iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Услышать сердцем, прозреть ладонями
Дом слепоглухих в Пучкове — беспреце­дентный в России церковный проект социального сопровождения людей с серьез­ными нарушениями слуха и зрения. Возник он семь лет назад при Казанском приходе в большом селе близ Троицка, только вошедшего тогда в черту столицы (об этом начинании мы подробно рассказывали в материале «Услыши мя, Господи» в № 8 за 2016 год). С тех пор апробированные ранее практические методики по работе со слепоглухими со всей страны применяются здесь на постоянной основе. Выпускники Дома слепоглухих осваивают самостоятельное проживание в специальной тренировочной квартире в соседнем Троицке, работают на местных предприятиях и недавно отпраздновали новоселье на подворье дома — фактически втором благоустроенном жилом корпусе, с самого начала адаптированном под нужды особенных людей. PDF-версия.
10 февраля 2022 г. 15:00
Срок на покаяние
По данным Российского агентства правовой и судебной информации, сегодня в России в местах лишения свободы находятся около 520 тысяч человек. В зависимости от совершенного преступления они содержатся в разных условиях, но у каждого есть возможность пообщаться со священником, исповедаться и причаститься. Как устроена в зоне духовная жизнь, повлияло ли на нее не­уклонно растущее число мусульман в тюрьмах Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО), в какой момент к отбывающему наказание человеку приходит искреннее покаяние, как священнику работать с разными группами осужденных, «Журналу Московской Патриархии» рассказал настоятель храма иконы Божией Матери «Споручница грешных» на территории исправительной колонии строгого режима № 11 в Сургуте протоиерей Георгий Кошелев. PDF-верия.
19 августа 2021 г. 13:00
Интервью
Встреча российской делегации в аэропорту Дамаска
23 апреля 2013 г.
версия для печати версия для печати

Иеромонах Ефрем (Пашков): Духовные лидеры способны поддержать сирийский народ

О том, что сейчас происходит в Сирии и почему боевики выбирают в качестве мишени духовных лидеров — как христианских, так и мусульманских, Журналу Московской Патриархии рассказывает и.о. представителя Патриарха Московского и всея Руси при Антиохийском Патриаршем престоле иеромонах Ефрем (Пашков), который на днях побывал в Дамаске.

— Отец Ефрем, какие впечатления у вас остались после поездки в Сирию? Удалось ли вам побывать в лагерях беженцев?

— Российская делегация привезла в Сирию первую партию гуманитарной помощи. Мы находились в Дамаске в течение недели, с 14 по 20 апреля. Привезли около двух тонн медикаментов — их в стране остро не хватает, а также более 500 подарков для детей, оставшихся без родителей в результате последних военных действий. Среди членов делегации были представители Императорского православного палестинского общества Олег Фомин, Нелли Кускова, а также Президент фонда поддержки и сохранения духовных памятников Валентина Ланцева.

Ситуация в стране очень тяжелая, это ощущается сразу. Даже прямого сообщения из Москвы в Дамаск нет, так как Турция и некоторые другие государства закрыли воздушное пространство для авиакомпании «Сирийские авиалинии». Сам аэропорт Дамаска незадолго до нашей поездки, 12 апреля, был обстрелян из минометов.

К сожалению, посетить какие-то еще города, кроме Дамаска, было невозможно. В пригородах идут бои. Сначала нам показались даже смешными меры безопасности, предпринятые властями страны и российским посольством для охраны нашей автомобильной колонны — но сразу же, по пути из аэропорта в Дамаск нас обстреляли. Это повторилось, когда мы ехали обратно в аэропорт.

Нас сопровождал Верховный муфтий Сирии Ахмед Бадр эд-Дин Хассун. Я, признаюсь, был удивлен его мужеством и стойкостью — боевики ведь объявили охоту за ним и обещали за его голову немалые деньги.

Страшная трагедия произошла во время нашего пребывания в стране: в пятницу мы получили известие, что представитель министерства социальной защиты Сирии, который встречал российскую делегацию в аэропорту, принимал нас, занимался распределением гуманитарной помощи и помощью беженцам, был убит боевиками. У него осталась жена и четверо детей.

— Насколько часто сейчас происходят нападения на духовных лидеров? Почему боевики выбирают именно их?

— Духовные лидеры способны поддержать сирийский народ в трудной ситуации. К ним обращаются люди, к их мнению прислушиваются. Зачастую их слово имеет больший вес, чем слово политиков. Поэтому именно христианские священнослужители и мусульманские духовные лидеры, выступающие за сохранение мира в стране и поддерживающие правительство Башара Асада, подвергаются жестоким гонениям. Ведь сказано в Писании: «поражу пастыря, и рассеются овцы».

Например, тот же Ахмед Бадр эд-Дин Хассун пользуется большим авторитетом не только у мусульман, но и у христиан страны — как и каждый, кто выступает за мирное урегулирование конфликта. В прошлом году из-за отказа поддержать повстанцев, боевики предъявили верховному муфтию ультиматум с требованием покинуть Сирию, а потом убили его сына. Но на следующий день после этого преступления муфтий заявил, что прощает бандитов и снова призвал сесть за стол переговоров.

Недавно в Сирии также был убит известный сирийско-курдский суннитский лидер Мухаммад Саид Рамадан аль-Бути, ему было около 90 лет. В знак уважения к его мученичеству за свою веру, его похоронили в мавзолее Салладина в мечети Омейядов в Дамаске.

Нападения на христианских священнослужителей также происходят регулярно. Несмотря на это, Патриарх Антиохийский Иоанн X на своей первой пресс-конференции после интронизации заявил, что Патриарший престол останется в Дамаске. Христианские духовные лидеры будут вместе со своим народом. Но с каждым днем опасность для христиан возрастает. Так, например, недавнее похищение митрополита Алеппского Павла, брата Патриарха Антиохийского, и митрополита Алеппского Сирийской Ортодоксальной Церкви мар Григория Иоанна Ибрагима, — это беспрецедентное событие, хотя священнослужителей и раньше похищали.

По данным ООН, всего в Сирии за время военного конфликта убито 70 тысяч человек, более полутора миллионов стали беженцами. Недавно от бомб боевиков погибли сразу 36 детей, а днем позже захватили автобус с 45 женщинами и детьми... Список преступлений можно долго продолжать, кажется, что для сирийских повстанцев нет никаких моральных ограничений. И если боевые действия продолжатся или боевики придут к власти, то христианское население Сирии будет уничтожено полностью — в этом мы, члены российской делегации, могли убедиться сами во время своей поездки.

— Как Православная Церковь в Сирии живет в эти трудные времена?

— Богослужения продолжаются и в кафедральном соборе, и в храме Димитрия Солунского Дамаска, и в уцелевших храмах по всей стране. Это чрезвычайно важно, ведь тем остаткам христианских общин, которые не могут уехать, особенно нужна поддержка и помощь. Церковь для них стала единственным пристанищем.

Уже в 2-3 километрах от здания Антиохийской Патриархии идут постоянные перестрелки. Церкви разрушены в Алеппо, Хомсе, где вообще не осталось больше христиан. Ситуация осложняется еще и тем, что мы не знаем точно, что происходит — некоторые регионы захвачены боевиками, в том числе те, где расположены крупные христианские центры, храмы и монастыри. О судьбе их насельников ничего не известно. Мы можем только молиться и уповать на милость Божию.

Церковь по своим каналам оказывает помощь беженцам. При Антиохийском Патриархате существует структура, которая занимается распределением гуманитарной помощи, которая поступает от Красного Креста и от России, в том числе от Русской Церкви. Церковь не делает различий между христианами и мусульманами и помогает всем, делает все, что возможно.

— Какая помощь необходима населению?

— Не хватает самого необходимого — еды и лекарств. Полностью разрушена система железных дорог в стране, большой удар нанесен по медицинской промышленности. Если раньше Сирия обеспечивала себя медикаментами, то сейчас все предприятия закрыты. Захвачен боевиками и вывезен в Турцию стратегический запас зерна.

Сирийцы с огромной радостью принимают любую помощь, тем более что россияне очень горячо откликнулись на призыв о помощи. Как уже сообщалось в СМИ, за две недели было собрано 70 тонн гуманитарной помощи и более 3 миллионов рублей. Новую партию груза два самолета МЧС отправят 24 апреля. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Русская Православная Церковь и дальше будет собирать средства, продукты и лекарства.

Все зависит от того, как будет дальше развиваться ситуация. Могу заметить, что народ не унывает. Сирийцы считают, что если противоборствующие стороны сядут за стол переговоров и, главное, прекратиться помощь боевикам из-за границы — конфликт можно было бы уладить в течение месяца.

23 апреля 2013 г.
Ключевые слова: Сирия, христианофобия
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Крест на плацу
Исправительную колонию ИК-18 в Ардатове клирик Знаменского храма протоиерей Михаил Резин посещает с 1992 года. На этом месте до революции располагался Покровский женский монастырь, основанный в начале XIX века по благословению преподобного Серафима Саровского. После того как обитель ликвидировали, здесь была детская коммуна, похожая на ту, которая описана в повести Антона Макаренко «Педагогическая поэма», затем содержались несовершеннолетние преступники, а десять лет назад учреждение перепрофилировали в женскую исправительную колонию. Какова специфика окормления осужденных женщин, как здесь нужно расставлять акценты на проповеди, каких тем лучше избегать в разговоре и в чем заключаются истоки женской преступности, священник рассказал «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
19 мая 2022 г. 13:00
Религиозность и опасные грани секуляризма
Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00