный морской ветер серферов. Центральная Ситония, еще несколько десятков лет назад сплошь покрытая рыбацкими деревушками, теперь превратилась в облюбованное немецкими, сербскими и русскими отпускниками место для спокойного семейного отдыха. Восточный Афон, отделенный от Ситонии заливом Святой горы, — удел Пресвятой Богородицы, единственное в мире монашеское государство и один из центров мирового Православия. Перед празднованием тысячелетнего присутствия русских на этой земле корреспондент «Журнала Московской Патриархии» совершил краткое паломничество в Пантелеимонов монастырь, которое, впрочем, едва не затянулось.
12 мая 2017 г. 17:59
История
ЦВ № 10 (407) май 2009 /  28 мая 2009 г.
версия для печати версия для печати

Духовное наследие свт. Игнатия Брянчанинова и современность

Святитель Игнатий Брянчанинов широко почитается в Русской Православной Церкви, хотя канонизирован он был всего два десятилетия назад. Трудам святого была посвящена церковно-общественная конференция «Духовное наследие святителя Игнатия Брянчанинова», которая прошла 14 мая в Москве.

Конференция, организованная Фондом апостола Андрея Первозванного, собрала самых разных участников: священнослужителей и прихожан, монашествующих, учащихся Московской духовной академии, специалистов в области святоотеческого наследия, людей, интересующихся историей Русской Православной Церкви и трудами святителя Игнатия. Свое приветствие участникам и организаторам конференции направил Святейший Патриарх Кирилл.

С докладами выступили архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан, архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан, наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов), наместник Данилова монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов); профессор Московской духовной академии Алексей Осипов, потомок рода Брянчаниновых экономист Ольга Шафранова, протоиерей Максим Хижий. В центре внимания докладчиков были малоизвестные факты из жизни святителя Игнатия, поставленные им научные и богословские вопросы.

Доклад архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана «Учение святителя Игнатия о послушании в свете творений святых отцов» был посвящен одному из важнейших принципов христианской жизни — послушанию. Святитель Игнатий писал, что «послушание старцам, такое, как было в древних веках, сегодня невозможно». Архиепископ Максимилиан, соглашаясь со святителем, обосновывал его позицию опытом святых отцов (надо заметить, что именно эта часть учения святителя Игнатия часто оспаривается или неверно трактуется современными авторами). Докладчик убедительно показал, что сегодня, так же как при жизни свт. Игнатия, нет необходимых условий для послушания, описанного в древних патериках. Такими необходимыми условиями можно считать: наличие опытного духоносного старца, наличие ревностного послушника, наличие благоприятных внешних условий. Архиепископ Максимилиан показал, ссылаясь на мнение наших духовно авторитетных современников, таких как архимандрит Иоанн (Крестьянкин), архимандрит Кирилл (Павлов), святитель Феофан Затворник, что ни одно из этих условий в наше время не выполнимо. «Мы не имеем того, что имели древние подвижники, и это надо не отрицать, а принимать со смирением», — отметил он. Если же мы станем обманываться на этот счет, то неизбежно столкнемся с такими духовно опасными явлениями как младостарчество и лжестарчество, неверно понятое послушание, фанатизм. Все это может быть крайне губительно для души.

Но, тем не менее, другие формы послушания в наше время возможны, необходимы и спасительны. Одной из форм, «особенно приличествующей текущему времени», Игнатий Брянчанинов считал «жизнь по совету», когда христианин согласовывал сложные жизненные вопросы с духовно опытными благочестивыми людьми — священнослужителями, монашествующими или мирянами. Среди подвижников, пришедших ко спасению этим путем, такие великие святые как Антоний Великий, Василий Великий, Нил Сорский. Еще одной безусловно универсальной для любого времени формой послушания является соотнесение своей жизни с Божественным Писанием и Преданием.

Архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан, возглавляющий ныне кафедру, которую некогда занимал сам святитель Игнатий, в своем докладе обратился к его трудам «кавказского периода» и его опыту богословского ответа (словом и делом) на вызовы современной общественной жизни. Докладчик напомнил, что святитель Игнатий занимал Кавказскую кафедру в тревожное и неспокойное время, схожее с нашим. Тем не менее святитель Игнатий много сделал для того, чтобы христианство на Северном Кавказе, находившееся в упадке, вновь «обрело дыхание и жизнь». При этом он занимался не только внутрицерковными вопросами, но и принимал участие в общественной жизни, радел о просвещении народов Кавказа, откликался на «веяния времени» (например, одним из первых указал на опасность нигилизма, на двойственность западной философии). Как заметил архиепископ Феофан, Церкви можно и нужно уклоняться от политики, но уклоняться от участия в жизни общества она не должна. Многочисленные попечения святитель Игнатий сочетал с ревностным монашеским деланием. На основе собственного опыта во время служения на Кавказе он составил свой знаменитый труд «Приношение современному монашеству».

В докладе на тему «Благодарность современного монашества» архимандрит Тихон (Шевкунов) отметил, что «святитель Игнатий привнес несомненное вдохновение в жизнь монашества и его времени, и нашей современности. Он опытно прошел путь от человека светского к влюбленности в святых отцов, в их путь». По словам архимандрита Тихона пример святителя Игнатия и сегодня «влечет человеческие души ко спасению и многих — к монашеству».
Темой доклада клирика Владимирской епархии протоиерея Максима Хижего были находящиеся в российских архивах и еще практически не изученные материалы жизни святителя. К числу таких находок можно отнести недавно найденные свидетельства о взаимоотношениях святителя с графом Д.Н. Шереметьевым, государственным деятелем и писателем А.С. Норовым и другими представителями московского дворянства.

Архивные материалы открыли то, что было неизвестно даже современникам — факт плачевного состояния знаменитой Сергиевой пустыни, наместником которой был будущий святитель, огромное число долгов, часть из которых лежала лично на Игнатии Брянчанинове. В связи с этими долгами он проходил по материалам III жандармского отделения как «неблагонадежный подданный». Эти обстоятельства побудили святителя Игнатия просить помощи у семейства Шереметьевых.
Также интересна история взаимоотношений святителя с известным русским писателем и путешественником Авраамием Норовым, собирателем манускриптов, книг и летописей (на базе его собрания впоследствии был создан Румянцевский музей, ставший основой Российской государственной библиотеки). Изучая собранные в экспедициях Авраамия Норова материалы, святитель Игнатий получал дополнительную информацию о наследии святых отцов, которую позже использовал в работе над своими сочинениями «Аскетические опыты» и «О Богоматери».

Профессор Московской духовной академии Алексей Осипов описал и проанализировал учение святителя Игнатия о молитве, обратив особое внимание на наблюдения святителя об отличии православного опыта богообщения от протестантского и католического.
Архимандрит Алексий (Поликарпов) рассказал о заметках последнего старца Оптиной пустыни иеромонаха Никона (Беляева) на полях книги святителя Игнатия «Приношение современному монашеству», которые о. Никон сделал, читая книгу в советской тюрьме.
Участники конференции единодушно отметили удивительное совпадение исторической ситуации XIX века, в котором жил святитель Игнатий Брянчанинов, с нашим временем. Очевидно, что труды святителя еще долго не утратят свою актуальность для современных христиан.

 

28 мая 2009 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи