выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Глубокая вера русского народа неизменна
Антиохийская Церковь — одна из древнейших Православных Церквей, основанная апостолом Петром. Отношения Русской и Антиохийской Православных Церквей имеют давнюю историю, которой уже более 1000 лет. С XVI века отношения двух Церквей вышли на новый уровень, Антиохийские Патриархи стали регулярно посещать Россию, которая с этого времени стала покровителем Православных Церквей на османском Востоке. В середине XIX века в Москве открылось Антиохийское подворье — представительство Церкви Антиохии в России. В конце 1920-х годов подворье закрыли, но через 20 лет, спустя ровно столетие после открытия, подворье возобновило свою деятельность. Больше 75 лет Антиохийское подворье беспрерывно действует в Москве, из них уже почти полвека представителем Антиохийской Церкви является митрополит Филиппопольский Нифон — выдающийся церковный иерарх, свидетель жизни Русской Церкви в советские годы и в наши дни. Об истории и деятельности подворья, русском храме в Ливане, своей жизни в России и восстановлении евхаристического общения между Антиохийской и Иерусалимской Церквами владыка Нифон рассказал в интервью «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
20 июня 2024 г. 15:00
Верный cвидетель (Притч. 14, 25)
В этом году исполнилось 45 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), 12 лет (1960–1972) возглавлявшего Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата в сложное для Церкви время хрущевских гонений и раннего застоя. Выросший в обычной советской семье и, несмотря на это, мечтавший с юности о монашестве, митрополит Никодим принял постриг в 18 лет. За свою непродолжительную земную жизнь он успел сделать очень многое для Русской Православной Церкви. Обладая талантом дипломата, митрополит Никодим приобрел всемирную известность и глубокое уважение своей преданностью вере Христовой, а также экуменической, миротворческой и патриотической деятельностью. Его трудами Русская Церковь обрела особый авторитет не только среди Поместных Православных Церквей, но и в христианском мире в целом. Его усилиями вступление Русской Церкви в 1961 году во Всемирный Совет Церквей стало плодотворным, способствуя широкому и убедительному свидетельству об истине Святого Православия. Анализу этого периода деятельности выдающегося иерарха посвящена статья старшего преподавателя Московской духовной академии иерея Илии Письменюка. PDF-версия.
3 ноября 2023 г. 13:00
Новости
Храм Иоанна Богослова на Новой площади
ЖМП № 1 январь 2012 /  30 декабря 2011 г. 16:09
версия для печати версия для печати

Жизнь епархий в прошедшем году: комментарии

Главное - служение Святейшего Патриарха

Игнатий, митрополит Хабаровский и Приамурский:

- Было много тех событий, которые можно назвать важными: Архиерейский собор 2011 года и его знаменитые решения, основание новых митрополий, значительное увеличение епископата - появление в наших рядах новых, молодых собратьев... А главное - одно. К нему сводятся и от него во многом исходят все остальные. Это служение Святейшего Патриарха: непрерывное, творческое, самоотверженное до полной самоотдачи. В этом году, как ни в каком другом, мне посчастливилось много служить вместе с Его Святейшеством, стать очевидцем его первосвятительской молитвы, общения с нами, архипастырями и народом Божиим. Это подлинный «образ... словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» (1 Тим. 4:12 ).

- Перед назначением клирика Хабаровской епархии игумена Аристарха (Яцурина) епархиальным архиереем, а игумена Ефрема (Просянка) - викарием Хабаровской епархии, предварительно их кандидатуры обсуждались на епархиальном собрании и получили единодушную поддержку духовенства. Это примечательный факт как пример соборности, который, наверное, заслуживает отдельного упоминания в контексте подведения итогов года. Не могли бы Вы прокомментировать данную инициативу, почему было принято такое решение?

- В мою бытность камчатским архиереем все руководители отделов и направлений, настоятели собирались еженедельно у меня в кабинете. Здесь мы оценивали свою деятельность за прошедшую неделю и выстраивали на грядущую. И не только по важным вопросам. Ту же традицию я ввел в нынешней епархии. Церковь и 20-летний путь служения в священном сане убедили меня: нельзя полагаться на свое мнение, тем более в таком деле, как выбор кандидата в архипастыри. Ему предстоит управлять епархией, готовить священство, на нем ответственность за судьбы многих людей. И на мне, соответственно, тоже. Вот я и предложил нашему "собору" указать наиболее достойных. Указали.

Создание новых епархий и образование митрополий

Лонгин, митрополит Саратовский и Вольский:

- Главным событием уходящего года в церковной жизни Саратовской области стало, без сомнения, создание на ее территории двух новых епархий и образование Саратовской митрополии, в состав которой вошли Саратовская и Вольская, Покровская и Николаевская, Балашовская и Ртищевская епархии.

О важности, необходимости, значении этой церковной реформы сказано уже очень многое. За восемь лет служения в Саратовской епархии мне удалось неоднократно побывать на всех ее приходах и служить практически на каждом из них. Но епархия в ее прежнем виде — это территория размером 575 на 330 км, включающая в себя районы, разные по составу населения, с различными национальными, религиозными и культурными традициями и, если так можно выразиться, с разной «степенью сохранности» церковной жизни после периода воинствующего безбожия. Поволжье вообще очень сильно пострадало от красного террора и гонений, настойчивой атеистической пропаганды, попыток власти уничтожить Православную Церковь и саму память о Боге в народе. Поэтому, когда сейчас мы говорим о завершении очень важного 20-летнего периода возрождения Церкви в России, я с болью думаю о том, что есть места, где это возрождение еще не начиналось — прежде всего это отдаленные районы, где еще вчера не было храмов, где голос Церкви практически неслышен. Это сельские храмы в деревнях, где и жителей-то подчас почти не осталось и где священнику сегодня приходится начинать свою деятельность с нуля и быть «всем для всех, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9, 22). Такие приходы, их духовенство и прихожане нуждаются, конечно, в особом внимании архипастыря. И я надеюсь, что и у меня как правящего архиерея Саратовской епархии, и у епископов новосозданных епархий будет больше возможностей и сил для того, чтобы уделять должное внимание всем и ответственно исполнять свое служение во все его полноте.

Второе рождение Иоанно-Богословского храма и РПУ

Игумен Петр (Еремеев), ректор Российского православного университета святого Иоанна Богослова:

- В этом году возобновлена литургическая жизнь в одном из знаменитых храмов Китай-города. Хотя церковь святого апостола Иоанна Богослова была передана верующим еще 19 лет назад, только сейчас удалось договориться с правительством столицы о переезде из храма Музея Москвы. Это стало результатом соработничества священноначалия, властей города и членов нашей общины, которые на протяжении почти года каждое воскресенье молились у закрытых дверей храма. Благодаря участию мэра музей получил новые удобные площади для выставочной деятельности, а Российский православный университет в день своего небесного покровителя обрел свой настоящий дом — впервые за 85 лет здесь была совершена Божественная литургия. Реставрация храма началась сразу же, через месяц после совершения первой Литургии на купол был установлен крест. Вместе с храмом второе рождение получил и один из самых значимых церковных образовательных проектов — наш университет. Указом Патриарха в 2011 году статус нашего вуза был повышен. По замыслу Его Святейшества, университет должен готовить светских квалифицированных специалистов, которые будут строить свою жизнь и профессиональную карьеру в соответствии с христианским мировоззрением.

Освобождение книг и журналов от псевдоправославного мусора

Иеромонах Макарий (Маркиш), руководитель службы коммуникации Иваново-Вознесенской епархии:

- Прошедший год запомнится двумя историческими событиями. Если в других странах архиерей - это буквально, по смыслу слова, первосвященник для своих прихожан и духовенства, всем известный и со всеми знакомый, то у нас, в силу колоссального размера епархий, епископ с древнейших времен был прежде всего управленцем, тонущим под бременем административных и хозяйственных дел. И вот сегодня, с началом процесса создания новых епархий, наконец, выправляется этот вековой перекос церковной жизни. А второе событие касается православной печатной продукции, через которую доходит сегодня Слово до «имеющих уши слышать»: освобождение наших книг, журналов и газет от удушающего псевдоправославного мусора за счет системы рекомендаций Издательского совета Русской Православной Церкви и Синодального информационного отдела одновременно развивает трезвый, критический взгляд читателя, искореняет невежество и суеверия. Дальше очередь за Интернетом.

30 декабря 2011 г. 16:09
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00