![]()
Не лечить, не спасать, а вести ко Христу Психоневрологические интернаты (ПНИ) — это государственные учреждения, где живут дети и взрослые с хроническими психическими расстройствами, которым необходим постоянный уход. Иерей Иоанн Бакушкин окормляет подопечных психоневрологического интерната «Добрый дом «Коломенский» уже 19 лет. Его педагогическое и психологическое образование, помноженное на пастырский опыт, помогает найти подход к людям с психическими заболеваниями, дать им возможность обрести поддержку и опору в православной вере. Как объяснить особенному ребенку, что такое ад, как говорить с воспитанниками ПНИ о Боге, в какие «ловушки» могут попасть волонтеры и что такое эффективная программа катехизации, священник рассказал «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
17 ноября 2023 г. 14:00
Возврат церковного имущества — долг государства перед Церковью Русской Православной Церкви возвращены икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева и рака святого благоверного князя Александра Невского. Святейший Патриарх Кирилл назвал оба этих события историческими. Так постепенно восстанавливается историческая справедливость: отнятые у Церкви святыни и имущество снова переходят под ее омофор. Какими правовыми актами сегодня регулируется передача имущества и святынь Церкви, что позволило большевистской власти сто лет назад придать легитимность грабежу церковного имущества, в каком правовом статусе теперь находятся икона «Святая Троица» и рака Александра Невского, «Журналу Московской Патриархии» рассказала руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). PDF-версия.
30 октября 2023 г. 14:30
Помоги человек человеку Церковь Христова — собрание верующих людей, возглавляемое Господом Иисусом Христом. Одна из Его заповедей — возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22, 39). А если ближний в данный момент нуждается в твоей поддержке и внимании? Заботу и помощь тем, кому она необходима, оказывают благочиния, храмы, сестричества, благотворительные столовые Московской митрополии. Курирует эту работу Межъепархиальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению. Все социальные отделы епархий работают в тесном сотрудничестве с профильными государственными и общественными учреждениями и с Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви. PDF-версия.
26 июля 2023 г. 17:00
Наше правило — не отказывать никому Центральная клиническая больница святителя Алексия, митрополита Московского, — крупнейшее медицинское учреждение Русской Православной Церкви. Основанная 120 лет назад как небольшая лечебница с богадельней, сегодня она представляет собой многопрофильный медицинский центр, в традиции которого уход за неизлечимыми больными. Последние несколько лет больница приобрела особую значимость для общества и Церкви: в период пандемии коронавируса ее врачи круглосуточно работали в «красной зоне», а сейчас регулярно оказывают помощь пострадавшим в Донбассе. О прошлом и настоящем церковной клиники, ее миссии и служении «Журналу Московской Патриархии» рассказал Алексей Заров, главный врач и директор больницы святителя Алексия. PDF-версия.
21 июля 2023 г. 15:00
Протоиерей Марк Ермолаев: «Долг пастыря — укрепить бойца в вере» Протоиерей Марк Ермолаев — председатель Отдела по взаимодействию с вооруженными силами Московской митрополии. В интервью нашему изданию он рассказал о взаимодействии Церкви и силовых структур и о главных задачах военных священников. PDF-версия.
15 июня 2023 г. 14:00
На войне как на войне Военный капеллан Димитрий Василенков из Санкт-Петербурга неоднократно бывал в зонах активных боевых действий. Еще в 2000-е годы он духовно окормлял отряды спецназа и подразделения разведки различных силовых структур, участвовавших в контртеррористических операциях на Северном Кавказе, а в 2008 году сопровождал российские Вооруженные силы во время операции по принуждению Грузии к миру. Его опыт оказался востребован и во время проведения специальной военной операции на Украине, поэтому в течение последнего года отец Димитрий был несколько раз командирован в Донбасс в зону боевых действий. «Журналу Московской Патриархии» священник рассказал, с чего следует начинать день в зоне военного конфликта, как за пять минут изложить личному составу правила духовной безопасности на войне и почему для него важно самому проводить занятия по тактической медицине для бойцов. PDF-версия.
8 мая 2023 г. 15:30
Душепопечение в военных госпиталях С началом специальной военной операции в сферу пастырского и социального служения Русской Православной Церкви вошли госпитали, где военнослужащие восстанавливают здоровье после ранений. Опыт духовного окормления и ухода за больными, приобретенный священнослужителями в «красной зоне», вновь оказался востребован. Как и в период пандемии, многие пастыри снова по зову сердца пришли на помощь тем, кому трудно. Но сложностей в этом деле оказалось немало. О сложившейся практике окормления раненых военнослужащих и трудностях, с которыми пришлось столкнуться, священники рассказали «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
25 апреля 2023 г. 15:30
Миссионеру есть чему поучиться у просвещаемых им народов Проект «Арктический десант» оказался полезен не только малым коренным народам, но и помог миссионерам выявить проблемные зоны в их работе. В частности, стало ясно, что миссия — это не прогулка по парку, а тяжелый изнурительный труд, требующий от каждого полной самоотдачи в непривычных условиях. О том, к чему еще нужно быть готовым миссионеру в отдаленных районах Арктики, есть ли перспективы подготовить и рукоположить священника из среды кочевой общины и как правильно относиться к «двоеверию» северных народов, рассказал архиепископ Якутский и Ленский Роман. PDF-версия.
17 марта 2023 г. 16:00
Чтим Державный образ святыни Твоея Ровно 106 лет назад, 15 марта 1917 года по новому стилю, в подклете старинной Вознесенской церкви подмосковного государева села Коломенское священник Николай Лихачев среди старых досок, тряпок и прочей рухляди обнаружил черную икону. Когда священнослужитель тщательно промыл и очистил находку от грязи и копоти, ему открылось изображение величественно восседающей на троне Царицы Небесной. На коленях у Нее находился благословляющий Богомладенец, а в руках Пречистая держала царские регалии — скипетр и державу. Так была обретена Державная икона Божией Матери. PDF-версия.
14 марта 2023 г. 16:00
Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна В первой части материала, опубликованной в «Журнале Московской Патриархии» в № 1 за 2023 год, подробно освещались формы и методы работы с детьми с особенностями здоровья в церковных образовательных учреждениях. В этом номере тему инклюзии продолжит рассказ о том, как Церковь помогает взрослым верующим с ограниченными возможностями здоровья участвовать в работе приходских организаций и общин. PDF-версия.
9 февраля 2023 г. 13:00
|
![]()
ЖМП № 4 апрель 2019 /
22 апреля 2019 г. 16:30
Олег Ольхов: Для разговения достаточно одного яйца, кусочка кулича и пасхиПосле ночной пасхальной службы почти во всех приходах Русской Православной Церкви по традиции следует праздничная трапеза с обилием скоромных блюд. А каким столом наши предки встречали Светлое Христово Воскресение? Какие блюда обязательно должны присутствовать на пасхальной трапезе и как после долгого поста правильно из него выходить, не нанеся вреда своему здоровью? Об этом рассказывает Олег Ольхов, 10 лет несший послушание шеф-повара Данилова монастыря, телеведущий, автор книг по истории русской и монастырской кухни. PDF-версия — Сохранилось немного письменных источников, где об этом говорится. Собственно, как и о том, что готовили русские люди в течение всего года. Русская кухня к XIX веку практически была потеряна. Об этом писали иностранные шеф-повара, которые приезжали работать в Россию и пытались возродить старинные русские блюда. Рецепты им неоткуда было взять, поскольку они не записывались, а чаще всего передавались из уст в уста. Поэтому сегодня история русской кухни — это большое поле для дискуссий, самые известные из которых — между Ольгой и Павлом Сюткиными и Максимом Сырниковым, главными ее исследователями, которые постоянно опровергают друг друга, споря, что было и чего не было. Зайцы под запретом — Насколько мог разниться перечень блюд пасхального стола в разных областях и регионах? — Сейчас это трудно себе представить. К примеру, в «Домострое» указана зайчатина, а в каких-то областях было на нее прещение, сходное с ветхозаветным. Потому что зайцев чаще всего ловили силками, а силки их удушали. А еще апостол Павел писал: избегайте удавленины и крови животных. Чтобы была возможность все-таки пойманного зайца употребить в пищу, был даже такой обычай: охотник подходил к пойманному в силки зайцу, добивал его ножом, чтобы формально перевести его из разряда удавленного в заколотое. И сразу спускали кровь. Помимо зайцев, нельзя было употреблять в пищу телятину, цапель. А в каких-то княжествах исторически сложилось, что, наоборот, только боровую (лесную) дичь и могли есть — тех же самых цапель и зайцев. Табу на продукты строго соблюдались, и за их нарушение очень жестко наказывали, и физически в том числе. Дело могло даже дойти до смертоубийства. И все-таки на традиции в еде прежде всего влияли особенности климата и кормовой базы. Где много лесов, там распространена боровая дичь. Ставь на нее прещение, не ставь, но если у тебя единственная возможность поесть — это убить кого-то в лесу, то на это закрывали глаза. — Пасхальные кулинарные традиции отличались еще и по сословиям? — В первую очередь, мы знаем, как отмечали Пасху купцы, поскольку сын купца Иван Шмелев подробно об этом написал в «Лете Господнем». Описано, что у них было на столах. Традиционно готовилось нескольких видов (чем больше, тем лучше) домашних колбас, окороков, буженины, студней. Огромное количество пирогов. Большинство купцов были старообрядцами, и они традиционную кухню сохраняли до самых последних времен. Даже в 1920-х годах. В пасхальный мясоед отдельно шло рыбное меню — сельдь на пару, щука на пару, лещ на пару, лососина сушеная, белорыбица сушеная, осетрина сушеная, спинки стерляжьи. Рыбу обязательно ставили на пасхальный стол, потому что она составляла изрядную часть пасхальной кухни из-за ее обилия, дешевизны и доступности. Правда, за исключением тех регионов, где больше лесов и степей, чем рек. Если брать крестьянский стол, то он был значительно скромнее: не 40–50 блюд, как у купцов, а 10. Куличи могли печь из более дешевой муки, не из пшеничной, а из гречневой или овсяной. Крестьянин варил в мясоед богатые щи с разным мясом. В рыбных областях — с разными сортами рыб. Известны щи со снетками — это маленькая корюшка, ее в огромных количествах готовили и сушили на зиму. Баран всему голова — А мы привыкли думать, что крестьянам мясо было недоступно... — Это расхожий советский стереотип. Бывали, конечно, неурожайные годы. Но неурожай — это в первую очередь отсутствие хлеба. Скотину берегли. Корову редко ели, потому что она давала молоко и молочные продукты, ели в основном баранину. В «Домострое» чаще говорится о баранине и бараньей требухе. Сегодня люди приходят ко мне на передачу и удивляются: откуда, мол, в России была баранина? А почему бы ей не быть? Корову тяжелее и дороже содержать, чем барана. Свиней держали реже, в основном на Юге Руси, потому что там обилие фруктовых деревьев, а значит, для свиньи набрать корм легче, чем для коровы или барана. Если мы посмотрим пасхальный украинский стол, там по большей части колбаса, свинина, поросята. У нас тоже поросят готовили, в основном на Рождество. Были мясные рождественские развалы. Шмелев описывает, как горами лежали замороженные поросята, предназначенные для рождественского стола. На Васильев вечер (это на Старый Новый год), на Василия Кессарийского, готовили также поросенка, он так и назывался — кесарецкий поросенок. — Вы много лет занимаетесь возрождением старинной монастырской трапезы. Откуда черпаете информацию? — Что касается монастырской кухни, то источников тоже мало сохранилось. В архивах есть некоторые трапезные книги, но их не очень много. В годы революции их просто уничтожили. Современная монастырская кухня — это то, что было частично восстановлено благодаря рассказам людей. По своему 10-летнему опыту работы в Даниловом монастыре я могу судить, что старинные монастырские рецепты и вообще русская традиционная кухня сегодня сложно приживаются. В Даниловом царствует советско-европейская кухня. Почему монахи любят блюда советской кухни? Потому что они на ней выросли. Уже больше 10 лет из трапезы в трапезу кочует оливье с осетриной и селедка под шубой. На подножном корму — Какие главные отличительные особенности русской кухни? — Большое количество заготовок без соли и сахара. Соль и сахар были дорогими продуктами для большинства населения, поэтому появились заготовки — квашение и мочение. При мочении ягод они заливаются чистой родниковой водой, в них самих содержится бензольная кислота, которая консервирует. В результате получаем моченую ягоду как самостоятельное блюдо и воду из нее как напиток. При заготовке грибов соль тоже мало использовали, были квашеные грибы, которые получались в результате молочно-кислого брожения. Не соленые были и маринованные, потому что уксус не использовали. Для закваски капусты использовали только соль, сахар не клали. Втираешь соль в капусту, и из нее выделяется сок. Начинается также процесс молочно-кислого брожения, и капуста приготавливается в собственном соку, который бродит. Такую капусту хранили весь год на леднике, как и грибы, и огурцы, и все другие портящиеся продукты. Ледник представлял собой вырезанный из замерзшей реки кусок льда, застланный соломой и убранный в погреб, где круглый год одна и та же температура — примерно 8˚С. Эта глыба льда очень медленно таяла и всегда доживала до следующей зимы. И когда не было соли на столе, доставали из погреба соленые грибы. Была даже присказка: нет соли — грибка поешь. Также для русской кухни характерно большое количество грибов, в пищу употребляются более сотни видов. К примеру, у китайцев, которые тоже много грибов выращивают, всего два-три вида считаются съедобными. У русских — любовь к грибам, потому что их растет много, а значит, это легкодоступная пища. — В какой степени раньше задумывались о пользе того, что ели? — Сегодня человек живет в городе благополучно, у него есть средства к пропитанию. Он думает: теперь я хочу питаться здоровой едой, буду сыроедом или выберу белковую диету. Он ест мясо и овощи или придерживается низкоуглеводной или безлактозной диеты. Раньше задача ставилась не так. Стояла задача выжить, смертность была значительно выше, средняя продолжительность жизни была невысокой. А в голодные годы доходило до того, что люди ели кору деревьев. Всевозможные природные катаклизмы, войны. И люди беспокоились не о правильности питания, а о наличии еды как таковой. Если был урожайный год, они запасались, если неурожайный, то ели подножный корм. Недаром у нас есть такие блюда, как тюря или ботвинья, окрошка, когда вся первая трава идет в холодную похлебку, основа которой — либо белый кислый квас, либо вода. В похлебку рубится то, что выросло в огороде или в лесу нашли. Та же сныть, которой Серафим Саровский питался. Это все съедобные травы, и они все использовались. — Совсем скоро мы будем праздновать Пасху. Нас ждет радость обильного пасхального стола. Какие бы вы дали советы по правильному выходу из поста, по разговению? — После длительного поста есть скоромное нужно очень осторожно, малыми порциями, ведь пищеварительная система за время длительного воздержания уже успела перестроиться с преимущественно белковой пищи на растительную, с большим содержанием клетчатки. Поэтому для разговения достаточно одного яйца, кусочка кулича и творожной пасхи, бокала сухого красного вина, а еще лучше — стакана травяного чая. Не надо стараться съесть все виды скоромных продуктов, которые были вам недоступны в течение 48 дней. Это может привести к печальным последствиям. — Как лучше организовать пасхальную ночную трапезу на приходе, чтобы было вкусно, полезно и недорого? — Сразу скажу, что ночью есть нельзя, в это время желудок не работает. Пища скапливается, начинает гнить. Но разговение ночью стало уже традицией, поэтому чем меньше будет выставлено еды ночью, тем лучше. Но как к этому отнесутся прихожане, это уже другой вопрос. Не обидятся ли, если будет мало еды? Я бы поставил просто чай, морс, напитки, которые стимулируют пищеварение. Это травяные сборы — ароматные и полезные. Положил бы по одному яйцу на человека, пасху и кулич — и того, и другого по одному на шестерых. Если уж ставить вино, то буквально по бокалу. Сели, поздравили друг друга и чисто символически что-то съели. На утренней трапезе можно побольше выставить — рыбу, траву, греческий салат, заправленный оливковым маслом, и немного феты, чтобы людям не казалось, что пост продолжается. Немного сухого вина или рюмку горькой настойки, которые стимулируют пищеварение. Надо, чтобы человек встал из-за стола слегка голодным. — Но без мясных блюд сложно представить себе пасхальную трапезу... — Традиционно на Пасху на столе присутствовали либо баранина (ягненок), который символизирует Агнца Божия, либо телятина (теленок) — тоже символ жертвенного Тельца. И это мясо гораздо полезнее, чем свинина. Но хорошая баранина и телятина стоят дорого. Кулич — это не кекс — Главными блюдами на всех пасхальных столах неизменно остаются кулич, пасха и яйца. Можно ли купить в магазине настоящий кулич? — В магазине сегодня настоящий кулич не купить — продаются кексы. В их состав входят разрыхлители, улучшители, ароматизаторы, красители, консерванты. А этого всего в куличах быть не должно, так как кулич — продукт с определенным рецептом. В тесто не добавляют никаких разрыхлителей, используют только дрожжи. Брожение кулича происходит медленно, в несколько этапов. Настоящее тесто для кулича должно выстаиваться не менее 5 ч, это минимальный срок для перераспределения жидкости в массе теста. Легковесность и губчатая пористость — верные признаки кекса, выпеченного по ускоренной технологии с добавлением разрыхлителя. Подменивать куличи кексом стали в советское время, когда все религиозное было под негласным запретом. Люди, рожденные в СССР, помнят, как ближе к Пасхе появлялись в продаже кексы «Весенний», «Апрельский», «Майский» — вкусная, но все же подмена настоящего кулича. Тогда это диктовалось идеологией, теперь — экономикой. Консерванты позволяют кексу долго храниться, не плесневеть и оставаться мягким. Кулич дороже кекса и меньше хранится. Да и по вкусу он будет отличаться — он грубее, чем кекс, не такой нежный и пористый. У кекса вкусовая палитра разнообразнее. Благодаря усилителю вкуса тебе кажется, что кекс тает во рту. С куличом ничего подобного не происходит. У него сохранился традиционный вкус, но он вышел из вкусового тренда. Так что, если вы хотите, чтобы на вашем праздничном столе был настоящий кулич, испеките его сами или закажите частным кондитерам. Сейчас этот бизнес активно развивается. — А как вы оцените предлагаемую в магазинах творожную пасху? — К сожалению, она не очень высокого качества, поскольку сделана из творожной массы, которая на 30 % состоит из растительных эмульгированных жиров. Поэтому, если есть возможность, лучше ее приготовить самим. Для нее понадобится натуральный, умеренно жирный, не кислый творог, хороший изюм, натуральное сливочное масло и хороший сахар.
22 апреля 2019 г. 16:30
Ключевые слова:
Великий пост, Пасха
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Светлана Кекова: «Человек, творящий словом» В этом году одним из лауреатов Патриаршей литературной премии стала поэт Светлана Кекова. В ее творчестве ключевое место занимает православная тема. Ее стихи передают пасхальный взгляд на мир и чувство благодарности Творцу. В интервью «Журналу Московской Патриархии» Светлана Кекова поделилась своими мыслями о современной русской литературе. PDF-версия.
29 ноября 2023 г. 15:00
Помочь молодому человеку найти свой путь Сегодня существует серьезная угроза институту семьи. Снижение уровня культуры и насаждение чуждых нашему обществу идеалов ставят под вопрос необходимость следования христианским ценностям и соблюдение многовековых нравственных норм, на которых держится наше общество и от которых зависит бытие мира в целом. Особенно сильное разрушительное воздействие эти факторы вкупе с отрицательными сторонами технического прогресса оказывают на молодое поколение, на тех, чья личность только формируется. Как противостоять этому? Как найти общий язык с молодым поколением? Как воспитать детей в традициях православной культуры? Что может объединить нас всех? Конечно, наша православная вера и Господь. О первом опыте, о том, как священнослужители начали диалог со старшеклассниками и о чем они говорят, рассказал иерей Николай Богатов, клирик Преображенского собора города Люберцы Московской области. PDF-версия.
27 ноября 2023 г. 15:00
Митрополит Даниил (Нусиро) 05.09.1938–10.08.2023 10 августа 2023 года на 85-м году жизни отошел ко Господу Предстоятель Японской Автономной Православной Церкви Митрополит Токийский и всей Японии Даниил (Нусиро).
24 ноября 2023 г. 14:00
Глава Издательства Московской Патриархии поздравил редакцию «Журнала Московской Патриархии» с 80-летием возобновления выпуска журнала Сегодня, 24 ноября 2024 года, Главный редактор Издательства Московской Патриархии и «Журнала Московской Патриархии» епископ Балашихинский и Орехово-Зуевский Николай поздравил коллектив редакции «Журнала Московской Патриархии» с 80-летием возобновления выпуска журнала, которое отмечается в этом году.
24 ноября 2023 г. 12:00
Спасительное благовестие новомученика В Издательстве Московской Патриархии есть уникальный проект — книжная серия «Церковность», где печатается духовное наследие новомучеников: их богословские труды, проповеди, статьи, касающиеся различных сторон церковной жизни, письма, дневники, стихотворения — все, что связано с жизнью и церковным служением того или иного новомученика, о ком удается собрать разрозненные по архивам и частным собраниям уцелевшие сведения. В серии уже вышло двадцать три книги, четыре из которых содержат духовное наследие священномученика протоиерея Иоанна Восторгова. Еще при жизни этого пастыря — видного церковного писателя, проповедника, миссионера — увидело свет его пятитомное собрание сочинений. Недавно удалось обнаружить большой корпус неизвестных материалов протоиерея Иоанна, которые легли в основу современного издания. В одном из томов — «Взыщите Господа!» — собраны cлова и речи священномученика, обращенные к юной пастве. О том, как возникла эта книжная серия и каких авторов она представляет, рассказывает главный редактор «Церковности» протоиерей Максим Максимов. PDF-версия.
22 ноября 2023 г. 15:00
|