iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00
К 165-летию основания скита Параклит Свято-Троицкой Сергиевой лавры. «От церковного служения никогда не откажусь»
В девяти километрах от Свято-Троицкой Сергиевой лавры располагается скит в честь Святаго Духа Утешителя Параклита, который был основан по благословению святителя Филарета (Дроздова) и его духовника — преподобного Антония (Медведева). Первые скитские кельи с немногочисленной братией появились в 1858 году. Со временем братия увеличилась до двенадцати человек — по количеству Апостолов и по числу первых учеников преподобного Сергия. Устав скита отличался особой строгостью, неукоснительным исполнением молитвенного правила и уставного богослужения, постническим житием по уставу древних монахов, а вход женщинам за ограду был запрещен. По благословению святителя Тихона в 1920 году во главе этого подвижнического братства встал игумен Паисий (Ларин; 1869–1956), которому вскоре предстояло пройти лагеря, ссылки и тяжелые испытания безбожного ХХ века. PDF-версия.    
5 января 2024 г. 15:00
Родом угреня
Борисоглебский монастырь в Торжке, основанный около 1038 года, — древнейшая обитель на нашей земле, сыгравшая важную роль в распространении христианства на Руси. История монастыря неразрывно связана с его основателем — преподобным Ефремом Новоторжским, 450-летие обретения мощей которого отмечается в июне этого года. Проанализировав различные источники и документы, российский ученый предлагает свою трактовку событий жития подвижника. Действительно ли Ефрем и его братья прибыли на Русь, как считается, из Венгрии, мог ли преподобный построить каменный храм во имя Бориса и Глеба, а также о том, почему святой Ефрем, скорее всего, был убит, «Журналу Московской Патриархии» рассказал научный сотрудник Всероссийского историко-этнографического музея, кандидат филологических наук Виктор Кузнецов. PDF-версия.
23 июня 2022 г. 17:00
Новости
фото Анны Ольшанской
23 сентября 2013 г. 17:50
версия для печати версия для печати

В Свято-Троицкой Сергиевой Лавре открылась конференция «Монастыри и монашество: традиции и современность».

В Троице- Сергиевой Лавре открылась конференция «Монастыри и монашество: традиции и современность»,в которой принимают участие 143 представителя монастырей России, Украины, Белоруссии, Молдовы, Сербии, Греции, Крита, Кипра и Германии, а также профильных Синодальных учреждений. За два дня ее участники обсудят наиболее актуальные вопросы монашеской жизни и проект «Положения о монастырях и монашествующих».

В первый день с докладами выступили митрополит Волоколамский Иларион и митрополит Лимассольский Афанасий (о.Крит). В своем выступлении митрополит Иларион говорил о спорных вопросах проекта «Положения о монастырях и монашествующих» и затронул ,в частности, такие вопросы как статус трудника в монастыре, о монашестве в миру, можно ли считать рясофорного послушника монахом, какой минимальный возраст для пострига, когда возможны выборы игумена братией, духовное руководство в женских монастырях и др. Так, в вопросе выборности игумена, который судя по настроению участников конференции был для многих злободневным, митрополит Иларион предложил в острых моментах выбрать промежуточный вариант между выборностью и архиерейским назначением: «Например, в положении при выборе игумена (игуменьи) священноначалию следует учитывать мнение иноков, выраженное путем письменного или устного опроса, а может быть и тайного голосования. Такие голосования уже применяются в некоторых обителях, где архиерей считает нужным узнать мнение монашествующих о предполагаемом кандидате. Окончательное решение остается за священноначалием, но при этом мнение братства или сестричества может быть учтено».

Владыка также предложил уточнить в проекте понятие «трудник», потому что трудник в монастыре не всегда является кандидатом в иноки. Нередко люди семейные приезжают в монастырь потрудиться во славу Божью, например в отпуск, а потом возвращаются в свои семьи, но их называют трудниками, как и тех, кто работает рядом с ними, но предполагает принять монашество. Кроме того, надо различать рясофорных иноков и постриженных в мантию. У рясофорных иноков остается возможность вернуться в мир, т.к. они не приносили монашеских обетов.

Центральной мыслью доклада митрополита Лимассольского Афанасия стала мысль, что монашества нет, если нет духовного наставничества. «Каждая поместная Церковь имеет свои традиции, которые касаются как пастырской, так и монашеской сферы, -пояснил владыка. - Но значение и смысл монашеской традиции во всех них является одинаковыми: беру от одного и передаю другому. Передача монашеских традиций из поколения в поколение является передачей искусства обожения человека. И преподобные отцы различают три формы духовной жизни: очищение, просвещение и обожение». Но провести инока по этим ступеням может только опытный духовный наставник.

На вопрос, что делать инокам, если «нет в наше время старцев», владыка Афанасий ответил: «Я видел послушников на Афоне, которые не смогли ничему научиться у самых опытных старцев, а так же тех, кто стали святыми, подвизаясь у нерадивых отцов. Потому что значение имеет не то, каков старец, а истинное послушание ученика, т. к. Христос не оставляет никого, кто пришел к Нему. Говорить, что нет старцев, значит хулить Святого Духа».

Прозвучали также доклады иеромонаха Хризостома, монастырь Кутлумуш, Святая Гора Афон: «Литургическая жизнь в монастырях и смысл монастырских послушаний»  и монахини Феоксении, настоятельницы монастыря иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Хрисопиги, о. Крит, Греция: «Игумен как духовный руководитель монастыря: канонические принципы и значение в контексте литургической жизни».

Завтра конференция продолжит работу. Планируются выступления игумена Дионисия (Шленова), заведующего Библиотекой, доцента МДА: «Богословское и каноническое содержание монашеских обетов» и монаха Диодора (Ларионова), насельника Богородице-Сергиевой пустыни: «Монашеские степени: их каноническое и духовное значение».

Справка

В конференции приняли участие постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви Высокопреосвященный Иларион, Митрополит Волоколамский, Председатель Отдела Внешних Церковных Связей, Председатель Синодального Отдела по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви, Наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Высокопреосвященный Феогност, Архиепископ Сергиево-Посадский, 11  архиереев, 20 наместников и игуменов мужских монастырей, 46 игумений женских обителей, а также 66 монашествующих из разных обителей.  Среди участников конференции  –  члены Коллегии синодального отдела по монастырям и монашеству, а также члены Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества. В конференции приняли активное участие представители братских Православных Церквей: митрополит Лимассольский Афанасий (Кипрская Православная Церковь), монахиня Феоксения, игуменья монастыря Хрисопиги с сестрами обители (Критская Архиепископия Элладской Православной Церкви), монахиня Фотина, игуменья монастыря святой Параскевы на о.Корфу с сестрами обители (Элладская Православная Церковь), монахиня Елена, игуменья Свято-Спасского монастыря в Жиче с сестрами обители (Сербская Православная Церковь), монахиня Анастасия, игуменья монастыря Рождества Пресвятой Богородицы в Белостоке с сестрами обители (Польская Православная Церковь), игуменья Мария из Свято-Елисаветинской обители (Мюнхен) из Русской Православной Церкви заграницей, а также представители Святой горы Афон – насельники монастырей Симонопетра, Кутлумуш и скита святой праведной Анны. Всего в конференции приняли участие 143 представителя монастырей, а также профильных Синодальных учреждений.

 

23 сентября 2013 г. 17:50
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Призываемый Богом (Евр. 5, 4)
«Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл публикаций, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала заключается в том, что приводится палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не всегда совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения каждого священника. Основой для статей служат материалы интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между пастырями. PDF-версия.
30 января 2024 г. 13:00