выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Мы — одна семья, мы все — одно тело
В 2024 году Церковь молитвенно отмечает 95-летие со дня рождения митрополита Никодима (Ротова), выдающегося иерарха XX века, председателя ОВЦС, Патриаршего экзарха Западной Европы. Именно благодаря ему в Ленинградской духовной академии появилось отделение для обучения иностранных студентов, что помогло спасти эту духовную школу от закрытия. Среди студентов из Индии, прошедших в те годы обучение в Ленинграде, был и нынешний Предстоятель Маланкарской Церкви Святейший Католикос Василий Мар Фома Матфей III. Святейший Католикос рассказал «Журналу Московской Патриархии» о своей учебе в академии, митрополите Никодиме и тогдашнем ректоре — ныне Патриархе Московском и всея Руси Кирилле, а также о том, что считает самым важным в служении Предстоятеля Маланкарской Церкви. PDF-версия.
30 августа 2024 г. 15:00
Новая эпоха расцвета Новодевичьего монастыря — духовного центра Москвы
Обитель, основанная в 1524–1525 годах великим князем Московским Василием III, стала его благодарственным приношением Господу Вседержителю за победу над литовцами и присоединение древнего Смоленска и его земель к Великому княжеству Московскому (1514). Это событие — важнейший этап в процессе собирания Русских земель вокруг Москвы. Смоленский собор Новодевичьего монастыря во имя Богоматери Путеводительницы стал еще одним (после Успенского собора Кремля, воздвигнутого при Иване III) символом возвышения Москвы.  Местоположение обители было и знаковым, и стратегически выгодным: в живописной излучине Москвы-реки на Девичьем поле, в четырех верстах от Кремля при начале Старой Смолянки, по которой издревле ходили русские дружины оборонять западные рубежи. PDF-версия.  
9 августа 2024 г. 19:00
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Глубокая вера русского народа неизменна
Антиохийская Церковь — одна из древнейших Православных Церквей, основанная апостолом Петром. Отношения Русской и Антиохийской Православных Церквей имеют давнюю историю, которой уже более 1000 лет. С XVI века отношения двух Церквей вышли на новый уровень, Антиохийские Патриархи стали регулярно посещать Россию, которая с этого времени стала покровителем Православных Церквей на османском Востоке. В середине XIX века в Москве открылось Антиохийское подворье — представительство Церкви Антиохии в России. В конце 1920-х годов подворье закрыли, но через 20 лет, спустя ровно столетие после открытия, подворье возобновило свою деятельность. Больше 75 лет Антиохийское подворье беспрерывно действует в Москве, из них уже почти полвека представителем Антиохийской Церкви является митрополит Филиппопольский Нифон — выдающийся церковный иерарх, свидетель жизни Русской Церкви в советские годы и в наши дни. Об истории и деятельности подворья, русском храме в Ливане, своей жизни в России и восстановлении евхаристического общения между Антиохийской и Иерусалимской Церквами владыка Нифон рассказал в интервью «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
20 июня 2024 г. 15:00
Верный cвидетель (Притч. 14, 25)
В этом году исполнилось 45 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), 12 лет (1960–1972) возглавлявшего Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата в сложное для Церкви время хрущевских гонений и раннего застоя. Выросший в обычной советской семье и, несмотря на это, мечтавший с юности о монашестве, митрополит Никодим принял постриг в 18 лет. За свою непродолжительную земную жизнь он успел сделать очень многое для Русской Православной Церкви. Обладая талантом дипломата, митрополит Никодим приобрел всемирную известность и глубокое уважение своей преданностью вере Христовой, а также экуменической, миротворческой и патриотической деятельностью. Его трудами Русская Церковь обрела особый авторитет не только среди Поместных Православных Церквей, но и в христианском мире в целом. Его усилиями вступление Русской Церкви в 1961 году во Всемирный Совет Церквей стало плодотворным, способствуя широкому и убедительному свидетельству об истине Святого Православия. Анализу этого периода деятельности выдающегося иерарха посвящена статья старшего преподавателя Московской духовной академии иерея Илии Письменюка. PDF-версия.
3 ноября 2023 г. 13:00
Новости
Обложка декабрьского номера «Журнала Московской Патриархии» (№12, 2021)
ЖМП № 12 декабрь 2021 /  6 декабря 2021 г. 17:00
версия для печати версия для печати

Вышел в свет №12 «Журнала Московской Патриархии» за 2021 год

К читателям обратился митрополит Волоколамский Иларион, председатель Редакционного совета «Журнала Московской Патриархии»:
Преосвященные архипастыри, дорогие отцы, братья и сестры!

Федор Михайлович Достоевский в течение четырех лет читал только Евангелие. Когда смертный приговор ему был заменен каторжными работами, он переосмыслил всю свою жизнь, а Евангелие полюбил так глубоко, что оставил в нем более полутора тысяч ногтевых заметок и загибов страниц (карандашей и перьев каторжникам держать не разрешалось). Этот удивительный пример великого русского писателя, двухсотлетие со дня рождения которого мы отмечаем в этом году, со всей ясностью свидетельствует нам о том, какое место Евангелие может занимать в жизни современного человека. И в XIX, и в XX, и в XXI веках человеку требуется усилие, чтобы открыть эту Книгу и сделать ее самой важной в своей жизни. Достоевскому подарила Евангелие Наталья Фонвизина, не случайно оказавшаяся рядом: вместе с другими женщинами она пришла в пересыльную тюрьму для того, чтобы подарить каждому из арестантов Новый Завет.

Каждый из нас призывается в какой-то момент оказаться рядом со страдающим человеком, помочь ему раскрыть Евангелие, найти в нем именно то, что затронет человека до самой глубины его существа. Необходимо использовать все возможные формы служения Слову. В первую очередь это проповедь Евангелия, та наша обращенность к Слову, которая должна становиться частью нашей литургической жизни. Это будет возможно тогда, когда проповедник на своем личном опыте будет переживать евангельское слово. Амвон — место слышания и проповеди Евангелия, а не пересказов житий или оценки событий, происходящих в мире. Сейчас в нашей Церкви все большее развитие получают евангельские беседы, которые на приходах совершаются и в очной, и в дистанционной форме. И эта форма обращения тоже чрезвычайно важна. Осмысливать Евангелие необходимо во всех формах приходской деятельности — и в воскресной школе, и в молодежном клубе, и в общении со старшим поколением. Везде нужно искать свои подходы.Все мы знаем, что жить по Евангелию и говорить о нем — две разные вещи. Нам нужно стараться не только говорить о новозаветных истинах, но и свидетельствовать другим людям о возможности жить по слову Спасителя. Пусть грядущий праздник Рождества Христова для всех нас станет той целью, к которой мы будем на основе евангельских истин звать тех, кто в своей жизни еще не встретил Христа.

СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА:


Официальная хроника

■ Служения и встречи Святейшего Патриарха Кирилла

■ Президент России В. В. Путин наградил Святейшего Патриарха Кирилла орденом святого апостола Андрея Первозванного

■ Высокие представители государственной власти поздравили Святейшего Патриарха Кирилла с 75-летием со дня рождения

■ Определения Священного Синода


Человек Церкви

■ Протоиерей Алексий Злобин


Епархия

■ Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. Поездки по сельским приходам — самая большая радость для меня как правящего архиерея


800-летие Александра Невского

■ Дмитрий Анохин. Курган добра, тепла и счастья. Виноград, монастырский сыр и другие «вкусные» дела Зауралья

■ Игумен Варнава (Ваулин). Ответственные трудники в сельской местности — настоящая элита общества

■ Священник Георгий Харин. Желая Небесного Царствия. Предсмертный постриг князя Александра Невского как закономерный финал его земного пути


Монастыри и монашество. XXI век

■ Игумен Пантелеимон (Королев). Моя задача — сохранять доверие братии. Об актуальных вопросах выстраивания монашеской жизни в древней обители


Страницы истории

■ Священник Антоний Борисов. Отнесенность к главному. К 100-летию со дня рождения протопресвитера Александра Шмемана

■ Алексей Реутский. Воин, ученый, пастырь. К 100-летию со дня рождения священника Глеба Каледы


Пастырь

■ Укрепить и утешить. Как и о чем священнику говорить с человеком, умирающим от неизлечимого заболевания
Церковь и общество

■ Епископ Переславский и Угличский Феоктист. Мораль для робота.Евангельский взгляд на этические проблемы технологических инноваций


Чтение

■ Книги издательского дома «Познание»

■ Книги Издательства Московской Патриархии


Вечная память

■ Митрополит Ровенский и Острожский Варфоломей (Ващук)

■ Архимандрит Панкратий (Нагибин)

■ Протоиерей Владимир Акиншин


Содержание «Журнала Московской Патриархии» за 2021 год

6 декабря 2021 г. 17:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Архиепископ Корейский Феофан. Российская духовная миссия в Корее: прошлое, настоящее, будущее
Миссионерская активность Русской Православной Церкви в XVIII и XIX веках достигла небывалого роста, что было связано с необходимостью освоения присоединенных в XVI–XVII веках земель Сибири и Дальнего Востока. Православные русские проповедники появлялись на новых территориях Российского государства вместе с продвижением русских военных и переселением гражданского населения. Подвижническими трудами святителя Иннокентия Иркутского, преподобного Макария (Глухарева), преподобного Германа Аляскинского, святителя Иннокентия Московского ко Христу были обращены целые народы. Просветительская деятельность Русской Православной Церкви не ограничивалась исключительно российской территорией. За пределами Российского государства были открыты и успешно функционировали духовные миссии на Ближнем и Дальнем Востоке — в Персии, Китае, Японии. В конце XIX века была открыта Российская духовная миссия в Корее, которая стала самой молодой по дате своего основания. PDF-версия.    
10 октября 2024 г. 15:00
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00