выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00
История
Памятник Александру Второму возле Храма Христа Спасителя. Фото автора.
10 марта 2011 г. 11:14
версия для печати версия для печати

Реформы Александра II и преобразования в России в XXI веке: факторы успеха

«Великие реформы Александра II — успешный пример пути модернизации». Под таким названием в Храме Христа Спасителя состоялась конференция, посвященная 150-летию отмены крепостного права и началу преобразований в стране. О причинах успеха российских реформ в середине XIX века, превративших ее из отсталой страны в передовую державу, размышляли духовные лица, ученые и политики.

Реформы без потрясений

150 лет назад, точно так же как и теперь, Россия стояла перед преобразованиями практически во всех сферах экономической и социальной жизни. К середине XIX века экономическая модель России, основанная Петром I на крепостническом труде, полностью себя исчерпала. «В ней не было заряда иновационности. Западные державы приступили к новому технологическому рывку, и Россия стала отставать», — отметил Юрий Петров, директор Института российской истории РАН. Страна находилась в кризисе. Это был не только кризис армии, как показало поражение в Крымской войне, и не только кризис экономический. Это был еще финансовый кризис, так как рухнула система серебряного денежного обращения. Это и банковский кризис, так как старая банковская система не отвечала государственным запросам и потребовалась ее ликвидации с последующим созданием нового Государственного банка.

Манифест об освобождении крестьян 19 февраля 1861 года стал отправной точкой в преобразованиях страны, для которой требовался целый пакет реформ. «Это была революция сверху, — считает Вячеслав Никонов, исполнительный директор правления фонда “Русский мир”. — Царю пришлось сломить сопротивление противников, которых было большинство и в государственном аппарате, и в правящем дворянском классе». Но на стороне царя были общественное мнение и команда образованных администраторов от либералов до консерваторов, которые были не только организаторами, но и технологами преобразований: Сергей Ланской, Яков Ростовцев, Николай Милютин, Юрий Самарин, Владимир Черкасский. Реформам предшествовали региональные эксперименты, продуманность, взвешенность, постепенность. Они были увязаны друг с другом, имели общую логику и содержали два важнейших фактора: постепенность и учет национального менталитета, опыта и традиций.

Миллионы бывших крепостных получили гражданские права и включались в общественную жизнь. Был принят либеральный Университетский устав. Раскрепощенная энергия, инициатива и личная заинтересованность граждан стали важнейшим государственным ресурсом. «Начался подъем торгово-промышленной деятельности, в города хлынул поток рабочих рук, открылись новые сферы для предпринимательства. Между городами и селами восстановились старые связи и возникли новые, — отметил митрополит Волоколамский Иларион. — Городская и земская реформы дали импульс развитию институтов гражданского общества. Земства сыграли выдающуюся роль в повышении грамотности крестьянства, в развитии сети лечебных учреждений в деревнях и селах, улучшении гигиены».

К концу XIX века на Западе заговорили о русском экономическом чуде, страна решительно вошла в рыночную экономику. Промышленное производство с 60-х годов XIX века до 1914 года ежегодно увеличивалось на 5% в год. В дополнение к хлопчатобумажной промышленности — локомотиву отечественной индустриализации — возникли новые отрасли: тяжелое машиностроение, нефтехимия, электроэнергетика, средства связи.

«С 80-х годов по 1913 год средняя урожайность в стране поднялась в два раза. Причем прирост обеспечивали мелкие крестьянские хозяйства, которые вытесняли крупные помещичьи землевладения. По оценке западного экономиста Пола Кеннеди, Россия в начале ХХ века стала четвертой в мире по своей экономической мощи и восстановила статус политической державы», — подчеркнул Юрий Петров.

За годы царствования Александра II население России выросло на 25 млн человек и достигло 90 миллионов, а за 50 лет после великих реформ — удвоилось. На одну российскую семью в России в среднем приходилось шесть детей. Перед Первой мировой войной каждый десятый житель земли проживал в пределах Российской империи.

«Это был самый высокий уровень рождаемости в Европе. Наибольший прирост наблюдался в Сибири за счет миграции из европейской части России. Церковь отправляла туда своих миссионеров. Создавались новые епархии, умножались приходы. По расчетам ученого Дмитрия Менделеева, при сохранении роста населения в середине ХХ века оно должно было достигнуть цифры в 282 млн человек, а в 2000 году — 594 миллиона (сегодня население России составляет 142 млн человек. — Авт.)», — проанализировал историческую статистику владыка Иларион.

«Однако нельзя забывать, что высокая рождаемость была оборотной стороной высокой детской смертности. Только половина младенцев в возрасте до одного года выживало. Треть детей до пяти лет также умирало. Это происходило из-за невысокой культуры медицины и социального обслуживания», — добавил ложку дегтя в радужную картину Юрий Петров. Ученый также уверен, что страна избежала бы трех революций, если бы Столыпинские реформы проводили в 1880 году, когда все крестьяне стали собственниками земли, расплатившись с Государственным банком. Напомним, крестьяне освобождались от крепостной зависимости без земли, она оставалась в собственности помещиков. Желая работать на земле, крестьяне должны были выкупать ее у помещиков, взяв государственную ссуду. «Это был выкуп за волю, — пояснил корреспонденту ЦВ Юрий Петров. — В сельском хозяйстве реформа задала вектор, по которому должна была развиваться российская деревня. Но решать вопрос, каким будет этот вектор, реформаторы предоставили времени и судьбе». Тем не менее даже западные ученые считают реформы Александра II успешными. Поскольку они осуществились без социального напряжения и позволили сохранить управляемость страной, что в глазах и современников, и потомков доказывает их предпочтительность.

Факторы успеха

Каковы же причины успеха этих реформ? Условно их можно разделить на экономические и духовные. Анализ экономических факторов представил директор Института российской истории РАН Юрий Петров. Это сильное государство, в ведение которого входило строительство железных дорог, создание казенных банков и целых отраслей промышленности (прежде всего военной). А также регулирование экономической жизни через налоговую и таможенную политику. Это иностранные инвестиции. Достаточно вспомнить, что весь Донецкий металлургический бассейн был создан на средства французских, бельгийских и английских инвесторов. Однако в общем объеме инвестиций они составляли только одну треть, две трети принадлежали русскому капиталу. И наконец, самый главный фактор — это свобода. С одной стороны, свобода крестьянина, не связанного больше никакими обязательствами перед помещиками. А с другой — освобождение фабрикантов от ренты, которую они платили помещику, пока оставались крепостными. Теперь Морозовы, Третьяковы, Рябушинские, Смирновы, Абрикосовы и др. смогли вложить эти доходы в свое дело, что особенно стало заметно на примере текстильной промышленности.

О духовных причинах рассказал Святейший Патриарх Кирилл. Его Святейшество связал их с современностью, поскольку сегодня Россия снова стоит перед глобальной модернизацией своей экономической и социальной жизни.

«Реформы осуществлялись с опорой на нравственные нормы, духовную и культурную составляющую народа, — отметил Святейший Патриарх. — Это удачный опыт гармонизации новаторства, традиции государственного мышления и полной преданности Промыслу Божию. В манифесте есть замечательные слова: «Обращая внимание на неизбежные трудности приемлемого преобразования, мы возлагаем упование на всеблагое провидение Божие, покровительствующее России».

Его Святейшество также подчеркнул, что в манифесте были намечены ориентиры, подходящие и к современным преобразованиям. Это социальная ответственность имущих перед малоимущими, забота имущих о неимущих, добровольный отказ от части преференций и материальных выгод состоятельных людей во имя общего блага.

В 60-х годах XIX века правящему классу России хватило мудрости отказаться от части своих наследственных привилегий. Это опровержение тезиса, что люди часто готовы руководствоваться только своим корыстным интересом, а общество есть «баланс эгоизмов уравновешенного балансом сил».

Эти реформы были призваны содействовать восстановлению социальной справедливости, обретению права на свободный труд, справедливый заработок и достойную жизнь. Известно, что удалось осуществить не всё, что задумывалось. «Но если посмотреть на любые преобразования в любой стране, то разве в полной мере осуществляются все замыслы? Жизнь всегда вносит свои коррективы. И те, кто злословил по поводу этих реформ, не понимали простой вещи: у каждого мощного движения, направленного на изменения жизни народа и общества, всегда появляется рациональное, эмоциональное и иногда встречное инерционное сопротивление, которое формируется традицией прошлых лет», — отметил Его Святейшество.

Преобразования Александра II не стали мыльным пузырем, так как предусматривали теснейшую связь между правом и обязанностью, свободой и ответственностью. Христианское чувство правды Божьей, что в народе чаще всего называют совестливостью, указывает на необходимость подлинных изменений сначала в умах и сердцах людей, а затем в средствах и способах хозяйствования.

В наше быстро меняющееся время то и другое должно происходить в одночасье. Мы должны менять состояние своего ума и сердца, ясно определять благородные цели и задачи и участвовать в преобразованиях. В подтверждение сказанного приведем слова из манифеста: «Самый благотворный закон не может сделать людей благополучными, если они не потрудятся сами устроить свое благополучие под покровительством закона. Довольство приобретается и увеличивается не иначе как неослабным трудом, благоразумным употреблением сил и средств, строгою бережливостью и вообще честною в страхе Божьем жизнью».

Справка ЦВ

АЛЕКСАНДР II (1818–1881), российский император (1855–1881). Старший сын Николая I. Осуществил отмену крепостного права. На начало реформ 7/8 населения страны жило в деревне, 40% из них были крепостными (22,5 млн человек). Провел ряд реформ: Земское положение (1864) и Городовое положение (1870), Судебные уставы (1864), военные реформы (1860–1870), реформы народного образования, цензуры, отмена телесных наказаний. В Госархиве РФ хранится более 380 тыс. папок с документами периода реформ. В царствование Александра II завершилось присоединение к России территорий Кавказа (1864), Казахстана (1865), большей части Средней Азии (1865–1881). С целью усиления влияния на Балканах и помощи национально-освободительному движению славянских народов Россия участвовала в Русско-турецкой войне 1877–1878 годов. На жизнь Александра II было совершено несколько покушений (1866, 1867, 1879, 1880). Смертельно ранен на набережной Екатерининского канала в Петербурге бомбой, брошенной народовольцем Игнатием Гриневицким 1 марта 1881 года.

10 марта 2011 г. 11:14
Ключевые слова: XIX век
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом»
В августе этого года Курская область подверглась нападению украинских боевиков, в результате чего погибли десятки и пострадали сотни людей. Из приграничных городов и сел, по разным оценкам, было эвакуировано свыше 140 тысяч местных жителей. С первого же дня помощь пострадавшим стала оказывать Русская Православная Церковь в лице Курской епархии и Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Как она была организована, какие задачи приходилось ­решать? Об этом и о своем архипастырском пути — служении в Якутии в начале 1990-х, о встречах с насельницами дореволюционной Дивеевской обители — «Журналу ­Московской Патриархии» рассказал митрополит Курский и Рыльский Герман. PDF-версия.  
13 декабря 2024 г. 14:00