выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Протоиерей Вадим Суворов: «Задача духовной школы — воспитать будущих пастырей, способных пойти в мир и привести его к Богу»
Духовная семинария — особое образовательное учреждение. Помимо традиционных для высшей школы предметов, воспитанники изучают богословские дисциплины, обогащаются опытом наставников и участвуют в богослужениях. За триста лет, которые минули со времени основания центра богословского образования в Коломне, многое в России поменялось. Изменилась и Коломенская духовная семинария: ее название, местоположение, условия обучения студентов. Как духовной школе спустя три века своего исторического бытия удается оставаться верной традиции, но при этом современным и стремительно развивающимся учебным заведением Русской Православной Церкви, «Журналу Московской Патриархии» рассказал ректор Коломенской духовной семинарии протоиерей Вадим Суворов. PDF-версия.
28 июня 2023 г. 15:00
Интервью
ЦВ № 15-16 (460) август 2011 /  30 августа 2011 г.
версия для печати версия для печати

Кирилл Писенко: В столице растет популярность церковноприходских школ

Группа преподавателей и студентов Российского православного университета имени святого апостола Иоанна Богослова совершила ознакомительный объезд православных школ Москвы и Подмосковья. О своих впечатлениях рассказывает преподаватель РПУ, кандидат юридических наук Кирилл Писенко.

 — Кирилл Андреевич, каково ваше впечатление от православных школ?

— До того как отправиться с рекрутинговой миссией по православным гимназиям, я был незнаком с системой среднего православного образования. Весь мой опыт общения с преподавателями и детьми из верующих семей был ограничен работой вожатым в летнем лагере лет десять назад. О православных школах я слышал много разных мнений. В частности, что это мини-секты, где детей бьют розгами, ставят на горох и дают непонятно какое образование. Однако с первых же минут общения с детьми и педагогами все опасения по поводу православных школ рассеялись. Прием везде был очень доброжелательным, мы увидели квалифицированных педагогов, умных, любознательных детей, кругом царила атмосфера добра, семейственности.

Всё это создается целым комплексом различных факторов. В каждой школе есть либо храм, либо молельная комната. Либо храм находится рядом со школой. Во всех школах есть трапезная, где школьники кушают. При этом они молятся перед едой, молятся перед началом и по окончании учебы. Кругом иконы, стенды с событиями из церковной жизни, истории, рисунки, в которых удачно сочетаются детское творчество и православное искусство. В составе преподавателей обязательно присутствуют священники. Конечно, многие батюшки очень заняты, но педагоги стараются, чтобы священники регулярно посещали школу, проводили беседы и т.д. Всё это и дает нужный эффект.

— Что вы можете сказать об уровне образования в православных школах?

— Уровень образования в православных школах разнится. Что касается возможностей поступления в вуз после окончания православной школы, то это вещь достаточно индивидуальная и зависит не только от школы, но и от ученика, его способностей, желания, усидчивости и других качеств. В целом уровень поступлений в институт достаточно высок. За счет того, что подростки, закончившие православные школы, не подвержены многим порокам жизни, они более открыты для информации, ответственнее подходят к обучению. Их церковность позволяет им шире смотреть на окружающий мир, лучше воспринимать и анализировать информацию.

Во многих школах большое внимание уделяется участию детей в городских, областных и общероссийских конкурсах, олимпиадах и т.д. Они работают в контакте с ведущими вузами, приглашают специалистов для помощи и консультаций. То есть православные школы — это не гетто, которые не имеют связи с образовательной средой.

— По вашему ощущению, насколько воцерковлены дети, которые приходят в православные школы?

— В некоторых школах наши визитации совпали со встречами школьной администрации с родителями. Мы выяснили, что далеко не всегда в православную школу поступают дети из воцерковленных семей. Значительная часть родителей, которые отдают своих детей в православное учебное заведение, скорее сочувствует православию. Они видят в Церкви положительный элемент общественной жизни и воспринимают ее как некий гарант в преодолении социальных зол. Такие родители приходят в православные школы и находят там позитивную атмосферу, которая подтверждает их интуитивные ощущения. По этой причине сегодня в православных гимназиях большой конкурс.

— То есть кому-то приходится отказывать?

— Да, многие школы вынуждены отказывать в приеме детей, потому что им элементарно не хватает помещений, классов и т.д. Вводятся различные ограничения. Например, где-то обязательным при устройстве детей является благословение духовника. Хотя с точки зрения миссии и возможностей педагогов, у которых есть желание работать с большим количеством детей, это неправильно. В итоге получается, что в православные вузы практически нет конкурса, а в школах спрос значительно превышает предложение. Мы с одним директором подсчитали, что количество выпускников православных школ на всю Москву не превышает 200 человек в год. Что такое 200 человек на количество не то что всех московских, а хотя бы православных вузов? Притом что поступление в РПУ и ПСТГУ не является целью всех выпускников. Есть масса других государственных вузов, где можно получить достойное образование и в которых при этом есть храмы, кафедры теологии. Таким образом, из выпускников православных школ до православных вузов доходят немногие. Православным школам необходимо помогать. По словам одного из директоров, если хотя бы на каждый округ — а их у нас всего десять — было полноценное школьное здание, в котором бы могла разместиться православная гимназия, ситуация бы изменилась. Может быть, для этого понадобится уплотнить две школы, в которых ощущается явный недокомплект, а освободившееся здание передать православным энтузиастам. Ведь социальный спрос есть, более того, он огромный.

— Вы назвали благословение духовника одним из требований при приеме ребенка в школу. Существуют ли еще какие-нибудь критерии приема? Например, учитывают ли способности ребенка?

— В тех школах, где мне удалось побывать, были серьезные критерии отбора. С детьми проводились собеседования, их тестировали и таким образом выявляли самых способных. С другой стороны, к родителям также предъявлялись определенные требования. При прочих равных предпочтение отдавали детям из воцерковленных семей. В этом случае у ребенка не будет барьера между молитвенной жизнью в храме и в семье. В то же время есть школы, которые готовы принимать любых детей. В основном это учебные заведения, которые находятся не в густонаселенном районе. При этом, если родители недостаточно воцерковлены, с ними проводится отдельный разговор. Семья берет на себя определенные обязательства. Например, читать утренние и вечерние молитвы, не смотреть телевизор. При этом на родителей не давят. Им просто объясняют, зачем это надо.

— Не возникает ли на этой почве разногласия и непонимания между родителями и педагогами?

— В отношениях между родителями и школьной администрацией бросается в глаза то, что в православных школах нет органов родительского самоуправления. Что это? Боязнь руководства школы лишней демократии? Боязнь, что разрушится система, что родители не готовы? У меня нет информации по этому поводу, но, думаю, этот факт заслуживает серьезного обсуждения. Так или иначе, но участие родителей в школьной жизни не должно ограничиваться только финансовыми пожертвованиями. Необходимо подумать о развитии традиционных форм общественного контроля и самоуправления. Родительские комитеты могут совместно с руководством помогать школе в решении проблем, брать на себя какие-то обязанности. Может, тогда преодоление материальных нужд и рост православных школ выйдут на новый уровень.

— Часто православные школы упрекают в том, что по мере вращения в среде школьники превращаются в циников по отношению к религии. В школе от них требуют одного, а когда они выходят за порог школы, приходят домой, то видят совсем другую жизнь. В итоге они перестают доверять взрослым, учителям, у них развивается двуличие.

— Думаю, что в том или ином аспекте это вещь неизбежная. И виноваты в этом не столько школы, сколько семья, окружающий мир, в который окунаются дети, покинув школьные стены. В то же время такая ситуация очень субъективна и зависит от ряда факторов. Каков конкретный состав педагогов, детей, откуда они пришли, православны ли их семьи? Это каждый раз отдельная история. В беседе с руководством вырисовалась заинтересованность в развитии непрерывного православного образования: сад — школа — вуз. Поскольку дети не все имеют генетическую закваску церковности, выходя из школы в вуз, они подвергаются мощному воздействию среды и не всегда бывают готовы противостоять духовным искушениям. Поэтому учеба в серьезном вузе, дающем полноценное образование, но основанном на церковных ценностях, — это хорошая платформа для перехода к зрелости.

— Сейчас в связи с реформой образования высказывается мысль, что православные школы станут оазисами, куда негативные последствия реформы не проникнут.

— Они уже являются оазисами. Пока еще мало кто понимает, что будет в результате реформы, но, насколько мне известно, она предусматривает взимание с учеников платы за отдельные предметы. Я думаю, что на этой почве православные школы станут еще более востребованы. Несмотря на то что в православных школах с практически нулевым бюджетным финансированием приветствуются пожертвования со стороны родителей, там всегда идут навстречу семьям, которые находятся в трудном материальном положении. Естественно, что, если вся система образования будет переходить на платную основу, востребованность православных школ возрастет. Другое дело, что, как я уже говорил, школы будут просто физически не способны принять такое количество детей. Кстати, параллельно с программой по строительству в Москве новых храмов можно было бы подумать и над проблемой нехватки школьных зданий.

— Какое место, на ваш взгляд, православные школы занимают в общей системе образования? Если оставить в стороне воспитание, в чем состоит их образовательная функция?

— Мне представляется очень важной интегративная функция православных школ. Православный педагог должен быть способен выполнить требования образовательного стандарта и в то же время прокомментировать тот или иной факт с позиций православия, интегрировать его в контекст преподаваемого предмета. Это непросто. Поэтому сегодня надо создать методические пособия для преподавателей, где бы с учетом действующего стандарта в качестве побочного материала было прописано, как подать тот или иной урок с учетом православного компонента.

30 августа 2011 г.
Ключевые слова: дети, катехизация, Москва, школа
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом»
В августе этого года Курская область подверглась нападению украинских боевиков, в результате чего погибли десятки и пострадали сотни людей. Из приграничных городов и сел, по разным оценкам, было эвакуировано свыше 140 тысяч местных жителей. С первого же дня помощь пострадавшим стала оказывать Русская Православная Церковь в лице Курской епархии и Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Как она была организована, какие задачи приходилось ­решать? Об этом и о своем архипастырском пути — служении в Якутии в начале 1990-х, о встречах с насельницами дореволюционной Дивеевской обители — «Журналу ­Московской Патриархии» рассказал митрополит Курский и Рыльский Герман. PDF-версия.  
13 декабря 2024 г. 14:00