В столичном культурном центре «Покровские ворота» состоялась официальная премьера нового документального фильма режиссера Ольги Синяевой о социальном сиротстве и о государственной системе воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Небольшой зал не смог вместить всех желающих — даже с поправкой на то, что зрители стояли в проходах и сидели на полу.
По словам сценариста, семейного психолога Людмилы Петрановской, поводом для создания этой тяжелой ленты послужила история в собственной семье Ольги Синяевой. «Она усыновила из детдома трехлетнего мальчика Игоря, - рассказывает Людмила, - и думала, что со временем не очень заметные поначалу последствия воспитания в казенном госучреждении исчезнут. Когда же этого не случилось, мы стали анализировать, почему так происходит».
Собственно, весь фильм, на съемки которого ушли четыре долгих года, и есть красноречивый ответ на это «почему». Препарирующая с журналистским хладнокровием систему государственного попечения о сиротах Синяева прослеживает всю цепочку учреждений, которая ждет этих маленьких граждан нашей страны — от Дома малютки до тюремной койки или психоневрологического интерната (и еще неизвестно, какое из этих зол следует признать меньшим). Высвечивает «родимые пятна» депривации — психологического синдрома отказников, обусловленного отсутствием контакта с родным человеком, нехваткой постоянной поддержки взрослыми. Вскрывает порочную практику принудительного направления в психбольницу школьников, у которых этот синдром развивается в психиатрические отклонения. Объезжает несколько российских регионов, пока не находит соглашающихся рассказать на камеру об обыденных ужасах содержания в этих заведениях воспитанников и даже должностных лиц.
Снятый в переменной, с постоянными перебивками, черно-белой и цветной графике, фильм «Блеф...» вполне мог бы стать кинематографической сенсацией, если бы не несколько бесспорных просчетов. Для современного зрителя, пусть даже думающего и интеллектуального, растянутые на две серии полтора часа документального кино — явный перебор. Тем более что лента не лишена досадных длиннот, бросающихся в глаза повторов и долгих топтаний на одной и той же ноте. Не может не вызвать недоумения и анонимность абсолютно всех героев — как маленьких, так и взрослых. Ведь совершенно очевидно, что далеко не все съемки велись скрытой камерой. И будь на то чья-то злая воля, давшего «неудобное» интервью ответственного сотрудника всегда можно идентифицировать, а в этом случае неуклюжие титры «где-то в России» вряд ли спасут.
Глупо отрицать, что фильм имеет острую направленность против так называемого «закона Димы Яковлева». На это намекает и его второе название (тема скорой встречи Нового года, незадолго до наступления которого депутаты Госдумы голосуют против усыновления российских сирот американцами, пронзает всю картину). А тот побочный факт, что сама Ольга Синяева после завершения фильма перебралась за рубеж на постоянное место жительства, делает нарисованный автором ландшафт вовсе уж безрадостным.
В целом приглашенные на премьеру эксперты не жалели густых темных красок для описания последних событий на этом «фронте» нашей социальной политики, особо критично отзываясь об отмененном в 2008 году так называемом семейном патронате и обусловленном этим ежегодным падением совокупного семейного устройства сирот в России. «Но не будем забывать о 167-м федеральном законе, подписанном президентом 2 июля этого года, - говорит зампред комиссии по вопросам социального развития Общественной палаты РФ Борис Альтшулер. - Согласно ему конкретные правила содержания сирот в детских учреждениях определяются Правительством Российской Федерации. И уже в середине июля Министерство образования вывесило для обсуждения официальный проект правительственного постановления, в соответствии с которым во всех сиротских учреждениях вводятся семейные группы с непрерывным круглосуточным пребыванием прикрепленного взрослого воспитателя. И никаких «ночных нянечек»! Конечно, это паллиатив, а воспитатели, скорее всего, будут работать по сменному графику. Но ведь даже такого принципиального и очевидного для всех нормальных людей шага мы добивались около десяти лет!»
«Церковный Вестник» предлагает вниманию читателей подробный рассказ о том, что на этом фоне происходит в действующих под эгидой Русской Православной Церкви детских домах и приютах.