выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Мы — одна семья, мы все — одно тело
В 2024 году Церковь молитвенно отмечает 95-летие со дня рождения митрополита Никодима (Ротова), выдающегося иерарха XX века, председателя ОВЦС, Патриаршего экзарха Западной Европы. Именно благодаря ему в Ленинградской духовной академии появилось отделение для обучения иностранных студентов, что помогло спасти эту духовную школу от закрытия. Среди студентов из Индии, прошедших в те годы обучение в Ленинграде, был и нынешний Предстоятель Маланкарской Церкви Святейший Католикос Василий Мар Фома Матфей III. Святейший Католикос рассказал «Журналу Московской Патриархии» о своей учебе в академии, митрополите Никодиме и тогдашнем ректоре — ныне Патриархе Московском и всея Руси Кирилле, а также о том, что считает самым важным в служении Предстоятеля Маланкарской Церкви. PDF-версия.
30 августа 2024 г. 15:00
Новая эпоха расцвета Новодевичьего монастыря — духовного центра Москвы
Обитель, основанная в 1524–1525 годах великим князем Московским Василием III, стала его благодарственным приношением Господу Вседержителю за победу над литовцами и присоединение древнего Смоленска и его земель к Великому княжеству Московскому (1514). Это событие — важнейший этап в процессе собирания Русских земель вокруг Москвы. Смоленский собор Новодевичьего монастыря во имя Богоматери Путеводительницы стал еще одним (после Успенского собора Кремля, воздвигнутого при Иване III) символом возвышения Москвы.  Местоположение обители было и знаковым, и стратегически выгодным: в живописной излучине Москвы-реки на Девичьем поле, в четырех верстах от Кремля при начале Старой Смолянки, по которой издревле ходили русские дружины оборонять западные рубежи. PDF-версия.  
9 августа 2024 г. 19:00
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Глубокая вера русского народа неизменна
Антиохийская Церковь — одна из древнейших Православных Церквей, основанная апостолом Петром. Отношения Русской и Антиохийской Православных Церквей имеют давнюю историю, которой уже более 1000 лет. С XVI века отношения двух Церквей вышли на новый уровень, Антиохийские Патриархи стали регулярно посещать Россию, которая с этого времени стала покровителем Православных Церквей на османском Востоке. В середине XIX века в Москве открылось Антиохийское подворье — представительство Церкви Антиохии в России. В конце 1920-х годов подворье закрыли, но через 20 лет, спустя ровно столетие после открытия, подворье возобновило свою деятельность. Больше 75 лет Антиохийское подворье беспрерывно действует в Москве, из них уже почти полвека представителем Антиохийской Церкви является митрополит Филиппопольский Нифон — выдающийся церковный иерарх, свидетель жизни Русской Церкви в советские годы и в наши дни. Об истории и деятельности подворья, русском храме в Ливане, своей жизни в России и восстановлении евхаристического общения между Антиохийской и Иерусалимской Церквами владыка Нифон рассказал в интервью «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
20 июня 2024 г. 15:00
Новости
Фрагмент мозаики. Автор - Александр Корнаухов
27 апреля 2012 г. 14:20
версия для печати версия для печати

Храмовое зодчество: эффект "Вавилонской башни"

Архитекторы, иконописцы и искусствоведы обсудили проблемы и задачи организации храмового пространства

Что представляет собой современное храмовое зодчество? Можно ли сегодня представить идеальное соединение литургического пространства и внешнего облика храма? Эти вопросы находились в центре внимания участников круглого стола "Архитектура. Пространство. Образ", который прошел 26 апреля в театре "Школа драматического искусства". Круглый стол стал важным событием в рамках пасхальной программы "Праздник праздников", своего рода интеллектуальным продолжением развернутой в помещении театра выставки мозаик Александра Корнаухова и его учеников.

"Непопадание во время и пространство" — так охарактеризовал проблему современного храмового зодчества сам Александр Корнаухов. По его словам, современный архитектор живет в состоянии post factum, смотрит на историю с позиций стороннего наблюдателя, вместо того, чтобы жить в ней. Перед созданием очередного проекта такой специалист обкладывается книжками и изучает архитектурные формы прошлых эпох, пытаясь найти то, что соответствует его эстетическим представлениям. Результатом такого творчества становится копия более ранних образцов, которая в силу отсутствия технологических, эстетических и стилевых связей, редко бывает удачной.

Александра Корнаухова поддержал протоиерей Андрей Юревич, член Союза архитекторов России. Отец Андрей отметил, что сегодня храмовое зодчество представляет собой в основном реплики предыдущих эпох. "Храма XXI века не существует, — с сожалением констатировал священник, — сегодня архитектор должен попытаться найти и создать современный образ соединения с вечностью, воплощенный в храмовом здании, органично вписывающемся в эпоху".

"Проблема в том, что сегодня мы пытаемся идти вперед, повернув голову назад", — резюмировала основную мысль участников круглого стола его ведущая, заведующая кафедрой библейско-богословского института им. апостола Андрея Ирина Языкова.

Отсутствие современного стилевого пространства в храмостроительстве мешает выработке общего языка храмовой архитектуры, развитию творческой мысли, разобщает архитектурное сообщество. Эффект "Вавилонской башни" получает сегодня неожиданное продолжение. В библейские времена Господь посрамил усилия гордецов, решивших совместными усилиями воздвигнуть здание, достающее до неба, смешав их языки. Современные храмостроители, словно бы не являясь собственными современниками, продолжают говорить на разных языках, выпадая из контекста современной жизни то в одну, то в другую эпоху.

Участники круглого стола согласились, что преодоление этого состояния — актуальная задача и наметили ряд мер, которые будут способствовать ее решению.

27 апреля 2012 г. 14:20
Ключевые слова: культура, архитектура
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи