выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святой мученик Михаил Новоселов
В годы притеснений и гонений, начавшиеся с установления советской власти в 1917 году, не только священники, но и многие миряне без колебаний встали на защиту Церкви, Первосвятителем которой стал святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России. Одним из таких подвижников был русский публицист и духовный писатель Михаил Александрович Новоселов. В начале 1918 года не без его участия вышло воззвание — листовка, призывающая верующих защищать храмы от посягательств. Новоселов до последнего дня своей жизни трудился на ниве духовного просвещения, предоставив свою квартиру для занятий Богословских курсов, открывшихся весной 1918 года с благословения святителя Тихона. О жизни святого Михаила, его подвиге и духовном наследии — в статье настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе, доцента Московской духовной академии протоиерея Валентина Асмуса. PDF-версия.    
25 декабря 2024 г. 18:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00
Интервью
1 марта 2013 г. 01:00
версия для печати версия для печати

Романовы — это сама российская история

Дому Романовых — четыре столетия. Третьего марта исполняется ровно 400 лет со дня избрания на российский престол Михаила Федоровича (по историческому календарному стилю Руси это событие состоялось на Земском Соборе в Москве 21 февраля 1613 года). О том, какой роль Романовых в «биографии» нашего государства видится современному ученому-историку, корреспондент ЦВ расспросил директора московского музея «Палаты бояр Романовых» Галину Щуцкую.

— Галина Константиновна, три века правления романовской династии — пусть и очень протяженный, но всего лишь период в нашей истории. Какой емкой фразой вы могли бы охарактеризовать его?

— Прежде всего, не вполне корректно говорить о 400-летнем юбилее Дома Романовых, ведь сейчас династии как таковой не существует. В историческом контексте справедливо вести речь о круглой дате с момента воцарения Михаила Федоровича или же о вековом юбилее 300-летия Дома Романовых. Не случайно посвященное этой дате торжественное Патриаршее богослужение запланировано на 6 марта — в точности тот самый день, когда юбилей отмечали столетие назад. Рассматривая же в целом правление Романовых как большую эпоху, я бы охарактеризовала ее следующим образом: это сама история России. Именно Романовы — начиная с Алексея Михайловича и Федора Алексеевича (отменившего местничество и запретившего носить традиционные русские костюмы и платья) повернули страну лицом к Западу, после чего Петру уже не так сложно было проводить свои знаменитые преобразования. До сих пор активно спорят (в том числе и маститые историки), верным ли было то решение или нужно было следовать более традиционным путем развития. Но факт остается фактом: именно Романовы сделали Россию настоящей евразийской державой, которой она и поныне остается.

— А с кем персонально из венценосных Романовых ассоциируются у вас три века царствования этой династии? Наверное, с Алексеем Михайловичем и Федором Алексеевичем, как можно предположить из предыдущих ваших слов?

— Нет. Возможно, ответ удивит вас, но я назову Патриарха Филарета (+1633). Личность противоречивая, но для меня именно он остается первым из Романовых. Между прочим, из своего рода фамилию «Романов» раньше других взял как раз Филарет Никитич. И царь Михаил Федорович именно его — своего родителя — по возвращении того в 1619 из польского плена году нарек титулом «Великий Государь». Думаю, по масштабу личности Патриарх Филарет стоит рядом со своим современником кардиналом Ришелье. Правда, второй известен куда лучше первого (скорее всего, благодаря «Трем мушкетерам»), в том числе, увы, и в России. Кстати, Ришелье искал встречи с Патриархом Филаретом: в Европе тогда бушевала Тридцатилетняя война, и Франция желала привлечь Россию на свою сторону. Но у французов тогда не получилось. Встреча не состоялась, а Россия хотя и участвовала в войне, но лишь весьма косвенно, выступая против Речи Посполитой.

— Парадоксальный факт, возможно, еще ожидающий исторического комментария: представители Дома Романовых, первым из которых был Патриарх Филарет, век спустя упразднят патриаршество в России. А закончится Синодальный период в ноябре 1917 года — незадолго до расстрела семьи последних Романовых — избранием на патриарший престол впоследствии прославленного в лике святителей Тихона (Беллавина)... Как бы то ни было, на общегосударственном уровне 400-летний юбилей восшествия Михаила Федоровича на царство не отмечается. А будь ваша воля, каким должно быть это празднование исходя из роли и места Романовых в российской истории?

— Действительно, памятные мероприятия проходят только в регионах: в Костроме, в Екатеринбурге, в селе Сусанино. Ни общероссийского, ни даже министерского, под эгидой Минкультуры, уровня они не получили, и, на мой взгляд, это большое упущение. К сожалению, наши сограждане плохо знают историю. И если бы что-то зависело от меня, я бы придала празднествам в первую очередь просветительско-культурологический характер. Собственно, мы в Государственном историческом музее так и постарались сделать. В середине марта в главном здании музея открывается большая выставка «Романовы. Начало династии». Пользуясь случаем, хочу также пригласить всех и в наш филиал на ул. Варварке в Москве, где в середине мая после ремонтно-реставрационных работ открывается новая экспозиция. Напомню: это историческая романовская усадьба, где родился Михаил Федорович, где жили его отец Федор Никитич (будущий Патриарх Филарет) и дед Никита Романович Захарьин-Юрьев. Мы провели большую исследовательскую работу и обнаружили в Российском государственном архиве древних актов документы так называемого «Дела Романовых» 1600 года, когда по доносу одного из слуг Борис Годунов арестовал и отправил в ссылку пятерых братьев Романовых с семьями (выжили только двое). В первые дни работы новой экспозиции подлинники этих документов можно будет увидеть у нас (затем они сменятся копиями). А Российская государственная библиотека выставляет у нас (также в течение нескольких дней) инкунабулу 1393 года «Евангелие Федора Кошки» — хронологически самый ранний документ, связанный с историей романовского рода. Дело в том, что по родословной книге XVII века Романовы ведут свою линию от некоего Андрея Кобылы, чьим пятым сыном, в свою очередь, и был Федор Кошка. Думаю, «белых пятен» в истории ранних Романовых еще достаточно — а значит, нас ждут новые увлекательные исследования и открытия.

Галина Щуцкая — заслуженный работник культуры РФ, автор монографии «Бояре Романовы», готовящейся сейчас к печати в Москве. Область научных интересов — ранние цари романовской династии и их предшественники по семейной линии.

1 марта 2013 г. 01:00
Ключевые слова: Романовы, история
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Между Москвой и Троице-Сергиевой лаврой
В следующем году исполняется 45 лет со дня основания художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино». Это уникальное производство, не имеющее аналогов ни в России, ни за рубежом, является крупнейшим производителем предметов церковного обихода, ассортимент которых насчитывает свыше 2,5 тысячи наименований. Здесь не только изготавливают иконы, облачения, различную церковную утварь, предметы художественного и ювелирного искусства, занимаются разработкой архитектурных проектов храмов и часовен, их внутренним убранством, выполняют уникальные индивидуальные заказы. «­Софрино» также является известным и авторитетным центром реставрации старинных предметов церковного искусства. История этого предприятия началась задолго до открытия в 1980 году в подмосковном поселке Софрино его первых производственных корпусов. PDF-версия.    
24 декабря 2024 г. 15:30
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом»
В августе этого года Курская область подверглась нападению украинских боевиков, в результате чего погибли десятки и пострадали сотни людей. Из приграничных городов и сел, по разным оценкам, было эвакуировано свыше 140 тысяч местных жителей. С первого же дня помощь пострадавшим стала оказывать Русская Православная Церковь в лице Курской епархии и Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Как она была организована, какие задачи приходилось ­решать? Об этом и о своем архипастырском пути — служении в Якутии в начале 1990-х, о встречах с насельницами дореволюционной Дивеевской обители — «Журналу ­Московской Патриархии» рассказал митрополит Курский и Рыльский Герман. PDF-версия.  
13 декабря 2024 г. 14:00