iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Возврат церковного имущества — долг государства перед Церковью
Русской Православной Церкви возвращены икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева и рака святого благоверного князя Александра Невского. Святейший Патриарх Кирилл назвал оба этих события историческими. Так постепенно восстанавливается историческая справедливость: отнятые у Церкви святыни и имущество снова переходят под ее омофор. Какими правовыми актами сегодня регулируется передача имущества и святынь Церкви, что позволило большевистской власти сто лет назад придать легитимность грабежу церковного имущества, в каком правовом статусе теперь находятся икона «Святая Троица» и рака Александра Невского, «Журналу Московской Патриархии» рассказала руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). PDF-версия.
30 октября 2023 г. 14:30
На войне как на войне
Военный капеллан Димитрий Василенков из Санкт-Петербурга неоднократно бывал в зонах активных боевых действий. Еще в 2000-е годы он духовно окормлял отряды спецназа и подразделения разведки различных силовых структур, участвовавших в контртеррористических операциях на Северном Кавказе, а в 2008 году сопровождал российские Вооруженные силы во время операции по принуждению Грузии к миру. Его опыт оказался востребован и во время проведения специальной военной операции  на Украине, поэтому в течение последнего года отец Димитрий был несколько раз командирован в Донбасс в зону боевых действий. «Журналу Московской Патриархии» священник рассказал, с чего следует начинать день в зоне военного конфликта, как за пять минут изложить личному составу правила духовной безопасности на войне и почему для него важно самому проводить занятия по тактической медицине для бойцов. PDF-версия.
8 мая 2023 г. 15:30
Интервью
Встреча российской делегации в аэропорту Дамаска
23 апреля 2013 г.
версия для печати версия для печати

Иеромонах Ефрем (Пашков): Духовные лидеры способны поддержать сирийский народ

О том, что сейчас происходит в Сирии и почему боевики выбирают в качестве мишени духовных лидеров — как христианских, так и мусульманских, Журналу Московской Патриархии рассказывает и.о. представителя Патриарха Московского и всея Руси при Антиохийском Патриаршем престоле иеромонах Ефрем (Пашков), который на днях побывал в Дамаске.

— Отец Ефрем, какие впечатления у вас остались после поездки в Сирию? Удалось ли вам побывать в лагерях беженцев?

— Российская делегация привезла в Сирию первую партию гуманитарной помощи. Мы находились в Дамаске в течение недели, с 14 по 20 апреля. Привезли около двух тонн медикаментов — их в стране остро не хватает, а также более 500 подарков для детей, оставшихся без родителей в результате последних военных действий. Среди членов делегации были представители Императорского православного палестинского общества Олег Фомин, Нелли Кускова, а также Президент фонда поддержки и сохранения духовных памятников Валентина Ланцева.

Ситуация в стране очень тяжелая, это ощущается сразу. Даже прямого сообщения из Москвы в Дамаск нет, так как Турция и некоторые другие государства закрыли воздушное пространство для авиакомпании «Сирийские авиалинии». Сам аэропорт Дамаска незадолго до нашей поездки, 12 апреля, был обстрелян из минометов.

К сожалению, посетить какие-то еще города, кроме Дамаска, было невозможно. В пригородах идут бои. Сначала нам показались даже смешными меры безопасности, предпринятые властями страны и российским посольством для охраны нашей автомобильной колонны — но сразу же, по пути из аэропорта в Дамаск нас обстреляли. Это повторилось, когда мы ехали обратно в аэропорт.

Нас сопровождал Верховный муфтий Сирии Ахмед Бадр эд-Дин Хассун. Я, признаюсь, был удивлен его мужеством и стойкостью — боевики ведь объявили охоту за ним и обещали за его голову немалые деньги.

Страшная трагедия произошла во время нашего пребывания в стране: в пятницу мы получили известие, что представитель министерства социальной защиты Сирии, который встречал российскую делегацию в аэропорту, принимал нас, занимался распределением гуманитарной помощи и помощью беженцам, был убит боевиками. У него осталась жена и четверо детей.

— Насколько часто сейчас происходят нападения на духовных лидеров? Почему боевики выбирают именно их?

— Духовные лидеры способны поддержать сирийский народ в трудной ситуации. К ним обращаются люди, к их мнению прислушиваются. Зачастую их слово имеет больший вес, чем слово политиков. Поэтому именно христианские священнослужители и мусульманские духовные лидеры, выступающие за сохранение мира в стране и поддерживающие правительство Башара Асада, подвергаются жестоким гонениям. Ведь сказано в Писании: «поражу пастыря, и рассеются овцы».

Например, тот же Ахмед Бадр эд-Дин Хассун пользуется большим авторитетом не только у мусульман, но и у христиан страны — как и каждый, кто выступает за мирное урегулирование конфликта. В прошлом году из-за отказа поддержать повстанцев, боевики предъявили верховному муфтию ультиматум с требованием покинуть Сирию, а потом убили его сына. Но на следующий день после этого преступления муфтий заявил, что прощает бандитов и снова призвал сесть за стол переговоров.

Недавно в Сирии также был убит известный сирийско-курдский суннитский лидер Мухаммад Саид Рамадан аль-Бути, ему было около 90 лет. В знак уважения к его мученичеству за свою веру, его похоронили в мавзолее Салладина в мечети Омейядов в Дамаске.

Нападения на христианских священнослужителей также происходят регулярно. Несмотря на это, Патриарх Антиохийский Иоанн X на своей первой пресс-конференции после интронизации заявил, что Патриарший престол останется в Дамаске. Христианские духовные лидеры будут вместе со своим народом. Но с каждым днем опасность для христиан возрастает. Так, например, недавнее похищение митрополита Алеппского Павла, брата Патриарха Антиохийского, и митрополита Алеппского Сирийской Ортодоксальной Церкви мар Григория Иоанна Ибрагима, — это беспрецедентное событие, хотя священнослужителей и раньше похищали.

По данным ООН, всего в Сирии за время военного конфликта убито 70 тысяч человек, более полутора миллионов стали беженцами. Недавно от бомб боевиков погибли сразу 36 детей, а днем позже захватили автобус с 45 женщинами и детьми... Список преступлений можно долго продолжать, кажется, что для сирийских повстанцев нет никаких моральных ограничений. И если боевые действия продолжатся или боевики придут к власти, то христианское население Сирии будет уничтожено полностью — в этом мы, члены российской делегации, могли убедиться сами во время своей поездки.

— Как Православная Церковь в Сирии живет в эти трудные времена?

— Богослужения продолжаются и в кафедральном соборе, и в храме Димитрия Солунского Дамаска, и в уцелевших храмах по всей стране. Это чрезвычайно важно, ведь тем остаткам христианских общин, которые не могут уехать, особенно нужна поддержка и помощь. Церковь для них стала единственным пристанищем.

Уже в 2-3 километрах от здания Антиохийской Патриархии идут постоянные перестрелки. Церкви разрушены в Алеппо, Хомсе, где вообще не осталось больше христиан. Ситуация осложняется еще и тем, что мы не знаем точно, что происходит — некоторые регионы захвачены боевиками, в том числе те, где расположены крупные христианские центры, храмы и монастыри. О судьбе их насельников ничего не известно. Мы можем только молиться и уповать на милость Божию.

Церковь по своим каналам оказывает помощь беженцам. При Антиохийском Патриархате существует структура, которая занимается распределением гуманитарной помощи, которая поступает от Красного Креста и от России, в том числе от Русской Церкви. Церковь не делает различий между христианами и мусульманами и помогает всем, делает все, что возможно.

— Какая помощь необходима населению?

— Не хватает самого необходимого — еды и лекарств. Полностью разрушена система железных дорог в стране, большой удар нанесен по медицинской промышленности. Если раньше Сирия обеспечивала себя медикаментами, то сейчас все предприятия закрыты. Захвачен боевиками и вывезен в Турцию стратегический запас зерна.

Сирийцы с огромной радостью принимают любую помощь, тем более что россияне очень горячо откликнулись на призыв о помощи. Как уже сообщалось в СМИ, за две недели было собрано 70 тонн гуманитарной помощи и более 3 миллионов рублей. Новую партию груза два самолета МЧС отправят 24 апреля. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Русская Православная Церковь и дальше будет собирать средства, продукты и лекарства.

Все зависит от того, как будет дальше развиваться ситуация. Могу заметить, что народ не унывает. Сирийцы считают, что если противоборствующие стороны сядут за стол переговоров и, главное, прекратиться помощь боевикам из-за границы — конфликт можно было бы уладить в течение месяца.

23 апреля 2013 г.
Ключевые слова: Сирия, христианофобия
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00