выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00
К 165-летию основания скита Параклит Свято-Троицкой Сергиевой лавры. «От церковного служения никогда не откажусь»
В девяти километрах от Свято-Троицкой Сергиевой лавры располагается скит в честь Святаго Духа Утешителя Параклита, который был основан по благословению святителя Филарета (Дроздова) и его духовника — преподобного Антония (Медведева). Первые скитские кельи с немногочисленной братией появились в 1858 году. Со временем братия увеличилась до двенадцати человек — по количеству Апостолов и по числу первых учеников преподобного Сергия. Устав скита отличался особой строгостью, неукоснительным исполнением молитвенного правила и уставного богослужения, постническим житием по уставу древних монахов, а вход женщинам за ограду был запрещен. По благословению святителя Тихона в 1920 году во главе этого подвижнического братства встал игумен Паисий (Ларин; 1869–1956), которому вскоре предстояло пройти лагеря, ссылки и тяжелые испытания безбожного ХХ века. PDF-версия.    
5 января 2024 г. 15:00
Родом угреня
Борисоглебский монастырь в Торжке, основанный около 1038 года, — древнейшая обитель на нашей земле, сыгравшая важную роль в распространении христианства на Руси. История монастыря неразрывно связана с его основателем — преподобным Ефремом Новоторжским, 450-летие обретения мощей которого отмечается в июне этого года. Проанализировав различные источники и документы, российский ученый предлагает свою трактовку событий жития подвижника. Действительно ли Ефрем и его братья прибыли на Русь, как считается, из Венгрии, мог ли преподобный построить каменный храм во имя Бориса и Глеба, а также о том, почему святой Ефрем, скорее всего, был убит, «Журналу Московской Патриархии» рассказал научный сотрудник Всероссийского историко-этнографического музея, кандидат филологических наук Виктор Кузнецов. PDF-версия.
23 июня 2022 г. 17:00
Новости
Фото Алексея Реутского
23 сентября 2015 г. 22:37
версия для печати версия для печати

В Москве проходит Международная богословская конференция «Монашество Святой Руси: от истоков к современности»

В Покровском монастыре открылась Международная богословская научно-практическая  конференция «Монашество Святой Руси: от истоков к современности». Мероприятие приурочено к празднованию 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира. В своих докладах ее участники освящают темы исторической традиции древнерусского иночества, способы организации современной монашеской общины, совмещение настоятелем монастыря духовничества с административной функцией, условия принятия нового брата или сестру в монашескую семью и др.

Форматом мероприятия предусмотрено, что после каждого доклада отводится время на вопросы и ответы, в которых участники конференции могут уточнить интересующие их детали. Так наиболее оживленное обсуждение вызвал вопрос совмещения игуменом духовного окормления братии и выполнения своих административных обязанностей. Проблема в том, что в силу своей должности на игумена ложится столько забот по обеспечению жизнедеятельности монастыря, что если у него нет помощника, про окормление братии можно забыть. Однако это недопустимо. В докладе архимандрита Елисея, священноигумена афонского монастыря Симонопетра, представленном насельником обители архимандритом Серапионом прозвучала мысль, что эта проблема на Афоне решается распределением административных обязанностей между собором  старцев (герондией), которые берут на себя главные обязанности управления (наместника, казначея, заведующего канцелярией и др.). Таким образом игумен освобождается от значительного бремени повседневных обязанностей. По мнению отца Серапиона в российском варианте это можно решить «приглашением помощников из вне. Или найти такого человека среди братии. Выход всегда есть, если есть желание». 
В свою очередь митрополит Нижегородский и Арзамазский Георгий отметил, что за 25 лет в возрождающемся российском монашестве появились игумены и игуменьи, кто мог бы поделиться опытом в решении этой проблемы. «Мы не в пустыне живем, есть у кого поучиться. Или обратитесь к опыту Греческой, Румынской, Сербской, Болгарской Поместных Церквей. Просите и обрящете, стучите и откроют вам Лк (гл. 11, ст. 9). не сидите сложа руки».
 
Еще один актуальный вопрос, через какое время жизни в монастыре можно принимать в число братии трудников, в том числе из инославных (например, в недавнем прошлом - мусульман). По мнению  архиепископа Берлинского, Германского и Великобританского Марка нужно четко понимать, что новоначальные не присоединяются к Церкви, а принимают Таинство Крещения. Не важно, был человек мусульманином, католиком или протестантом. «Этих людей нельзя сразу принимать в монастырь, какое-то время они должны стать прихожанами одного из храмов, - сказал архиепископ. - Не редко человек после крещения горит любовью ко Христу, но этот огонь очень быстро и часто угасает, человек становится другим. Поэтому надо все время наблюдать за ним и поддерживать его. И только через какое-то время его можно принять в монастырь, да и то с опаской, не оставляя духовную поддержку. Человек не делается православным  автоматически, он должен врастать в Церковь и это длительный процесс».  Между тем митрополит Нижегородский и Арзамазский Георгий убежден, что до принятия даже в послушники, человек должен пожить в монастыре в статусе трудника до десяти лет, чтобы ни ему ни настоятелю монастыря не пришлось потом раскаиваться в поспешно принятом решении.
Участники конференции говорили также о том, что хорошей практикой могли бы стать поездки монашествующих в другие монастыри, не только России, но и за рубеж, чтобы ознакомиться там с опытом духовной жизни. В частности такая практика наблюдается в Белоруском экзархате, где насельники монастырей посещают Афонские монастыри и впитывают живую традицию монашеской жизни. 
Обсуждая вопрос перевода монашествующих в другие монастыри, митрополит Нижегородский и Арзамазский Георгий отметил, что нельзя без согласия монашествующего переводить его в другой монастырь и необходимо учитывать его физические и духовные силы. С ним согласился и архиепископ Сергиево-Посадский Феогност: «Одно дело, когда послушник дал обет послушания,  и другое ответственность игумена и правящего архиерея. Непродуманные действия вместо смирения могут привести к озлоблению. Много случаев, когда монахов начинают посылать по таким командировкам и ни к чему хорошему это не приводит». Ведь Святейший Патриарх ждет от священноначалия таких результатов, когда итогом руководящих действий будет воспитание смирения и любви, а не отторжение от монашеской жизни.
В первый день на конференции также выступили епископ Боярский Феодосий (Киевская духовная академия), епископ Лидский и Сморгонский Порфирий (Белорусский экзархат), епископ Борисовский и Марьингорский Вениамин и другие.
В конференции принимают участие представители из 80 епархий, из них 8 архиереев, 50 архимандритов и игуменов, 67 игумений из России, Белоруссии, Украины, Молдовы, Казахстана, Греции и Германии, всего 180 человек. 
Завтра конференция продолжит свою работу. Одним из ее мероприятий, в частности, станут два Круглых стола : «Отеческое отношение к братии и управление монастырем» (для игуменов) и «Материнское отношение к сестрам и управление монастырем» (для игумений).

 

23 сентября 2015 г. 22:37
Ключевые слова: монашество, монастырь
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи