iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
В Музее современной истории России открылась выставка, посвященная вековому юбилею окончания Гражданской войны
В название главной выставки, подготовленной к 100-летию Русского исхода Музеем современной истории России (свои экспонаты сюда предоставили около десятка государственных учреждений культуры, а главный соорганизатор наряду с Минкультуры РФ – Благотворительный фонд актеров), взята строчка из песни-посвящения Александра Вертинского погибшим в октябре 1917 года московским юнкерам. Это не случайно: в центре предметного ряда экспозиции – мемориальные реликвии, посвященные Вертинскому и его знакомому белогвардейскому генералу Якову Слащеву (по чьей просьбе артист, кстати, исполнил упомянутую песню весной 1919 года в Одессе). «Вертинского и Слащева нельзя назвать друзьями, но Гражданская война в каком-то смысле переплела их судьбы: оба стали эмигрантами, а впоследствии – «возвращенцами», - говорит старший научный сотрудник Музея современной истории России Федор Кукин.
4 ноября 2020 г.
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00
История
Дверные петли из дворца Алексея Михайловича в Коломенском. Железо, олово; ковка, насечка, лужение
27 марта 2013 г. 14:50
версия для печати версия для печати

Память о династии Романовых в Коломенском: новая выставка ждет посетителей

В юбилейный год царской династии Романовых Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник запустил масштабный выставочно-просветительский проект, посвященный истории подмосковной царской резиденции. Его ядро — экспозиция «Династия Романовых и Коломенское», открытая в залах Сытного двора (комплекс Передних ворот) до июля 2013г.

Здесь можно увидеть немало мемориальных экспонатов, напрямую связанных с жизнью венценосных Романовых — к примеру, единственную сохранившуюся тарелку из собственного сервиза Елизаветы Петровны, изготовленного в конце 1750-х годов на Императорском фарфоровом заводе, или уникальный отреставрированный стул из дворца Алексея Михайловича (единственный уцелевший элемент интерьера этого знаменитого сооружения). Еще больше раритетов с эпохой Романовых увязываются косвенно. В их числе — люлька маленького Петра Алексеевича из Преображенского или переднее колесо от траурной колесницы Александра I. История этих экспонатов уже сама обросла множеством легенд. Так, доподлинно известно, что скончавшегося в Таганроге Александра I отпевали по пути в столичный Петербург именно в Казанском храме Коломенского. Сохранилась и старинная, позапрошлого века, фотография, на которой эта «царская» реликвия много десятилетий спустя «припаркована» у Вознесенского храма...

Подобных хитросплетений, где быль сплетается с мифом, а реальные факты — с фольклором, в истории Коломенского десятки. Чтобы не утонуть в них окончательно, центральную часть выставки ее хранитель Алла Сабенина решила посвятить истории пребывания российских самодержцев в Коломенском. Точнее, если можно так выразиться, архитектурному наследию их загородной жизни — то есть царским дворцам.

Оказывается, известнейший дворец Алексея Михайловича, копию-новодел которого мы имеем возможность наблюдать на месте бывшего соседнего села Дьякова, далеко не единственный в их числе. Более того, он даже не является хронологически первым! Счет царским новосельям в Коломенском открыл еще Михаил Федорович, и случилось это 17 сентября 1640 года. К сожалению, как выглядела та постройка, мы сказать не можем: известно лишь, что располагалась она возле Казанского храма. Изображения же «восьмого чуда света» Алексея Михайловича на выставке демонстрируются во множестве. Однако все эти рисунки — тоже в своем роде историческая реконструкция: созданы они в 1830-е годы, когда самого дворца уже не существовало.

Его, как известно, после подробной эксепертизы обветшавших конструкций повелела разобрать Екатерина II. Параллельно императрица распорядилась возвести для себя новый дворец. Он встал на крутом москворецком берегу севернее Вознсенского храма — там, где еще при царе Горохе (вернее, при Василии III), по преданиям, стоял древний великокняжеский терем. Екатерина II проводит здесь больше двадцати летних сезонов, и именно здесь 27 июня 1787 года официально стартуют посвященные 25-летию ее царствования юбилейные празднества.

«Но и этот дворец со временем пришел в негодность, - рассказывает Алла Сабенина. - Критическим образом на его состояние повлияла Отечественная война 1812 года (в Коломенском стояла конница Мюрата), и в 1816 году его разобрали. Мы представляем редкую акварель с изображением этого сооружения, выполненную в 1800-е годы архитектором Алексеем Бакаревым».

Еще хуже неспециалистам известен следующий коломенский дворец — ампирная постройка для Александра I, несмотря на то что ее автором выступил представитель золотой плеяды московский зодчих Евграф Тюрин. Этому сооружению не повезло по другой причине. Если венценосный заказчик и смог увидеть его законченным, то только незримыми духовными очами, в тот самый день отпевания в Коломенском в 1825 году. Воспользоваться же по прямому назначению этим дворцом никому так и не было суждено. Но завсегдатаям Коломенскому отлично известен его очень красивый элемент (боковой северный флигель) — хотя, скорее всего, они и не подозревают об этом! Это так называемый Александровский павильон 1825 года, уже давно и активно использующийся музейной дирекцией в качестве экспозиционного зала в живописном уголке набережной.

По династической традиции следующий император — Николай I — решил в 1834 году возвести в Коломенском новый дворец. Этот грандиозный проект зодчего Андрея Штакеншнейдера вбирал в себя лучшее от Версаля, Петергофа, нереализованного баженовского Большого Кремлевского Дворца и Анненгофа на Яузе в считавшемся тогда подмосковным Лефортове. Но этот проект так и не воплотился в жизнь — по официальной версии, из-за чрезмерной дороговизны, обусловленной неуемным размахом архитектора. Как мы теперь понимаем, к лучшему: на фоне чрезвычайно стильной, но все же эклектичной фасадной панорамы совершенно теряется включенный ныне в список мирового наследия ЮНЕСКО Вознесенский храм (который, по мысли Штакеншнейдера, должен был играть роль одной из фланкирующих дворец островерхих башен).

Помимо самой выставки, в программу проекта включены тематические лекции и обзорная экскурсия «Коломенское и Романовы». Предлагает музей и интерактивные программы «Алексей Михайлович и Петр I в Коломенском» и «Петр I и Коломенское», а также музейные занятия «Успеем на последний царский бал» и «Глиняное чудо».

27 марта 2013 г. 14:50
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00