iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Точка отсчета
В истории монашества Афона, и прежде всего русского Пантелеимонова монастыря, есть важная, точная и непреложная дата — «февраль 14-го индикта» как хронологически первое документально верифицированное упоминание «обители Рос(а)», игумен которой Герасим собственноручно подписал документ с указанием своего развернутого титула. Грамота из архива Святогорской лавры Святого Афанасия (Акт. Лавр. I.19: P. 155.37–38) сохранилась в подлиннике и издана в 1970 году Полем Лемерлем с коллегами в парижской серии «Архивы Афона» по этому оригиналу с приложением альбома фотографий. Подлинный документ представляет собой гарантийное подтверждение (Ἀσφάλεια) игумена обители Святого Илии Николая, который, судя по тексту, намерен обосноваться в монастыре Предтечи τοῦ Ἀτζιιωάννη, где игуменом являлся Симеон, чтобы исполнять свои обязанности (игумена) по управлению (обителью) — временно, на один год. Акт подписан свидетелями — игуменами афонских монастырей, среди которых и «пресвитер и игумен обители Рос(а)» Герасим.
15 мая 2017 г. 12:59
Десять веков Русского Афона
От расположившейся в центре Македонии материковой части Халкидик в Эгейское море Творец бросил три полуострова-«пальца». Западная Кассандра — скопление молодежных курортов, пристанище любящих вольный морской ветер серферов. Центральная Ситония, еще несколько десятков лет назад сплошь покрытая рыбацкими деревушками, теперь превратилась в облюбованное немецкими, сербскими и русскими отпускниками место для спокойного семейного отдыха. Восточный Афон, отделенный от Ситонии заливом Святой горы, — удел Пресвятой Богородицы, единственное в мире монашеское государство и один из центров мирового Православия. Перед празднованием тысячелетнего присутствия русских на этой земле корреспондент «Журнала Московской Патриархии» совершил краткое паломничество в Пантелеимонов монастырь, которое, впрочем, едва не затянулось.
12 мая 2017 г. 17:59
Новости
фото Анны Ольшанской
23 сентября 2013 г. 17:50
версия для печати версия для печати

В Свято-Троицкой Сергиевой Лавре открылась конференция «Монастыри и монашество: традиции и современность».

В Троице- Сергиевой Лавре открылась конференция «Монастыри и монашество: традиции и современность»,в которой принимают участие 143 представителя монастырей России, Украины, Белоруссии, Молдовы, Сербии, Греции, Крита, Кипра и Германии, а также профильных Синодальных учреждений. За два дня ее участники обсудят наиболее актуальные вопросы монашеской жизни и проект «Положения о монастырях и монашествующих».

В первый день с докладами выступили митрополит Волоколамский Иларион и митрополит Лимассольский Афанасий (о.Крит). В своем выступлении митрополит Иларион говорил о спорных вопросах проекта «Положения о монастырях и монашествующих» и затронул ,в частности, такие вопросы как статус трудника в монастыре, о монашестве в миру, можно ли считать рясофорного послушника монахом, какой минимальный возраст для пострига, когда возможны выборы игумена братией, духовное руководство в женских монастырях и др. Так, в вопросе выборности игумена, который судя по настроению участников конференции был для многих злободневным, митрополит Иларион предложил в острых моментах выбрать промежуточный вариант между выборностью и архиерейским назначением: «Например, в положении при выборе игумена (игуменьи) священноначалию следует учитывать мнение иноков, выраженное путем письменного или устного опроса, а может быть и тайного голосования. Такие голосования уже применяются в некоторых обителях, где архиерей считает нужным узнать мнение монашествующих о предполагаемом кандидате. Окончательное решение остается за священноначалием, но при этом мнение братства или сестричества может быть учтено».

Владыка также предложил уточнить в проекте понятие «трудник», потому что трудник в монастыре не всегда является кандидатом в иноки. Нередко люди семейные приезжают в монастырь потрудиться во славу Божью, например в отпуск, а потом возвращаются в свои семьи, но их называют трудниками, как и тех, кто работает рядом с ними, но предполагает принять монашество. Кроме того, надо различать рясофорных иноков и постриженных в мантию. У рясофорных иноков остается возможность вернуться в мир, т.к. они не приносили монашеских обетов.

Центральной мыслью доклада митрополита Лимассольского Афанасия стала мысль, что монашества нет, если нет духовного наставничества. «Каждая поместная Церковь имеет свои традиции, которые касаются как пастырской, так и монашеской сферы, -пояснил владыка. - Но значение и смысл монашеской традиции во всех них является одинаковыми: беру от одного и передаю другому. Передача монашеских традиций из поколения в поколение является передачей искусства обожения человека. И преподобные отцы различают три формы духовной жизни: очищение, просвещение и обожение». Но провести инока по этим ступеням может только опытный духовный наставник.

На вопрос, что делать инокам, если «нет в наше время старцев», владыка Афанасий ответил: «Я видел послушников на Афоне, которые не смогли ничему научиться у самых опытных старцев, а так же тех, кто стали святыми, подвизаясь у нерадивых отцов. Потому что значение имеет не то, каков старец, а истинное послушание ученика, т. к. Христос не оставляет никого, кто пришел к Нему. Говорить, что нет старцев, значит хулить Святого Духа».

Прозвучали также доклады иеромонаха Хризостома, монастырь Кутлумуш, Святая Гора Афон: «Литургическая жизнь в монастырях и смысл монастырских послушаний»  и монахини Феоксении, настоятельницы монастыря иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Хрисопиги, о. Крит, Греция: «Игумен как духовный руководитель монастыря: канонические принципы и значение в контексте литургической жизни».

Завтра конференция продолжит работу. Планируются выступления игумена Дионисия (Шленова), заведующего Библиотекой, доцента МДА: «Богословское и каноническое содержание монашеских обетов» и монаха Диодора (Ларионова), насельника Богородице-Сергиевой пустыни: «Монашеские степени: их каноническое и духовное значение».

Справка

В конференции приняли участие постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви Высокопреосвященный Иларион, Митрополит Волоколамский, Председатель Отдела Внешних Церковных Связей, Председатель Синодального Отдела по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви, Наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Высокопреосвященный Феогност, Архиепископ Сергиево-Посадский, 11  архиереев, 20 наместников и игуменов мужских монастырей, 46 игумений женских обителей, а также 66 монашествующих из разных обителей.  Среди участников конференции  –  члены Коллегии синодального отдела по монастырям и монашеству, а также члены Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества. В конференции приняли активное участие представители братских Православных Церквей: митрополит Лимассольский Афанасий (Кипрская Православная Церковь), монахиня Феоксения, игуменья монастыря Хрисопиги с сестрами обители (Критская Архиепископия Элладской Православной Церкви), монахиня Фотина, игуменья монастыря святой Параскевы на о.Корфу с сестрами обители (Элладская Православная Церковь), монахиня Елена, игуменья Свято-Спасского монастыря в Жиче с сестрами обители (Сербская Православная Церковь), монахиня Анастасия, игуменья монастыря Рождества Пресвятой Богородицы в Белостоке с сестрами обители (Польская Православная Церковь), игуменья Мария из Свято-Елисаветинской обители (Мюнхен) из Русской Православной Церкви заграницей, а также представители Святой горы Афон – насельники монастырей Симонопетра, Кутлумуш и скита святой праведной Анны. Всего в конференции приняли участие 143 представителя монастырей, а также профильных Синодальных учреждений.

 

23 сентября 2013 г. 17:50
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи