![]()
Реабилитация души Однажды оказавшись на улице, человек очень быстро выпадает из нормальной жизни. И чем дольше он бродяжничает, тем выше вероятность, что он уже не захочет или не сможет вернуться в семью, к домашнему очагу, к стабильной, устойчивой занятости. Кроме того, не стоит забывать, что среди бездомных присутствует определенная доля людей с психическими отклонениями. Однако среди подопечных ресурсного центра помощи бездомным «Ангар спасения», уже восемь лет действующего в структуре Православной службы помощи «Милосердие», есть большое количество тех, кто хочет и готов перестать бродяжничать. Им только надо помочь это сделать. PDF-верия.
17 июня 2022 г. 12:00
От идеи до реализации — один грант За семнадцать лет существования грантового конкурса «Православная инициатива» его победители смогли воплотить в жизнь около четырех тысяч социальных, образовательных, информационных и культурных проектов, улучшающих нашу жизнь. Но, несмотря на широкую просветительскую программу по участию в конкурсе, каждый год из-за неправильно написанных заявок больше половины из них отклоняется. Какие ошибки повторяются чаще всего, на что следует обратить внимание священнику или церковному работнику, впервые участвующему в таком конкурсе, и почему не нужно бояться финансовой отчетности, «Журналу Московской Патриархии» рассказала исполнительный директор фонда «Соработничество» Алла Ларина. PDF-версия.
15 июня 2022 г. 13:00
Спасаем всем миром С первых часов специальной военной операции Русская Православная Церковь задействовала весь спектр возможностей для оказания неотложной и долговременной помощи как находящимся в зоне вооруженного конфликта людям, так и беженцам и вынужденным переселенцам, перебравшимся в другие регионы Украины или в Россию. Сбор средств на помощь беженцам и мирным жителям, оставшимся в зоне конфликта, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла проходил в российских храмах в течение трех воскресных дней — 6, 13 и 20 марта. PDF-версия.
5 апреля 2022 г. 16:00
Красная зона врача-литератора «Литература и медицина привели меня к Богу» — так говорит о своем жизненном пути писатель и врач Андрей Убогий. Его всегда волновала тема преодоления смерти, которую он раскрывает в своей прозе, рассказывая о больничных буднях медиков, о страданиях и светлых сторонах жизни. В прошлом году талант писателя был отмечен Патриаршей литературной премией имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. «Журналу Московской Патриархии» Андрей Убогий рассказал о том, чему учит нас пандемия, полезно ли православному человеку получать свидетельства бессмертия души, почему он выбрал хирургию и какое отношение к его произведениям имеет джаз. PDF-версия.
16 марта 2022 г. 16:30
Там, где нужна помощь Хронологически история православного волонтерства в российских лечебных учреждениях не очень протяженна — если не брать, разумеется, дореволюционную эпоху. Началась она в 1990-х годах, когда вместе с сестрами милосердия Свято-Димитриевского сестричества в отделения Первой градской больницы пришли первые добровольцы-москвичи. С тех пор Церковь в лице Синодального отдела по благотворительности и социальному служению наладила четкий механизм каждодневной помощи страдающим людям, который помогают поддерживать тысячи добровольцев в десятках епархий. Как он функционирует, на себе испытал корреспондент «Журнала Московской Патриархии», записавшийся добровольцем в «красную зону» столичного ковид-стационара. PDF-версия.
15 марта 2022 г. 16:00
Услышать сердцем, прозреть ладонями Дом слепоглухих в Пучкове — беспрецедентный в России церковный проект социального сопровождения людей с серьезными нарушениями слуха и зрения. Возник он семь лет назад при Казанском приходе в большом селе близ Троицка, только вошедшего тогда в черту столицы (об этом начинании мы подробно рассказывали в материале «Услыши мя, Господи» в № 8 за 2016 год). С тех пор апробированные ранее практические методики по работе со слепоглухими со всей страны применяются здесь на постоянной основе. Выпускники Дома слепоглухих осваивают самостоятельное проживание в специальной тренировочной квартире в соседнем Троицке, работают на местных предприятиях и недавно отпраздновали новоселье на подворье дома — фактически втором благоустроенном жилом корпусе, с самого начала адаптированном под нужды особенных людей. PDF-версия.
10 февраля 2022 г. 15:00
Если Господь дал талант У супруги священника особая жизненная стезя, так как ее муж целиком посвящает себя Церкви. Поэтому ответственность за сохранение домашнего очага, мира в семье и воспитание детей нередко почти полностью ложатся на ее хрупкие плечи. Кроме того, она первая помощница мужа на приходе. Но есть примеры, когда матушки находят в себе силы и желание заниматься еще каким-то делом, важным для Церкви. «Журнал Московской Патриархии» поговорил с женами священников и узнал, удается ли им совмещать эту многотрудную деятельность с заботами о семье, и как поддержка и молитва супруга помогают справляться с самыми трудоемкими задачами. PDF-версия.
28 декабря 2021 г. 16:30
Владимир Малягин: «Наша вера — не учение, не философия, а сама жизнь» Читателям «Журнала Московской Патриархии» писатель Владимир Малягин известен как драматург, прозаик, сценарист, издатель и преподаватель Литературного института. В этом году он стал лауреатом Патриаршей литературной премии. В своем интервью он размышляет о личном опыте церковной жизни, творческом пути, значении и противоречиях современного искусства и проблемах православного книгоиздания. PDF-версия.
15 сентября 2021 г. 13:30
«Реакционный» архиерей Во время хрущевских гонений советская власть активно навязывала Московской Патриархии решения, в корне противоречащие интересам Церкви. В регионах функционеры партийно-государственного аппарата осуществляли подобное давление с помощью епископов для того, чтобы подорвать к ним доверие верующих. Одним из тех, кто сопротивлялся антицерковной государственной политике на Западной Украине в начале гонений в 60-х годах прошлого века, был архиепископ Львовский и Тернопольский Палладий (Каминский). PDF-версия.
8 сентября 2021 г. 13:00
Дивеево в кольце большой стройки В решающую стадию вступают работы по формированию паломническо-туристического кластера «Арзамас – Дивеево – Саров». Рассчитанный на пять лет амбициозный проект — беспрецедентная попытка комплексного решения по развитию больших территорий, осуществляемая совместно государственными и церковными структурами на уровне субъекта Федерации и священноначалия митрополии. Если ее получится реализовать, туристов и паломников по гораздо более качественным по сравнению с нынешними стандартам станут принимать и в Арзамасе, и в Троицкой Серафимо-Дивеевской обители, а закрытый город Саров с Успенским монастырем получат новые перспективы для развития. PDF-версия.
2 сентября 2021 г. 13:00
|
![]()
ЖМП № 4 апрель 2019 /
22 апреля 2019 г. 16:30
Олег Ольхов: Для разговения достаточно одного яйца, кусочка кулича и пасхиПосле ночной пасхальной службы почти во всех приходах Русской Православной Церкви по традиции следует праздничная трапеза с обилием скоромных блюд. А каким столом наши предки встречали Светлое Христово Воскресение? Какие блюда обязательно должны присутствовать на пасхальной трапезе и как после долгого поста правильно из него выходить, не нанеся вреда своему здоровью? Об этом рассказывает Олег Ольхов, 10 лет несший послушание шеф-повара Данилова монастыря, телеведущий, автор книг по истории русской и монастырской кухни. PDF-версия — Сохранилось немного письменных источников, где об этом говорится. Собственно, как и о том, что готовили русские люди в течение всего года. Русская кухня к XIX веку практически была потеряна. Об этом писали иностранные шеф-повара, которые приезжали работать в Россию и пытались возродить старинные русские блюда. Рецепты им неоткуда было взять, поскольку они не записывались, а чаще всего передавались из уст в уста. Поэтому сегодня история русской кухни — это большое поле для дискуссий, самые известные из которых — между Ольгой и Павлом Сюткиными и Максимом Сырниковым, главными ее исследователями, которые постоянно опровергают друг друга, споря, что было и чего не было. Зайцы под запретом — Насколько мог разниться перечень блюд пасхального стола в разных областях и регионах? — Сейчас это трудно себе представить. К примеру, в «Домострое» указана зайчатина, а в каких-то областях было на нее прещение, сходное с ветхозаветным. Потому что зайцев чаще всего ловили силками, а силки их удушали. А еще апостол Павел писал: избегайте удавленины и крови животных. Чтобы была возможность все-таки пойманного зайца употребить в пищу, был даже такой обычай: охотник подходил к пойманному в силки зайцу, добивал его ножом, чтобы формально перевести его из разряда удавленного в заколотое. И сразу спускали кровь. Помимо зайцев, нельзя было употреблять в пищу телятину, цапель. А в каких-то княжествах исторически сложилось, что, наоборот, только боровую (лесную) дичь и могли есть — тех же самых цапель и зайцев. Табу на продукты строго соблюдались, и за их нарушение очень жестко наказывали, и физически в том числе. Дело могло даже дойти до смертоубийства. И все-таки на традиции в еде прежде всего влияли особенности климата и кормовой базы. Где много лесов, там распространена боровая дичь. Ставь на нее прещение, не ставь, но если у тебя единственная возможность поесть — это убить кого-то в лесу, то на это закрывали глаза. — Пасхальные кулинарные традиции отличались еще и по сословиям? — В первую очередь, мы знаем, как отмечали Пасху купцы, поскольку сын купца Иван Шмелев подробно об этом написал в «Лете Господнем». Описано, что у них было на столах. Традиционно готовилось нескольких видов (чем больше, тем лучше) домашних колбас, окороков, буженины, студней. Огромное количество пирогов. Большинство купцов были старообрядцами, и они традиционную кухню сохраняли до самых последних времен. Даже в 1920-х годах. В пасхальный мясоед отдельно шло рыбное меню — сельдь на пару, щука на пару, лещ на пару, лососина сушеная, белорыбица сушеная, осетрина сушеная, спинки стерляжьи. Рыбу обязательно ставили на пасхальный стол, потому что она составляла изрядную часть пасхальной кухни из-за ее обилия, дешевизны и доступности. Правда, за исключением тех регионов, где больше лесов и степей, чем рек. Если брать крестьянский стол, то он был значительно скромнее: не 40–50 блюд, как у купцов, а 10. Куличи могли печь из более дешевой муки, не из пшеничной, а из гречневой или овсяной. Крестьянин варил в мясоед богатые щи с разным мясом. В рыбных областях — с разными сортами рыб. Известны щи со снетками — это маленькая корюшка, ее в огромных количествах готовили и сушили на зиму. Баран всему голова — А мы привыкли думать, что крестьянам мясо было недоступно... — Это расхожий советский стереотип. Бывали, конечно, неурожайные годы. Но неурожай — это в первую очередь отсутствие хлеба. Скотину берегли. Корову редко ели, потому что она давала молоко и молочные продукты, ели в основном баранину. В «Домострое» чаще говорится о баранине и бараньей требухе. Сегодня люди приходят ко мне на передачу и удивляются: откуда, мол, в России была баранина? А почему бы ей не быть? Корову тяжелее и дороже содержать, чем барана. Свиней держали реже, в основном на Юге Руси, потому что там обилие фруктовых деревьев, а значит, для свиньи набрать корм легче, чем для коровы или барана. Если мы посмотрим пасхальный украинский стол, там по большей части колбаса, свинина, поросята. У нас тоже поросят готовили, в основном на Рождество. Были мясные рождественские развалы. Шмелев описывает, как горами лежали замороженные поросята, предназначенные для рождественского стола. На Васильев вечер (это на Старый Новый год), на Василия Кессарийского, готовили также поросенка, он так и назывался — кесарецкий поросенок. — Вы много лет занимаетесь возрождением старинной монастырской трапезы. Откуда черпаете информацию? — Что касается монастырской кухни, то источников тоже мало сохранилось. В архивах есть некоторые трапезные книги, но их не очень много. В годы революции их просто уничтожили. Современная монастырская кухня — это то, что было частично восстановлено благодаря рассказам людей. По своему 10-летнему опыту работы в Даниловом монастыре я могу судить, что старинные монастырские рецепты и вообще русская традиционная кухня сегодня сложно приживаются. В Даниловом царствует советско-европейская кухня. Почему монахи любят блюда советской кухни? Потому что они на ней выросли. Уже больше 10 лет из трапезы в трапезу кочует оливье с осетриной и селедка под шубой. На подножном корму — Какие главные отличительные особенности русской кухни? — Большое количество заготовок без соли и сахара. Соль и сахар были дорогими продуктами для большинства населения, поэтому появились заготовки — квашение и мочение. При мочении ягод они заливаются чистой родниковой водой, в них самих содержится бензольная кислота, которая консервирует. В результате получаем моченую ягоду как самостоятельное блюдо и воду из нее как напиток. При заготовке грибов соль тоже мало использовали, были квашеные грибы, которые получались в результате молочно-кислого брожения. Не соленые были и маринованные, потому что уксус не использовали. Для закваски капусты использовали только соль, сахар не клали. Втираешь соль в капусту, и из нее выделяется сок. Начинается также процесс молочно-кислого брожения, и капуста приготавливается в собственном соку, который бродит. Такую капусту хранили весь год на леднике, как и грибы, и огурцы, и все другие портящиеся продукты. Ледник представлял собой вырезанный из замерзшей реки кусок льда, застланный соломой и убранный в погреб, где круглый год одна и та же температура — примерно 8˚С. Эта глыба льда очень медленно таяла и всегда доживала до следующей зимы. И когда не было соли на столе, доставали из погреба соленые грибы. Была даже присказка: нет соли — грибка поешь. Также для русской кухни характерно большое количество грибов, в пищу употребляются более сотни видов. К примеру, у китайцев, которые тоже много грибов выращивают, всего два-три вида считаются съедобными. У русских — любовь к грибам, потому что их растет много, а значит, это легкодоступная пища. — В какой степени раньше задумывались о пользе того, что ели? — Сегодня человек живет в городе благополучно, у него есть средства к пропитанию. Он думает: теперь я хочу питаться здоровой едой, буду сыроедом или выберу белковую диету. Он ест мясо и овощи или придерживается низкоуглеводной или безлактозной диеты. Раньше задача ставилась не так. Стояла задача выжить, смертность была значительно выше, средняя продолжительность жизни была невысокой. А в голодные годы доходило до того, что люди ели кору деревьев. Всевозможные природные катаклизмы, войны. И люди беспокоились не о правильности питания, а о наличии еды как таковой. Если был урожайный год, они запасались, если неурожайный, то ели подножный корм. Недаром у нас есть такие блюда, как тюря или ботвинья, окрошка, когда вся первая трава идет в холодную похлебку, основа которой — либо белый кислый квас, либо вода. В похлебку рубится то, что выросло в огороде или в лесу нашли. Та же сныть, которой Серафим Саровский питался. Это все съедобные травы, и они все использовались. — Совсем скоро мы будем праздновать Пасху. Нас ждет радость обильного пасхального стола. Какие бы вы дали советы по правильному выходу из поста, по разговению? — После длительного поста есть скоромное нужно очень осторожно, малыми порциями, ведь пищеварительная система за время длительного воздержания уже успела перестроиться с преимущественно белковой пищи на растительную, с большим содержанием клетчатки. Поэтому для разговения достаточно одного яйца, кусочка кулича и творожной пасхи, бокала сухого красного вина, а еще лучше — стакана травяного чая. Не надо стараться съесть все виды скоромных продуктов, которые были вам недоступны в течение 48 дней. Это может привести к печальным последствиям. — Как лучше организовать пасхальную ночную трапезу на приходе, чтобы было вкусно, полезно и недорого? — Сразу скажу, что ночью есть нельзя, в это время желудок не работает. Пища скапливается, начинает гнить. Но разговение ночью стало уже традицией, поэтому чем меньше будет выставлено еды ночью, тем лучше. Но как к этому отнесутся прихожане, это уже другой вопрос. Не обидятся ли, если будет мало еды? Я бы поставил просто чай, морс, напитки, которые стимулируют пищеварение. Это травяные сборы — ароматные и полезные. Положил бы по одному яйцу на человека, пасху и кулич — и того, и другого по одному на шестерых. Если уж ставить вино, то буквально по бокалу. Сели, поздравили друг друга и чисто символически что-то съели. На утренней трапезе можно побольше выставить — рыбу, траву, греческий салат, заправленный оливковым маслом, и немного феты, чтобы людям не казалось, что пост продолжается. Немного сухого вина или рюмку горькой настойки, которые стимулируют пищеварение. Надо, чтобы человек встал из-за стола слегка голодным. — Но без мясных блюд сложно представить себе пасхальную трапезу... — Традиционно на Пасху на столе присутствовали либо баранина (ягненок), который символизирует Агнца Божия, либо телятина (теленок) — тоже символ жертвенного Тельца. И это мясо гораздо полезнее, чем свинина. Но хорошая баранина и телятина стоят дорого. Кулич — это не кекс — Главными блюдами на всех пасхальных столах неизменно остаются кулич, пасха и яйца. Можно ли купить в магазине настоящий кулич? — В магазине сегодня настоящий кулич не купить — продаются кексы. В их состав входят разрыхлители, улучшители, ароматизаторы, красители, консерванты. А этого всего в куличах быть не должно, так как кулич — продукт с определенным рецептом. В тесто не добавляют никаких разрыхлителей, используют только дрожжи. Брожение кулича происходит медленно, в несколько этапов. Настоящее тесто для кулича должно выстаиваться не менее 5 ч, это минимальный срок для перераспределения жидкости в массе теста. Легковесность и губчатая пористость — верные признаки кекса, выпеченного по ускоренной технологии с добавлением разрыхлителя. Подменивать куличи кексом стали в советское время, когда все религиозное было под негласным запретом. Люди, рожденные в СССР, помнят, как ближе к Пасхе появлялись в продаже кексы «Весенний», «Апрельский», «Майский» — вкусная, но все же подмена настоящего кулича. Тогда это диктовалось идеологией, теперь — экономикой. Консерванты позволяют кексу долго храниться, не плесневеть и оставаться мягким. Кулич дороже кекса и меньше хранится. Да и по вкусу он будет отличаться — он грубее, чем кекс, не такой нежный и пористый. У кекса вкусовая палитра разнообразнее. Благодаря усилителю вкуса тебе кажется, что кекс тает во рту. С куличом ничего подобного не происходит. У него сохранился традиционный вкус, но он вышел из вкусового тренда. Так что, если вы хотите, чтобы на вашем праздничном столе был настоящий кулич, испеките его сами или закажите частным кондитерам. Сейчас этот бизнес активно развивается. — А как вы оцените предлагаемую в магазинах творожную пасху? — К сожалению, она не очень высокого качества, поскольку сделана из творожной массы, которая на 30 % состоит из растительных эмульгированных жиров. Поэтому, если есть возможность, лучше ее приготовить самим. Для нее понадобится натуральный, умеренно жирный, не кислый творог, хороший изюм, натуральное сливочное масло и хороший сахар.
22 апреля 2019 г. 16:30
Ключевые слова:
Великий пост, Пасха
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Родом угреня Борисоглебский монастырь в Торжке, основанный около 1038 года, — древнейшая обитель на нашей земле, сыгравшая важную роль в распространении христианства на Руси. История монастыря неразрывно связана с его основателем — преподобным Ефремом Новоторжским, 450-летие обретения мощей которого отмечается в июне этого года. Проанализировав различные источники и документы, российский ученый предлагает свою трактовку событий жития подвижника. Действительно ли Ефрем и его братья прибыли на Русь, как считается, из Венгрии, мог ли преподобный построить каменный храм во имя Бориса и Глеба, а также о том, почему святой Ефрем, скорее всего, был убит, «Журналу Московской Патриархии» рассказал научный сотрудник Всероссийского историко-этнографического музея, кандидат филологических наук Виктор Кузнецов. PDF-версия.
23 июня 2022 г. 17:00
|