выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00
Мы вериги несем на теле нерассказанных этих лет
В судьбе Сергея Иосифовича Фуделя нашла отражение эпоха гонений на Церковь. Одиннадцать лет он провел в ссылках, первый срок получил в 22 года за то, что в его квартире нашли 35 экземпляров послания митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) к архипастырям и всем чадам Русской Православной Церкви, призывавшего не подчиняться обновленцам. Во время Великой Отечественной войны был призван в армию и служил в железнодорожных войсках, а после войны опять был арестован. Первый дом, который он построил для своей семьи накануне войны, сгорел… Неустроенность, безденежье, переезды с женой и детьми, отсутствие постоянного места работы и источника дохода... И в то же время Сергей Иосифович не был сломлен. Он смог сохранить библиотеку с творениями святых отцов. Писал, понимая, что, возможно, его труд никогда не будет опубликован. Его мысли и суждения расходились в рукописном виде, распространялись среди верующих, переписывались, перепечатывались на машинке…Разговор о творческом наследии С. И. Фуделя с читателями «Журнала Московской Патриархии» ведет сегодня старший преподаватель МГУ, преподаватель Института дистанционного образования ПСТГУ, кандидат филологических наук, магистр теологии Даниил Дмитриевич Черепанов. PDF-версия.
16 января 2024 г. 14:30
Михаил Ефимович Губонин — верный свидетель церковной истории ХХ века
В 2025 году Русская Православная Церковь будет отмечать 100-летие блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Его первосвятительское служение пришлось на самое начало кровавых гонений, воздвигнутых безбожной властью на Церковь. Враги Христовы всеми силами стремились засекретить или уничтожить документальные свидетельства как своих беззаконий, так и мужества защитников веры. Кому же было суждено противостоять этому? История знает самоотверженных тружеников, которые втайне, настойчиво и непреклонно совершали свой подвиг служения правде, не дожидаясь понуждения и не имея гарантий, что их усилия не пропадут. Таким был Михаил Ефимович Губонин, собравший огромный корпус документальных материалов, касающихся эпохи святителя Тихона. Его первый архив был изъят органами госбезопасности, но он не убоялся и смело продолжил работу, заложившую документальную основу для современных исследований по истории Русской Православной Церкви. О человеке, дело которого устояло (см. 1 Кор. 3, 14), рассказывает ректор Православного Свято-­Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, имевший духовную радость общения с М. Е. Губониным. PDF-версия.
21 ноября 2023 г. 14:00
«Величавое сладкоголосие»
В 2023 году исполнилось 100 лет со дня кончины Константина Васильевича Розова — единственного священнослужителя в истории Русской Церкви, нареченного титулом «Великий архидиакон». Современники знали его как человека крепкой веры и необыкновенного таланта. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в Москве прошли праздничные мероприятия, завершившиеся концертом памяти отца Константина Розова в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя с участием ведущих диаконов Русской Православной Церкви. Художественный руководитель Московского Синодального хора заслуженный артист Российской Федерации Алексей Пузаков и композитор Антон Висков рассказывают читателям о Великом архидиаконе — усердном и ревностном служителе Церкви во время гонений ХХ века. PDF-версия.    
2 августа 2023 г. 16:00
Интервью
Виктор Аксючиц
ЦВ № 4 (425) февраль 2010 /  27 февраля 2010 г.
версия для печати версия для печати

История имеет религиозное измерение

Осмысление истории России и русского народа остается важной задачей, у которой есть не только общественно-политическое, но и религиозное измерение. Новая книга философа и публициста Виктора Аксючица — это размышление о смысле жизни русского народа, его душе и характере.

— Виктор Владимирович, вышла в свет ваша новая книга «Миссия России». О чем она?
— Книга относится к жанру историософии. Если философия истории формулирует общие закономерности исторических про-цессов, а историософия описывает судьбу конкретных исторических организмов: народов, культур, цивилизаций.

— Как формировалась ваша концепция?
— К третьему году обучения на философском факультете МГУ я стал верующим. Познакомившись с философской классикой (начиная с Платона), я стал читать в «самиздате» и «тамиздате» труды русских религиозных философов и богословов. Я с удивлением обнаружил, что подлинной философии в «советской философии» нет, в том числе на моем факультете, где все кафедры имели приставку «марксистско-ленинская».
Занимаясь самообразованием, я обнаружил, что религиозный взгляд и религиозный анализ не касаются исторической материи. Историки, которые были убежденными верующими, не распространяли свое религиозное мировоззрение на историю. И Соловьев, и Ключевский были верующими, но их исторические курсы были вполне позитивистскими. Подобный подход индифферентен по отношению к религии, поэтому его может разделять и атеист.
Христианское Благовестие несет истины о триипостасности Божества, о Богочеловеке, открывает новые измерения осознания бытия, человека и его миссии, природы, космоса. В изучении истории должно присутствовать религиозное измерение, а не только позитивистский набор и классификация отчасти известных исторических «фактов».
У меня сформировалось представление, что история любого народа (в первую очередь, меня интересовала судьба русского народа) есть судьба некого исторического субъекта, который не абстрактен, а вполне конкретен, обладает не только телом, но и вечной соборной душой.
У каждого человека своя судьба, человек меняется внутренне и внешне на протяжении жизни, с возрастом меняются его взгляды, подход к жизни, примерно через десять лет полностью меняется физический состав тела, но мы остаемся сами собой, мы самотождественны, поскольку обладаем вечной душой. Душу человека можно увидеть не только через его глаза, но и определить через его поступки, через образ его жизни и мысли. Так же и с душой народа. Зная судьбу конкретного исторического субъекта, можно попытаться описать его душу, характер, смысл его жизни и содеянного в истории.

— Можно привести примеры?
— Русский народ родился духовно с принятием православия. Большинство европейских народов крестилось в христианство насильственно. На Руси ни одно племя не было крещено насильно. Русский народ и русская элита приняли православие свободно, будучи к нему внутренне подготовленными. В том числе и потому, что православие соответствовало русскому характеру, национальному природному генотипу. Беспрецедентный факт: через сто лет после крещения Русь была православной державой, элита стала образованой, был грамотным городской посад, а на селе отец нередко учил детей читать по Псалтири. За двести лет было открыто множество храмов. Страна имела все признаки мощной цивилизации, высокой культуры.
При татаро-монгольском нашествии большинство русских городов было стерто с лица земли вместе с жителями, почти полностью погиб массив русской письменности. На три века прекратилось каменное строительство, были потеряны его навыки (после шедевров Киевской Софии и Покрова на Нерли), навыки иконописи.
Многие другие народы были ассимилированы или уничтожены монголами. Русский народ, остановив сокрушительное нашествие, охранив Европу, сохранился и восстал из пепла. Народ возрождался через религиозное обновление, через православное преображение — от душевного измерения до «монастырской колонизации» Северо-Восточной Руси. Русская Православная Церковь сохранила единство народа в то время, когда он был раздроблен, затем подвигла восстановить единство государственное. В мировой истории нет ничего подобного.

— Но приходится встречаться с разными точками зрения на характер русского народа...
— В отношении русского народа существует множество мифов. Один из них — что «русский народ ленив». Но судьба нашего народа говорит о другом. Не мог ленивый народ за исторически короткое время освоить огромное и суровое пространство северо-востока Евразии и дойти за невиданно короткий исторический срок в цивилизационном и культурном освоении до Аляски и Калифорнии. Это очевидный исторический факт.
Не мог ленивый народ не только выжить в необычайно агрессивных климатических, природных и геополитически условиях, но и создать мощную государственность, самую большую страну, которая занимала шестую часть суши, создать великую культуру.

— Как тогда вы оцениваете октябрьский переворот 1917 года?
— Когда исторические процессы изучаются через духовное измерение, то по-другому выглядят известные факты. Например, миф о том, что марксистская коммунистическая идеология была единоприродна русскому национальному характеру, разбивается тем фактом, что большевистская революция закончилась кровавой гражданской войной, во время которой было уничтожено около двенадцати миллионов человек. В Германии в 1933 году на демократических выборах половина нации проголосовала за идеологии, приведшие к тоталитаризму: национал-социалисты получили большинство голосов, коммунисты заняли третье место. То, что русский народ положил миллионы жизней при экспансии идейной мании большевизма, говорит о сопротивлении этой нежити. Русский народ был захвачен вероломным противником, он был разбит, потому что его сопротивление было спорадическим, стихийным, а интернациональная большевистская сила утверждалась организованно, кровавым насилием и глобальной ложью. Коммунистическом режиму не был бы нужен «большой террор», если бы народ, общество, люди своим образом жизни, мысли, нравственности не отторгали насаждение богоборческой и человеконенавистнической идеологии. И эти факты свидетельствуют о том, что коммунистическая идеология чужда русскому характеру.
Далее, все тоталитарные режимы освобождались извне: германский, японский, итальянский, в большой степени и восточно-европейские. Только оккупационные войска, вычистив фашистскую заразу, освободили немецкий народ и дали ему возможность иного исторического выбора. Русский же народ сам переварил коммунистическую заразу. В августе 1991 года была стихийная революция освобождения. Другое дело, что ее плодами воспользовались, как это часто бывает, не самые лучшие силы и люди.
Из этого много следствий: русский народ сам переварил коммунистическую заразу, значит, много сил потратил и ослабел. Следовательно, обречен на более драматичный переходный период, который мы и переживаем. Мы были лишены тех комфортных условий, которые были предоставлены немцам и японцам: их освободили, затем в них влили огромные средства для восстановления по «плану Маршала». Нам при освобождении не помогал никто — только мешали. Мы вновь сами восстали со смертного одра.
Эти и другие исторические факты очевидны, но они не осознаются, не анализируются, из них не делаются выводы. В своей книге я пытаюсь понять и описать, каким национальным характером обладает русский народ, каковы его духовные идеалы (то есть, какова русская идея), какова русская историческая миссия.
Это очень важно для осознания нашего прошлого, осмысления нашего настоящего, для нашего будущего — для возрождения тех качеств, благодаря которым мы выжили как народ, и которые востребованы нынешним временем. Проявляя органичные свойства своего характера, русский народ может получить достойное будущее.
 

27 февраля 2010 г.
Ключевые слова: философия
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи