В Москве состоялась Х конференция «Благотворительность в России», организованная газетой «Ведомости». Ее участники — представители бизнес сообщества и руководители благотворительных фондов поделились успешным опытом, определили наиболее популярные среди доноров тенденции в благотворительности и обсудили общие проблемы. Мероприятие также выявило различие между представители НКО и компаниями — жертвователями в понимании задач благотворительности.
Директор по связям с общественностью МТС Елена Кохановская поделилась опытом эффективного сбора средств для больных детей через социальные сети с помощью «лайков». «МТС размещает в сети пост о конкретном ребенке, просит интернет-пользователей размножить эту информацию в сети и за каждый «лайк», отданный этому ребенку, на его счет перечисляется 1 рубль из «социального» бюджета компании МТС», -говорит Елена. По ее мнению, это постепенно приучает людей к пожертвованию через интернет. На следующем этапе МТС сообщает о других Фондах, которым можно доверять и кто также собирает на аналогичную помощь детям. После чего со своего мобильного телефона человек может отправить сумму пожертвования в этот Фонд. Любопытно, что наибольшие суммы в этом случае собираются в тех регионах или городах, где живет этот ребенок. Она также отметила, что социальные проекты повышают имидж компании и приносят ей прибыль. «И за счет того, что компания получает больше денег, она может больше жертвовать на благотворительность, - подчеркнула Елена Кохановская. - Согласно проведенным исследованиям, на 50% капитализации компании влияет ее репутация, и на 30% из этих 50% влияет ее деятельность в благотворительной сфере».
Екатерина Лёвшина, управляющий по работе с общественными организациями (компания "Филип Моррис") рассказала о такой форме благотворительности, как курсы компьютерной грамотности для людей пожилого возраста и взрослых людей с ограниченными возможностями. Цель курсов – создать условия, предотвращающие социальную и информационную изоляцию и улучшающие качество жизни этих категорий граждан. Компьютерная грамотность позволяет пожилым людям и совершеннолетним инвалидам не только быстрее решать многие бытовые вопросы, но и расширить круг общения, занять более активную жизненную позицию, а некоторым – и найти работу. Наталья Якунина, председатель попечительского совета Всероссийской программы «Святость материнства», член правления, фонд целевого капитала «Истоки» ситает формой благотворительности психологическую помощь женщинам, решившимся на аборт и их поддержки после родов. Организаторы конференции провели опрос среди ее участников и выяснили, что самыми популярными тенденциями развития благотворительности стали ее регионализация, вовлечение волонтеров и повышение значимости интернета.
Говорили и о проблемах. Одна из них в том, что частые призывы о помощи с упором на трагизм ситуации делают потенциальных жертвователей равнодушными. Поэтому нужно разнообразить подачу информации, например, каждый раз придумывать новые формы - проводить аукционы или конкурсы. И таким образом больше привлекать внимание людей к чужим проблемам. Многие сетовали на слабое освещение удачных благотворительных проектов в СМИ. Возникла дискуссия, насколько это естественно, морально оправдано и не является ли пиаром компаний. Однако большинство согласилось с мнением, что если делать акцент на важности и актуальности благотворительного проекта (например, покупка книг для провинциальных детских библиотек), то значимость события не воспринимается людьми как пиар-акция.
Вопрос о пиаре будет все время возникать, пока общество не научится различать частную и корпоративную благотворительность, считает Игорь Соболев, председатель комитета по корпоративной и социальной ответственности Ассоциации менеджеров. Он убежден, что частная благотворительность — это личное дело человека, идет от сердца и ее нельзя путать с корпоративной, которая должна повышать имидж компании и приносить ей дивиденды. «Предприниматель создает собственное дело, чтобы заработать, это закон жизни, - заявил ЦВ Игорь Соболев. - Благотворительность для него как средство достижения успеха. Компания занимается этим на средства акционеров, взятые из прибыли, которой распоряжаются собственники и акционеры. Такая благотворительность просто обязана быть публичной и прозрачной». Благотворительные проекты должны укрепить организацию, ее связи с партнерами по бизнесу, клиентами, сотрудниками, с акционерами и инвесторами.
Между тем по мнению Елены Альшанской, президента благотворительного фонда "Помощь детям-сиротам" корпоративная благотворительность сегодня лишена системного подхода. «Эта работа в основной массе сводится к адресной помощи, что само по себе неплохо, - сказала она ЦВ. - Однако адресная помощь не решает никаких социальных проблем. Одно дело помочь конкретному ребенку, а другое - оборудовать сельскую больницу, которая окажет помощь 20 детям. Или когда бизнес вкладывается в медицинские исследования, которые дают возможность удешевить лечение еще для 120 детей. Или вместо помощи одному ребенку подготовить группу врачей, которые будут делать такие операции десяткам детей. У бизнеса есть для этого возможности, а у НКО или у обычных граждан — нет. В условиях ограниченности госбюджета это было бы естественно».
По ее мнению, в стране много больных детей и если не развивать медицину, а только финансировать их лечение, то эти болезни могут стать проблемой и для будущих поколений. «Бизнес должен вкладывать средства в системные проекты, а не ограничиваться адресной помощью. Например, строить те же Дома престарелых, как это делается на Западе. Крупные компании ежегодно вкладывают миллиарды рублей на благотворительность. Видим ли мы результат, например, в изменениях социальной реальности - практически нет. Фонд «Обнаженные сердца» устраивает в городах крупные игровые парки. Но это единичные примеры. И если бы эти миллиарды вложили бы в структурные проекты- мы получили бы в 10- 100 раз больше эффект с точки зрения результата»,- считает Елена Альшанская.
То, что НКО не может убедить бизнес-партнеров вкладывать средства в предлагаемые проекты — это проблема НКО, спорит с Еленой Альшанской Игорь Соболев. По его словам, среди благотворительных проектов есть и обучение врачей. Но с другой стороны, сегодня бизнес не в состоянии выделить сразу такой объем инвестиций, чтобы решить многие социальные проблемы. Каждый делает то, что может и хочет. Но и у бизнеса есть свои претензии к НКО. По мнению ряда выступающих российский некоммерческий сектор очень не зрелый, крайне не эффективный и многие фонды созданы для обеспечения самих себя. У них нет миссии и четких целей своей деятельности, они готовы браться за любую работу, хотя и не являются в ней профессионалами. Для того, чтобы положительно зарекомендовать себя в глазах бизнеса и государства, стать опорой в их проектах, должна существовать специализация НКО. «Некоммерческий сектор должен сфокусироваться на ограниченном круге своей деятельности. И тогда бизнес вложится не только в предлагаемые ими проекты, но и в их инфраструктуру», - пояснил Игорь Соболев.
Между тем, нас интересовало, можно ли заинтересовать представителей корпоративной благотворительности проектами, связанными с Православием. В частности, в помощи восстановления деревянных храмов на Русском Севере? Напомним, что если сейчас ничего не предпринять, то через год половина из них разрушится. Вот что посоветовали участники конференции.
Наталья Поппель, начальник управления по корпоративной социальной ответственности и бренду, «Северсталь», уверена, что это возможно, но при определенных условиях. Для этого нужно выяснить, кто из представителей бизнеса занимается близкой к этой сфере деятельностью. Например, которые заявляют, что им интересно развитие культуры, музеев, сохранения памятников. Нужно составить ясный проект, расписав всю смету, не опасаясь высокой суммы. Она не испугает благотворителя, если он будет понимать ее назначение и этапы финансирования.
«Кроме того, нужно поговорить со редакторами региональных СМИ, заинтересовать этим проектом, чтобы они рассказали о нем как можно большей аудитории, - продолжает Наталья Поппель. - Заинтересовать интересными историями, рассказать почему и зачем участники проекта тратят на него свое время и ресурсы, напомнить о сохранении культурного наследия, которое значимо для русской души».
«Нужно обращать внимание не только на крупный, но и на средний и мелкий бизнес. Например обратиться за помощью к Ассоциации предпринимателей малого и среднего бизнеса «Опора России», к тем из них, кто ведет бизнес на Русском Севере. Предложить нескольким организациям профинансировать проект и сделать его визитной карточкой самой организации, - добавляет Игорь Соболев. - Кроме того, предложить предпринимателям возможность объединяться для решения данной социальной проблемы. Кинуть среди этих фирм клич: «Давайте соберем средства для такой экспедиции и в этом будут участвовать сотрудники вашей компании!».
«Крупные организации в регионах своего присутствия часто ведут конкурсную грантовую работу и выделяют на нее средства. Расскажите им что, например, в Архангельской области, где они работают, есть такой вот объект, - советует Александр Вихров, главный исполнительный директор по внешним коммуникациям, ФК «Уралсиб». Он также убежден, что при сборе частных средств должна присутствовать креативная идея. Так, «Уралсиб» оказывает финансовую поддержку в восстановлении храм Архангела Михаила в д. Путилково Красногорского района Московской области. И при сборе частных средств предлагается такая форма как «именной кирпичик».