iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
В Музее современной истории России открылась выставка, посвященная вековому юбилею окончания Гражданской войны
В название главной выставки, подготовленной к 100-летию Русского исхода Музеем современной истории России (свои экспонаты сюда предоставили около десятка государственных учреждений культуры, а главный соорганизатор наряду с Минкультуры РФ – Благотворительный фонд актеров), взята строчка из песни-посвящения Александра Вертинского погибшим в октябре 1917 года московским юнкерам. Это не случайно: в центре предметного ряда экспозиции – мемориальные реликвии, посвященные Вертинскому и его знакомому белогвардейскому генералу Якову Слащеву (по чьей просьбе артист, кстати, исполнил упомянутую песню весной 1919 года в Одессе). «Вертинского и Слащева нельзя назвать друзьями, но Гражданская война в каком-то смысле переплела их судьбы: оба стали эмигрантами, а впоследствии – «возвращенцами», - говорит старший научный сотрудник Музея современной истории России Федор Кукин.
4 ноября 2020 г.
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00
История
Всего лишь за год начинка 57-го павильона преобразилась, при этом фасады сохранили первозданный облик
ЖМП № 2 февраль 2016 /  11 марта 2016 г. 18:30
версия для печати версия для печати

Когда не склонялась Русь

ВЫСТАВКИ ЦИКЛА "МОЯ ИСТОРИЯ", С УСПЕХОМ ПРОШЕДШИЕ В МАНЕЖЕ С 2013 ПО 2015 ГОД, ОБРЕЛИ ПОСТОЯННОЕ МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА

Организованный в 57-м павильоне ВДНХ Патриаршим советом по культуре исторический парк «Россия — моя история» — настоящая веха в отечественном музейном деле. Пока его интерьеры освоены лишь наполовину: развернуты две из запланированных четырех частей проекта «Моя история» — экспозиции, посвященные династиям Рюриковичей и Романовых. Завсегдатаи выставок-форумов «Православная Русь» уже знакомы с наполнением открывшегося буквально в последние дни уходящего года музея. И тем не менее обновленное здание бывшего павильона «Товары народного потребления», судя по всему, станет одним из самых посещаемых мест на ВДНХ.

Прежде всего это самый настоящий музей с собственным узнаваемым стилем, внутренней повествовательной динамикой, единой и хорошо продуманной концепцией. Конечно же, на Государственный исторический музей он совершенно не похож. Главные выразительные средства здесь не мемориальные экспонаты, а прекрасно зарекомендовавшие себя в отдельных выставках проекта «Моя история» мультимедийные носители: сенсорные панели, планшетные компьютеры, плазменные консоли и т.д. Однако, в отличие от отдельных выставок, которые готовились и воспринимались публикой самостоятельно, зарождение романовской династии здесь подается как неизбежный и логичный выход из кризиса Смуты (следствия и одновременно причины того, что пресеклась династия Рюриковичей). Можно даже не заметить, где заканчивается первая экспозиция и начинается вторая, если бы не дополнительный контроль, напоминающий, что билет на «Романовых» нужно покупать отдельно. Впрочем, о «преемственности истории» каждый волен позаботиться заранее, приобретя своеобразный «единый».

Второе принципиальное отличие стационарного музея от выставочных версий проекта — возможность дополнительно оснащать залы и обогащать их новыми носителями. Выставка «Православная Русь» длится всего три недели, да и историческое здание Манежа даже упакованные в оцифрованный формат столетия вмещает с трудом. Здесь же авторы экспозиции с размахом используют предоставившиеся возможности.

Последнее крупное мероприятие — Всероссийскую сельскохозяйственную выставку «Золотая осень» — 57-й павильон встретил три года назад. В основном же все постсоветские десятилетия здесь процветала торговля. И когда было решено переоборудовать здание в исторический парк, специалисты приняли весьма затратное, но единственно верное решение: разобрать изношенную постройку, усилить несущие конструкции и собрать ее заново. Возможно, дешевле было бы возвести новодел, но внешний облик возведенного в 1967 году павильона охранялся государством. От старой длинной «стекляшки» остались только ставшие «визитной карточкой» павильона оконные витражи да знаменитая центральная лестница. Но если раньше она вела на чердак, то теперь — на полноценный второй этаж. Естественно, «лишняя» весовая нагрузка потребовала усилить несущие конструкции.

Неузнаваемо изменились интерьеры. За счет принципиальной внутренней перекомпоновки экспозиционная площадь выросла вдвое. Тут оборудованы пять аудиторий для мультимедийных лекториев, кинотеатр и книжный магазин. Но главная удача творческого коллектива — то, что отечественная история здесь подается не как скучный полигон для зубрежки дат и шаблонных схем, а как интересная и увлекательная наука. И эту «энциклопедию» хочется открывать и перечитывать.

Организаторы предполагают время от времени организовывать в парке спецмероприятия. Те, кому повезет на них попасть, в ходе лекции автора музейной концепции Павла Кузенкова услышат, что само понятие «Русь» (кстати, сначала это слово не склонялось) пришло вместе с Рюриком, а означало оно в те давние времена ближайшее военное и политическое окружение князя. А во время живой экскурсии, сопровождающейся почти детективным изложением исторических сюжетов, главный редактор проекта «Моя история» Александр Мясников поведает, кто из русских княжичей стал прототипом сказочного Ивана-царевича, куда Екатерина II пристроила оставшиеся от предшественницы по трону Елизаветы Петровны 15 тыс. платьев и какой пищевой продукт стопроцентно вправе именоваться исконно русским. Впрочем, в этом историческом парке немало замечательных открытий можно совершить и самостоятельно.

Уже весной экспозиций здесь станет больше: линию пока пустующих залов заполнит третья часть парка — «1914–1945. От великих потрясений к Великой Победе». Завершающая же глава, повествующая об отечественной истории второй половины прошлого столетия, будет написана вследующем году.

КОММЕНТАРИЙ

Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси: "В преемственности поколений — контуры нашей национальной идеи"

История — это не просто наука. История — это опыт, история — это философия жизни, история — это та колыбель, в которой рождается национальная идея. Это то, без чего человек не может жить, без чего он теряет корни, теряет связь с прошлым, а потому становится неспособным устремляться в будущее.

Совершенно не случайно, что в 1990-е, да и в последующие годы многие задавали вопрос, где же наша национальная идея. Национальную идею нельзя написать в тиши кабинета, ее нельзя вымучить в угоду настроениям переживаемой эпохи. Национальная идея всегда связана с пониманием своей истории, с осознанием подвига героев, с осознанием подвига своего народа — во имя чего люди жили, что они защищали, ради чего умирали...

Вот эти цели и ценности, ради которых люди жили на протяжении тысячи лет здесь, на нашей земле, — это и есть контуры национальной идеи. И никакая другая идея, какой бы привлекательной, какой бы модной, какой бы современной она ни являлась, не может быть идеей, за которую люди стали бы отдавать свою жизнь.

В преемстве поколений — в каком-то смысле бессмертие народа настолько, насколько вообще можно говорить о бессмертии в истории. Конечно, когда-то всё кончится, но кончится тогда, когда наступит другая реальность. А в условиях земной реальности мы все призваны жить, трудиться, любить, защищать то, что нам дорого. И дай Бог, чтобы эта замечательная экспозиция на ВДНХ помогла нашей молодежи и вообще всем, кто небезразличен к судьбе Отечества, проникнуться идеалами предшествовавших нам поколений, идеалами, которые сохраняются и в нашей современной жизни и, преломляясь сквозь призму новых вызовов, по-прежнему остаются живыми. Вот так и живет наша национальная идея.

* * *

СПРАВКА. Премьер-министр Дмитрий Медведев 17 декабря 2015 года подписал распоряжение о присуждении премии российского правительства в области культуры епископу Егорьевскому Тихону. Высокой награды ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре удостоен за цикл выставок «Моя история». Общее количество посетителей трех выставочных мероприятий в столице и в российских регионах превысило 1,3 млн человек, что беспрецедентно для подобных проектов

Исторический парк «Россия — моя история» располагается на площади Промышленности ВДНХ (здесь же находятся павильон «Космос» — перспективный музейный центр «Космонавтика и авиация», временный экспозиционный центр Политехнического музея и выставка 11 образцов отечественной военной техники и вооружения).

Парк открыт ежедневно с 11 до 22 часов. Вход платный.

11 марта 2016 г. 18:30
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие
В 2010 году Издательским советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений.  В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-­редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. PDF-версия.    
15 апреля 2024 г. 17:00