выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00
Новости
ЦВ № 17 (438) сентябрь 2010 /  7 сентября 2010 г.
версия для печати версия для печати

О переписи населения, монахах и напрасных страхах

В октябре этого года в России пройдет очередная перепись населения. Это вполне стандартное для всех государств мира мероприятие: формирование статистической базы о численности и структуре населения для определения перспектив социально-экономического развития страны.

В труднодоступные области России переписчики постарались добраться досрочно. К таким областям были отнесены Ямал, Забайкалье, Магадан и некоторые другие регионы. Труднодоступным был признан и Валаам — архипелаг Ладожского озера, включающий около 50 островов общей площадью 36 квадратных километров. Здесь расположена одна из величайших православных святынь, «жемчужина русского Севера» — Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, куда ежегодно притекает множество паломников и туристов.
Чтобы успеть до окончания навигации, сотрудники Федеральной службы статистики прибыли на Валаам в последней декаде августа 2010 года. Дело в том, что с поздней осени и до весны Валаам практически отрезан от «большой земли», и добраться до него можно только на особых кораблях на воздушной подушке или на автомобилях по льду Ладожского озера. Но это очень рискованно из-за проталин и трещин. Поэтому зимнее время для насельников монастыря — это время уединения, отдохновения и молитвы. А летом здесь всегда много людей, так что приезд переписчиков и журналистов никоим образом не нарушил монастырского жития.

Некоторые верующие опасаются, что их личные данные получат нежелательную огласку, или связывают появление новых систем учета с прямым отступлением от веры Христовой. Этим людям просто не хватает полной информации. По утверждению сотрудников Росстата все сведения, собранные в ходе переписи, являются информацией с ограниченным доступом и анонимны — в переписном листе не указывается фамилия, имя и адрес респондента. Перепись обезличена, и найти какие-то данные в привязке к конкретным лицам невозможно. Опросные листы не содержат никаких вопросов, которые могли бы смутить христианскую совесть.

На заседании Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ в начале августа этого года затрагивался и вопрос о переписи населения и участии в ней верующих. Глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин сказал: «Очень важно, чтобы в ходе подготовки к переписи ответственные за нее лица максимально четко разъяснили гражданам, как будет храниться и использоваться информация и как она будет защищена от использования неблагонамеренными людьми». Он добавил, что на имя Патриарха поступает множество писем с критикой некоторых форм идентификации граждан, сбора, хранения и использования информации о них, символики, которую содержат государственные документы. Некоторые из существующих опасений оправданы, некоторые — нет. Глава Синодального отдела рассказал также, что обсудил существующие больные вопросы с руководителем Федеральной службы государственной статистики А.Е. Суриновым, и глава Росстата заверил его: в переписном листе не будет использоваться символика, вызывающая озабоченность верующих. В частности, на бланке не будет штрих-кода.

По благословению епископа Панкратия, перепись в Валаамском монастыре прошла организованно и просто. Сам владыка первым пришел на переписной участок и ответил на вопросы монастырского переписчика, управляющей имуществом обители Веры Скобелевой. Монахи заполняли только один переписной лист: отвечали на 10 из 13 заявленных вопросов (были исключены пункты о миграции и занятости). Нет в опросном листе и пункта о вероисповедании.

«Принадлежность к той или иной конфессии — очень серьезный идентификатор населения, — сказала начальник управления Федеральной службы статистики Ирина Збарская, — однако по конвенции Совета Европы эти сведения относятся к категории защищаемых персональных данных. Поэтому сколько у нас последователей той или иной религии, вы в результате нашей переписи не узнаете».

За всю историю переписи вопрос о вероисповедании включался в опросные листы только два раза: в 1897-м и 1937 годах. Во время первой российской переписи вероисповедание определялось либо по родителям, либо по этническому признаку. В 1937 году гражданам предлагалось определить свое отношение к религии, а в том случае, если человек отвечал, что осознает себя верующим, надо было назвать свое вероисповедание.

Как сообщает Росстат, к 25 августа в Валаамском мужском монастыре было переписано более 100 человек и 163 человека из числа мирского населения острова. Переписчик Светлана Попкова и уполномоченный Внештатной службы Карелиястата по Сортавальскому району Лидия Смирнова отметили высокий уровень образования среди принявших участие в досрочной переписи: зафиксировано знание нескольких языков, наличие ученых степеней. В то же время есть и неграмотные, не умеющие ни читать, ни писать.

Конечно, всероссийская перепись проводится на основах добровольности. Принимать в ней участие или отказываться, каждый решает самостоятельно. Однако не стоит оправдывать свой отказ от исполнения этой гражданской обязанности тем, что участие в переписи «вредит душе» и лишает вечного спасения. Вспомним, что и святой страстотерпец царь Николай II принимал участие во всеобщей переписи населения Российской империи в 1897 году. Он заполнил переписной лист, ответив на вопрос о роде занятий фразой «хозяин земли русской». И наши благочестивые предки не опасались участвовать в переписи ни в годы монголо-татарского ига, ни даже в 1937 году. Тогда православные люди, не уклоняясь, отвечали на вопросы переписчиков, хотя понимали, что их исповедание веры может повлечь за собой репрессии. Сегодня нам известен результат: в 1937 году 63% населения СССР называли себя православными. По сути, благодаря той переписи мы ныне можем сделать обобщающий вывод, что даже 20 лет террора богоборческой власти не способны уничтожить народную веру.
 

Ирина Судникова
7 сентября 2010 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святой мученик Михаил Новоселов
В годы притеснений и гонений, начавшиеся с установления советской власти в 1917 году, не только священники, но и многие миряне без колебаний встали на защиту Церкви, Первосвятителем которой стал святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России. Одним из таких подвижников был русский публицист и духовный писатель Михаил Александрович Новоселов. В начале 1918 года не без его участия вышло воззвание — листовка, призывающая верующих защищать храмы от посягательств. Новоселов до последнего дня своей жизни трудился на ниве духовного просвещения, предоставив свою квартиру для занятий Богословских курсов, открывшихся весной 1918 года с благословения святителя Тихона. О жизни святого Михаила, его подвиге и духовном наследии — в статье настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе, доцента Московской духовной академии протоиерея Валентина Асмуса. PDF-версия.    
25 декабря 2024 г. 18:00
Между Москвой и Троице-Сергиевой лаврой
В следующем году исполняется 45 лет со дня основания художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино». Это уникальное производство, не имеющее аналогов ни в России, ни за рубежом, является крупнейшим производителем предметов церковного обихода, ассортимент которых насчитывает свыше 2,5 тысячи наименований. Здесь не только изготавливают иконы, облачения, различную церковную утварь, предметы художественного и ювелирного искусства, занимаются разработкой архитектурных проектов храмов и часовен, их внутренним убранством, выполняют уникальные индивидуальные заказы. «­Софрино» также является известным и авторитетным центром реставрации старинных предметов церковного искусства. История этого предприятия началась задолго до открытия в 1980 году в подмосковном поселке Софрино его первых производственных корпусов. PDF-версия.    
24 декабря 2024 г. 15:30