iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Новоторжец
В 1667 году Патриархом Московским и всея Руси стал Иоасаф II. Это был человек преклонных лет, но, вопреки прогнозам недоброжелателей, ему удалось сделать немало. Патриарх много потрудился для того, чтобы установить мир и спокойствие в Церкви. Новую жизнь получило при Иоасафе II миссионерское служение на окраинах государства, он начал необходимые преобразования в богослужении, радел о соблюдении традиционного канона в иконописании, при нем активно развивалось книгоиздание, восстановилась традиция произнесения проповеди за богослужением. И пусть не все из задуманного удалось за пять лет его патриаршества, но поистине тот огонь любви к Православию, что горел в его сердце, смог воодушевить на новые свершения в Русской Православной Церкви многих людей. Каким был этот человек и чем запомнился своим современникам, «Журналу Московской Пат­риархии» рассказала петербургский историк Наталья Тарасова. PDF-версия.
8 февраля 2022 г. 17:00
Новости
Храм Иоанна Богослова на Новой площади
ЖМП № 1 январь 2012 /  30 декабря 2011 г. 16:09
версия для печати версия для печати

Жизнь епархий в прошедшем году: комментарии

Главное - служение Святейшего Патриарха

Игнатий, митрополит Хабаровский и Приамурский:

- Было много тех событий, которые можно назвать важными: Архиерейский собор 2011 года и его знаменитые решения, основание новых митрополий, значительное увеличение епископата - появление в наших рядах новых, молодых собратьев... А главное - одно. К нему сводятся и от него во многом исходят все остальные. Это служение Святейшего Патриарха: непрерывное, творческое, самоотверженное до полной самоотдачи. В этом году, как ни в каком другом, мне посчастливилось много служить вместе с Его Святейшеством, стать очевидцем его первосвятительской молитвы, общения с нами, архипастырями и народом Божиим. Это подлинный «образ... словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» (1 Тим. 4:12 ).

- Перед назначением клирика Хабаровской епархии игумена Аристарха (Яцурина) епархиальным архиереем, а игумена Ефрема (Просянка) - викарием Хабаровской епархии, предварительно их кандидатуры обсуждались на епархиальном собрании и получили единодушную поддержку духовенства. Это примечательный факт как пример соборности, который, наверное, заслуживает отдельного упоминания в контексте подведения итогов года. Не могли бы Вы прокомментировать данную инициативу, почему было принято такое решение?

- В мою бытность камчатским архиереем все руководители отделов и направлений, настоятели собирались еженедельно у меня в кабинете. Здесь мы оценивали свою деятельность за прошедшую неделю и выстраивали на грядущую. И не только по важным вопросам. Ту же традицию я ввел в нынешней епархии. Церковь и 20-летний путь служения в священном сане убедили меня: нельзя полагаться на свое мнение, тем более в таком деле, как выбор кандидата в архипастыри. Ему предстоит управлять епархией, готовить священство, на нем ответственность за судьбы многих людей. И на мне, соответственно, тоже. Вот я и предложил нашему "собору" указать наиболее достойных. Указали.

Создание новых епархий и образование митрополий

Лонгин, митрополит Саратовский и Вольский:

- Главным событием уходящего года в церковной жизни Саратовской области стало, без сомнения, создание на ее территории двух новых епархий и образование Саратовской митрополии, в состав которой вошли Саратовская и Вольская, Покровская и Николаевская, Балашовская и Ртищевская епархии.

О важности, необходимости, значении этой церковной реформы сказано уже очень многое. За восемь лет служения в Саратовской епархии мне удалось неоднократно побывать на всех ее приходах и служить практически на каждом из них. Но епархия в ее прежнем виде — это территория размером 575 на 330 км, включающая в себя районы, разные по составу населения, с различными национальными, религиозными и культурными традициями и, если так можно выразиться, с разной «степенью сохранности» церковной жизни после периода воинствующего безбожия. Поволжье вообще очень сильно пострадало от красного террора и гонений, настойчивой атеистической пропаганды, попыток власти уничтожить Православную Церковь и саму память о Боге в народе. Поэтому, когда сейчас мы говорим о завершении очень важного 20-летнего периода возрождения Церкви в России, я с болью думаю о том, что есть места, где это возрождение еще не начиналось — прежде всего это отдаленные районы, где еще вчера не было храмов, где голос Церкви практически неслышен. Это сельские храмы в деревнях, где и жителей-то подчас почти не осталось и где священнику сегодня приходится начинать свою деятельность с нуля и быть «всем для всех, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9, 22). Такие приходы, их духовенство и прихожане нуждаются, конечно, в особом внимании архипастыря. И я надеюсь, что и у меня как правящего архиерея Саратовской епархии, и у епископов новосозданных епархий будет больше возможностей и сил для того, чтобы уделять должное внимание всем и ответственно исполнять свое служение во все его полноте.

Второе рождение Иоанно-Богословского храма и РПУ

Игумен Петр (Еремеев), ректор Российского православного университета святого Иоанна Богослова:

- В этом году возобновлена литургическая жизнь в одном из знаменитых храмов Китай-города. Хотя церковь святого апостола Иоанна Богослова была передана верующим еще 19 лет назад, только сейчас удалось договориться с правительством столицы о переезде из храма Музея Москвы. Это стало результатом соработничества священноначалия, властей города и членов нашей общины, которые на протяжении почти года каждое воскресенье молились у закрытых дверей храма. Благодаря участию мэра музей получил новые удобные площади для выставочной деятельности, а Российский православный университет в день своего небесного покровителя обрел свой настоящий дом — впервые за 85 лет здесь была совершена Божественная литургия. Реставрация храма началась сразу же, через месяц после совершения первой Литургии на купол был установлен крест. Вместе с храмом второе рождение получил и один из самых значимых церковных образовательных проектов — наш университет. Указом Патриарха в 2011 году статус нашего вуза был повышен. По замыслу Его Святейшества, университет должен готовить светских квалифицированных специалистов, которые будут строить свою жизнь и профессиональную карьеру в соответствии с христианским мировоззрением.

Освобождение книг и журналов от псевдоправославного мусора

Иеромонах Макарий (Маркиш), руководитель службы коммуникации Иваново-Вознесенской епархии:

- Прошедший год запомнится двумя историческими событиями. Если в других странах архиерей - это буквально, по смыслу слова, первосвященник для своих прихожан и духовенства, всем известный и со всеми знакомый, то у нас, в силу колоссального размера епархий, епископ с древнейших времен был прежде всего управленцем, тонущим под бременем административных и хозяйственных дел. И вот сегодня, с началом процесса создания новых епархий, наконец, выправляется этот вековой перекос церковной жизни. А второе событие касается православной печатной продукции, через которую доходит сегодня Слово до «имеющих уши слышать»: освобождение наших книг, журналов и газет от удушающего псевдоправославного мусора за счет системы рекомендаций Издательского совета Русской Православной Церкви и Синодального информационного отдела одновременно развивает трезвый, критический взгляд читателя, искореняет невежество и суеверия. Дальше очередь за Интернетом.

30 декабря 2011 г. 16:09
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Религиозность и опасные грани секуляризма
Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00