выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл: «Мы призваны совершать свою миссию в духе мира и добрососедства»
В 1555 году священнослужители новоучрежденной Казанской епархии начали проповедь о Христе среди местных народов. Эту миссию благословила Сама Царица Небесная, явив девятилетней девочке Матроне Свой Пречистый образ, всемирно ­известный ныне как Казанский и прославившийся многими чудотворениями. Христианская миссия на территории Татарстана совершается и сегодня, но уже направлена на просвещение крещеных соотечественников. Какое влияние на это может оказать будущая Казанская духовная академия, что лежит в основе гармоничных отношений православных и мусульман Татарстана, какие характерные отличия у поколения молодых священников? Об этом «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл. PDF-версия.    
13 июня 2025 г. 13:00
Митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн: «Духовенству нужно чаще посещать места, где особая концентрация боли»
В этом году Белгородская и Старооскольская епархия отмечает 30 лет со дня своего возрождения. Белгородская область одной из первых ощутила на себе последствия событий, произошедших на Украине в 2014 году. Десять лет беженцы, спасаясь от войны в Донбассе, искали защиты в России. С началом спецоперации жестокой реальностью стали регулярные обстрелы Белгорода и приграничных населенных пунктов, попытки украинской армии прорвать оборону на границе и гибель мирных жителей. Как живет сегодня епархия, что изменилось в работе ее отделов, как выстроено взаимодействие с государственной властью и почему возросла ответственность священников, «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн. PDF-версия.
25 февраля 2025 г. 15:00
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом»
В августе этого года Курская область подверглась нападению украинских боевиков, в результате чего погибли десятки и пострадали сотни людей. Из приграничных городов и сел, по разным оценкам, было эвакуировано свыше 140 тысяч местных жителей. С первого же дня помощь пострадавшим стала оказывать Русская Православная Церковь в лице Курской епархии и Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Как она была организована, какие задачи приходилось ­решать? Об этом и о своем архипастырском пути — служении в Якутии в начале 1990-х, о встречах с насельницами дореволюционной Дивеевской обители — «Журналу ­Московской Патриархии» рассказал митрополит Курский и Рыльский Герман. PDF-версия.  
13 декабря 2024 г. 14:00
Интервью
ЖМП № 1 январь 2013 /  21 января 2012 г. 01:00
версия для печати версия для печати

Игумен Андрей (Мороз): Я бы хотел, чтобы каждый студент семинарии имел задатки святого человека

В Якутске продолжается возрождение старейшей на Дальнем Востоке высшей духовной школы, возобновленной в 2011 году. Цель семинарии — подготовка духовенства, которое будет служить и проповедовать на понятном для населения языке. «Те, кто здесь родился, знают специфику региона и никогда его не покинут», — считает ректор Якутской православной духовной семинарии игумен Андрей (Мороз).

— Отец Андрей, 380 лет назад Якутия приняла православие и очень быстро возникла духовная школа, успешно возобновленная в наши дни. Расскажите об особенностях духовного образования в столь отдаленном регионе?

— Духовное образование в Якутии всегда было очень специфичным. Когда-то здесь, так же как и во многих других областях России, помимо семинарии имелись духовное училище, женское епархиальное училище, но усилия духовной школы были направлены на подготовку местного духовенства, которое служило бы и проповедовало на понятном для населения языке.

К началу революционных перемен в России священнослужителей в Якутии уже было более трехсот примерно на 262 тыс. жителей. Около половины — люди местные, из коренного населения: якуты, эвены, эвенки, юкагиры. Приток коренного населения в духовенство шел самым естественным образом. Казаки, прибывавшие осваивать Север, женились на местных уроженках. В смешанных браках, которые в этих краях были обычным явлением, происходило взаимопроникновение культур.

Потрясения, которые пережила Церковь после 1917 года, в полной мере коснулись и Якутии. В 1920 году все духовные учебные заведения Якутска были закрыты. К моменту возрождения Якутской епархии в 1993 году в городе действовал всего один храм. До сих пор в республике катастрофически не хватает священников. Однако духовная жизнь в Якутии возрождается, об этом говорит возобновление якутской духовной школы.

Сначала в 2006 году было открыто духовное училище, которое через пять лет стараниями правящего архиерея епископа Якутского и Ленского Романа, решением Священного Синода получило статус духовной семинарии. При этом местные республиканские власти дальновидно помогли нам создать хорошую материально-техническую базу для духовного образования в епархии.

— Когда-то Якутская духовная семинария была одним из ведущих учебных заведений региона. Из ее стен вышли многие представители якутской интеллигенции. Стремитесь ли вы к этому сегодня?

— Быть значимее Северо-Восточного федерального университета, конечно, лестно, но наша задача — стать лидером не вообще образования в Якутии, а духовного образования. Хотя обычно более двухсот студентов из светских вузов Якутска собираются на межвузовские мероприятия, которые мы проводим на базе семинарии один-два раза в месяц.

Семинария — это и база методической помощи преподавателям нового предмета «Основы религиозной культуры и светской этики». Мы часто выступаем соучредителями проектов в области духовно-нравственного воспитания. Семинаристы и студенты встречаются не только в аудиториях, но и сообща занимаются спортом.

Таким образом, интеграция в вузовскую среду идет, хотя отношения складываются по-разному. От предельно дружеских с Байкальским государственным университетом эко-номики и права, когда наши мероприятия — это их и наоборот, до простого интереса, который мы ощущаем со стороны Северо-Восточного федерального университета и Якутской сельскохозяйственной академии.

Якутская православная духовная семинария обладает достаточными интеллектуальными и материальными ресурсами, и жителям Восточной Сибири, желающим получить духовное образование, нет необходимости ехать за тридевять земель. Такая возможность есть «под боком».

— Готовы ли вы к конкурсу, если молодежь хлынет за духовным образованием?

— Если бы мы брали всех, кто к нам приходит, то число первокурсников выросло бы многократно. Но мы им объясняем: в семинарию человек должен прийти, осознанно желая послужить Церкви, а не потому, например, что у нас прекрасное общежитие, или потому, что он недобрал баллы в другой вуз.

Наша семинария рассчитана на шестьдесят человек, и это оптимальная цифра. Духовная школа должна быть большой семьей, где каждый на виду, что имеет огромное воспитательное значение. Мы можем позволить себе такую роскошь, как индивидуальный подход.

Духовная школа работает по трем направлениям. Действует отделение пастырской подготовки священнослужителей, на первый курс которого в этом году поступили восемь человек. Есть среди учащихся и ребята-якуты. Пока их, увы, не так много, как хотелось бы. Но если учесть, что в Якутии огромное число приходов не имеет священников вообще, то и это неплохо. Ведь что такое священник на приходе? Это пример для молодых людей. У многих молодых якутов такого примера просто нет. Впрочем, ситуация всё же меняется.

Еще у нас есть отделение церковного пения, где могут учиться девушки, а также курсы катехизаторов для тех, кто не может оставить светскую работу, но желал бы получить богословскую подготовку.

Для того чтобы о нас знали больше, мы создали свой сайт и сотрудничаем с региональными СМИ, но в Якутии с ее огромными расстояниями и отдаленными друг от друга населенными пунктами, где еще не везде есть Интернет, информация расходится медленно.

И все-таки о нас уже знают даже в дальних районах. Епископ Якутский и Ленский Роман много ездит по республике и, встречаясь с молодежью, всегда рассказывает о семинарии. Я тоже часто бываю в районах. Могу засвидетельствовать: к семинарии большой интерес. Так что рождение семинарии — это в том числе огромный информационный труд.

— Расскажите о сегодняшних семинаристах? Каков ваш идеал студента семинарии?

— Нынешнее поколение молодых людей в чем-то более сложное, но порой и более цельное. Когда человек избирает духовную стезю в мире, где правит разнузданность, он, как правило, уже имеет навык ей противостоять. Так что 380-летие православия в Якутии мы встречаем с новым поколением пастырей и христиан, готовых принять на себя продолжение великой миссии, начатой когда-то святителем Иннокентием (Вениаминовым). Нужно молиться только, чтобы этот источник не иссяк.

Я бы хотел, чтобы каждый студент семинарии имел очевидные задатки святого человека. Ведь один такой может сделать в сто раз больше, чем тысяча талантливых пастырей.

— Как вы видите дальнейшее развитие духовной школы? В чем ее основная задача?

— Нашу стратегию определил Святейший Патриарх Кирилл: семинария должна не просто восполнять дефицит священнических кадров, а стать духовной школой народов Севера, что отличает нашу семинарию от других духовных вузов и для Якутии особенно важно. Те, кто родился в этих местах, знают специфику региона и никогда его не покинут. Задача семинарии — стать уникальным образовательным учреждением, где получают пастырское образование представители коренных народов Севера.

Беседовала Елена Воробьева

21 января 2012 г. 01:00
Ключевые слова: семинария, Якутия, литература
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Стены монастыря нужно возводить в своем сердце
Раифский Богородицкий мужской монастырь находится в 30 километрах от Казани. Расположенный в Волжско-Камском заповеднике на берегу лесного озера, он притягивает к себе сотни тысяч паломников и туристов. Братия активно занимается миссионерским служением, развивает просветительские и образовательные проекты. Храмы обители всегда открыты для посетителей, многие из которых стремятся сюда, чтобы приложиться к главной святыне — чудотворной «Грузинской» иконе Божией Матери. Почему духовником братии должен быть только игумен, как изменилось новое поколение иноков, в чем специфика православной миссии в Татарстане и может ли братия пользоваться смартфонами, «Журналу Московской Патриархии» рассказал наместник обители игумен Гавриил (Рожнов). PDF-версия.    
18 июня 2025 г. 15:30
История одного обретения мощей
В июне 2025 года исполняется 25 лет со времени обретения мощей преподобного Иисуса Анзерского, основателя Голгофо-Распятского скита, скончавшегося в 1720 году, и священномученика Владимира Введенского, скончавшегося в 1931 году в том же, но уже превращенном в лагерь скиту на острове Анзер. Эти два обретения неразрывно связаны с обретением мощей священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского. Обо всем этом рассказывает участник событий — церковный историк, агиограф, доктор исторических наук архимандрит Дамаскин (Орловский), возглавлявший в 1999 году рабочую группу при Синодальной комиссии по канонизации святых. Тогда по благословению Патриарха Алексия II на острове Анзер Соловецкого архипелага начались поиски места захоронения архиепископа Воронежского Петра (Зверева), скончавшегося в Соловецком лагере. PDF-версия.    
11 июня 2025 г. 18:00