iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Пастырское воспитание души
«В воскресенье, 11 ноября 1800 года, в Петропавловском соборе начался благовест к Литургии. После Литургии отправлен был молебен в начале учения отроком, и по окончании оного при колокольном звоне был крестный ход в дом, предназначенный для помещения семинарии. В доме сем Его Преосвященством совершено было водоосвящение и сам владыка Иоанн окропил все комнаты освященной водой. По окончании церемонии префект семинарии Василий Максимович Квашнин говорил длинную речь на русском языке. Затем следовали между избранными учениками латинские стихи и короткие речи на русском, латинском и греческом языке. Торжество окончилось пением концерта». Так описано в рукописи, принадлежащей Евпраксии Гавриловне Сведомской, открытие Пермской духовной семинарии — старейшего учебного заведения на Урале. PDF-версия.  
9 сентября 2021 г. 15:00
Ковчег для Заступницы усердной
Это событие вышло за рамки церковного торжества, став заметной вехой в жизни и Татарстана, и всей России. Ему сопутствовала Международная научно-практическая конференция «Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации». Само же торжественное богослужение посетили как представители государственной власти Российской Федерации — спикер верхней палаты парламента Валентина Матвиенко и начальник Генштаба ВС РФ Валерий Герасимов, — так и исламское духовенство во главе с председателем Центрального духовного управления мусульман России верховным муфтием шейх-уль-исламом Талгатом Таджуддином. Это не случайно: Казанская икона Божией Матери прочно вошла в историю Отечества, освятив своим сиянием века бытования всех народов России, а место ее чудесного явления свято для каждого соотечественника. PDF-версия.
6 сентября 2021 г. 13:45
Православие как судьба
Традиция получения образования в российских духовных школах иностранными студентами имеет давние корни. В XIX веке Россия оказалась не только оплотом Православия в мире, но и центром церковного образования. Начиная с 1850-х годов в российских духовных академиях и семинариях получали образование греки, болгары, сербы, черногорцы, а также сирийцы. Одни из них после учебы возвращались на родину, другие оставались в России. Среди иностранцев-выпускников были будущие архиереи, богословы, церковные деятели. Сегодня среди иностранцев по-прежнему популярна идея получения богословского образования в России. Какое применение они планируют найти знаниям, полученным в российской духовной школе, легко ли дается изучение предметов, о чем они мечтают и планируют ли служить на родине, отправился выяснять корреспондент «Журнала Московской Патриархии» в Санкт-Петербургскую духовную академию. PDF-версия.  
31 августа 2021 г. 14:30
История
ЦВ № 8 (405) апрель 2009 /  30 апреля 2009 г.
версия для печати версия для печати

Пасха в Иерусалиме, Баварии и Нью-Йорке. О чем писал «Церковный вестник» в 1880 году

«Церковный вестник» впервые вышел в свет в 1875 году, но был закрыт большевиками после Октябрьского переворота. В апреле 2009 года исполнилось 20 лет непрерывного выпуска возобновленного «ЦВ». К этой памятной дате мы приурочили ретроспективу публикаций из нашего архива, которая открывается серией пасхальных репортажей 1880 года.

Иерусалим
…Светлый Праздник Пасхи обставлен был обычным велелепием при всех урочных богослужениях в храме Воскресения. В Великий четверток умовение ног совершалось по уставу на Храмовой площади. Совершителем обряда был архиепископ Газский Иоасаф. Для представления лица Иуды при этом не нашлось охотника из местных священников, им согласился быть один иеродиакон — поклонник из Валахии, как говорили. (По чину умовения, держимому у нас в России, место Иуды остается невыявленным. Но по чину Иерусалимской церкви указывается всем 12-ти что-нибудь произнесть, вышедши на середину перед архиерея, и, следовательно, неизбежно кому-нибудь одному говорить от имени Иуды.) Стоявший возле меня грек (из королевства), заметив смущение невольнаго представителя христопродавца, сказал: ну, будь это у нас там, не обошлось бы без юхча! Ап. Петра, по заведенному обычаю, представлял собою наш архимандрит. Облачения на всех при этом были красныя, праздничные. Стечение зрителей было несметное — до тесноты.

В великий пяток всенощная служба с обношением плащаницы началась в 10 часов вечера и окончилась в 2 часа пополуночи. Говорены были при том проповеди: русская — на Голгофе, арабская — у камня Помазания и греческая — у гроба Господня.
Раздаяние св. огня (или с греческого — святого света), предшествующее обыкновенно великосубботней литургии и имеющее место в 2 часа пополудни, совершал на сей раз, вместо отсутствующего патриарха, архиепископ Севастийский Никифор — одни из трех эпитропов патриарха. Все обошлось при этом шумном и напрасно поносимом иноверцами обряде благополучно. Не одному из наших соотечественников удалось донесть до самых русских построек благодатный огонь целым, защищая его одной рукой своей да еще пламенеющей верой.

Вечером того же дня часам к десяти постройки наши уже были пусты. Служба пасхальная началась в 11 часов. Полчаса пелось повечерие, и полчаса длилось троекратное обхождение светлосиянного кувуклия, т.е. гроба Господня. Затем первым из архиереев прочтено было перед гробом Господним воскресное Евангелие от Марка и им же над самим гробом возглашено первое «Христос Воскресе»… Под звон колоколов внутри и вне храма множество хоругвей, возвышавшихся над народом, стали делать быстрые обороты… Их веяние, напомнившее мне хоривский глас хлада тонка, был последним впечатлением мне, утренневавшему утреннюю глубоку у самого источника нашего воскресения — нашего «радостнаго утра».

Большинство русских вслед затем отправилось на свои постройки встречать там по-русски Христову Пасху. Троекратно обошли мы свой собор при громком звоне колоколов, с тысячью светильников, под глубоким звездным небом, в тишайшую теплую погоду, и встретили своим пением Христа Воскресшаго. За утреней непосредственно следовала литургия, и на рассвете все было уже кончено. Веселый русский звон разносился потом целый день по зеленевшим горам иудейским, на утешение православию…
№ 28, 1880 год

Обер-Аммергау, Бавария
Представление страданий и смерти Иисуса Христа в деревне Обер-Аммергау.
4-го мая в деревне Обер-Аммергау началось представление знаменитой священной трагедии «Страдания Иисуса Христа». Представление это является наверно одним из самых странных зрелищ в цивилизованном христианском мире. Это живой анахронизм. Когда вы смотрите на это представление, то чувствуете, что будто воскресает пред вами одна из обычных сцен XIV–XV столетия, или что каким-то чудом уцелела во всей своей первобытной простоте одна маленькая труппа деревенских любителей- актеров того времени и выступает теперь вновь для развлечения и назидания мира.

С того времени, как это представление было описано путешественниками, оно с каждым годом стало привлекать к себе все больше и больше внимания со стороны европейцев и американцев, и в настоящее время взоры всего мира устремлены к маленькой деревушке, уютно расположившийся в гористой Баварии, хотя она так мала и незначительна сама по себе, что имени ее не найти ни на какой карте. Целые книги написаны о представлении этих простых крестьян; изданы бесчисленные гравюры и картины, изображающие сцены и действующих лиц. Иосиф Майер, деревенский ремесленник, играющий в представлении главную роль, пользуется более широкой и громкой известностью, чем кто-либо из знаменитейших артистов мира. Он выступил в прошлом представлении, девять лет тому назад. Теперь он смотрится девятью годами старше, и его молодая светло-русая борода значительно потемнела, но его прекрасное задумчивое лицо не изменилось в благородстве и сохранило тихую грустность выражения.

Представление будет продолжаться все лето до октября, по воскресным дням. Начинается обычно в 8 часов утра и продолжается до полудня, когда делается перерыв на один час. В 1 час пополудни представление возобновляется и заканчивается около пяти часов. В нем принимают участие около 350 человек, все исключительно из жителей деревушки, и изображают всех лиц описанных в евангельской истории страданий: Иисуса Христа, ап. Петра, Иоанна, Иуду, Пилата, Деву Марию, Марию Магдалину и других лиц, толпу иудеев и отряд римских воинов. Первая сцена изображает торжественный вход в Иерусалим, две последние — распятие и воскресение. Представление совершается во исполнение обета, данного жителями деревни в 1534 году, что если они будут избавлены от свирепствовавшей тогда моровой язвы, они вечно будут представлять историю страданий в известные периоды.

В настоящее время для христианского чувства едва ли что может быть более странным, чем представление лица Спасителя и его страданий на театральной сцене. Олицетворение в себе святых и пророков является уже святотатством, тем более изображение каким-нибудь человеческим существом Иисуса Христа, представление Его Страдания, Его смерти воскресения. И однако же несомненно, что эти баварские крестьяне по меньшей мере столь же искренни и столь же благочестивы в своем религиозном чувстве, как и те, чье чувство сейчас возмущается от их представления. Все, кто видел представление и наблюдал за жизнью этих замечательных крестьян, признают, что их представление есть выражение глубокого религиозного чувства, которые они способны воплотить в этой форме частью по своей природной простоте, а частью по обаянию предания прошлых веков…
№ 28, 1880 год

Нью-Йорк
Страстная неделя называется у американцев святою неделей. Великая пятница служит и здесь поворотным пунктом в скорбной жизни христианского духа. Великая пятница у американцев, впрочем, не имеет такого трогательно-торжественного характера, как у нас в России, и в законодательстве страны нет для нее каких-либо особых постановлений. Но тем замечательней факт, что сама жизнь, помимо всякого закона, окружила ее знаками особого почтения. Многия увеселительные заведения закрываются, и здешняя итальянская оперная труппа в присутствии многочисленных слушателей исполняла вместо обычного представления гениальное представление Россини «Stabat Mater», этот страдальческий вопль материнского сердца, который вместе с тем есть вопль всякой христианской души, способной проникнуться сознанием необъятной важности воспоминаемого момента. В одной из лучших церквей в это же время громадный хор из 400 артистов исполнял знаменитую «Музыку страданий» Баха, составляющую музыкальное воспроизведение 26-й и 27-й глав Евангелия Матфея…

В Нью-Йорке, как и у нас в России, страстная неделя уже носит много признаков приготовления к Пасхе. За окнами в магазинах появились пасхальные визитные карточки с изображением пасхальных яиц, крестов и непременно со словами, текстами и целыми стихотворениями, прославляющими воскресение Христа. Эти карточки у американцев при пасхальных поздравлениях друг друга заменяют наши пасхальные яйца. Для детей они приготовляются с особенным занимательным фокусом. Вы видите как бы простую карточку с барельефным цветком. Но потяните ее за один кончик: цветок мгновенно подымется, и пред вами откроется целая сцена Воскресения Христова с подписанными словами, взятыми или из Евангелия, или из богослужебных книг. Целые тысячи набожных леди в страстную субботу занимались украшением церквей живыми цветами, и цветочники собирали большие барыши. В газетах в церковных объявлениях появились пышные рекламы о пасхальном богослужении, с описанием церковных украшений, с программами музыкальных пьес и перечнем приглашенных артистов.

Воскресенье 28 марта по новому стилю было уже Пасхальным воскресением для западного мира. День этот с утра был чрезвычайно пасмурный и нисколько не отвечал радостной торжественности праздника. Тем не менее, когда в 10 часов утра по городу начала разливаться колокольная музыка, на призыв ея текли безчисленныя массы народа…

Музыкальная программа богослужений разнообразилась до бесконечности. В церквах мелких религиозных общин она теряла разделительную грань между богослужениями и концертом. В богослужебной программе церкви так называемого «божественнаго отечества» значился даже вагнеровский марш из «Тангейзера»…
…Из католических церквей самое пышное богослужение было, конечно, в кафедральном соборе св. Патрика. Мне довелось быть в соборе при послеобеденном богослужении около 3-х часов пополудни. Это богослужение было не в счет абонемента и предназначалось специально для бедных, которые не в состоянии снимать в нем годичных дорогих мест. Тысячи бедного люда валили со всех сторон к собору и при самых дверях вынимали свои тощие кошельки, чтобы заплатить 10 центов (20 коп. по нашему курсу) за право входа в собор. Богослужение было пышное, с оркестром, с хором в 100 мужских и женских голосов и двумя хорами из детских голосов, и с проповедью в заключенье.

В обыденной жизни Пасха в Америке ничем не отличается от обыкновенных воскресных дней, здесь совсем нет того захватывающего дух праздничного восторга, с каким она приветствуется в русской жизни. Она здесь празднуется всего только один день. Зато весь этот день состоит из почти непрерывных богослужений: богослужение поутру, богослужение пополудни и богослужение вечером, и массы народные только переходят от одного богослужения к другому и из одной церкви в другую…
№ 17, 1880 год

30 апреля 2009 г.
Ключевые слова: Иерусалим, Пасха
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Второе явление Спаса Нерукотворного
На июньском Синоде (см. Журнал № 36) в общецерковный месяцеслов было внесено празднование 24 мая (6 июня) явления в Ярославле чудотворного образа Спаса Нерукотворного. В апреле этого года одна из древнейших и почитаемых святынь Ярославской земли (наряду с Толгской иконой Божией Матери) была торжественно передана из фондов городского художественного музея на хранение в Спасо-Афанасиевский монастырь. Явленный больше четырех столетий назад образ Спасителя был изъят вместе с другими церковными ценностями в начале 1930-х годов и долгие десятилетия считался навсегда утраченным. Несколько лет назад благодаря сотрудничеству Церкви и музея чудотворный образ был найден, отреставрирован и из музейного хранилища перенесен в храм для всенародного поклонения. PDF-версия.
13 октября 2021 г. 17:00
Крещение в Тихом океане
В 2015 году телеканалы показали, как более двухсот филиппинцев в один день приняли крещение в водах Тихого океана и тут же на берегу во время Божественной литургии впервые причастились. И это было не первое такое массовое крещение жителей островного государства. Филиппины на сегодняшний день единственная страна Юго-Восточной Азии, где большинство населения — христиане, среди которых преобладают католики. Но в последние годы благодаря нашим миссионерам православных христиан здесь становится все больше и больше. В декабре 2018 года приходы Московского Патриархата на Филиппинах были включены в состав Патриаршего экзархата в Юго-Восточной Азии. А в феврале 2019 года создана Филиппинско-Вьетнамская епархия. Об особенностях служения на Филиппинских островах «Журналу Московской Патриархии» рассказывает иеромонах Корнилий (Молев), секретарь Филиппинско-Вьетнамской епархии, клирик храма блаженной Матроны Московской в городе Давао и руководитель образовательного центра при храме. PDF-версия.
5 октября 2021 г. 18:00